"Проходит он тернистый путь своей карающею лирой"(к 190-летию М.Е.Салтыкова-Щедрина)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Колосова Светлана Викторовна

Урок по теме «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…» проводится в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в связи с 190-летием со Дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина. Урок проводится для аудитории 1 курсов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_saltykova-shchedrina.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Краснозаводский химико-механический колледж»

Методическая разработка к открытому уроку

«Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…»,

посвящённого 190-летию со Дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина

Разработала

Преподаватель русского языка и литературы

___________С.В. Колосова

2016

Пояснительная записка

Урок по теме «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…» проводится в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в связи с 190-летием со Дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина. Урок проводится для аудитории 1 курса в кабинете литературы.

Цели и задачи урока:

- образовательные: закрепить знания по биографии М.Е. Салтыкова- Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; повторить значение литературных терминов.

- воспитательные: воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напомнить о цене человеческой жизни, о ее смысле.

- развивающие: развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность в наши дни, развивать творческие способности.

Тип урока: комбинированный урок

Методы: аналитическая беседа, анализ текста, цитирование, ответы на вопросы, викторина как вид игровой технологии.

Оборудование: мультимедийная установка, книжная выставка щедринских произведений, портрет М.Е. Салтыкова- Щедрина, отзывы современников о сатирике, эпиграф к уроку:

«Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.

А.В. Луначарский

К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М. Е. Салтыкова- Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место.

А между тем, М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым и Н.В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор – всё это блестяще включал в себя талант М.Е.Салтыкова-Щедрина.

27 января 2016 года исполняется 190 лет со дня его рождения. И сегодняшний наш урок мы посвящаем этому самобытному писателю.

Обратимся к портрету Михаила Евграфовича. Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И.Н. Крамским в 1887г.).

● Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.

● А.В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»

● А вот отзывы Н.К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как- то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски - добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».

Давайте кратко познакомимся с биографией писателя.

Используя презентацию, преподаватель рассказывает биографию.

15(27) января 1826г.  в селе Спас-Угол Калязинского уезда, Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил. Он был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851). Мать, Ольга Михайловна Салтыкова (в девичестве — Забелина), была дочерью московского купца.

Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая его сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет (1836) от роду он поступил в Московский дворянский институт (нечто вроде гимназии с пансионом), а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков-Щедрин. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее; все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии И. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.

В августе 1844 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место — помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал — сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1847 года он был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке о земельных беспорядках в Слободском уезде, найденной после смерти Салтыкова-Щедрина в его бумагах и подробно изложенной в «Материалах» для его биографии, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным.

Провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах, в то время легко ускользавших от взора, Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались — и богатый запас сделанных им наблюдений нашли себе место в «Губернских очерках». Тяжёлую скуку умственного одиночества он разгонял внеслужебными занятиями: сохранились отрывки его переводов из Токвиля, Вивьена, Шерюеля и заметки, написанные им по поводу известной книги Беккарии. Для сестёр Болтиных, дочерей вятского вице-губернатора, из которых одна (Елизавета Аполлоновна) в 1856 стала его женой, он составил «Краткую историю России».

В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку (откуда он до тех пор только один раз выезжал к себе в тверскую деревню); в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (созванного, по случаю Восточной войны, в 1855). В его бумагах нашлась черновая записка, составленная им при исполнении этого поручения. Она удостоверяет, что так называемые дворянские губернии предстали перед Салтыковым-Щедриным не в лучшем виде, чем недворянская, Вятская; злоупотреблений при снаряжении ополчения им было обнаружено множество. Несколько позже им была составлена записка об устройстве градских и земских полиций, проникнутая мало ещё распространенной тогда идеей децентрализации и весьма смело подчеркивавшая недостатки действовавших порядков.

Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» с 1856 «Губернские очерки», сразу стало одним из самых любимых и популярных.

В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много, сначала в разных журналах (кроме «Русского вестника» — в «Атенее», «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Московском вестнике»), но с 1860 — почти исключительно в «Современник».

В ноябре 1864 он был назначен управляющим Пензенской казённой палатой, два года спустя переведён на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 — в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности: в течение трёх лет (1865—1867) в печати появилась только одна его статья «Завещание моим детям» («Современник», 1866, № 1; перепечатанный в «Признаках времени»).

