Разработка урока-диспута по теме "Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Разработка позволяет провести урок в форме диспута для учащихся 7 класса, в ходе которого учащиеся делятся на группы и выдвигают аргументы для подтверждения своей позиции относительно развития языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока-диспута по теме

«Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?»

Учитель: Синицына Нина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №450 Курортного района

Класс: 7.

Цели:

-        создание условий для систематизации и обобщения ранее приобретенных

знаний по русскому языку,

-        апробации обучающимися своих знаний в смоделированной жизненной

ситуации.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

1.        Личностные:

-        умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,

-        формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи,

  • умение вести обсуждение и давать оценки,
  • адекватное отношение к системе ценностей и норм поведения других людей.

2.        Регулятивные:

-        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения,

-        оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,

-        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,

-        проявлять познавательную инициативу.

3.        Познавательные:

  • пользоваться логическими действиями сравнения, анализа и синтеза,
  • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию,
  • решать проблемы поискового характера,
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

4.        Коммуникативные:

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • формулировать собственное мнение и позицию.
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка,

-        уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способ- ствовать продуктивной кооперации,

-        проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности

другого ученика.

Предварительная подготовка:

  1. Перед диспутом проводится анкетирование учащихся (вопросы см. в «Приложении»).
  2. Группа «аналитиков» обрабатывает анкеты и в соответствии с результатами опроса делит уч-ся класса на 2 группы с условными дефисами: «Да, язык гибнет», «Нет, язык развивается».
  3. Каждой команде задание подготовить аргументы, подтверждающие правильность ее позиции.

Ход занятия.

1 Слово учителя.

2007 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка. 21 февраля по всей стране прошел День русского языка. И это не случайно. В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе, а некоторые, наоборот, считают, что с нашим языком ничего страшного не происходит, он живет по своим законам. Итак, тема нашего диспута: «Русский язык гибнет или проходит путь своего развития?»

2. Слово аналитической группе.

По результатам анкетирования выяснилось: ....% учащихся считают, что язык гибнет. Эти ребята войдут в команду под названием «Да».

...% опрошенных уверены, что язык не гибнет, а развивается по своим собственным законам. Это вторая команда под названием «Нет». Таким образом, нам предстоит выслушать точки зрения двух дискутирующих сторон.

3. Выступление команды «Да».

Выступление команды. Мы считаем, что русский язык гибнет, т.к.:

  1. в СМИ используется много жаргонизмов;
  2. и в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов, причем нередко неоправданно;
  3. много орфографических, орфоэпических, грамматических ошибок в рекламе, объявлениях, инструкциях, на вывесках и т. п.;
  4. закрываются русскоязычные школы в странах Ближнего Зарубежья. (Материалы см. в «Приложении»).

Инсценировка.

Инсценировка отрывка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» с последующим выводом о том, какое впечатление производит человек с ограниченным словарным запасом. Ученики, играющие в сценке, по ее окончании объясняют свое понимание литературного материала.

Действующие лица: автор, Эллочка, Эрнест Павлович Щукин (муж Эллочки).

Автор: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Жена инженера Щукина, Эллочка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью.Вот слова, которые она выбрала из великого, многословного и могучего русского языка.

Эллочка: Хамите! Хо-хо!

Автор: Выражает в зависимости от обстоятельств восторг, презрение, ненависть, радость.

Эллочка: Знаменито! Мрак! Жуть!

Автор: Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».

Эллочка: Парниша.

Автор: Обращение ко всем знакомым мужчинам.

Эллочка: Не учите меня жить! Красота! Поедем на извозчике!

Автор: Говорится мужу.

Эллочка: Поедем на таксо.

Автор: Говорится другим мужчинам.

Эллочка: У вас вся спина белая.

Автор: Шутка. Остальное небольшое количество слов служило

передаточным звеном между Эллочкой и продавцами магазинов.

Несчастный муж Эллочки, Эрнест Павлович Щук н, и не подозревал о том, что его жена купила на аукционе 2 стула. Семейный бюджет был подрезан под самый корень.

Щукин: Здравствуй, Еленочка!  Откуда стулья? Эллочка: Хо-хо! Щукин: Нет, в самом деле? Эллочка: Блеск!

