Кто автор берез? (размышление над содержанием стихотворения О.Э.Мандельштама "На бледно-голубой эмали")
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Шаталова Оксана Вячеславовна

Реализация проблемно-диалогической технологии и технологии творческой мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc382 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Урок литературы. 9 класс.

Тема: «Кто «автор» берез? (размышление над стихотворением О.Э.Мандельштама «На бледно-голубой эмали» (1909)).

Обоснование актуальности работы. Материал урока призван расширить представление учащихся о русской поэзии начала ХХ века. Знакомство с творчеством О.Э.Мандельштама, одного из ярчайших представителей акмеизма, произойдет после изучения стихотворений С.А.Есенина, в которых ведущим образом является образ березы. Контраст в использовании названного образа поможет учащимся ощутить особенности творческой манеры и Есенина, и Мандельштама. Методика медленного чтения, избранная для изучения текста стихотворения О.ЭМандельштама «На бледно-голубой эмали», позволит современным ученикам по-новому посмотреть на привычный, обыденный пейзаж, активизировать творческие способности, вступить в диалог с автором стихотворения, понять значение мгновения жизни и открыть великий замысел Бога-творца, а также осознать великую роль русской литературы в открытии истин жизни.

Цель: знакомство с поэзией О.Мандельштама; раскрытие «тайны» стихотворения «На бледно-голубой эмали»; решение проблемного вопроса.

Задачи: - активизация навыков исследования поэтического текста;

 - развитие навыков творческого мышления;  

 - развитие навыков сопоставительного анализа;    

 - осознание важности литературы как источника философских категорий.

Основные формы реализации поставленных задач:

- использование проблемно-диалогической технологии;

- использование методики медленного чтения;

- применение метода сравнительного анализа;

 

Предполагаемый результат:

      Главная задача учителя – представить текст стихотворения Мандельштама как некую загадку, помочь ученику найти путь для исследования идеи произведения.  Для реализации замысла учитель использует проблемно-диалогическую технологию и метод сравнительного анализа. Поскольку стихотворение О.Мандельштама «На бледно-голубой эмали» можно отнести к жанру философской лирики, учитель применяет методику медленного чтения, которая призвана помочь ученикам изменить ритм работы, перейти в состояние спокойного размышления, размеренно двигаться по пути постижения текста. В результате исследования стихотворения учащиеся придут к выводу о том, что текст наполнен философскими категориями: речь идет о природе и о Боге как творце всего сущего, что искусство – это слепок с Божественного творения, воплощенного в природе. В момент вдохновения гениальный художник подобен Богу-творцу.

      Задания, предложенные учителем, помогут современным ученикам освободиться от шаблонности мышления, проявить фантазию и активизировать творческие силы души.        

Научно-методическое обеспечение:

План работы для учеников

1. Исследуем и делаем выводы.

Фотографии фарфоровых тарелок

Рассмотрите фотографии фарфоровых изделий с нанесенным на них рисунком. Определите, кто делает предметы, кто наносит рисунок на них. Оцените работу мастера и художника.

                                                                                                                                                                                                       

                   

Фотография «Березы на фоне неба»

Какой вопрос у вас возникает после этого исследования?

Какой ответ вы можете представить? Какие пояснения представите?

                                                   

Выводы

2. Наслаждаемся русской поэзией и начинаем открывать  тайну стихотворения.

   

О.Э.Мандельштам

         

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко,—

Когда его художник милый

Выводит на стеклянной тверди,

В сознании минутной силы,

В забвении печальной смерти.

Исследуем 1 строфу стихотворения.

- Попробуйте определить, какая строчка в строфе самая сложная для  восприятия читателя, расшифруйте мысль автора. На основе картины автора создайте собственную, но не изменяйте смысл строфы. NB: посмотрите на вазы! 

Исследуем 2 строфу стихотворения.

- Как автор характеризует узор, который составляют березы? Кем выполнена работа: начинающим творцом, ремесленником, мастером? Почему у него появляются ассоциации именно с фарфоровой тарелкой? NB: а как вы узнаете, в чем разница между мастером и ремесленником?

Исследуем 3 строфу стихотворения.

- Почему художник ощущает при создании своего произведения «минутную силу»? Почему происходит «забвение  печальной смерти»?

3. Открываем тайну стихотворения.

- Рассмотрите таблицу. Она поможет вам ответить на два главных вопроса: 1) сколько художников в стихотворении; 2) кто является автором берез. Чтобы сделать вывод, восстановите недостающие позиции.

