Главные вкладки

    Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
    план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

    Гулимова Татьяна Олеговна

    Мастерская для 11 кл.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Silentium.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аттестуемый педагог – Гулимова Татьяна Олеговна

    Предмет – литература                   Класс – 11 «А»

    Тема урока – «Сравнительный анализ стихотворения «Silentium» Ф.И.Тютчева  и одноимённого стихотворения  О.Э.Мандельштама»

    1. Организационный момент

    Приветствие учеников.

    Учащиеся должны настроиться на восприятие речи учителя.

    Цели и задачи урока:

    1. Закрепление умения анализировать лирическое произведение, сопоставлять стихотворения
    2. Обогащение лексического запаса учащихся
    3. Повторение теоретических понятий (аллюзия, реминисценция)
    4. Развитие речи учащихся

    1. Постановка цели урока

    - Сегодня мы проанализируем, сравним два стихотворения, которые имеют одинаковое название «Silentium» («Молчание»). Одно написал в 1830 г. Ф.И.Тютчев, а другое – в 1910 г. О.Э.Мандельштам. Интересно сопоставить два лирических произведения с одинаковым названием, проанализировать системы образов столь разных поэтов. Это даст возможность вспомнить творчество поэта XIX в.и лучше понять творчество поэта XXв.

    - Какие ещё общие черты, кроме названия, есть у стихотворений?

    Общий жанр (лирическое стихотворение в свободной форме), необычное название, сходство темы – «молчание», «немота».

    Теперь обратимся к подробному анализу каждого стихотворения, чтобы выявить сходство более глубинное.

    - Как вам кажется, с какого стихотворения нужно начинать сравнительный анализ и почему?

    Начинать нужно с того стихотворения, которое написано ранее. Именно оно послужило «первой репликой» в диалоге, источником для заимствований и перекличек или поводом для дискуссий.

    1 слайд презентации

    Аллюзия – употребление какого-либо слова, фразы или цитаты в качестве намёка на общеизвестный факт – литературный, бытовой ли общественно-политический.

    Реминисценция – черты, наводящие на воспоминание о другом произведении, результат невольного заимствования.

    1. Основная часть урока

    Чтение учителем стихотворения Тютчева.

    2 слайд презентации – портрет Ф.И.Тютчева

    - Какое настроение в стихотворении?

    - Что представляли, когда слушали стихотворение?

    - Обратим внимание на строфическое деление стихотворения.

    Стихотворение состоит из трёх строф.

    Определите размер стихотворения, его рифмовку.

    В строфе стихотворения шесть строчек, оно написано четырёхстопным ямбом, рифмовка – aabbcc.

    Тютчев пишет стихотворение в едином тоне(монотония), используя мужскую рифму, тип рифмовки – смежный.

    - Почему поэт отказывается от женской рифмы?

    1. Мужская рифма более энергичная, жёсткая.
    2. Ударение на последнем слоге придаёт стиху большую законченность, оформленность.
    3. Мужская рифма подчёркивает паузу между стихами. Речь становится более чёткой и словно более медленной, раздельной.

    - Отказ от женской рифмы, делая стих менее разнообразным ритмически, в то же время придаёт ему торжественность, суровость и многозначительность. Это интонация, заставляющая прислушаться к сказанному и идеально сочетающаяся с четырёхстопным ямбом – наиболее классическим, строгим и торжественным.

          Стихи со смежной рифмой, как правило, образуют особую строфу – дистих. Почему стихотворение Тютчева не распадается на двустишья? Чтобы это понять, напишите полную формулу его рифмовки и прокомментируйте её.

     Полная формула рифмовки – aabbcc ddeecc ffggcc. Каждое шестистишие оканчивается одной и той же рифмовкой – cc.

    - Прочтите строки, соответствующие повторяющейся рифме. Что вы заметили?

    Эти строки совпадают не только по рифме. Они одинаково построены, в них есть и словесные повторы – слово «молчи».

