Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Желание».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Гориченко Валентина Степановна

Литературоведческий анализ стихотворений одного жанра разных поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ

стихотворений  А. Пушкина «Узник» и  М. Лермонтова  «Желание».

 

        Стихотворение «Узник» А. Пушкина и «Желание» М. Лермонтова относятся к одному жанру лирики – элегия. Оба они посвящены печальным раздумьям, проникнуты грустью, являются ярким образцом романтических произведений. «Узник» написан Пушкиным в 1822 году в Южной ссылке, когда на его творчество оказывал большое влияние романтизм. Стихотворение «Желание» относится к ранней романтической лирике Лермонтова (было написано в 1831 году, поэту исполнилось всего 16 лет). Оба произведения написаны напевным стихом. Их объединяет общий пафос звучания - мечта о свободе, а также главные персонажи. Повествование в них ведется от первого лица, лирического героя, который является выразителем чувств самих поэтов. Пушкин не был «узником темницы сырой», но, находясь в ссылке, он не чувствовал себя свободным. Лермонтов в своем стихотворении высказывает мечту превратиться в степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить».

     Композиция «Узника» трехчастная. Стихотворение состоит из трех строф, рифма парная.  Трехсложный амфибрахий очень точно передает нисходящую и восходящую интонации стиха.

     Стихотворение «Желание» имеет кольцевую композицию, которая выражает основную идею – замкнутость и обреченность жизни лирического героя: невозможность попасть в далекую страну Шотландию, на историческую родину, где, по убеждению поэта, он был бы по – настоящему счастлив. Рифма парная. Чередование строчек амфибрахия и анапеста придает стихотворению особую напевность.

       Стихотворение «Узник» по характеру звучания динамично. В первой строфе еще отсутствует движение, есть только один глагол клюёт. Существительные «решетка», «темница», «неволя» несут отрицательную окраску. Грустное настроение создаётся эпитетом «в темнице сырой», сравнением «вскормленный в неволе орёл молодой», которое только усиливает противоречие между физическим заключением лирического героя и его рвущейся на волю душой.

       Но уже во второй строфе появляется динамика, поэт использует 9 глаголов. Это не меняет положение главных героев- орла и лирического героя, но меняется их настроение. Они сливаются в один образ, испытывая одинаковые чувства – желание свободы: «Давай улетим!»

        В третьей строфе торжествует чувство свободы. Эта строфа – полная антитеза первой (неволя – вольные). Интонация возвышенно-напевная достигается трехкратным повтором (анафорой) слова «туда», которая подчеркивает силу стремления героев к свободе. Преображается и пространство за счет ярких глаголов: белеют, синеют.

         В стихотворении Лермонтова отсутствует динамика. Оно пестрит глаголами сослагательного наклонения, которые указывают всего лишь на желание, но не на  действие лирического героя: «помчался бы», «стал бы летать», «полетел бы». Основное средство выразительности стихотворения – эпитеты: «туманных горах», «забвенный прах», «тщетны мечты», «нездешний душой» и др. Они лишь нагнетают обстановку, но ничего не меняется в судьбе героя. Стихотворение начинается и заканчивается риторическим вопросом: «зачем я не ворон степной?» Междометие О! только усиливает разочарование и смирение, тихо замирающее в конце.

           Таким образом, можно сделать вывод, эти стихотворения различаются. Для стихотворения Пушкина характерна победа светлого над темным, для лирики Лермонтова характерно трагическое мировосприятие.  При всей общности их философский пафос различен: оптимистичен он у Пушкина и трагичен у Лермонтова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)

В процессе коллективной  работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе

Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Узник»

1. Технологическая карта к уроку2. Презентация к уроку...