Тернистый путь. Сравнительный анализ стихотворений А. Пушкина, Я. Полонского, И. Анненского и С. Маршака
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Светлана Дмитриевна Суворова

Урок литературы в 9 классе. Сравнительный анализ стихотворений А.Пушкина "Телега жизни", Я. Полонского "В телеге жизни" ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon suvorovasdzip.zip402.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Тернистый путь. Сравнительный анализ стихотворений Пушкина, Полонского, Анненского, Маршака.

Цель: Научиться делать сопоставительный анализ стихотворений, объединенных темой, образами; находить общее и отличное.

Задачи: по содержанию – чтение и анализ стихотворения, сравнительный анализ  стихотворений, составление плана (таблицы, схемы) анализа стихотворения.

по способам деятельности – учебно-познавательные:   сравнивать тексты;  ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы выступать устно и письменно о результатах своего исследования; социокультурные: владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя; коммуникативные компетенции: использовать     разные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

Оформление: Презентация, раздаточный материал(справочный материал, задания, лист ответов, тексты стихотворений), аудиозапись стихотворения Пушкина «Телега жизни».

Ход урока

  1. Индуктор. Слайд 1. Закрыть глаза и представить дорогу…  Записать определения дороги или  ассоциации к слову «дорога».( Ассоциация учителя - тернистый путь) О какой дороге так можно сказать?  Объявление темы урока.
  2. Задание 1    
  • Слайд 2.  (стихотворение Пушкина читает Смоктуновский.) Прочитать самостоятельно стихотворение Пушкина «Телега жизни». Беседа Какой подтекст  приобретает тема дороги в этом стихотворении? Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
  • Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении?
  • Слайд 3. Какое значение имеют символические образы: утро, полдень и вечер? Каковы особенности композиции стихотворения?
  • Слайд 4. Каковы особенности лексики? Сравните центральные образы данного стихотворения с образами в стихотворении В.А. Жуковского:

И быстро жизни колесница (метафора. Какой пушкинской метафоре созвучна? Чем различаются?)

Стезею младости текла;

Ее воздушная станица

Веселых призраков влекла…

  • Каким видится лирическому герою Пушкина жизненный путь? Какую роль в его создании играют композиция, нарочито сниженная лексика? Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, не подвластного воле человека?
  • Вспомним термины. Слайд 5. Определения не соответствуют понятиям метафора, сравнение, эпитет. Напишите правильные термины рядом с определениями. (Правильный ответ). Вывод. Можно ли сказать, что в основе стихотворения Пушкина «Телега жизни» лежит развернутая метафора?
  1. Задание 2. Слайд 6.
  • Беседа: Прочитайте стихотворение Я.Полонского «В телеге жизни».  Есть ли основания для сравнения этого стихотворения с пушкинским? Попробуйте найти общее и различное в этих стихотворениях, заполните таблицу. Слайд 7. Беседа. Что объединяет данные произведения? Сопоставьте основные образы: образ времени, образ дороги; лексику.

Чем различны эти стихотворения? Присутствуют ли и в стихотворении Полонского символические образы утра (юности), полдня (зрелости), вечера (старости)? Чем различаются композиции (количество строф и строк в них) и как это связано с содержанием стихотворений? Как вы думаете, какому возрасту могут соответствовать размышления лирического героя о жизни в стихотворении Полонского? Почему? Можно ли это утверждать однозначно?

После индивидуальной работы обсуждается общий ответ – вывод о том, что общего в стихотворениях Пушкина и Полонского и чем они различаются. Сравните рифмы в стихотворениях (мужская/женская). Как эти рифмы влияют на характер стихотворной речи?

Сопоставьте образы лирического героя в стихотворениях: почему, с вашей точки зрения, в пушкинском тексте употребляется местоимение «мы», а в стихотворении Полонского  –  «я»? Слайд 8.

Письменное выполнение задания: Слайд 9. Запишите последовательность проведенного нами  сравнительного анализа стихотворений А. Пушкина и Я. Полонского. (Работу можно выполнить в виде плана, схемы, таблицы.)  Тем, кто справился с этой работой, предлагается зад. 3 (по вариантам. )

  1. Индивидуально выполняют сравнительный анализ стихотворений (тезисы) Маршака и Анненского.
  • Можно ли назвать тему времени «вечной» темой литературы? Почему? Слайд 10. Прочитать стихотворение И.Анненского. Есть ли основания для сравнения данного стихотворения со стихотворениями Пушкина и Полонского? Что нового вносит автор в развитие темы времени? Слайд 11.  Прочитать стихотворение С. Маршака. Здесь нет прямых указаний на близость к стихотворению Пушкина. Есть ли тем не менее общее? Чем различны стихотворения? Слайд 12
  1. Слайд 13. Вопрос: не кажется ли вам, что в стихотворениях Полонского, Анненского, Маршака есть нечто общее, что и объединяет их и отличает от стихотворения Пушкина? (Возможный ответ: В этих стихотворениях местоимение «Я», оно говорит о личных переживаниях. Стихотворения написаны поэтами в зрелом и даже пожилом возрасте. У Пушкина стихотворение некая литературная игра, в нем ещё нет личных переживаний…) Однако у каждого возраста, как  показал поэт своё восприятие времени. А какое оно у вас? Творческая работа «Моя дорога жизни». Зачитать 1-2 работы.
  2. Рефлексия. Попробуйте оценить свою работу на уроке. Вы работали хорошо, неплохо, но могли бы лучше. Вы на этом уроке работали не так, как могли бы.  Слайд 14.  
  3. Комментарий домашнего задания. Слайд 15.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)

В процессе коллективной  работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе

Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию ...

Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"

В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Желание».

Литературоведческий анализ стихотворений одного жанра разных поэтов....