Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"
план-конспект урока (11 класс) на тему

Столярова Наталья Григорьевна

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока является инсценировка из рассказа Бунина "Тёмные аллеи".

На уроке присутствовала Рыбачева В.С.,поэтесса,  член Союза литераторов России.В её исполнении звучали стихи и песни о любви.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей исследования учащихся, их самостоятельно сделанные выводы.

Основная задача,стоящая перед учителем, - показать величие чувства любви в рассказах Бунина, развивать филологическое мышление, вызвать желание обсудить прочитанное, совершенствовать навыки исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока, посвящённого

145- летию со дня рождения И.А. Бунина

Цель урока:

•        показать величие чувства любви в рассказах И. Бунина, в том числе в рассказах цикла “Темные аллеи”;

•        вызвать желание обсудить прочитанное;

•        развивать филологическое мышление.

•        совершенствовать навыки исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование: презентационное оборудование, презентация к уроку (портрет писателя, иллюстрации к рассказам, стихи, аудиозаписи и пр.)

План урока

1.        Вступительная часть. “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”. Любовь и радость бытия – главное в творчестве Бунина.

2.        Такая разная любовь  в рассказах И. Бунина («Грамматика любви», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Холодная осень»)

3.        Сборник рассказов «Тёмные аллеи»  - “энциклопедия любви”.

4.        Философия любви в творчестве И. Бунина.

5.        Выводы.

Ход урока.

1.Слово учителя. Вчера исполнилось 145 лет со дня рождения  И.А.Бунина. Мы с вами обратимся к одной из замечательных тем его творчества – теме любви. Тема любви  -  одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве И.А. Бунина.

2. Индивидуальное задание ( учащийся о жизни и творчестве И.Бунина , сообщение и презентация)

3. Слово учителя. Но коль уж предмет нашего разговора  - высокое чувство, послушаем стихотворение Р. Рождественского (учащийся рассказывает стихотворение наизусть)

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали бы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не  знал  любовь, тот все равно,

Что не жил...

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата,

Или обогащение без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье  

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

Любовь, любовь, – гласит преданье,

Союз души с душой родной

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье.

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

4. Слово учителя.

– Какой темой объединены все строчки?

Любовь и радость бытия – главное в творчестве Бунина. Он не просто писал, а был философом.

5. Учащийся читает стихотворение  Бунина «Вечер» наизусть

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездомном небе легким краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним ... мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка и от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне ...

Я вижу, слышу, счастье. Все во мне.

– Что для Бунина счастье?

(Способность всеми чувствами испытывать наслаждение от жизни, любить, быть любимым, радоваться жизни).

– Ваше видение счастья?

– Как связаны счастье и любовь?

(Любовь – счастье, счастье – любовь.)

- “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – писал И.Бунин.

- Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.

 -Вспомним, какие рассказы Бунина  о любви вы читали? (слайд)

5. Слово учителя.

- Шестьдесят лет назад, в декабре 1946 года, в Париже вышла в свет одна из самых знаменитых книг Ивана Бунина — сборник рассказов «Тёмные аллеи» (первое полное издание). Это произведение, ныне именуемое критиками “энциклопедией любви”, Бунин считал “самым лучшим и самым оригинальным” из всего им созданного, а также “самым совершенным по мастерству”.

6.   Сообщение учащегося

         «Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько строк «Чистого понедельника». Погасил свет, открыл окно – ни малейшего движения воздуха, полнолуние, ночь неяркая, вся долина в тончайшем тумане, далеко на горизонте неясный розоватый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени. Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!»

         В дневниковой записи, оставленной 73-летним Буниным, всё: и трагедия последних лет, и сохранённая юношеская свежесть ощущения красоты жизни, и восторг творчества. А ведь на долю писателя выпали серьёзные испытания.

         «Плохо мы живём в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мёрзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом. Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой, - деньги Нобелевской премии давно уже прожиты».

         Но беспокоят не только бытовые неурядицы. Великая битва, развернувшаяся 22 июня 1941 года на полях России, стала причиной мучительных переживаний Ивана Алексеевича.

