Урок-диспут на тему: «Что мы оставим потомкам?»
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Фомичева Наталья Петровна

 

Мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение сравнительно недавно и была встречена с естественным недоверием. Трудно поверить, что мирный труд может иметь те же последствия, что и атомная война. Трудно представить, что блестящий век науки, начинавшийся такими многообещающими победами разума, может завершиться так нелепо и бесславно. А речь идет именно об этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-disput.chto_my_ostavim_potomkam.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут на тему: «Что мы оставим потомкам?»

Цели урока:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
  2. вызвать чувство озабоченности за судьбу природы;
  3. выработать  экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;
  4. воспитывать любовь к природе родного края.

Форма урока: урок-диспут.

Форма работы: коллективная.

Предшествующая работа: сбор материала по теме диспута; изготовление лозунгов (члены экологического общества школы); разучивание стихов.

ЛОЗУНГИ для оформления класса:

  1. Природа - наш дом;
  2. Не вырубайте леса;
  3. Берегите водные ресурсы;
  4. Помогай природе – защищай её;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Урок-диспут.

Учитель: Мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение сравнительно недавно и была встречена с естественным недоверием. Трудно поверить, что мирный труд может иметь те же последствия, что и атомная война. Трудно представить, что блестящий век науки, начинавшийся такими многообещающими победами разума, может завершиться так нелепо и бесславно. А речь идет именно об этом.

        «Сохраним ли мы нашу планету обитаемой?», «Земля в беде», «Погубленный мир», «С топором у дерева жизни», книги, статьи, брашуры с такими заголовками заполнили книжный рынок. Их авторы настойчиво повторяют: «Положение ухудшается очень быстро, оно гораздо очень опасно, чем это представляется большинству людей». «По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем».

        Предостережениям, которые доносятся со всех сторон, как бы подводит итог доктор биологических наук М.М. Камшилов: «Таким образом, кроме всех очевидных положительных достижений, научно технический прогресс имеет и теневые стороны. Они весьма серьёзны. Некоторые ученые находят возможным заявить: игра проиграна, и человечество стремительно летит в пропасть»..

        Что это – поспешные выводы отдельных ученый или общее мнение ученого мира?

        На сегодняшнем диспуте, мы обсудим ряд вопросов о состоянии нашей планеты и о том, что мы сможем сделать, что бы её спасти.

        Выступление членов экологического школьного общества.

  1. Ученик.

Любви к природе нечего стыдиться,

Её как солнце в сердце не гаси.

Будь Человеком, дай цветку напиться

И дерево от гибели спаси

  1. Ученик.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету.

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету,

Черные – сотрешь ты человек?

  1. Ученик.

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река.

Свои теряя берега.

И слышу голов той реки:

«Ты береги нас. Береги!»

  1. Ученик.

Остановил олень свой бег

Будь человеком, человек

В тебя мы верим, не молчи!

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас. Сберегу!»

Учитель: Каждое производство имеет свои отходы, без которых оно не существует. Итак, мы поговорим об отходах цивилизации.

Ученик: «Ни один живой организм, - писал В.И. Вернадский, - не может существовать в среде, созданной из его отбросов». Потенциальная опасность для человечества состоит в увеличении количества углекислого газа в воздухе – это тепловой эффект. Этот процесс может принести нам большие бедствия.

        В первые такого рода опасения были высказаны на рубеже прошлого века. Обычное содержание углекислого газа в атмосфере 0,03 %, но несмотря на малое количество, он играет заметную роль в жизни биосферы. Основные природные его источники – вулканы, термальные воды, дыхание животных и растений. В промышленных городах его концентрация превышает 100 раз. Луксорский обелиск, вывезенный из Египта и установленный в 1836 году на площади Согласия в Париже, подвергся на новом месте большому износу, чем за все свое предыдущее существование, начавшееся при Рамзесе II. Человечество страдает от оксидов азота, серы, фосфора, развиваются профессиональные заболевания.