Его тяга к литературе оставалась, однако, прежней: как только «Отечественные записки» перешли (с 1 января 1868) под редакцию Некрасова, Салтыков-Щедрин стал одним из их самых усердных сотрудников, а в июне 1868 окончательно покинул службу и занял должность одного из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова.

Пока существовали «Отечественные записки», то есть до 1884, Салтыков-Щедрин работал исключительно для них. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции» (1870, 72, 85), «История одного города» (1 и 2 изд. 1870; 3 изд. 1883), «Помпадуры и Помпадурши» (1873, 77, 82, 86), «Господа Ташкентцы» (1873, 81, 85), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873, 81, 85), «Благонамеренные речи» (1876, 83), «В среде умеренности и аккуратности» (1878, 81, 85), «Господа Головлёвы» (1880, 83), «Сборник» (1881, 83), «Убежище Монрепо» (1882, 83), «Круглый год» (1880, 83), «Современная идиллия» (1877—1881), «За рубежом» (1880—1881), «Письма к тётеньке» (1882), «Недоконченные беседы» (1885), «Пошехонские рассказы» (1886).

Здоровье Салтыкова-Щедрина, расшатанное ещё с половины 1870-х годов, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Впечатление, произведенное на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок («Приключение с Крамольниковым», который «однажды утром, проснувшись, совершенно явственно ощутил, что его нет») и в первом «Пёстром письме», начинающемся словами: «несколько месяцев тому назад я совершению неожиданно лишился употребления языка»…

Редакционной работой Салтыков-Щедрин занимался неутомимо и страстно, живо принимая к сердцу всё касающееся журнала. Окружённый людьми ему симпатичными и с ним солидарными, Салтыков-Щедрин чувствовал себя благодаря «Отечественным запискам» в постоянном общении с читателями, на постоянной, если можно так выразиться, службе у литературы, которую он так горячо любил и которой посвятил в «Круглом годе» такой чудный хвалебный гимн (письмо к сыну, написанное незадолго до смерти, оканчивается словами: «паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»).

Незаменимой утратой был для него поэтому разрыв непосредственной связи между ним и публикой. Салтыков-Щедрин знал, что «читатель-друг» по-прежнему существует — но этот читатель «заробел, затерялся в толпе, и дознаться, где именно он находится, довольно трудно». Мысль об одиночестве, о «брошенности» удручает его всё больше и больше, обостряемая физическими страданиями и в свою очередь обостряющая их. «Болен я, — восклицает он в первой главе „Мелочей жизни“[8]. Недуг впился в меня всеми когтями и не выпускает из них. Измождённое тело ничего не может ему противопоставить». Последние его годы были медленной агонией, но он не переставал писать, пока мог держать перо, и его творчество оставалось до конца сильным и свободным: «Пошехонская старина» ни в чём не уступает его лучшим произведениям. Незадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе понятие уже по его заглавию: «Забытые слова» («Были, знаете, слова, — сказал Салтыков Н. К. Михайловскому незадолго до смерти, — ну, совесть, отечество, человечество, другие там ещё… А теперь потрудитесь-ка их поискать!.. Надо же напомнить!»..). Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 и погребён 2 мая (14 мая), согласно его желанию, на Волковском кладбище, рядом с И. С. Тургеневым.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Тема крепостничества сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Поэтому беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами.  

Сказка - один из эпических жанров, для которого характерен глубокий подтекст. Сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться - «в сказке ложь, да в ней намек…» Сказки Салтыкова-Щедрина написаны совсем не для детей. За образами зайцев, медведей, лошадей и карасей скрываются типичные образы современных писателю чиновников, помещиков и крестьян. Урок этих сказок заключается в том, чтобы увидеть пороки общества, подумать над тем, почему они появляются и как от них избавиться.

Народное творчество и произведения Щедрина объединяет юмор, простой сюжет, насмешливый сарказм и горькая ирония. Жанр сказки позволял писателю преодолевать цензуру и доносить свои мысли до читателя, развивая тем самым революционную деятельность.

    Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, и подавляющее большинство из них – в 80-е годы 19 века. Именно в это время усилилась цензура, был закрыт журнал «Отечественные записки», во главе которого писатель стоял много лет. Но он не побоялся реакционного правления и нашел способ выражать свое мнение, несмотря ни на что. Потому в сказках Щедрина есть и смешное, и грустное. Смешное скрывало за собой нерадостную действительность, но позволяло замаскировать правду в оболочку простоты и юмора. В этом заключалось мастерство писателя – с улыбкой говорить о грустном, заставляя задумываться о пороках общества.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”.

