презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку ( 8 класс) по книге А.В.Суперанской, А.В.Сусловой «Современные русские фамилии»
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Елена Евгеньевна Сорокина

СУПЕРАНСКАЯАЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА  

•Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела теоретической и прикладной лингвистики Института языкознания Российской академии наук.
•Работает в Институте с 1957 г., сначала в Секторе культуры речи у С.И.Ожегова, затем – в Секторе структурной и прикладной лингвистики у А.А.Реформатского, в настоящее время – в отделе теоретической и прикладной лингвистики. В 1958 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Лингвистические основы практической транскрипции имён собственных» (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор А.А.Реформатский), в 1974 г. – диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук «Теоретические проблемы ономастики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_vneklassnogo_chteniya_po_russkomu_yazyku_8.ppt804 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеклассного чтения по русскому языку ( 8 класс) по книге А.В.Суперанской, А.В.Сусловой «Современные русские фамилии» Презентация проекта

Слайд 2

Выполнили: учителя МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №53» г. Курска Ануфриева Т.Н. Сорокина Е.Е. Шеховцова С.В. Курск – 2009г.

Слайд 3

А.Суперанская, А.В.Суслова «Современные русские фамилии» Издательство « Наука» Москва 1984 Ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ф.П.Филин С.176

Слайд 4

Александра Васильевна Суперанская 1929г. рождения

Слайд 5

СУПЕРАНСКАЯАЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела теоретической и прикладной лингвистики Института языкознания Российской академии наук. Работает в Институте с 1957 г., сначала в Секторе культуры речи у С.И.Ожегова, затем – в Секторе структурной и прикладной лингвистики у А.А.Реформатского, в настоящее время – в отделе теоретической и прикладной лингвистики. В 1958 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Лингвистические основы практической транскрипции имён собственных» (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор А.А.Реформатский), в 1974 г. – диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук «Теоретические проблемы ономастики» .

Слайд 6

Область научных интересов : специальная лексика (терминологии и номенклатуры различных отраслей знания); имена собственные всех типов; способы передачи безэквивалентной лексики из одних графических систем в другие, а также культура русской речи. А.В.Суперанская – член Ономастической и Терминологической комиссий Международного комитета славистов; Международного ономастического комитета; Российского терминологического общества РосТерм; Топонимической комиссии Московского филиала Российского географического общества; Орфографической комиссии Российской академии наук; Городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций Метрополитена при Моссовете. А.В.Суперанская продолжает заниматься вопросами культуры речи совместно с преподавателями факультета журналистики МГУ, участвует в сборниках «Журналистика и культура русской речи». В настоящее время основные интересы А.В.Суперанской лежат в области антропонимики. А.В.Суперанской написано и опубликовано в России и за рубежом 380 научных и научно-популярных работ на пяти языках.

Слайд 7

Книги автора

Слайд 8

Эпиграф Что ни фамилия – то образ, Что ни имя – ищи смысл. А.А.Реформатский

Слайд 9

Цели урока: 1)познакомить и обсудить содержание книги; 2)провести творческое исследование современных русских фамилий; 3)снять фильм « Наши школьные будни»; 4)познакомить с этимологией русских фамилий; 5) прививать интерес к чтению книг о языке.

Слайд 10

Подготовительный этап 1) прочитать книгу; 2) разделить класс на творческие группы: книголюбы, историки, статисты, этнографы-натуралисты, техники, литературоведы, филологи,художники-оформители; 3) дать задания; 4) проверка работ творческих групп в течение 2 недель ; 5) монтаж видеофильма

Слайд 11

Книголюбы 1) знакомят с содержанием книги; 2) работают с алфавитным и систематическим каталогами библиотеки , делают подборку книг по теме; 3) организуют выставку книг по теме

Слайд 12

Историки 1) составляют историческую справку о развитии русских фамилий с 14в. по 20 в.; 2) составляют вопросы по истории русских фамилий к главе « Из истории русских фамилий»

Слайд 13

Статисты 1) посещают ЗАГС, готовят выписку о необыкновенных фамилиях; 2) работают с телефонным справочником – делают статистический отчет о частотности русских фамилий; 3) анализируют таблицу №4 книги о частотности русских фамилий

Слайд 14

Этнографы-натуралисты 1) снимают видеорепортаж « Лексическое поле»; 2) знакомятся с главой книги « Лексическое поле»

Слайд 15

Техники 1) готовят сообщение об искусственных и двойных фамилиях; 2) просматривают телепередачи за 2 недели, записывают необычные фамилии, анализируют, предлагают их толкование

Слайд 16

Литературоведы 1) составляют сценку, где иллюстрируют главы книги « Фамилии литературных героев», «Псевдонимы»; 2) создают мини-спектакль на 3 мин.

Слайд 17

Филологи 1) изучают главу « Ударение»; 2) готовят сообщение по этой главе; 3) подбирают задание на постановку ударения в отдельных русских фамилиях; 4)создают памятку по главе « Склонение имен и фамилий в русском языке»

Слайд 18

Художники-оформители 1) оформляют класс в русском народном стиле; 2) рисуют таблицу « Частотность русских фамилий»; 3) оформляют схему-таблицу о происхождении русских фамилий

Слайд 19

План урока 1) Орг. момент. Цели урока. 2) Слово учителя об авторе книги. Отчеты творческих групп. 3) Книголюбы. 4) Историки. 5) Статисты. 6) Видеофрагмент « Лексическое поле».

Слайд 20

7) Техники. 8) Мини-спектакль литературоведов. 9) Филологи. 10) Художники-оформители демонстрируют заставку к фильму « Наши школьные будни». 11) Подведение итогов проекта руководителями групп. 12) Домашнее задание.

Слайд 21

Домашнее задание 1) написать сочинение-миниатюру о происхождении своей фамилии, об особенностях ее произношения и склонения ( 1 страницу); 2) индивидуальное задание режиссеру – смонтировать фильм « Наши школьные будни», подготовить его к показу на широкую аудиторию.

Слайд 22

Продукт проекта 1) Фильм « Наши будни» с видеосъемкой фрагментов урока; 2) полученные знаний об этимологии русских фамилий на основе изучения книги А.В.Суперанской, А.В.Сусловой « Современные русские фамилии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Презентация к уроку внеклассного чтения по английскому языку в 4 классе

Презентация даёт возможность в интерактивной форме  провести работу по прочитанному текстую. Упражнения позволяют проверить  знания лексических единиц и их правописание, структуру английског...

Презентацию к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик"

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик". Презентация выстроена так, что отражает ход урока и все его этапы....

Урок внеклассного чтения для учащихся 8 класса по книге Т. Крюковой "КостяНика"

Урок усвоения новых знаний,формирования навыков и умений с элементами практикума. Ребята ответят на вопросы викторины, по группам проанализируют основные эпизода и проблемы повести....

Урок внеклассного чтения в 5 А классе По книге –юбиляру Н.Носова «Незнайка на Луне"

Урок внеклассного чтения в 5 А классе    По книге –юбиляру Н.Носова «Незнайка на      Луне"                ...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5(6) классе по произведениям о собаках

Иллюстрации к рассказу Ю.Казакова "Арктур - гончий пёс" и роману Э.Найта "Лесси"....