СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Черкасская Наталья Александровна

В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании  урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое разделение, наверное, вызвало бы недоумение. Ведь разрывание слова между правилами русского языка и законами литературы не дает возможности говорить о слове как о мериле духовности человека. Именно через речь, через слово мы всегда можем определить уровень развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc4.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  СТИХОТВОРЕНИЙ  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

И  И.А.БУНИНА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

«ЗА ВСЕ ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, БЛАГОДАРЮ!»

Ход урока

                                                                                                   Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.Бунин

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя

   Сегодняшний наш урок будет не совсем обычным. Это и не урок литературы, и не урок русского языка. Мы назовем его уроком словесности. В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании такого урока. А вот у гимназистов прошлого века такое разделение, наверное, вызвало бы недоумение. Ведь разрывание слова между правилами русского языка и законами литературы не дает возможности говорить о слове как о мериле духовности человека. Именно через речь, через слово мы всегда можем определить уровень развития человека.

    И сегодня мы будем говорить об искусстве слова, попробуем приоткрыть для себя те законы, по которым живет слово в мире стихотворения. А помогут нам в этом представители разных эпох, такие отличные друг от друга, но вместе с тем в чем-то похожие, как, впрочем, и все гении, люди. Это Михаил Юрьевич Лермонтов с его стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива…» и Иван Алексеевич Бунин со своим стихотворением «За все тебя, Господь, благодарю!»

 Часто, чтобы понять лучше человека, нужно окунуться в его мир, пройтись по тропинкам, которыми он ходил, заглянуть в кабинет, в тишине которого он творил, полистать, если повезет, книги на его столе, подержать в руках перо, из-под которого выливались «созвучья слов живых».  

  И сейчас я предлагаю совершить коротенькую заочную экскурсию в родные места сначала М.Ю.Лермонтова.  А помогут мне в этом наши будущие экскурсоводы______________________________

3. Показ слайдов с комментариями учеников

                   

                                     ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ТАРХАНЫ – РОДНОЙ  ДЛЯ                

                                                       ЛЕРМОНТОВА УГОЛОК.

          Все вы, конечно, знаете, что родным навсегда для М.Ю. Лермонтова стал усадебный дом его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в Тарханах. С именем Лермонтова Тарханы

связаны с конца XIX века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка – Михаил

 Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой

Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам

 тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад

прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний.

              В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными. На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка.

               В центре усадьбы располагался барский дом. Он утопал в зелени летом и загадачно-      таинственным     выглядел зимой. Родные сердцу Тарханы были одинаково красивы как летом, так и зимой.  ( Тарханский парк зимой. Церковь Марии Египетской.)

             Но давайте перенесемся в прошлое и вместе с  многочисленными гостями, часто бывавшими у Арсеньевой,  поднимемся по парадной лестнице  в великолепную залу.

   Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. По свидетельству современника, "в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука". В Тарханах Лермонтов получил серьезное домашнее образование, которое продолжил в Московском благородном пансионе. Но куда бы ни забрасывала судьба поэта, как бы трудно ему ни было в жизни, он всегда стремился вернуться, хотя бы мысленно, в этот божественный уголок России

                     У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. Частым гостем был М.Ю. Лермонтов в комнатах своей бабушки. Стены в комнатах Елизаветы Алексеевны были цвета утренней зари.

               В чайной комнате любил М.Ю.Лермонтов посидеть за чашечкой чая в компании горячо любящей его бабушки.

                              За стенами же дома начиналась другая жизнь. За великолепным центральным газоном простиралась так называемая «темная аллея», которая вела в замечательный усадебный парк.                                                                                             Самым любимым занятием Лермонтова было побродить в одиночестве по прекрасному  усадебному парку, заглянуть в беседку, погулять по берегу барского пруда, посидеть в уютной беседке в дальнем суду.

                  От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей. Издалека видны кроны вековых лип апалихинского парка. Время почти не изменило пейзаж. Далеко в полях теряется степная речка Марарайка, по обе стороны дороги, ведущей в Апалиху, желтеют нивы, также чист и прозрачен родник в парке...

  Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы.

 Выразительное чтение стихотворение Лермонтова

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо качает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога… 

               

4. Задание группе учеников, анализирующих синтаксис

              Охарактеризовать предложение с точки зре6ния его структуры, при этом выделить грамматические основы, посчитать части сложного предложения, проанализировать особенности связи их между собой.

