Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Глебова Наталья Николаевна

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnyy_analiz_stihotvoreniy_a.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

 Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пкшкина

«Поэту» (1830г) и В. Брюсова «Юному поэту  «(1896г)

В. Брюсов

                              Юному поэту.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета

Первый прими: не живи настоящим,

только грядущее – область поэта

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

только ему, безраздумно, бесцельно.

 Юноша бледный со взором смущенным!

 Если ты примешь моих три завета,

 Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

15июля 1896 г.

А.С.Пушкин

   Поэту (1830)

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободный ум,

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умееешь  ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

               Русская поэзия – одно из замечательных явлений мировой культуры.

Стихи русских поэтов отличаются высокой человечностью, светлым взглядом

на жизнь, богатством мысли и умением передать тончайшие оттенки чувств и

настроением.

              Истинная русская поэзия всегда, во все трудные и страшные времена, была на высоте. Из поколения в поколения передавался ее свободолюбивый характер, боевой, задорный дух, не сломленная вера в прекрасное будущее.  

               Многие из поэтов задумывались над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Гумилев, Брюсов, Твардовский… оставили свои размышления на эту тему. Все они твердо знали о незавидной, трудной участи поэта.  Но, наверное, все были солидарны с Пушкиным, гордо провозгласившим: “Мой жребий пал: я лиру избираю! “

               Предо мной два стихотворения, которые разделены временем. Более

полувека отделяет сонет А.С. Пушкина “Поэту” (1830 г) от стихотворения-послания В.Я. Брюсова “Юному поэту” (1895г).

               Первое, что бросается в глаза – сходство названий. Преемственность

заглавий в русской поэзии известна еще со времен Г.Р. Державина. Это говорит  

о преемственности не только темы, идеи, но и о собственном видении поэтом

проблемы, дополнении темы своим, отличным от других, миропониманием.

                Оба стихотворения посвящены теме поэта и поэзии.  

Схожа и форма. Это монолог, обращенный к собрату, к товарищу по перу.

                 Схожа и идея.

                                                      поклоняйся искусству,

                                          только ему, безраздельно, бесцельно.

                                                                                     ( у Брюсова)

                                           не требуя наград за подвиг благородный

                                                                                                     ( у Пушкина)            

Значит, и Пушкина, и Брюсова волновали и тревожили одинаковые вопросы:

каким должен быть поэт, какими качествами должен обладать, каким будет тот,

кто придет им на смену. Поэтому оба поэта выбирают одинаковую стихотворную

форму – дружеское послание, в котором ненавязчиво дают свои советы, проверенные временем.

               

   

             Сходство чувствуется и в композиции: оба идут от тезиса к выводу. Но

у Пушкина советы более аргументированны, чем у Брюсова, у которого все остается за строкой, он только намекает, констатирует.

Например, у Брюсова:

                                     Первый прими: не живи настоящим,      

                                     Только грядущее – область поэта.

                   У Пушкина:                            

                                      Поэт! не дорожи любовью народной.

                                      Восторженных похвал пройдет минутный шум;

                                      Услышишь суд глупца и смех толпы холодной;    

                                      Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.          

Безусловно, это связано со временем написания. Пушкин писал свой сонет в годы “черной реакции”, наступившей вследствие разгрома восстания декабристов. На себе он испытал и “суд глупца”, и  “смех толпы”./ Характерная особенность для Пушкина: он использует перифраз “холодная толпа”- это высшее общество /. Но поэт шел туда, “куда влечет свободный ум”. Он боялся, что не все его собратья по перу останутся “твердыми”, “спокойными”. Поэтому, так подробно разъясняя, убеждает своего сотоварища идти “дорогою свободной. Свободной от “толпы”, от “глупца”, ибо “ты царь: живи один”… Усовершенствуя плоды любимых дум. Поэт – царь. Прекрасное сравнение! “Всех строже оценить умеешь мы свой труд”  

                   Ведь поэт – “взыскательный художник”, он умеет признать свои ошибки, верный своему слову и назначению.

                   В.Я. Брюсов – человек другого времени. Его послание написано в 1896г. В России эпоха безвременья, назревает революционная ситуация. Русские поэты – символисты с мучительной напряженностью переживали проблему личности. Это мы видим и в данном стихотворении. Поэт считает,  что “только грядущее – область поэта.’’ Его и надо проповедовать, ждать, прославлять. Брюсову – символисту свойственны пророческие ощущения. И его советы юному, начинающему поэту ,– это пророческие напутствия, которые он дает в доверительной манере:

                             

                               Первый прими: не живи настоящим.

   

                               Помни второй:  никому не сочувствуй.

 

                               Третий храни:   поклоняйся искусству.

В.Я. Брюсов считал искусство самоценным. Его часто критиковали за рационализм, корили за холод, проникавший в его поэзию.  Но упорный труд, самоотверженную работу поэт ставил превыше, отсюда и “поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно.”  

                   Оба поэта обращаются не к отдельному, конкретному человеку (хотя названия даются в единственном числе). Они обращаются к предполагаемому собеседнику, своим последователям. Таким образом, стихотворения приобретают общечеловеческое значение.

                     Строфика, синтаксическое и логическое построение стихотворений подчиняются творческому замыслу поэтов.

             У А.С. Пушкина – цель стихотворения – вселить уверенность в свои силы. Если поэт будет доволен своим трудом, “пусть толпа его бранит и плюет на алтарь, где твой огонь горит…” Пушкин , верит, что поэт настоящий будет относиться к себе строжайшим образом, постоянно совершенствовать свой труд.