а) чему соответствует небо в произведении человека?

б) чему соответствуют березы в произведении человека?

в) кому/чему соответствует человек-художник в картине природы?

Картина природы

Произведение человека

Небо = «бледно-голубая эмаль»

?

Березы

?

?

Человек-художник

Кто/что главнее?

Как побеждается смерть?

4. Представляем идею текста.

Из данных слов составьте высказывание, которое отражает идею стихотворения и которое поможет ответить на вопрос № 2 п.3.

Человека,  искусство, природа;  природа, Бога, искусство. 

5. Подводим итоги.

Сегодня на уроке литературы я …

Я испытывал трудности, когда  …

Я преодолел трудности, используя …

Мне было интересно, когда …

Мандельштам помог мне открыть …

Материально-техническое обеспечение:

- фотографии фарфоровых тарелок, фотографии берез на фоне голубого холодного неба;

- вазы с эмалевым покрытием и без покрытия для объяснения ключевых понятий текста;

- иллюстрации картин И.И.Левитана «Аллея. Останкино» (1880), «Березовая роща» (1885-1889), «Дуб на берегу реки» (1887);

NB: демонстрация материалов может осуществляться с помощью компьютера и проектора.

- «лист-помощник» для определения разницы между ремесленником и мастером: ремесленник – художник, который оттачивает своё мастерство до совершенства; мастер - художник, достигший высокого искусства, творец, создающий необычное и оригинальное.

- лист, на котором  записаны слова «человека,  искусство, природа;  природа, Бога, искусство»;

План работы для учителя

Погружение: 10 минут.

              Учащиеся  работают в группах. Каждая группа получает сначала фотографии фарфоровых тарелок, затем фотографии берез на фоне голубого холодного неба.

1. Учащимся предлагается рассмотреть фотографии фарфоровых изделий с нанесенным на них рисунком. Определить, кто делает предметы, кто наносит рисунок на них. Оценить работу мастера и художника.

2. Далее ученики исследуют фотографии, на которых изображено чистое голубое небо (хорошо, если апрельское), на фоне неба – березы, еще не распустившиеся.

Как правило, учащиеся после этой работы сами задаются вопросом: «Зачем мы рассматриваем фарфоровые изделия, а затем березы?». Если такого вопроса не последует, учитель задает его сам.

              В ходе обсуждения возникают предположения о ряде совпадений. В зависимости от наблюдательности детей результаты сопоставлений будут разные. Если сами учащиеся не открывают все сходства, необходимо дать подсказки (если учитель знает, что дети не способны к самостоятельным «открытиям», значит, необходимо данные подсказки напечатать и раздать ученикам после анализа фотографий, но не раньше, иначе первые открытия теряют смысл):

а) что служит фоном для рисунка;

б) какова толщина линий;

в) какие цвета преобладают;

г) кто является создателем этих произведений;

д) можно ли назвать их одинаковыми.

Итоги этапа

              В ходе диалога в классе возникают мысли о том, что произведения объединяют тонкие линии, как будто начерченные острым грифелем, авторы используют черный цвет, у каждого произведения есть фон: тарелка или небо. У каждого произведения есть автор. Автор тарелки открывается сразу, а автор берез пока не определен.

Исследование текста стихотворения: 21 минута.

1. Учитель открывает стихотворение О.Э.Мандельштама «На бледно-голубой эмали» (1909), указывает, что именно этот автор поможет определить, кто есть второй художник.

2. Звучит стихотворение в исполнении учителя/ученика:

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко,—

Когда его художник милый

Выводит на стеклянной тверди,

В сознании минутной силы,

В забвении печальной смерти.

3. Исследуется 1 строфа стихотворения. 

Учитель ставит на стол перед учащимися вазы с эмалевым покрытием и без покрытия, можно просто глиняные сосуды.

- Попробуйте определить, какая строчка в строфе самая сложная для  восприятия читателя, расшифруйте мысль автора. На основе картины автора создайте собственную, но не изменяйте смысл строфы.

Помощь:

- Бледно-голубая эмаль. Что автор имеет в виду?

- Небо.

- В чем его особенность? Обратите внимание на вазы, находящиеся перед вами.

- Эмаль – стекловидное покрытие. Значит, небо холодное, с блеском, высоко-аристократическое. То есть на фоне холодного стеклянного неба появляются березы без листьев, с голыми ветвями.

4. Исследуется 2 строфа стихотворения.