        С некоторых пор с разных концов света стали поступать сведения об отравлении людей. Так в 1953 году рыбаки из маленького японского городка Минамото на острове Кюсю стали жертвами таинственной и страшной болезни. Анализы показали очень высокое содержание ртути в крабах, обитающих в мелководье, и в 6 раз более высокое – в почках больных. В скорее обнаружилась и причина загрязнения: в залив сбрасывались воды одного из заводов, где изготовлялись удобрения, синтетические волокна. В качестве катализаторов при этом применялись соединения ртути.

Учитель: Ребята, что вы предлагаете для решения экологической проблемы «Парникового эффекта?» (Ученики предлагают свои версии, идет обсуждение). Следующий вопрос нашего диспута – беззвучные взрывы. Земля – хрупкий шарик, который может лопнуть из –за одного или нескольких ненужных в данной местности организмов.

Ученик: С давних пор, открывая и заселяя новые земли, люди везли с собой десятки видов привычных им домашних животных и культурных растений, а еще сотни диких видов переселялись при этом с их помощью, хотя и без их ведома. В трюмах и на днищах кораблей, в багаже и одежде людей, с торговыми грузами и почтовыми отправлениями путешествовало множество «Бесплатных пассажиров»: семена и споры растений, насекомые и их куколки, представители простейших и даже мелкие млекопитающие. Они распространялись по всему свету, удаляясь на недоступное им прежде расстояние от своей прародины.

        Однако не все пришельцы имели мирный характер. Пятилетний мальчик, возвращаясь с Гаити, где он с мамой проводил  лето, прихватил с собой домой, во Флориду, трех улиток, которых мать естественно выбросила. Не прошло и года, как три эти улитки в сотрудничестве с миллиардным своим потомством полностью опустошили окрестности Майами, где проживал любознательный мальчик. Гигантские улитки пожирали траву и кусты, объедали кору деревьев и даже побелку со стен домов. Улиток давили и травили химикатами, завезли даже с их родины большое количество естественных их врагов – жаб: безрезультатно. Гигантская ахатина у себя на родине в, Восточной Африки ведет скромное оседлое существование, довольствуясь местной флорой, а это был настоящий биологический взрыв и таких примеров очень много. От неразумного вмешательства в природу страдали континенты, которые осваивал человек.

Ученики обсуждают бесконтрольное вмешательство человека в природу. Предлагают:

  1. Из походов, путешествий не брать никаких животных или растений;
  2. Использовать для борьбы с колорадским жуком ядохимикаты и механический метод истребления насекомых;
  3. На птичьих рынках не покупать птиц и животных, привезенных с других стран.

Учитель: Химическая промышленность как самостоятельная отрасль возникла в 19 веке, химия как наука несколько раньше. Без производных химии современный человек существовать не может. Давайте поговорим, как химия связана с нашей жизнью.

Ученик: Ежедневные, вполне реальные, ставшие уже привычные чудеса современной химии приносят нам сегодня трудно оценимые блага и наносят нашей природе труднопоправимый вред. Химия сегодня одевает и обувает человека, обеспечивает топливом машины, удобряет почву, защищает от вредителей поля и леса. Химия сохранила жизнь множеству больных (пенициллин и другие антибиотики), спасла от голодной смерти множество людей («зеленая революция» в Индии, Мексике), предотвратила полное истребление многих видов животных и растений, создав искусственные заменители натуральных материалов.

        Но одновременно химическая индустрия стала невольной причиной массовой гибели растений и животных, нарушение здоровья людей, постоянного отравления всей среды обитания – атмосферы, гидросферы, почвы. Оксиды углерода выбрасываются нефтеперегонными заводами, оксиды азота – предприятиями химической промышленности, выделяются из химических удобрений. Фосфаты попадают в сточные воды из химических моющих средств и удобрений. Ртуть – отходы лакокрасочного производства. Свинец – один из отходов химической промышленности. Пестициды так же изготовляются на химических заводах. Первым пестицидом, который применялся для борьбы с колорадским жуком был ДДТ (дихлордифенилтрихлорметилметан). ДДТ обнаруживается сегодня в тканях белых медведей, печени пингвинах, жире китов, молоке женщин. Живые организмы являются «биологическими насосами», всасывающими этот ядохимикат из биосферы Земли. Сегодня этот химикат находится практически в организме каждого жителя Земли, причем концентрация его даже у живущих в странах, где он не применялся, в 2-3 раза выше допустимой нормы. Все эти причины привели к тому, что ДДТ и родственные ему хлорорганические соединения запрещены или ограничены почти повсеместно. После всего сказанного может сложиться впечатление, что химия – это и есть главный виновник загрязнения нашей планеты, но это не так.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, кто же главный виновник в загрязнении нашей планеты? (Выслушиваются мнения учеников)

Ученик. Покажется неожиданным, но главным загрязнителем сегодня является автомобиль – предмет нашей гордости, символ благополучия, олицетворение современного комфорта, аккуратный, изящный. А главное – наш помощник: с его помощью осуществляется сегодня 90% всех посажирских перевозок.

        Если бы выбрасываемые автомобилями газы были видимы, мы воочию убедились бы, что , выходя каждое утро из дома, мы погружаемся в мутные струи подозрительного вида газовой смеси и доверчиво заполняем её наши легкие. Дымные шлейфы автомобилей - это ядовитые, концерогенные соединения, из которых не ядовиты только 5. За каждые 100 км пробега автомобиль потребляет годовую норму кислорода, необходимого для дызания человека. В результате – бронхит, ОРЗ, пневмония, рак.

Учитель: Ребята давайте все вместе составим экоманифест.

ЭКОМАНИФЕСТ

  1. Живи по закону чистого пространства:
  1. Не выбрасывай мусор, помни: бумага разлагается 2 года, стекло – 100 лет;
  2. Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!
  1. Рационально используй и охраняй землю.
  2. Экономь воду и энергию.
  3. Не будь равнодушным к губителям природы, занимай активную позицию в жизни:
  1. Участвуй в работе школьного экологического общества;
  2. Поддерживай и участвуй в акциях по охране природы;
  1. Выполняй Великие законы природы:
  1. Все связано со всем;
  2. Природа знает лучше;
  3. Природа не создает мусора;
  4. Ничто не дается даром.
  1. Не сори в общественных местах. (Школьных коридорах, в столовой, на стадионе, на улицах, в парках.)
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание. Подготовить буклеты и презентации о проблемах:
  1. Водные ресурсы.
  2. Загрязнители биосферы.
  3. Лесные ресурсы.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 ст. Бриньковская Приморско – Ахтарского района Краснодарского края

Урок-диспут на тему: «Что мы оставим потомкам?»

(10 класс)

 

Подготовила учитель биологии

МБОУ СОШ №5

Фомичева Наталья Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

Урок - диспут по теме "Человек и природа" в 11 классе

Урок в форме диспута повышает мотивацию учащихся ,заставляет мыслить ,развивает речевую и коммуникаттивную культуру ,позволяет глубоко осмыслить художественное произведение ,в данном случае повествова...

Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «отцы и дети»

Урок-диспут – поиск школьниками самостоятельного решения проблемы в споре, через сопоставление различных точек зрения....

Урок на тему:«Правильно питаться - оставаться здоровым»+презентация к уроку по английскому языку (6 класс)

Урок построен на основе базового и дополнительного материала по теме «Правильно питаться-оставаться здоровым» с использованием универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают во...

Разработка урока-диспута по теме "Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития"

Разработка позволяет провести урок в форме диспута для учащихся 7 класса, в ходе которого учащиеся делятся на группы и выдвигают аргументы для подтверждения своей позиции относительно развития языка....


 

Комментарии