Щукин: Да, стулья хорошие. Подарил кто-нибудь? Эллочка: Ого!

Щукин: Как? Неужели ты купила на последние деньги? А жить на что? Эллочка: Шалишь, парниша! Щукин: Что же делать? Эллочка: Подумаешь! Щукин: Ты живешь не по средствам. Эллочка: Шутишь! Щукин: Да-да, не по средствам. Эллочка: Не учите меня жить!

Щукин: Нет, давай поговорим серьезно! Я получаю 200 рублей... Эллочка: Мрак!

Щукин: Взяток не беру, денег не краду, подделывать не могу... Эллочка: Жуть! Щукин: Вот что: так жить нельзя, нам нужно разойтись.

Эллочка: Хо-хо!

Щукин: Мы не сходимся характерами.

Эллочка: Шутите!

Щукин: И откуда у тебя этот жуткий жаргон?

Эллочка: Не учите меня жить!

Щукин: Нет, это невыносимо! Живи, как тебе хочется, а я так больше не могу.

Эллочка: Красота!

Автор: Муж ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от своих обычных металлических словечек. Эллочка напряглась и стала искать подходящие слова. Они быстро нашлись.

Эллочка: У тебя вся спина белая!

Эллочка и Щукин в конце щенки забирают по одному стулу и расходятся в разные стороны.

После выводов актеров и зрителей учитель говорит о том, что ситуация, описанная И. Ильфом и Е. Петровым, относилась к первой половине 20 века, однако русский язык не был побежден такими, как Эллочка. Можно ли справиться с нынешними трудностями в современной лингвокультурной ситуации?

4. Выступление команды «Нет».

«По поводу закрытия русскоязычных школ и большого числа ошибок в СМИ нам возразить нечего, мы согласны с оппонентами в отрицательной оценке этих явлений. Но в то же время мы считаем, что положение не катастрофическое, и хотим привести ряд аргументов.

1)  По поводу иноязычных слов мы думаем, что есть некоторые стороны нашей жизни, например работа на компьютере, где невозможно не использовать заимствованные слова, т. к. именно они, а не наши, русские, обслуживают эту сферу деятельности. (Учащиеся приводят примеры таких слов: джойстик, монитор, винчестер и др.)

2) По поводу жаргонизмов наша группа считает, что жаргонные слова имеют право на жизнь, т. к. помогают более точно, ярко, эмоционально и коротко, доходчиво выразить мысль».

Учащиеся зачитывают и сопоставляют два текста: «О случившемся на балу у графа» и «Об одной фишке во время клёвой тусовки».

О случившемся на балу у графа.

Господи, вчера графиня давала бал. Светская львица знает толк в этих делах. Бал был отличный!

Только вот одна молодая особа заставила кое-кого поволноваться. Юная ветреница, спешу заметить, прехорошенькая особа, кружилась в танце весь вечер. Хозяйка бала была в восторге от устроенного ею раута, даже подсчитала, сколько сердец пронзили стрелы «амура». Но каково же было её удивление, когда в числе поклонников юной Афродиты она увидела и своего мужа, старого графа. Он кружился с ней в вихре вальса, ланиты его пылали, а с уст не сходили слова любви и пылких признаний. О времена, о нравы!

Рассказ с использованием молодежного сленга об аналогичной ситуации на «тусовке» заранее составляет инициативная группа из второй команды.

Ребята делают вывод о том, что похожие события воспринимаются по-разному в зависимости от употребленных их участниками слов.

Некоторые из реальных участников диспута отстаивали право на употребление жаргонизмов, т. к. «всё становится понятнее, красочнее», другие утверждали, что жаргонизмы огрубляют речь, делают её примитивнее.

В качестве аргумента в споре зачитывается сочинение о русском языке как о едином организме, где подчеркивается мысль о том, что в развитии языка все явления имеют право на существование: со временем язык их или изживает, или определит на свое место.

Сочинение «Русский язык как живой организм».