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Работа над литературными терминами.

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

ЭЗОПОВ ЯЗЫК - Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.  Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли иносказательно, притчами, аллегориями, получило название эзопова языка.

Большая группа сказок посвящена теме народа и помещиков. Эта проблема была главной в первой сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», написанной в 1869 году. В произведении изображены два генерала. Всю жизнь они служили в «какой-то регистратуре». Генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

    Попав на необитаемый остров, они с удивлением узнают, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»! Всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. Больше они ничего делать не умеют и не хотят уметь. Ведь есть мужик, который все для них сделает.

    После долгих поисков генералы находят такого мужика. Народ, говорит в сказке сатирик, создает все блага жизни, но все эти блага достаются помещикам. Генералы в сказке – это мир угнетателей, мужик – крестьянство и его судьба. Угнетатели до смешного тупы и ленивы, жадны и злы, неблагодарны и трусливы. Народ до грусти бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел. На наглость и жестокость генералов он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. С горечью и болью говорил Щедрин о том, что по приказу угнетателей мужик свил веревку и «этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег». Утрировав реальность и придав ей гротескные формы, писатель призывал народ к революции, к протесту против наглых и самодовольных помещиков.

 Преподаватель показывает мультипликационный фильм по сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина “Премудрый пескарь”, 1883 год.

После просмотра (9 мин.) проводится беседа с учащимися.

Раскрыть следующие вопросы:

– История создания.

(Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране, после удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой).

– Как вы понимаете смысл заглавия сказки “Премудрый пескарь”?

(Премудрый – синонимы умный, рассудительный. Смысл, который вкладывает писатель в слово “премудрый”, бесспорно, ироничный. Учитель знакомит ребят с понятием “анафриз” – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении.)

– Какова жизненная позиция пескаря? Над какими пороками размышляет автор?

(Жил - дрожал, и умирал – дрожал. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека? Премудрый пескарь стал олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести)

Ещё одна очень известная сказка Салтыкова-Щедрина - “Дикий помещик” (1869 год)

 Раскрыть следующие вопросы:

– Какие пороки обличает писатель? О чем сетует?

(Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.)

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок сказок Салтыкова - Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения и народу, и гражданских чувств в русских людях.

А сейчас давайте проведём небольшую викторину по сказкам Салтыкова-Щедрина.

Проводится викторина с презентацией.

Список использованной литературы.

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966.

2. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры - М.: Современник, 1976.

3. Вершины: Книга о выдающихся произведениях литературы. / Сост.В.И. Кулешова. - М.: Детская литература, 1983.

4. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / под редакцией Шведовой 18 издание. М.: Русский язык, 1987.

6. Салтыков-Щедрин М.Е. Избранные сочинения. М.: Художественная литература 1989.

7. Салтыков-Щедрин Сатирические романы и сказки. М.: Московский рабочий 1987.

8. Шанский Н.М. Русский язык. Справочные материалы. Просвещение 1987.

9. Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская демократическая литература 60 - 80 годов 19 века. М.: "Наука" 1977.

10.  Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.: "Детская литература", 1989.

11.  Бочарова А. Салтыков-Щедрин полемический аспект сатиры. Приволжское книжное издательство Саратов - Пенза, 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я лиру посвятил народу своему Литературная гостиная к 190-летию Н.А.некрасова

Сценарий Литературной гостиной, посвященной 190-летию со дня рождения Н.А.некрасова с презентацией....

Прогамма работы с одаренными детьми "Тернистый путь открытий"

Программа содержит  основные цели, задачи и этапы  научной работы со школьниками старших классов....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Тернистый путь. Сравнительный анализ стихотворений А. Пушкина, Я. Полонского, И. Анненского и С. Маршака

Урок литературы в 9 классе. Сравнительный анализ стихотворений А.Пушкина "Телега жизни", Я. Полонского "В телеге жизни" ......

Разработка урока-диспута по теме "Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития"

Разработка позволяет провести урок в форме диспута для учащихся 7 класса, в ходе которого учащиеся делятся на группы и выдвигают аргументы для подтверждения своей позиции относительно развития языка....