олимпиада по литературе для учащихся 10 классов
олимпиадные задания по литературе (10 класс) по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Здесь представлены задания для школьного этапа олимпиады по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_literature_-10.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                     

               Олимпиадные задания школьного этапа  олимпиады по литературе

                                       

                                                    10 класс

                                                                                                Время выполнения -2 часа

Часть 1. Сопоставительный анализ поэтических текстов ( 50 баллов)

  Ф.И.Тютчеву принадлежат два стихотворения, написанные в разные периоды жизни. Проведите их  сопоставительный анализ и попытайтесь ответить, что сближает эти стихи и что составляет их важнейшее отличие? О каких особенностях миросозерцания поэта говорит каждое из них?  Какие характерные черты поэтики Тютчева вы можете выделить в этих стихах?

При оценке успешности выполнения задания учитывается глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании; владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). Оценивается глубина восприятия образа лирического героя и умение истолковать его, умение характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства. Оценивается композиционная стройность, язык и стиль вашего сочинения.

Душа моя, Элизиум теней...»

Душа моя, Элизиум* теней,                                                            

Теней безмолвных, светлых и прекрасных,

Ни помыслам годины буйной сей,

Ни радостям, ни горю не причастных,-

Душа моя, Элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобою!

Меж вами, призраки минувших, лучших дней,

И сей бесчувственной толпою?..

                                  Начало 1830-х гг.

 « О вешая душа моя »

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги, –

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Так ты – жилица двух миров,

Твой день – болезненный и страстный,

Твой сон – пророчески-неясный,

Как откровение духо́в...

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

                                      1855 г

Элизиум* – в древнегреческой мифологии часть подземного царства, обитель душ блаженных.

Часть 2. История и теория литературы ( 35 баллов)

Задание 1. ( 10 баллов)

 

Какие литературные жанры соответствуют данным определениям? Приведите примеры произведений каждого жанра, назовите их авторов.

  1. Самый крупный  жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; описывающий события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны; отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния.

  1. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространённые темы –созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.

  1. Хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые; ценность составляет не точность описания фактов, а достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни.

  1. Большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определённый период времени или целой человеческой жизни; предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости; характерные свойства – разветвлённость сюжета, наличие системы равнозначных персонажей, охват сложного круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протяжённость.

  1. Прозаическое произведение малого объёма, приближающееся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не всегда могут быть проведены и определены), с острым, захватывающим сюжетом, с неожиданной концовкой.

Задание 2. ( 8 баллов)

Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.

 1 .  -Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.

- А чьей же?

- По родительскому обещанию.

- И что же с вами происходило по родительскому обещанию?

- Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.  

   

 2.  -Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает».

 - Я начинаю соглашаться с дядей, ты решительно дурного мнения о русских.

 - Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

 - И природа пустяки?

 - И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

       3.  - Да разве ты тоже не мучаешься?

            - У меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить. Я потому и пришел, что зол. Есть такие, которые не пришли бы. А я трус и... подлец! Но... пусть! всё это не то... Говорить теперь надо, а я начать не умею... И зачем, зачем я пришел! Никогда не прощу себе этого!

            - Нет, нет, это хорошо, что пришел! Это лучше, чтоб я знала! Гораздо лучше!

            - А что и в самом деле! Ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться…

     

    4. -Только еще один раз, - сказал сверху женский голос.

              - Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.

            - Нет, ты посмотри, что за луна!... Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -- туже, как можно туже -- натужиться надо. Вот так!

                -Полно, ты упадешь.

                - Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.

                - Ах... Боже мой! Боже мой! что ж это такое! -- вдруг вскрикнула она. -- Спать так спать! -и захлопнула окно.

"И дела нет до моего существования!" В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

 Задание 3. ( 5 баллов)

Проанализировав характер рифмовки, определите, какой строфой написано стихотворение А.С.Пушкина. Какое произведение мировой литературы написано подобными строфами?

* * *

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,

Приятным, сладким голосом, бывало,

С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало

И очи светлые, как небеса.

Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса

Ее чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,

Я про себя превратно толковал

Понятный смысл правдивых разговоров…

Задание 4. ( 2 балла)

Укажите строки какого поэта отразились в пародии Д.Минаева.