- Как автор характеризует узор, который составляют березы? Кем выполнена работа: начинающим творцом, ремесленником, мастером? Почему у него появляются ассоциации именно с фарфоровой тарелкой?

Необходимо объяснить разницу между ремесленником  и мастером. Эти подсказки могут быть на столах.

Ремесленник – художник, который оттачивает своё мастерство до совершенства.

Мастер - художник, достигший высокого искусства, творец, создающий необычное и оригинальное.

Узор как будто создан тонким грифелем, это профессиональная работа, потому что узор «отточенный». Представлена мастерская работа. Работа великого мастера. Фарфоровая тарелка возникает именно потому, что она тонкая, хрупкая, легкая. Такое же впечатление оставляют и березы на фоне неба.

5. Исследуется 3 строфа стихотворения.

- Почему художник ощущает при создании своего произведения «минутную силу»? Почему происходит «забвение  печальной смерти»?

Помощь:

Учитель демонстрирует иллюстрации таких картин И.И.Левитана, как  «Аллея. Останкино» (1880), «Березовая роща» (1885-1889), «Дуб на берегу реки» (1887).

- Когда написаны картины? Как сегодня мы их воспринимаем (нравятся, поражают, заставляют думать …)? Когда художник их создавал, ощущал ли он силу, преодолел ли он смерть? Что неподвластно смерти?

Картины созданы в конце 19 века, но и сегодня художник поражает нас своим мастерством и талантом. Его сила в умении запечатлеть мгновение жизни человека или природы, его талант, его гениальность помогают нам открыть тайну мироздания, понять, что  существуют вечные категории, неподвластные смерти. Это, конечно, природа.

6. Решение проблемного вопроса: 8 минут.

- Рассмотрите таблицу. Она поможет вам ответить на два главных вопроса: 1) сколько художников в стихотворении; 2) кто является автором берез. Чтобы сделать вывод, восстановите недостающие позиции.

а) чему соответствует небо в произведении человека?

б) чему соответствуют березы в произведении человека?

в) кому/чему соответствует человек-художник в картине природы?

Картина природы

Произведение человека

Небо = «бледно-голубая эмаль»

?

Березы

?

?

Человек-художник

Кто/что главнее?

Как побеждается смерть?

Результат:

Картина природы

Произведение человека

Небо = «бледно-голубая эмаль»

Фарфоровая тарелка = «стеклянная твердь»

Березы

Узор

Бог-творец

Человек-художник

Бог, но в момент вдохновения они равновелики.

Через творчество.

           В стихотворении два художника: один – человек, который создает рисунок на фарфоровой тарелке; второй – природа, или Бог, вечный творец, мастер всего сущего. Художник-человек лишь повторяет идеи природы-Бога. Но в одном моменте они равновелики: в момент вдохновения художник-человек достоин природы-Бога, в этот момент рождается шедевр. Поэтому неслучайно поэт сначала представляет картину природы, а потом узор берез сравнивает с узором на фарфоровой тарелке, выполненной художником-человеком. Природа вечна, неподвластна смерти, художник побеждает смерть, создавая гениальные произведения.

7. Итоги исследования: 5 минут.

Из данных слов составьте высказывание, которое отражает идею стихотворения и которое поможет ответить на вопрос, заявленный в теме урока.

Человека,  искусство, природа;  природа, Бога, искусство.

Результат:

Искусство – природа человека; природа – искусство Бога. (Филипп Бейли)

Учитель читает начало стихотворения Мандельштама:

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

8. Финальная точка: 1 минута.

Учитель задает вопрос: «Кто же является автором этой картины?»

Природа-Бог, гениальный творец вечного и непреходящего. Человек через творчество приближается к Божественному замыслу.

Список литературы  

  1. Мандельштам О. Камень. Ленинград: Наука, 1990.
  2. Одоевцева И. На берегах Невы. М.: Эллис Лак, 2007. 

Интернет-ресурсы

3. Мандельштам Н. Воспоминания. Нью-Йорк, 1970. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.by/book.php?book=37211 (дата обращения: 02. 11.15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/

Размышления о стихотворении А.С.Пушкина«Если жизнь тебя обманет…»М.В.Чикинучитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"г.Новомосковск Тульской области...

Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)

Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то,  какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок 8 класс

Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок  литературы в 8 классе...

Анализ содержания стихотворения "Пущину"

Это опорная табличка-схема для шгестиклассников в помощь при анализе стихотворения "Пущину" А.С.Пушкина...