                                                 

5.. Беседа с учащимися о стихотворении Лермонтова.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда

Волнуется желтеющая нива»

1.Дайте общую характеристику тексту с точки зрения синтаксиса.

2.Составьте схему этого предложения

3.На какие части разделяется любое сложноподчиненное предложение? Найдите эти части в тексте стихотворения.

4.Как вы думаете, какую часть нашего стихотворения нужно произносить с повышением, а какую с понижением голоса?

5.Вспомните такие элементы поэтического синтаксиса, как ГРАДАЦИЯ, АНАФОРА, СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ.

.Попробуем обобщить все, что связано с синтаксисом.

7.А теперь давайте посмотрим, как на семантическом уровне все это выражается и как при этом работают художественно-выразительные средства.

    Какие факты природы рассматривает поэт в первой части своего стихотворения? Куда он обращает свой мысленный взор?

8.Какие глаголы – сказуемые использует автор и о чем это говорит?

9.Как называются отмеченные нами художественные приемы?

10.Как меняется роль  лирического героя от первой строфы до последней?

11.Можно ли это стихотворение отнести к пейзажной лирике? Точны ли и последовательны картины природы, воссозданные здесь?

Первое, что бросается в глаза, -  четыре строфы ( четыре четверостишия) – это одно многочленное сложноподчиненное предложение.

Схема этого предложения условно выглядит так:

(Когда === ------- ), и ( ------- ==== ), и (==== ------);

(когда ------- ====);

(когда ------- ===== и, | - - - - |, ===), (откуда ==== ------), -

[тогда ===== -------],

[тогда ===== ------ ], - и [------- ====], и [ ----- ==== ]…

Любое сложноподчиненное предложение разделяется на две части: главную и придаточную. В данном предложении главной является последняя строфа, состоящая из четырех простых частей. Тогда как придаточную часть составляют три первых строфы, объединяющих шесть простых предложений.

В лингвистической литературе такое многочленное, сильно распространенное предложение, характеризующееся значительной полнотой и законченностью мысли, а также специфической интонацией, называется периодом. Интонационно период делится на две части – повышение и понижение.

В анализируемом стихотворении повышение охватывает три строфы, а понижение – четвертую, заключительную строфу. Это соответственно придаточные и главная части нашего сложноподчиненного предложения. Повышение в периоде характеризуется интонационным нарастанием

РГАДАЦИЯ – это расположение элементов перечисления по степени последовательного усиления или ослабления впечатления.

Такое интонационное повышение и понижение есть внутри каждой строфы. Особенно в первой строфе: в ней три соподчиненных предложения, объединенных повторяющимся союзом И, по существу, заменяющим союзное средство КОГДА.

Во второй строфе градация создается союзом ИЛЬ

В третьей строфе – два сказуемых, соединенных союзом И, но разделенных деепричастным оборотом, и это усиливает градацию.

Понижение мы видим лишь в одной, четвертой, строфе периода, но и здесь есть градация, также выраженная единоначатием ( повторение слова ТОГДА) и поддержанная далее союзом И.

АНАФОРА ( ЕДИНОНАЧАТИЕ) – это особый вид повтора: повторение начальных слов или фраз в двух или нескольких соседних предложениях. Нередко повторяющимся элементом в анафоре является не полнозначное слово, а служебное или местоимение.

Не сложно заметить, что все стихотворение построено по принципу единоначатия.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – это построение соседних предложений, фраз или нескольких стихотворных строк по одной и той же синтаксической схеме.

Итак, в повышении пять предложений, в понижении – четыре; в повышении три анафорических КОГДА и три И, в понижении – два ТОГДА и два И – почти полное синтаксическое равновесие при значительном различии в количестве строф (3:1).

   В первой строфе три предмета, три места, а следовательно, и три момента времени ( восприятие разных предметов в разных местах не одновременно): нива – лес – слива – сад.

Во второй строфе – один предмет ( ландыш серебристый), одно место (из-под куста), но два момента времени: румяным вечером, утра в час златой. В третьей строфе – классическое единство предмета, места и времени; иное место только упоминается.

Используемые автором глаголы показывают, что одушев-

ление и очеловечение природы, едва зародившись в первой строфе, усиливается во второй и достигает вершины в третьей. В первой строфе используются глаголы волнуется и шумит. Они, в общем-то, предметные, но присущи и человеку: волноваться – находиться в тревожном состоянии;

шуметь – много и громко говорить, беспокоиться по поводу чего-либо. Здесь же говорится о сливе, которая прячется.

Но способностью прятаться обладают лишь живые существа.

  Во второй строфе ландыш серебристый еще более очеловечен, он уже приветливо качает головой. Очеловечение усиливается и МЕТАФОРОЙ голова ландыш.

  И наконец в третьей строфе студеный ключ очеловечен полностью, он уже лепечет, то есть вступает в разговор с автором.

  ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

   МЕТАФОРА – это употребление слова в переносном значении, это скрытое сравнение, где присутствует только одно из двух сопоставляемых звеньев.

   В первых трех строфах, где природа предстает как объективная данность, лирический герой выступает как  созерцатель. При этом «задействованными» оказываются по существу все органы чувств: зрение (волнуется желтеющая нива, малиновая слива, ландыш серебристый);

Слух (лес шумит);

Осязание (студёный ключ);

Обоняние (росой душистой).

   В четвертой же строфе содержится как бы ответная реакция лирического героя на соприкосновение с миром природы.

   Особого внимания требует последняя строчка стихотворения. Её можно прочитать и понять двояко: с логическим ударением на слове «вижу» или же с ударением на слове «Бога». Первое чтение предполагает знание того, что Бог есть, но он виден не всегда, и герой его видит только в минуты просветления. Второе чтение исходит из того, что в небесах бытует многое. А для Лермонтова там, наверное, прежде всего «печальный Демон, дух изгнанья».

Но лирический герой поэта, опять-таки в минуты тесного единения с природой, начинает видеть в небесах Бога.

  Не сложно заметить, что в стихотворении Лермонтов допускает как бы «смешение сезонов»: желтеющая нива – это начало осени; ландыш серебристый – весна; малиновая слива – конец лета; студёный ключ – это уже совсем близко к зиме.

   Более того, «смешение сезонов» в этом стихотворении дополнено  и «смешением» дня и ночи: румяным вечером иль утра в час златой.

   Все это говорит о том, что перед нами больше философское стихотворение, чем пейзажное, где автору важно показать все безграничное многообразие природы,  общение с которой

дает лирическому герою просветление, умиротворение и постижение счастья на земле.

   

6.Творческая работа – анализ лирического стихотворения М.Ю.Лермонтова учащимися (устно)

7.Заслушивание и комментирование творческих работ (выборочно)

8.Слово учителя

А сейчас нам предстоит еще одна экскурсия, теперь уже в места, дорогие сердцу другого русского поэта – И.А.Бунина. И снова нам помогут наши будущие экскурсоводы ( слайды сопровождают рассказом заранее подготовленные учащие – докладчики)

9.Показ слайдов с комментариями учеников-экскурсоводов

   Заочная  экскурсия  по   Бунинским   местам.

         

«Изящный человек, худой, тонкий, барин средней Росси» (Б. Зайцев), «…один из последних лучей какого-то чудного русского дня» ( Г. Адамович). Таким представляют, так оценивают современники Ивана Алексеевича Бунина.

«Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам», - писал о себе Иван Бунин в одном из писем Н.Телешову. И он на самом деле «не прилаживался», оставаясь по жизни одиноким. Поэтому не удивительно, что именно одиночество стало основным состоянием лирического героя Бунина.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября  1870 г. в Воронеже. Бунины - старинный дворянский род, к которому принадлежали В.А.Жуковский, П.П.Семенов-Тян-Шанский.

 В Воронеже Бунин родился, жил близ Ельца, бывал в Ефремове, работал в Орле, и есть еще несколько деревенек, в которых прошло детство и юность писателя и о которых можно прочесть в захватывающей, почти биографической книге «Жизнь Арсеньева». Поэтому многие города центральной России почли бы за честь называться родными городами И.А, Бунина

                                 Один из музеев И.А.Бунина находится в центральной части города, на улице, связанной с жизнью писателя в Орле и началом его литературной деятельности. Этот  музей И.А.Бунина привлекает к себе прежде всего богатством подлинных экспонатов, раскрывающих долгий творческий путь лауреата Нобелевской премии. Кульминацией же смыслового и эмоционального восприятия музея стал воссозданный интерьер парижского рабочего кабинета И.А.Бунина. Годы, прожитые в Орле, занимают исключительно важное место в биографии Бунина. Здесь вышла первая его книга "Стихотворения 1887-1891гг."

            Но еще более своим считают Бунина жители старинного русского города Ельца.  

В центре города рядом с башней с курантами, построенной еще в 19 веке, располагаются недавно созданные фонтан и памятник И.А. Бунину. Памятник Бунину установлен в 1995 году к 125-ой годовщине со дня рождения писателя. Елец на самом деле занимает важное место в жизни И.А.Бунина, ведь здесь он учился в гимназии вплоть до пятнадцати лет. В доме, где жил гимназист Бунин, теперь музей. На стенах висят портреты дворянской четы. Здесь его очки, бритвенные принадлежности, письма писателя, черновики и его произведения.

 Гимназист Бунин живо интересовался историей родных мест, благо в то время в Ельце еще сохранились дома и церкви, уцелевшие после набегов кочевников.

                 Будучи в эмиграции Бунин вспоминал свой родной Елец и храм Михаила Архангела. Это было первым детским впечатлением мальчика, приехавшего из глухой деревни, Позже он писал, что этот храм поразил его больше, чем Нотр Дам Де Пари. К сожалению, сегодня храм в полуразрушенном состоянии.  Сегодня в Ельце восстановлены и принимают верующих всего несколько церквей из 32, насчитывавшихся в городе до октябрьского переворота 1917 года.

                Река Быстрая Сосна разделяет город на две части. Во все времена года привлекает она заядлых рыбаков, а летом служит местом отдыха для тысяч ельчан.  Не был исключением и Иван Бунин. Кроме того, сейчас с берега реки открывается  хороший вид на Вознесенский собор.

                 Гордость Ельца, главный храм города - Вознесенский собор. Он  построен по проекту великого храмостроителя России Константина Андреевича Тона, создателя возрожденного в Москве Храма Христа Спасителя. Собор строился 44 года.

                 И все-таки главным университетом Бунина была деревенская жизнь. В 4 года родители привезли маленького Ваню в Бутырки, имение отца. ДЕРЕВНИ, в которой Бунин начинал познавать мир, сегодня нет. Стоит лишь памятный столбик, означающий, что деревня была. Приглядевшись, в траве видишь остатки фундамента - белый с желтизной плиточный известняк, из которого в этих местах и поныне строят сараи, погреба, ограды дворов.  Но это не важно, ведь на самом деле память о человеке лучше всего хранит сама земля: холмы, река, луга, лес».

              Пейзажи Орловские, Воронежские с тех пор мало изменились.

 Для Ивана Алексеевича Бунина эти места навсегда сохранили свое очарование.

Оглядываясь на прожитое, уже в Париже он написал: «Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...»  Быть может, именно это таинственное молчание родной природы навеяло стихотворение «За все тебя, Господь, благодарю!», которое сейчас и прозвучит.

          Выразительное чтение стихотворение И.А.Бунина                .

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с тобой.

10. Задание группе учащихся, анализирующих синтаксис      стихотворения:           

               Найдите все грамматические основы, посчитайте все самостоятельные предикативные части в тексте, а затем выпишите отдельно подлежащие и отдельно все сказуемые, чтобы сделать вывод о том, на какие семантические компоненты разбивается текст.

11.Беседа с учащимися о стихотворении И.А.Бунина

СТИХОТВОРЕНИЕ И.А.БУНИНА

«ЗА ВСЕ ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, БЛАГОДАРЮ!»

1.Сколько предложений в тексте стихотворения? Охарактеризуйте их, найдите все грамматические основы.

2.С какого предложения стихотворение начинается, какой тон им задается?

3.Кто или что выступает посредником в этом разговоре?

4.Как меняется состояние лирического героя от соприкосновения с божественной природой?

5.Какие художественно-выразительные средства помогают Бунину передать эту мысль?

6.Исследуйте поэтическую пунктуацию и скажите, какой знак с точки зрения современных правил не оправдан. Что он подчеркивает?

7.Какой композиционный прием вы бы отметили в стихотворении?

    В тексте стихотворения 5 предложений. Первое – одно- составное, определенно-личное. Остальные двусоставные, но обращает на себя внимание то, что на 9 простых частей приходится очень ограниченный круг подлежащих:

я (автор, его лирический герой), ты (Господь, Бог), закат,

Вечерняя Звезда, отрада. Значит, содержание стихотворения  

Выстраивается вокруг «Я» лирического героя, Бога и того, что одним словом называется природа.

Стихотворение начинается со слов благодарности, обращенных к Всевышнему. Такое начало сразу задает тон диалога поэта с Богом.

    Как известно, простым смертным нужны посредники для общения с Богом. Для И.А.Бунина, как и для М.Ю.Лермонтова, таким посредником становится природа. Более того, у Бунина природа не просто посредник между Богом и людьми, а сама является одной из форм проявления божественного.

   У героя Бунина, несмотря на каждодневные тревоги и печали, от соприкосновения с природой появляется желание жить. Даже в печали и одиночестве он находит свою прелесть.

   Первое, что обращает на себя внимание, это оксюморон.

ОКСЮМОРОН - это словосочетание из двух, несовместимых, противоречащих друг другу по значению слов.

«счастлив печальною судьбою», «отрада в сознанье, что я один».

ЭПИТЕТ – это выразительное художественное определение предмета, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков. ( От греч. Epitheton, букв. – приложенное)

«пышный пламень», «самоцветный камень», «отрада сладкая», «даль синяя».

МЕТАФОРА – это скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении, когда на обозначаемый предмет (явление, лицо) переносится свойство другого предмета.

«пламень заката», «кротость дали»

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим.

«Вечерняя Звезда, как самоцветный камень».

    Против всех пунктуационных правил стоит тире в последнем предложении. Автор делает это не случайно. Тире часто используется как авторский знак и служит для создания особой выразительности, для придания особой значимости, в данном случае, местоимению «тобой». А иначе быть и не может, ведь под этим словом подразумевается Бог.

   В первой и последней строчке стихотворения автор обращается к Богу. Таким образом, стихотворение как бы заключено в кольцо. Такая композиция называется кольцевой.

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, при которой все будто повторяется, но в новом качестве. 

    В самом деле, все повторяется, но в новом качестве. Если в первой строчке поэт обращается к Богу, как некому символу, как обращаются в безликой механической молитве, то в последней строчке стихотворения местоимение «тобой» как бы приближает к нам Бога, делает его реальным, осязаемым.

       

                                                           

12.Заключительное слово учителя.

          Вы, наверное, почувствовали сходство этих двух стихотворений. И для М.Ю. Лермонтова, и для  И.А. Бунина обращение к природе стало великолепным поводом для разговора о человеке и мире вообще. Перед ликом священной природы, вечной, как само мирозданье, забываешь мирское, суетное, понимаешь, как  прекрасен этот мир и как легко и покойно может быть человеку в нем, даже такому  как М.Ю. Лермонтов, мятежный, бунтарский дух которого почти не знал смирения.   И не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли строчки из другого стихотворения Бунина:                                                                                                       Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.Бунин

     Слившись с природой, растворившись в ней, до конца понимаешь всю силу любви к жизни и

радость бытия.

13.Подведение итогов

---Какие элементы поэтического синтаксиса мы сегодня вспомнили?

(Анафора, градация, синтаксический параллелизм).

---Какие художественно-выразительные средства повторили?

(Оксюморон, эпитет, метафору, сравнение, олицетворение).

---К какому жанру относятся изученные сегодня стихотворения?

(Философская лирика).

14.Задание на дом:

      Дома вам предстоит очень серьёзная работа, аналогичная той, которую мы выполняли сейчас, но вместе с тем гораздо более сложная. На столах у вас лежат листочки с только что проанализированными стихотворениями. Дома вы должны будете написать сочинение – сравнительный анализ этих двух стихотворений: стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»  и  стихотворения И.А.Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!»

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"

Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...


 

Комментарии

Черкасская Наталья Александровна

интегрированный урок словесности с элементами комплексного анализа художественного текста.

Вартанян Татьяна Петровна

Сравнительный анализ - один из самых сложных видов работ. Тем более интересно познакомиться с опытом такой работы. Очень важно научить детей работать непосредственно с текстом, находить в нём средства выразительности, объединять их, обобщать, делать выводы. Так прививается вкус к чтению, который может и должен перерасти в устойчивый интерес к художественной литературе, а может быть и к творчеству. Этот урок нацелен и на развитие эмоционального восприятия художественного произведения.