Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе
презентация к уроку по обществознанию (9 класс) по теме

Петранина Людмила Александровна

Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации.  Для проведения всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку знаний698.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЗНАНИЙ Тема: «Мы – граждане Российской Федерации».

Слайд 2

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе

Слайд 3

В декабре 2013 г. исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. 14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы государства был образован организационный комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации и утверждён его состав.

Слайд 4

Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.

Слайд 5

Конституция РФ 1993 года Глава 3 «Федеративное устройство»

Слайд 6

Основные вопросы для обсуждения Сколько субъектов входит в Российскую Федерацию? (статья 65), Какой язык является государственным языком Российской Федерации, какие вы знаете государственные языки республик Российской Федерации (статья 68) На каком родном языке вы говорите? Каков его правовой статус (статья 68)? Что вам известно о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования, о столице нашего государства (статья 70)? Перечислите основные прерогативы федерального центра (статья 71). Какова официальная денежная единица в Российской Федерации (статья 75)?

Слайд 7

Конституция Российской Федерации > Статья 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Слайд 8

Субъекты Российской Федерации Статья 65 Российская Федерация — государство с уникальной государственной структурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время насчитывается 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации.

Слайд 9

Статья 65 1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики; Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения; Еврейская автономная область; Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. 2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Слайд 10

Государственные символы России Статья 70

Слайд 11

Основные прерогативы федерального центра (статья 71). (Прерогатива (лат. praerogativa, от praerogativus — запрошенный первым, первым подающий голос), исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу . ) а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

Слайд 12

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба.

Слайд 13

Денежная единица России Статья 75. 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. 3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе .

Слайд 14

«Права и обязанности человека и гражданина». Глава2 Конституции РФ Российское законодательство строится в полном соответствии с международными конституционно-правовыми нормами.

Слайд 15

Чтобы в этом убедиться Сравним Конституцию Российской Федерации и Всеобщую декларацию прав человека.

Слайд 16

Всеобщая декларация прав человека. В Уставе Организации Объединённых Наций, подписанном в 1945 году, говорится, что основная задача ООН - «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин». В соответствии с этим Комиссией по правам человека ООН была разработана и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года Всеобщая декларация прав человека. Этот день с 1950 года отмечается во всём мире как День прав человека. Декларация стала первым глобальным документом, провозгласившим ценности человеческой жизни, свободы, равенства. Впервые в истории эти идеалы стали важными принципами международного права. Декларация была переведена на более чем 350 языков и диалектов мира (2009 год) и является самым переводимым документом в мире. Хотя Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Все три документа неофициально именуются Международным биллем о правах. В 1993 году их ратифицировало более 150 государств мира.

Слайд 17

Конституция РФ (статья 2). 12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной Закон — Конституция Российской Федерации , в которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о необходимости признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина

Слайд 18

Права человека – это : 1) принципы, нормы отношений между человеком и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получить определённые блага (это собственно права); 2) понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах; понятие, которое является важнейшим показателем развития демократического общества.

Слайд 19

Все права принято подразделять на несколько групп. Среди них выделяют:

Слайд 20

Личные права: - на жизнь - на защиту чести и достоинства - на невмешательство в личную жизнь - на тайну переписки и переговоров - на неприкосновенность жилища - право не подвергаться пыткам

Слайд 21

Гражданские права: - на гражданство - на свободу передвижений - на свободу совести - на выбор места жительства

Слайд 22

Политические права: - избирать и быть избранным - на управление делами государства - на политические объединения - на политические убеждения - право обращаться в различные инстанции - на мирные собрания, шествия, митинги и пикетиров

Слайд 23

Юридические права: - на судебную защиту - на равенство перед законом - не подвергаться произвольному аресту - не давать показания против себя и своих близких - на презумпцию невиновности

Слайд 24

Экономические права: - на частную собственность - на наследование - на свободное предпринимательство - на свободный и безопасный труд

Слайд 25

Социальные права: - на достойный уровень жизни - на образование - на охрану здоровья - на социальное обеспечение - на отдых и досуг - на жилище

Слайд 26

Духовные права: - на свободу мысли и слова - на свободу творчества - на защиту интеллектуальной собственности

Слайд 27

Главный постулат прав человека - «все люди обладают человеческим достоинством». Из него следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах.

Слайд 28

Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство? Приведите примеры из жизни, в которых подчёркивалась бы значимость достоинства для конкретного человека.

Слайд 29

Человеческое достоинство — совокупность представлений о достойной человека жизни, о жизни «по-человечески». Чувство человеческого достоинства помогает человеку распознавать унижения и даёт силы для протеста. Человеческое достоинство – это общественное достояние. Оно присуще всем людям в равной степени и не зависит ни от заслуг, ни от общественного статуса или убеждений, ни от этнической и религиозной принадлежности.

Слайд 30

Поэтому права человека в равной степени принадлежат и новорожденному младенцу, и закоренелому преступнику, и рядовому гражданину, и президенту.

Слайд 31

Человеческое достоинство — это мерило самосознания, самоуважения, определяющее манеру поведения личности, установления контактов с другими людьми. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, её практических успехов . Неуверенность в себе, самоуничижение отрицательно влияют на жизнь личности. Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека и наиболее ярко в таких правах, как право на неприкосновенность чести и репутации, право на имя, жизнь, целостность личности, свободу от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, на право личной жизни, на презумпцию добропорядочности и невиновности, на достойное существование и др.

Слайд 32

Как вы думаете, присутствует ли уважение человеческого достоинства в криминальной среде? В среде беспризорников, безнадзорных детей? Почему? Приведите примеры уважения и неуважения человеческого достоинства в вашей школе. Чем рискуют люди, унижающие человеческое достоинство других людей? Могут ли соблюдаться права человека в обществе, в котором уважение человеческого достоинства не является жизненным приоритетом? Что грозит такому обществу?

Слайд 33

Вывод: Права человека универсальны , т.е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения. Универсальность прав человека позволяет нам взглянуть на историю любой страны с позиции того, в какой мере были защищены права её граждан или подданных в тот или иной период её истории.

Слайд 34

Ответьте на вопрос: Соответствует ли Российское законодательство с международными конституционно-правовыми нормами ? Можем ли мы назвать наше государство правовым и демократическим?

Слайд 35

СПАСИБО! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы – граждане Российской Федерации» (Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ)

Цель Всероссийского урока:  – формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Форма проведения урока: лекция с презентацией Класс: 9...

Конспект урока по обществознанию "Конституция Российской Федерации" 9 класс

Цель урока : - создать условия для осознания учащимися значения Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, для формирования знаний текста основного закона страны;- сп...

Интеллектуальная игра «Сказка ложь, да в ней намек…», посвящённая Дню Конституции Российской Федерации, для детей дошкольного возраста

Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обяза...

Открытое занятие «День государственного флага Российской Федерации». Тематическое развлечение для воспитанников

Цель: Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.Задачи: Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:- к семье, городу, стране;- к природе ро...

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской  Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...