    3 слайд презентации

    Эпифора – одинаковое окончание стихотворных строк или предложений.

    - В предпоследней строке каждого шестистишия появляется слово, прямо называющее образ, который развивается во всей строфе: «звёзды», «ключи», «лучи». Это также ограничивает строфы одну от другой – на сей раз сюжетно.

           Автору было необходимо единство тона, но также необходимым было чёткое композиционное деление стихотворения (три части). Мастерство поэта проявилось в том, что он сумел совместить оба принципа, нигде не погрешив против чувства меры.

    - Почему столь важной в этом стихотворении оказывается  трёхчастная форма?

    - Чтобы ответить на этот вопрос, постройте простейший композиционный план стихотворения – по мере сменяемости образов, отмечая также приёмы, к которым прибегает автор для создания этих образов.

    1 строфа. «Чувства и мечты» в «душевной глубине» = «звёзды в ночи» (прямое полное сравнение).

    2 строфа. «Сердце» - «ключ», из контекста следует – незамутнённый, подземный (скрытое сравнение – метафора).

    3 строфа. «Целый мир в душе твоей» - «наружный шум», «дневные лучи» (контраст).

    - Прокомментируйте получившийся план. Как связаны образы разных строф? Найдите сквозные образы или объединяющий несколько образов признак.

    - Какие строфы теснее связаны между собой? Почему?

    Теснее связаны первая и вторая строфы. Сквозной образ – глубина: ночная, в которой «всходят и заходят» звёзды, глубина человеческой души, где родятся «чувства и мечты», «думы», «мысли». Общий признак – молчание, в первой строфе – безмолвие, во второй – невозможность высказаться, изречь. Не случайно художественные приёмы в этих двух строфах – сравнение, метафора.

    Третья строфа противопоставлена двум предыдущим – появляются образы шума, уже не глубины, а поверхности (наружный). Строфа выделена и художественным приёмом – в ней использовано противопоставление контрастных в контексте стихотворения образов, причём контраст мотивирован предыдущими двумя строфами: «дневные лучи» противопоставлены «звёздам в ночи, «наружный шум» - «подземным ключам». Таким образом, третья строфа не только контрастна двум предыдущим строфам, она – итоговая.

    - Чем необычно тютчевское противопоставление ночи дню?

    - Почему стихотворение называется «Silentium»?

    - Напишите 3-4 предложения в качестве микровывода по анализу стихотворения.

    «Дневные лучи», свет предстают началом не рождающим, а уничтожающим тайну, волшебство. Ночь, которую часто сравнивают с покровом, оказывается глубиной, скрытой под блестящей «наружностью» дня, подобно душе в телесной оболочке. Молчание позволяет задержать миг, когда есть ещё тайна, волшебство, глубина образа. Молчание – хранитель смысла.

    Чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения Тютчева «День и ночь» (1839).

    - Как контраст между ночью и днём проявлен в этом стихотворении?

    - Как он развивается, какие новые краски получает?

    - Теперь обратимся к стихотворению О.Э.Мандельштама, анализ которого будем производить по строфам.

    Чтение стихотворения.

    - Какое настроение в стихотворении? Меняется ли оно?

    - Что представляли себе, слушая стихотворение?

    1 строфа.

    - На какие художественные приёмы обращаете внимание?

    Повтор: дважды – «она», трижды – союз «и».

    - Что вы можете сказать о значении повторяющихся слов?

    Она – местоимение, «заместитель» имени. И – соединительный союз, обозначает связь явлений.

         Уже с первой строфы поэт овладевает внимание читателя. Местоимение обычно замещает уже известное имя во избежание неоправданного повтора, нов стихотворении имя ещё не названо, оно появится лишь в последней строфе.

    Д тех пор читатель поставлен перед необходимостью разгадать загадку: кто скрывается под выделенным повтором слова ОНА? Повтор союза И только усугубляет тайну: она – связь всего со всем.

