Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции
Российской Федерации
Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 18 »
Гордиенко Наталья Вячеславовна
Цели урока:
- формирование российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России;
- познакомить обучающихся с Конституцией России;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- объяснить основные обществоведческие понятия:
- Конституция России;
- Права и обязанности граждан России;
- Государственные символы страны – Герб РФ, Гимн РФ, Флаг РФ, Столица РФ, Конституция РФ, Президент РФ;
- Многонациональный народ РФ;
- Национальные ценности.
Задачи Всероссийского урока:
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
- развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Перед началом урока звучит Гимн Российской Федерации
Эпиграф урока: «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества». /С.Джонсон / (слайд 3)
«Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление». Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.
Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина. Итак, Конституция – это Основной Закон государства.
Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны, в основном, с вопросами о разумном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова появились в XVII-XVIII вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти царей и подчинения работы государственной бюрократии ("государственного Левиафана"[1]) неким заданным правилам на благо общества.
Чтобы проследить путь развития конституционного строя в России необходимо возвратиться в прошлое. Медленный процесс вызревания конституционного строя в России начинается с середины XIX в. (слайды 4,5)
Вопрос. Кто из общественных деятелей выступал за введение в стране конституции?
Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, (слайды 6) именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так, и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено.
Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу (слайд 7).
Вопрос. Сколько Конституций было принято в нашей стране и когда?
В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России (слайд 8,9), Конституция гарантировала равноправие граждан, свободу союзов. Важнейшей задачей было уничтожение эксплуатации человека человеком. Избирательное право предоставлялось только тем, кто поддерживал большевиков.
После образования СССР в 1924 году была принята Конституция союзного государства, которая зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик. (слайд 10)
В 1936 году была принята «сталинская» Конституция СССР. (слайд 11) В ней провозглашалось построение социализма, подчеркивалось, что утверждалась общественная собственность на средства производства. Конституция отменяла все ранее существовавшие ограничения избирательных прав.
В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР. (слайд 12) В ней нашли отражение международные обязательства страны, вытекавшие из положений Заключительного акта, в частности связанные с гарантиями прав и свобод граждан. В то же время статья 6-я Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.
Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.
Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России (слайд 13)
Вопрос. При каком президенте была принята Конституция РФ.? (Ответ: Б.Н. Ельцин)
Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
В статье 1 Конституции говорится о официальных государственных символах Российской Федерации: гимн, герб, флаг.(слайд 14,15,16)
Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.
Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы. В свою очередь граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности. (слайды 17,18,19)
Права граждан РФ | Обязанности граждан РФ |
право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести. | соблюдать законы России ,уважать права и свободы других людей, защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу, заботиться о детях, заботиться о сохранности исторических и культурных памятниках |
Некрасов говорил: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (слайд 20).
Быть гражданином Российской Федерации очень почетно. (слайды 21,22)
На протяжении тысячелетий истории нашей страны люди гордились, что принадлежат к России. Они отдавались свой талант и знания на благо отечества. Наша с вами задача защищать и беречь наследие России и способствовать развитию правового государства
Создание и развитие правового государства, в котором будут соблюдаться наши права, защищаться наши интересы - зависит от каждого из нас, от выбора, решения конкретного человека, принятого в той или иной ситуации. Не бойтесь принимать верных решений и отстаивать свои права, боритесь за свои интересы.
Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права!
Далее конкурс на знание вопросов, связанных с конституционным устройством России
1. В чём сущность демократии? (Демократия – это закрепление свободы в обществе действенными законами, гарантирующими свободу личности)
2. Что такое равноправие граждан? (Гарантия со стороны государства равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.п.)
3. Какой должна быть конечная цель власти? (Улучшение жизни граждан.)
4. В чём заключаются главные задачи президента? (Охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и свобод граждан.)
5. Что такое референдум? (Всенародное голосование по важнейшим вопросам общественной жизни)
6. Кто может стать Президентом РФ? (Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)
7. Кто является президентом РФ? (Владимир Владимирович Путин)
8. Кто является главой Республики Адыгея? (Аслан Китович Тхакушинов)
9. Кто не имеет право избирать и быть избранными в РФ? (Граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда)
10. Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ? (Человек, его права и свободы)
11. Какое государство называют правовым? (То, в котором признаётся верховенство закона, права и свободы человека, существует разделение властей и независимый суд)
12. Кто может стать депутатом Государственной Думы?
(Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)
13. Что такое разделение властей? (Государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную)
14. Как называется процедура отрешения Президента от должности? (Импичмент)
15. Как называется политическая организация, которая отражает интересы слоя общества и имеет свою программу? (Политическая партия)
Учитель и учащиеся подводят итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе
Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации. Для проведения всероссийског...
Разработка Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 (презентации "Мы - россияне", "Государственные символы России"
Открытый урок "Конституция - Основной Закон РФ" разработан в рамках Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 согласно Методическим рекомендациям по его проведени...
«Мы – граждане Российской Федерации» (Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ)
Цель Всероссийского урока: – формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Форма проведения урока: лекция с презентацией Класс: 9...
Открытый урок, посвященный 70 летию колледжа
Тип урока: обобщение и систематизация знаний Вид урока: практическое занятие Цели урока: I. Образовательные: Выявление качества и уровня овладения зна...
Разработка к всероссийскому открытому уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ
Презентация может пригодится для урока обществознания....
Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля
22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....
Всероссийский открытый урок, посвященный Международному дню создания ГО
Открытый урок по ОБЖ в 10 классе. 2019 год...