Язык можно сравнить с организмом человека. Как в организме человека действуют разные системы и органы, так и в языке действуют свои системы: морфологическая, лексическая, фонетическая, синтаксическая и т. д. Как организм человека претерпевает изменения, так и язык меняется с годами. Различают разные периоды в развитии человека: младенчество, детство, юность, становление, зрелость, старость. В развитии языка тоже можно выделить начальный период, когда он только зарождается; затем его становление, когда формируются его системы; развитие, когда он совершенствуется, меняется; зрелость, когда язык становится настоящим средством общения для всех людей, говорящих на нем.

Как и в человеческом организме, в языке могут протекать различные процессы: как человек переживает болезнь, так и язык может проходить через кризисные периоды в своем развитии. И как человек вступает в пору зрелости, так и язык совершенствуется, обогащается за счет влияния других языков. Но, в отличие от человеческого организма, язык не может умереть до тех пор, пока существует народ, говорящий на этом языке. Человеческий организм постоянно дает почву для новых научных открытий. Также и язык служит неиссякаемым источником для исследования.

5.        Обсуящение позиций двух сторон.

Выяснение вопроса о сближении позиций двух команд.

6.        Подведение итогов. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами обсуждали пути развития русского языка. Ценно то, что вы неравнодушны, значит диспут состоялся.

Безусловно, наш язык - живой организм, в котором происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определенные рамки. Поэтому отчасти, безусловно, правы обе команды. Но если говорить о том, что язык проходит необходимый этап развития, то, наверное, и мы должны развиваться вместе с ним. Как же оценить это «развитие», если вместо девушек и барышень у нас по улицам ходят «чувихи», «гёрлы», «чиксы» и «тёлки»? Может быть, вектор этого развития направлен не в ту сторону, и язык, наш русский язык, подаёт нам сигналы «SOS», показывая, что с нашей душой творится что - то неладное?

Русский язык богат чудесными словами: «здравствуй (будь здоров) -зачем говорить пустое «Hello!»; «прощай» (прости меня), «до свидания» (свидимся ) - зачем чужое «By!»; «спасибо» (спаси Бог ), «благодарю» ( дарю благо ) - к чему ненужное «зенкую»?

Так давайте же отбросим безумное копирование иноязычных образцов и будем по-настоящему «великим, могучим и свободным» народом, которому дано такое богатство - наш русский язык!

Приложение 1. Вопросы для анкетирования.

  1. Считаете ли вы, что русский язык загрязнен жаргонизмами и
    иноязычными словами?
  2. Используете ли вы жаргонизмы в своей речи?
  3. Допустимо ли использование жаргонных слов и выражений в СМИ?
  4. Какой телеканал, программа, телеведущий чаще других, по-вашему, использует жаргонную лексику?
  5. Обращаете ли вы внимание на ошибки на рекламных щитах, афишах, вывесках, объявлениях и т. п.? Как относитесь к этому?
  6. Можем ли мы как-то повлиять на лингвистическую ситуацию?

Приложение 2. Примеры жаргонных слов и выражений.

Классно, супер, круто, клёво, прикольно, офигенно, кайф; отстой, прикид, дискач, днюха, отвянуть, смотаться, зашибись и др.

Приложение 3. Примеры ошибок в СМИ, рекламе, объявлениях.

Орфоэпические: «Л/Этуаль: побАлуйте себя» ( надо:побалУйте), «изготавливаем жАлюзи» ( надо:жалюзИ ).

Орфографические: «лиВтинг-крем» (лифтинг), «товар сертиВицирован» (надо: сертифицирован ), «грейпфруКт» (надо: грейпфрут ), свиННой фарш (надо: свиной ).

Грамматические: «согласно графика» (надо: согласно графику).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка

Пути повышенияуровня развития коммуникативных компетенцийпри изучении английского языка...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе как путь создания в школе культурной среды, способствующей целостному гуманистическому развитию личности обучающихся

Информация об индивидуальной, кружковой внеклассной работе. Объединяющие формы работы и формы массовой работы в школе....

"Проходит он тернистый путь своей карающею лирой"(к 190-летию М.Е.Салтыкова-Щедрина)

Урок по теме «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…» проводится в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в связи с 190-летием со Дня рождения ...

Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности

19.12.2012, 01:30Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личностиТворчество - это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты...

Разработка урока -диспута по ОПК "Жизнь как абсолютная ценность"

Разработка урока рассчитана для проведения в 9-11 классах...