         Однако союз И повторяется не только для того чтобы усилить тему связи. Первая строфа заканчивается прямым называнием, не требующим дополнительного усиления: она – «всего живого ненарушаемая связь».

    2 строфа.

    - Обратите внимание на союзы. Назовите их, объясните их значение.

    Союзы НО, И. Оба стоят в анафоре. Такое положение в тексте выделяет их. НО и И – союзы-антонимы: соединительный и противительный. Выделяя их в тексте, поэт усиливает их контраст.

    4 слайд презентации

    Анафора – одинаковое начало стихотворных строк или предложений.

     - Почему появляется во второй строфе союз НО?

    - Если он есть, должны быть противопоставленные явления. Назовите их.

           Это слова, обозначающие признак – «спокойно дышат» и «как безумный», а также «цветовые» прилагательные: «светел», «бледная» и «чёрно-лазуревый». Союз НО противопоставляет признаки спокойный – безумный. Однако эти признаки взяты не сами по себе. «Спокойно» море, тот самый «чёрно-лазуревый», замкнутый невидимыми стенками сосуд. «Безумным» предстаёт день, причём именно потому, что он светел. Это противопоставление необычно: традиционно свет символизирует начало гармонии, упорядоченности, разума, а тьма, чернота (да ещё чернота моря!) – стихию, хаос, без- или подсознательное.

           Ещё один контраст – на этот раз с обоими началами – пена: на фоне моря она кажется «бледной», на фоне света она стала бы «тёмной» (сирень).

           Первая и вторая строфы кажутся не связанными между собой по смыслу: основной образ первой строфы – «она» как «связь» - вроде бы никак не проявлен во второй строфе, где главное – контраст света и тьмы, безумия и покоя, моря и дня.

    Третья строфы.

    - Какой образ вы назвали бы основным в ней?

    Основной образ – немОта.

          - Почему такая странная форма слова – немОта?.Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание, с какими словами сочетается слово немОта. Подберите слова, подобные ему по строению.

          Немота – «свойство и состояние немого, то есть человека от природы лишённого речи, языка или слова, не могущего говорить, бессловесного, безъязыкого». (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М. «Терра», 1994. т. 3 с.375).

          Немота –состояние постоянное, связанное с природным недостатком, изменить его немой не в силах, а немОта – состояние временное, возможно, по осознанному выбору говорящего. Немота одна, немот не может быть несколько. Эта множественность подчёркнута определением, называющим качество именно этой немоты – «первоначальная».

           Но слова «немотА» и «немОта» отличаются также по стилю. Естественно сказать: «губы немеют». Сказать «губы немотствуют» - погрешность против стиля. Следует сказать – «уста немотствуют». У Мандельштама так и сказано – «да обретут мои уста первоначальную немОту».

    - Обратите внимание на аллитерацию в стихотворении. Какая строфа выделена этим приёмом особо?

    Слайд 5 презентации

    Аллитерация – повторение сгласных звуков в предложении или стихотворной строке.

    Третья: аллитерация на Р, Л с мягкостью: обРетут, пеРвоначЛьную, кРистаЛЛическую, от Рождения.

    - Удивительно: строфа. ПОВЕСТВУЮЩАЯ О МОЛЧАНИИ, О НЕМОТСТВОВАНИИ оказывается с музыкой – с чистой нотой.

    - Объясните, как вы понимаете эпитет «кристаллическая»?

    Слово «кристаллическая» вызывает ассоциации с прозрачностью, твёрдостью, остротой граней, игрой света на ганях, глубиной, гармоничностью строения, а также неким центром, вокруг которого кристалл формируется.

    Помимо образа молчания, в третьей строфе появляется образ человека  «я» лирического героя. Четвёртая строфа – контрапункт (сведение воедино всех мотивов стихотворения).

    -Появляются ли в последней строфе новые образы? Почему? Перечислите (построчно) образы четвёртой строфы. Что вы заметили?

    Новые образы не появляются. Развитие образного ряда завершено, но ещё раз поименовано всё, чему посвящены строфы: «она», получившая имя – Афродита, пена, молчание как музака (слово, в музыку вернись); молчание как стыд человеческого сердца (сердце, сердца устыдись).

    - Четвёртая строфа возвращает читателя к первой. В ней говорится о некой «первооснове жизни», из которой вышло некогда всё сущее, как Афродиты из пены. В первой же строфе говорится о миге, предшествующем рождению Афродиты – «она ещё не родилась», о единстве всех элементов в «ненарушаемой связи». Но это равновесие нельзя назвать «ненарушаемым»: уже сгущается пена в «чёрно-лазуревом сосуде», вот-вот появится богиня, вот-вот слово отделится от музыки.

    - Попробуйте составить композиционную схему стихотворения.

    «она», связь

    пена, море, день

    немОта, «я»

    Афродита, пена, Первооснова жизни

    - Сделайте письменный (3-4 предложения) вывод о проделанном анализе стихотворения.

    4. Вывод

    - Присутствуют ли в стихотворениях Тютчева и Мандельштама общие мотивы? Какие?

    - Мы уже отмечали общность темы произведений. Одинаково ли решена тема молчания у поэтов? В чём сходство и в чём различие?

    - Присутствуют ли общие приёмы?

    На письменный вывод отводится 5-7 минут. Затем учитель проволит опрос класса, комментирует, дополняет и обобщает высказанные предположения.

    Общий мотив двух стихотворений – контраст дня и ночи, проявленный нетадиционно. Обычно день противопоставлен ночи, как свет -  мраку. белое – чёрному, реальное  призрачному, жизнь – смерти. У Тютчева и Мандельштама сохранено само противопоставление, но изменено соотношение образов. Призрачным, ненастоящим предстаёт день, безумным, суетным; тёмная стихия – ночь, чёрно-лазуревое море – «первооснова жизни». Она сохраняет свою таинственность, она старшна, это бездна, но в то же время это истина, ускользающая от определения, не могущая быть воплощённой, не выразимая в слове.

    Тема молчания у двух поэтов трактуется по-разному. Тютчева больше интересует потаённая внутренняя жизнь человеческой души. Основное противостояние – «жизнь в себе самом» и «наружный шум». Чем больше человек прислушивается к себе, тем ближе он к истинному, не покрытому «покровом дня» миру. У Мандельштама «первоначальная немота» - не произвольное молчание, а состояние мира до того, как произошло рождение красоты. Никакого разделения на внутренний и наружный миры нет, всё ещё в единстве, всё составляет первооснову жизни.

    Общие приёмы – словесные повторы. Общий размер и мужские окончания строк, общая композиция: появление в каждой строфе нового образа и синтез в заключительной строфе, прямые обращения.

    - Есть ли различия в названиях стихотворений? Какие? Как вы их объясняете?

    У Тютчева Silentium с восклицательным знаком, как призыв или девиз. У Мандельштама восклицания нет. Объясняется это общим пафосом стихотворения: у Тютчева – обращение к личности, к человеческому «я»; у Мандельштама – вечное возвращение к возобновляющемуся вновь и вновь, в каждом акте рождения прекрасного, к мигу «первоначальной немоты».

    1. Домашнее задание

    Выучить литературные термины, о которых шла речь на уроке, написать рефлексию на проделанную на уроке работу.

    6. Организационный момент

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

    Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

    Ассоциативный анализ текста в школе. На примере стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры». 11 класс

    Важным условием постижения стихотворного текста в школе является ассициативное мышление учащихся, способное проникнуть в идейный замысел поэта. Наш урок можно назвать уроком филологического прочтения ...

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

    Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

    М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

    Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...