Урок-диспут по комедии Грибоедова "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Чацкий-Молчалин-Софья.Жизненные позиции.Споры о героях пьесы.(Урок взят из интернета).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Горе от ума".Урок-диспут43 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ДИСПУТ ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 
Чацкий - Молчалин - Софья. Жизненные позиции. Споры о героях пьесы.

Цели: 

Образовательная: сформировать личное мнение учащихся об образах героев комедии А. Грибоедова «Горе от ума» (Чацком, Молчалине, Софье) путём дискуссионной беседы с опорой на высказывания известных писателей и литературных критиков. 

Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать речь и критическое мышление; развивать умение вести дискуссию, правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения; прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательная:  привить навыки демократического стиля общения.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Форма урока: урок-диспут.

Оборудование:

текст комедии «Горе от ума»;

презентация: иллюстрации к произведению, фрагменты спектакля

раздаточный материал: карточки с цитатами из статей критиков и писателей.

 НА ДОСКЕ: запись темы урока, цитаты, домашнее задание, итоговый вопрос.
    Цитаты: 

                            1. В мои лета не должно сметь

                               Свое суждение иметь.

                            2. Зачем же мнения чужие только святы?

                                   

                            3. А кем из них я дорожу?

                                Хочу - люблю, хочу - скажу.

ХОД УРОКА. 

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

1824 год... Год завершения комедии «Горе от ума». А споры по поводу героев этого

произведения не умолкают и по сей день. Сколько людей, столько и мнений, и поэтому мы не будем уподобляться Молчалину, сказавшему (внимание к цитатам: а где слова Молчалина?)..., а прислушаемся к Чацкому, провозгласившему ..., возьмем решительность Софьи и попытаемся, проанализировав чужие мнения, составить свое собственное.

Дома вы должны были внимательно прочитать высказывания писателей и

литературных критиков о героях комедии, их жизненной позиции и подготовиться к уроку-диспуту, на котором мы будем обсуждать эти цитаты и формировать ваше личное мнение о героях комедии.

        Самые жаркие споры ведутся по образу Чацкого, я предлагаю вам обсудить высказывания писателей и критиков.

Чацкий

«А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми…»                                                                                                А. С. Пушкин                                                                        

«Чацкий одушевлён страстями огненными; он пылок, горд, страстен ко всему прекрасному, высокому и родному… Чацкий хочет всего хорошего, но не достигает ни к чему: это человек, стоящий не много выше толпы».

                                                                                                               К. А. Полевой

«Даже то лицо, которое взято, по-видимому, в образец, то есть сам Чацкий, показывает только стремление чем-то сделаться, выражает только негодование противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не даёт в себе образца обществу».

                                                                                                                 Н. В. Гоголь

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой… Только личное его горе произошло не от одного ума а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».

                                                                                                               И. А. Гончаров

«Софья действительно говорит «истину» о Чацком: он «смешон» в своей гордыне, в своей «желчи», в стремлении всех беспощадно судить, в непонимании собственных пороков, в своей страсти, которая «бесит», в непонимании той, кого любит…»                                                                                                            

                                                                                                                В. Влащенко

          «И потом: что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами - значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина - есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади... Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья».

                                                                                                          В. Г. Белинский        

В ходе дискуссии учащиеся затрагивают такие вопросы, как: «Умён ли Чацкий?», «Чацкий – победитель или побеждённый?»

Слово учителя. Обратимся к образу Софьи. Поведение Софьи также вызывает много вопросов, которые мы должны обсудить.

                                                    Софья

«Софья начертана неясно …»                                    

                                                                                                          А. С. Пушкин

«Посреди невежд и мерзавцев Софья, рождённая для чувств сильных и, может быть, высоких, делается подобною всем другим и в три года отсутствия Чацкого доходит до последней низости порока».

                                                                                                         К. А. Полевой

«Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием - дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? - Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак».    

                                                                                                          В. Г. Белинский

«Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

                                                                                                                    И. А. Гончаров

Учащиеся высказывают свои мнения  по поводу того, почему Софья предпочла

Молчалина Чацкому, почему именно она объявила Чацкого сумасшедшим.

        Слово учителя. Образ Молчалина долго трактовали однозначно – подлый, льстивый, коварный, но затем появилось мнение, что Молчалин знает жизнь и умеет в ней устраиваться, и в этом нет ничего плохого: человек добивается своей цели любыми способами. Какого ваше мнение по этому поводу?  

                                      Молчалин

«Низкий ползун, весь заключённый в ничтожные формы, льстец подлый и предатель коварный, этот Молчалин носит несомненный признак тех людей, которые, по словам Чацкого, блаженствуют на свете. Всякий век имеет своих Молчалиных…»

                                                                                                               К. А. Полевой

«…Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом – Молчалина».

                                                                                                               В. Г. Белинский

«…страшный человек, собранный в одну волю, провинциал, пришедший побеждать столицу, нищий молодой человек, штурмующий высоты богатства и знатности, родной брат Сореля и Растиньяка, но французы в таком видят героя, а у нас надо еще доказывать, что он — выше обезьянки».

                                                                                                             А. И. Солженицын

  1. Проведение диспута. Выводы.
  2. Рефлексия.

- Хорошо ли или плохо, что до сих пор читающая публика не придет к общему мнению по поводу героев комедии?

- Что полезного вы извлекли для себя в ходе урока?

5. Домашнее задание:

    Сочинение:

  1. Чацкий – победитель или побеждённый?

  2. Умён ли Чацкий?

  3. «Софья начертана неясно…»

  4. Молчалины «блаженствуют на свете»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок -диспут

урок предполагает выполнение самостоятельной работы студентов...

Урок-диспут на тему: «Что мы оставим потомкам?»

Мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение сравнительно недавно и была встречена с естественн...

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

УРОК – ДИСПУТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УРОКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Урок - диспут олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принцип...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...