Холод, грязные селенья,

                Лужи и туман,

Крепостное разрушенье,

                Говор поселян,

От дворовых нет поклона,

                Шапки набекрень,

И работника Семена

                Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

                Дерзость гусенят, -

Посрамленье, гибель Руси,

                И разврат, разврат!.  

Задание 5. ( 4 балла)

  Вспомните главу «Сон Обломова» из романа Гончарова «Обломов». Действительно ли описание сна, содержащееся здесь, похоже на «настоящий» сон. Укажите основные «помехи», которые разрушают иллюзию «настоящего» сновидения.

Задание 6.( 6 баллов)

   В литературоведении есть такое понятие «центон». Что оно значит? Дайте определение термину. Если вам не встречался подобный термин, ниже приводится образец подобного текста. Прокомментируйте его.

Шофёр затих...

Я вышел из такси.

В природе неизбежны перемены.

С утра радиосеть всея Руси

воспроизводит шлягеры Шопена...

Какой светильник разума погас!

Врубить бы сразу свет,

как в кинозале.

Все ожидают этого от нас.

Мы этого никак не ожидали...

                                           1985

 Школьный  тур  олимпиады по литературе

10-й класс

К Л  Ю Ч И

интерпретация поэтического текста

(40 баллов)

Критерии оценивания

Баллы

1.

Глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании). Навыки сопоставительного анализа.

8

2.

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие).

16

3.

Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства.

8

4.

Композиционная стройность, язык и стиль работы (логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

8

Общая сумма баллов – 40

Часть 2

История и теория литературы (35 баллов)

Задание 1. За название жанра-1 балл, за пример-0,5 балла, за указание автора-0,5 балла

  1. Эпопея
  2. Элегия
  3. мемуары
  4. Роман
  5. Новелла

Задание 2. За название произведения -1 балл, за указание автора – 1 балл)

1.Н.С.Лесков «Очарованный странник»

2.И.С.Тургенев « Отцы и дети»

3.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

4.Л.Н.Толстой «Война и мир»

Задание 3. За определение характера рифмовки – 3 балла, за указание произведения с подобной рифмовкой -1 балл, за автора-1 балл

А

В

А

В

      С

       В

      С

      Д

      С

« Божественная комедия» Данте Алигьери

  Задание 4. За название стихотворения – 1 балл, за указание автора – 1балл

А.Фет «Шёпот. Робкое дыханье»

  Задание 5. За приведённый аргумент – 1 балл

  1. Непомерная длина текста
  2. Открытое присутствие автора
  3. Публицистические отступления
  4. Отступления этнографического характера

Задание 6.  За определение – 3 балла, за комментарий – 3 балла

Центо́н (лат. cento, род. падеж centonis — одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) — стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений.  Менее строгие центоны переходят в поэзию реминисценций. Центоны — распространённый художественный приём в постмодернизме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки учащихся к муниципальному туру олимпиады по математике 9 класс

В данном документе представлены задания муниципального тура олимпиады по математике для 9 класса в 4 вариантах...

Олимпиадные задания школьного тура Всероссийского этапа олимпиады школьников для учащихся 9 класса

Олимпиадные задания для учащихся 9 классаОлимпиада – важнейшее средство не только проверки  географической подготовки школьников на данном этапе, но и развития географического мышления, представл...

Школьный тур олимпиад по природе 5 класс, биологии 6-7 класс.

Задания включают вопросы с выбором правильного ответа, а также вопросы со свободным ответом.....

Олимпиада "Фонетика" для учащихся 4 - 9 классов

Олимпиаду "Фонетика" можно использовать в рамках Недели русского языка и литературы или в рамках внеурочной деятельности по предмету....

Факультативный курс «ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ»

Предлагаю факультативный курс, предназначенный для учащихся 5-6-х классов, проявляющих повышенный интерес к математике, которые участвуют в различных соревнованиях по математике.Цель курса:-...

Олимпиада для 5-6 классов основной школы 1 этап Всероссийской олимпиады школьникоа

Здесь содержатся доступные материалы для проведения олимпиады в 5-6 классах....