Главные вкладки

    Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"
    план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

    Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Sravnitelnaya_harakteristika_rstrovoy_i_vektornoy_grafiki.doc137.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Сравнительная характеристика растровой и векторной графики

    Цель: знать виды компьютерной графики; понятие растра и пикселя; особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики;

    уметь характеризовать и сравнивать растровые и векторные изображения

    Задачи урока:

            учебные:

            познакомить учащихся с основными видами компьютерной графики, элементами растрового и векторного изображения, достоинствами и недостатками растрового и векторного вида графики;

    научить характеризовать, различать, сравнивать растровые  и векторные изображения;

    установить межпредметные связи: информатика – изобразительное искусство

    развивающие:

    развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить;

    воспитательные:

    формировать устойчивый интерес к предмету

    Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

    Метод: исследовательский

    Оборудование и методическое обеспечение урока: компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Основные понятия компьютерной графики», репродукции картин художников, рисунки учащихся, выполненные в различных компьютерных программах, раздаточный материал (карточки с заданием для работы на компьютере, карточка учащегося)

    Литература, использованная при подготовке к уроку:

    1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. –   М.: Бином, 2005.

    2. Смыковская Т.К., Терещенко А.В., Тикеджи В.Б. Компьютерная графика: Photoshop, CorelDraw: Учеб.-метод.пособ. – Волгоград, 2002.

    Ход урока.

    1. Организационный этап

    Приветствие учащихся. Позитивный настрой на работу

    Решим ребус:

                            ,,,,                                ,,,

    Ответ: удачи.

            Постановка темы и целей урока

    Учитель демонстрирует репродукции картин знаменитых художников, просит назвать картины и их авторов.

    Вы спросите, какое отношение имеют эти картины к информационной технологии.

    Рисовать можно кистями и красками, можно карандашами. Можно рисовать на бумаге, холсте, ткани. А можно рисовать на экране компьютера.

    На заре своего развития компьютеры не обладали значительными художественными возможностями. В то время на экран можно было выводить только символы (буквы, цифры, специальные знаки). Но уже тогда люди пытались использовать компьютер в качестве художественного инструмента. Известен, например, случай, когда компьютер запрограммировали так, что из символов составлялось изображение известной картины Леонардо да Винчи «Монна Лиза». Демонстрируется изображение женщины, созданное на компьютере с помощью символов (см. в конце конспекта урока). 

    Шло время, и люди научили компьютер строить простые изображения: точку, прямую линию, окружность. Мониторы в то время существовали только черно-белые и поэтому все построенные компьютером изображения напоминали работы художников-графиков.

    В отличие от других жанров, например живописи, произведения графиков характеризуются, прежде всего, четкой прорисовкой линий. Именно поэтому изобразительные возможности компьютеров того времени и стали называть компьютерной графикой. И хотя сегодня с помощью компьютера художники создают произведения в различных жанрах живописи, название компьютерная графика прочно закрепилось в сознании людей.

    Беседа

    1. Что вам известно о компьютерной графике? Что вы хотели бы узнать?

    2. Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

    3. Рисовать на компьютере можно, используя специально предназначенную для этого программу. Знаете ли вы, как она называется? (графический редактор).

     Документом графического редактора является рисунок. Все графические редакторы  по способу построения изображения делят на растровые и векторные.  Сравнить растровые и векторные изображения нам и предстоит на сегодняшнем уроке

    1. Изучение нового материала

    1. Основные понятия компьютерной графики.

    Запускается компьютерная презентация «Компьютерная графика. Основные понятия»

          2. Эвристическая беседа.

    По каким параметрам, на ваш взгляд, можно сравнивать изображения, полученные в разных редакторах?  Если ученики затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы, прописывая параметры будущего сравнения на доске:

    - с помощью любого графического редактора мы получаем изображение; если идет деление редакторов на 2 класса, то что это означает? (разный способ получения этих рисунков).

    - какие операции с компьютерными изображениями можно, по-вашему, осуществлять? (масштабировать, сохранять, печатать, конвертировать в другие программы);

    - когда вы просматриваете компьютерное изображение, на что вы в первую очередь обращаете внимание (на качество, фотореалистичность)

    На доске появляются слова: способ построения изображений, трансформация изображений, сохранение (форматы и объем), печать, конвертация в другие программы, качество отображения объектов реального мира

    1. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке

    Постановка проблемы:

    а) как можно сравнить графические редакторы по трансформации изображений? (создать одинаковые рисунки в растровом и векторном редакторе, масштабировать изображения, сравнить)

    б) как можно сравнить графические редакторы по форматам?

    в) как можно сравнить графические редакторы по объему создаваемых в них файлов?

            Исследовательская работа на компьютере

    Класс разбивается на микрогруппы

    1,4 группа – «Трансформация изображений в растровом и векторном редакторах»

    2,5 группа – «Форматы графических файлов»

    3, 6 группа – «Объемы растровых и векторных файлов»

            Анализ исследовательских работ

    Заполняется таблица «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики»

    Признак для сравнения

    Векторная графика

    Растровая графика

    Область использования

    Создание шрифтов, логотипов (полиграфия), оформление Web-страниц, создание иллюстраций (книгоиздательство)

    Ретуширование, тоновая и цветовая коррекция изображений, создание коллажей

    Примеры программ

    Adobe Illustrator, Corel  DRAW, графический редактор, встроенный в WORD

    Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Paint

    Элементы изображения

    Геометрические фигуры: прямые, окружности, прямоугольники, т.п.

    Пиксел

    Возможность автоматизации

    считывания изображения

    Процесс невозможен

    Процесс возможен, технически реализуем

    Трансформация изображения

    Без потерь  качества изображения

    Ухудшение качества изображения

    Информационный объем

    изображения

    Малый

    Большой

    Качество отображения объектов

    реального мира

    Отсутствие фотографического качества

    Фотографическое качество

    Универсальные приемы работы

    и инструменты

    Команды упорядочивания, взаимного выравнивания, пересечения объектов, исключения одних объектов из других; разнообразные инструменты рисования и виды заливок

    Команды изменения яркости, цветовых оттенков отдельных пикселей; разнообразные инструменты выделения

    Возможность конвертации

    в другие программы

    Погрешности при конвертации или ее невозможность

    Легкая конвертация

    Способы сохранения

    (форматы)

    WMF, EPS, CDR, DXF, CGM

    BMP, PSD, GIF, PNG, TIFF, JPEG,

    1. Закрепление изученного материала

    Уровень А. Кроссворд

    3

    4

    р

    е

    д

    а

    г

    р

    а

    ф

    и

    ч

    е

    с

    к

    и

    й

    т

    1

    о

    р

    2

    1. Сетка, которую на экране образуют пиксели

    2. Графика, в которой трансформация

    изображения происходит без потерь качества

    3. Устройство, управляющее работой графического дисплея

    4. Точечный элемент экрана дисплея

    Уровень В. Исключи лишнее и объясни

    1. Paint      CorelDRAW       Ms Access     Adobe Photoshop

    2. Corel Photo-Paint    Adobe Photoshop    CorelDRAW    Paint

    3. WMF   PSD    TIFF      JPEG    BMP

    Устный опрос

    1. Какой вид графического редактора вы выберете для разработки символов нового шрифта и почему?

    2. Дайте характеристику графическому редактору Adobe Photoshop

    3. Назовите достоинства и недостатки векторной графики.

    1. Подведение итогов урока

    Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? Какие трудности испытывали? Ваши пожелания, замечания

    1. Домашнее задание Сформулировать 10 вопросов по теме «Компьютерная графика». Вопросы на формулировку определений понятий не учитываются.


    Творческая карточка учащегося                        Тема урока: Компьютерная графика

         

    Фамилия, имя___________________________

    Сравнительная характеристика растровой и векторной графики

    Признак для сравнения

    Векторная графика

    Растровая графика

    Область использования

    Примеры программ

    Элементы изображения

    Возможность автоматизации

    считывания изображения

    Трансформация изображения

    Информационный объем

    изображения

    Качество отображения объектов

    реального мира

    Универсальные приемы работы

    и инструменты

    Возможность конвертации

    в другие программы

    Способы сохранения

    (форматы)

     Кроссворд

    3

    4

    р

    е

    д

    а

    г

    р

    а

    ф

    и

    ч

    е

    с

    к

    и

    й

    т

    1

    о

    р

    2

    1. Сетка, которую на экране образуют пиксели

    2. Графика, в которой трансформация

    изображения происходит без потерь качества

    3. Устройство, управляющее работой графического дисплея

    4. Точечный элемент экрана дисплея

    Исключи лишнее и объясни

    1. Paint      CorelDRAW       Ms Access     Adobe Photoshop

    2. Corel Photo-Paint    Adobe Photoshop    CorelDRAW    Paint

    3. WMF   PSD    TIFF      JPEG    BMP

    Задание

    Самооценка

    Трудности

    Исследовательская работа на компьютере

    Кроссворд

    Исключи лишнее

    Устный опрос


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

    Презентация к уроку "Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики."...

    План-конспект урока "Растровая и векторная графика"

    Разработка урока по теме  «Растровая и векторная графика» включает в себя конспект урока, расчитанный на 45 минут, и мультимедийную презентацию...

    Конспект урока "Растровая и векторная графика"

    Форма урока: традиционная Цель: Сформировать у учащихся понятия растровой и векторной графикиЗадачи: 1. Образовательные:...

    Урок по теме " Компьютерная графика и область её применения. Растровая и векторная графика."

    Урок по теме " Компьютерная графика и область её применения. Растровая и векторная графика."...

    Компьютерная графика. Растровая и векторная графика.

    Разработка урока по информатике в 8 классе...