         Почти невероятно, что в такое время создаётся единственная в своём роде в русской литературе книга, где всё – о любви. Русская литература долгое время решала философско-нравственные проблемы, любовь отступала на второй план. .                                                                            7. Учащийся читает стихотворение К. Бальмонта «Люби» наизусть

                                                                                Кто не любил, не выполнил закон,

                                                                               Которым в мире движутся созвездья,

                                                                               Которым так прекрасен небосклон.

                                                                               Он в каждом часе слышит мёртвый

                                                                                                                                   звон,

                                                                               Ему никак не избежать возмездья.

                                                                               Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят

                                                                                                                                    он.

                                                                                                          К.Бальмонт «Люби».

8. Сообщения учащихся.

    -   Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким.

    -  Рассказы Бунина — именно философия. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлеченным понятием, а наоборот, общим для всех.

    -  “Темные аллеи” — произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно.

      -   Образ женщины — вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе — свой. Простая девушка из деревни в рассказе “Таня” так же прекрасна, как яркая испанка из “Камарга”.

    -   Удивительно, что действие рассказа может длиться очень короткое время. В нескольких рассказах Бунин просто описывает случайно увиденных в вагоне поезда женщин. И это не менее интересно, чем если бы происходило какое-то действие. Образы яркие, сразу впечатываются в память. Это характерно для Бунина. Он всегда умеет подобрать нужные слова, и ни одно не будет лишним.

       -   Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.    Бунин стремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника, ведь опадение цветов неизбежно.

9.Слово учителя.

У вас было домашнее задание перечитать рассказ «Тёмные аллеи» из одноимённого сборника. Название и сюжет возникли под влиянием стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть»

 Учащийся читает наизусть

 Была чудесная весна!

Они на берегу сидели –

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея,

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

-Эти строки цитирует в финале рассказа главный герой. Была весна, а сейчас осень. Зачем нужен контраст? Почему тёмные аллеи, ведь любовь такое светлое чувство?

Герои не виделись 30 лет. Любили друг друга.

     Центральное место в новелле отведено собственно диалогу главных героев. Сейчас мы с вами станем свидетелями этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. (Инсценировка фрагмента.)

  — Для чего автор вводит этот диалог?

  — Как ведут себя персонажи на протяжении разговора?

Все восхищает Бунина в героине, он любуется ею: «Темноволосая…красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу…»  Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. «Все проходит, да не всё забывается», — утверждает она в ответ на слова офицера, который уже успел о многом позабыть: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит… Как о воде протекшей будешь вспоминать». Иная Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла  через всю свою жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — говорит героиня. Вспоминаются строчки Ф.И. Тютчева:  

 

 Душа, душа, которая всецело

 Одной заветной отдана любви

 И ей одной дышала и болела,

 Господь тебя благослови.

  — Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?

 

Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься  (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.  

Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.

  — Как вы думаете, выдержан ли этот принцип применительно к «Тёмным аллеям»?

10.Звучит песня.

11. Слово гостю –Рыбачевой В.С., члену Союза литераторов России.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема любви в творчестве И.Бунина

Данный конспект - только часть урока-презентации. К сожалению, помещаемый материал презентации после сжатия теряет анимацию и звуковое сопровождение. Материалы к презентации соответствуют изображаемой...

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе

Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации.  Для проведения всероссийског...

"Философия любви в творчестве Ивана Бунина"

Урок-исследование с созданием кластера...

Открытый урок посвящённый 220 летию Селенгинского пехотного полка и Обобщение тем «Квадратные корни и квадратные уравнения» презентация

Цель: совершенствование практических навыков решения основных задач по теме и умение применять их при решении реальных жизненных задач Личностные результаты: умение работать, слушать собеседника ...

Открытый урок посвящённый 220 летию Селенгинского пехотного полка и Обобщение тем «Квадратные корни и квадратные уравнения»

Цель: совершенствование практических навыков решения основных задач по теме и умение применять их при решении реальных жизненных задач Личностные результаты: умение работать, слушать собеседника ...

Урок, посвящённый 130-летию со дня рождения О. Мандельштама.

конспект урока по творчеству О.Мандельштама...

Всероссийский урок, посвящённый 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова

Всероссийский урок, посвящённый 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова, для обучающихся 8-9 классов (коррекционная школа)...