               У В.Я. Брюсова – желание помочь юноше  “со взором горящим” себя полюбить, т.е. поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца гордо нести знамя Поэзии, поклоняться искусству, т.е. чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца.

                                        Если ты примешь мои три завета,  

                                        Молча паду я бойцом побежденным,

                                        Зная, что в мире оставлю поэта.

               Концовка брюсовского стихотворения ассоциативна.          

Вспоминаются слова Жуковского, посвященные Пушкину: “Победителю – ученику  от побежденного учителя”.

               Стихотворения одинаковы по построению, стилю. Оба используют  односоставные предложения  (это создает доверительную атмосферу), бессоюзные предложения, обращения. У Пушкина обращение состоит из одного слова: “Поэт!” У Брюсова оно распространенное: “юноша бледный со взором горящим,” “юноша бледный со взором смущенным…” Изменение одного прилагательного – эпитета о многом может сказать. Читатель домыслит и представит этот образ, который автор таким образом дает в динамике. Предполагаемый лирический герой молодой, неопытный, не знающий жизни юноша. Но зато он полон желания и огня встать на тернистый путь. Автор использует прекрасный  метафорический эпитет – “со взором горящим, который помогает нам представить этого “бледного” юношу. Он и испуган, и взволнован – слушает- то  мэтра поэзии символистов!  Автор предостерегает его от соблазнов, жизненных трудностей. И своими советами он смутил героя, т.е. заставил задуматься.      

               

Инверсии, используемые Брюсовым, помогают почувствовать внутреннюю потребность автора в напутственном слове. Это не желание поучать – это стремление научить, поддержать.

               У Пушкина же предполагаемый собеседник безлик. Читатель не может представить его, “увидеть”. Здесь виден сам поэт. Следовательно, стихотворение Брюсова более конкретно.

               Стихотворение Пушкина богаче и разнообразнее по использованию изобразительных  средств. Обилие эпитетов ( “восторженных похвал”, ”минутный шум”, “смех толпы холодной”, “дорогою свободной”, “свободный ум”, “подвиг благородный “…) создает образ самого поэта, талантливого, смелого, твердого в своих убеждениях, свободолюбивого. Свобода для него – это полнота жизни, ее насыщенность, разнообразие. Антитезой  “толпа – поэт” Пушкин отстаивает “суверенность” поэта.

                          Ты царь : живи один. Дорогою свободной                    

                           Иди, куда влечет тебя свободный ум.      

Пушкин выбирает свободу – свободу полную, безграничную, не обусловленную  

ничем.

              Используя перифразы  “смех толпы холодной”, “толпа его бранит”, “суд глупца”, автор рисует ярко и убедительно общество, в котором так неуютно, тяжело ему жилось.

              Сравнение и метафоры убеждают читателя, что для автора поэзия священна, она – “алтарь”, “где… огонь горит”, т.е. душа, желание служить Отечеству, “добрые чувства”.

             У В.Я. Брюсова изобразительных средств практически нет, кроме метафорического эпитета “юноша со взором горящим”.

             Но стих его напевный. Этому способствуют инверсии, анафоры, ассонанс (гласные о, и, е – протяжные, певучие), аллитерация (сонорные :’’ л’’ -                    

самый звучный, мелодичный согласный, ‘’ р ‘’– придает силу, энергию).

             Все в стихотворении внутренне связано друг с другом, все однонаправленно, говорится в едином порыве чувств, точно на одном дыхании.Слог торжественный, этому способствует лексика: ‘’грядущее’’, ‘’ныне’’, ‘’завет’’.

            Все клаузулы в стихотворении женские. Сплошная женская рифмовка во всем стихотворении встречается не часто  ( из поэтов 19 века она характерна Фету). Женские рифмы, в отличие от мужских, более протяжные. Сплошная женская рифма сообщает стихотворению большую степень композиционной сжатости. Благодаря женской рифме каждый стих и строфа в интонационном отношении оказываются не вполне законченными. В последнем слове стиха отсутствует завершающий интонационный удар, поэтому невольно ждешь продолжения.

 Стихи не расчленяются – каждый стих требует следующего. Зато в концовке сосредоточена вся сила стихотворения. Она такая, что к ней нельзя прибавить ни одного слова:

                                           Молча паду я бойцом побежденным,    

                                           Зная, что в мире оставлю поэта.      

Он верит в преемственность, в то, что на земле не иссякнут яркие поэтические таланты.

                 Брюсов использует четырехстопный дактиль. Стихотворение состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. Рифма  точная, открытая и закрытая.

                 Пушкинский сонет состоит традиционно из 2-х катренов и 2- терцин

Автор использует пятистопный ямб с пиррихием. Рифмовка в катренах перекрестная, расположение  рифм  разное.

Рифма  точная, закрытая. Это придает стихотворению  торжественность, величавость. Отчасти это получается и благодаря цезурам (паузами в середине стихотворной строки), которые усиливают ритмичность стихотворения. Мужская рифмовка чередуется с женской, что придает течению речи необходимую плавность и гибкость.

   Оба стихотворения насыщены общественно – политическим звучанием.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов..

Разработки уроков по сравнительному анализу лирических произведений направлены на приобщение учащихся среднего звена к постижению основ поэзии, изучению  литературоведческих терминов и анализа ст...

Урок литературы в 10 классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)

В процессе коллективной  работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

Сравнительный анализ стихотворений И.Гете "Одинаковое" и М. Лермонтова "Горные вершины"

Презентация содержит сравнительный анализ стихотворений И.В. Гете "Одинаковое" и М.Ю. Лермонтова "Горные вершины"....

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА

В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании  урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое ра...

А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе

Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию ...