Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
план-конспект урока по теме

Гордиенко Наталья Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_02.09.13.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции

Российской Федерации

Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 18 »

Гордиенко Наталья Вячеславовна

 Цели урока: 

  • формирование российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России;
  • познакомить обучающихся с Конституцией России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну;
  • объяснить основные обществоведческие понятия:
  • Конституция России;
  • Права и обязанности граждан России;
  • Государственные символы страны – Герб РФ, Гимн РФ, Флаг РФ, Столица РФ, Конституция РФ, Президент РФ;
  • Многонациональный народ РФ;
  • Национальные ценности.

Задачи Всероссийского урока:

  • формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
  • развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
  • развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
  • формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых  регуляторов жизни общества и государства.

Перед началом урока звучит Гимн Российской Федерации

Эпиграф урока: «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества».  /С.Джонсон / (слайд 3)

 «Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление». Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина. Итак, Конституция – это Основной Закон государства.

Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны, в основном, с вопросами о разумном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова появились в XVII-XVIII вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти царей и подчинения работы государственной бюрократии ("государственного Левиафана"[1]) неким заданным правилам на благо общества.

Чтобы проследить путь развития конституционного строя в России необходимо возвратиться в прошлое. Медленный процесс вызревания конституционного строя в России начинается с середины XIX в. (слайды 4,5)

Вопрос. Кто из общественных деятелей выступал за введение в стране конституции?

Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, (слайды 6) именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так, и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено.

Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу (слайд  7).

Вопрос. Сколько Конституций было принято в нашей стране и когда?

В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России (слайд 8,9), Конституция гарантировала равноправие граждан, свободу союзов. Важнейшей задачей было уничтожение эксплуатации человека человеком. Избирательное право предоставлялось только тем, кто поддерживал большевиков.

После образования СССР в 1924 году была принята Конституция союзного государства, которая зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик. (слайд 10)

 В 1936 году была принята «сталинская» Конституция СССР. (слайд 11) В ней провозглашалось построение социализма, подчеркивалось, что утверждалась общественная собственность на средства производства. Конституция отменяла все ранее существовавшие ограничения избирательных прав.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР.  (слайд 12) В ней нашли отражение международные обязательства страны, вытекавшие из положений Заключительного акта, в частности связанные с гарантиями прав и свобод граждан. В то же время статья 6-я Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.

Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.

Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России  (слайд 13)

Вопрос. При каком президенте была принята Конституция РФ.? (Ответ: Б.Н. Ельцин)

Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В статье 1 Конституции говорится о официальных государственных символах Российской Федерации: гимн, герб, флаг.(слайд 14,15,16)

Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.

      Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы. В свою очередь граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности. (слайды 17,18,19)

Права граждан РФ

Обязанности граждан РФ

право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести.
Граждане все равны перед законом независимо от происхождения, социального или  имущественного положения, образования, языка, вероисповедания.

соблюдать законы России ,уважать права и свободы других людей, защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу, заботиться о детях, заботиться о сохранности исторических и культурных памятниках

Некрасов говорил: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (слайд 20).

Быть гражданином Российской Федерации очень почетно. (слайды 21,22)

 На протяжении тысячелетий истории нашей страны люди гордились, что принадлежат к России. Они отдавались свой талант и знания на благо отечества. Наша с вами задача защищать и беречь наследие России и способствовать развитию правового государства

Создание и развитие правового государства, в котором будут соблюдаться наши права, защищаться наши интересы - зависит от каждого из нас, от выбора, решения конкретного человека, принятого в той или иной ситуации. Не бойтесь принимать верных решений и отстаивать свои права, боритесь за свои интересы.
Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права!

Далее конкурс на знание вопросов, связанных с конституционным устройством России

1. В  чём  сущность  демократии? (Демократия – это  закрепление  свободы  в  обществе  действенными  законами,  гарантирующими  свободу  личности)

2. Что  такое  равноправие  граждан? (Гарантия  со  стороны  государства  равенство  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  независимо  от  пола,  расы,  национальности,  языка,  происхождения,  имущественного  и  должностного  положения,  места  жительства  и т.п.)

3. Какой  должна  быть  конечная  цель  власти? (Улучшение  жизни  граждан.)

4. В  чём  заключаются  главные  задачи  президента? (Охранять  конституционный  строй  России,  поддерживать  гражданский  мир  и  национальное  согласие.  Он  призван  стоять  на  страже  прав  и  свобод  граждан.)

5. Что  такое  референдум? (Всенародное  голосование  по  важнейшим  вопросам  общественной  жизни)

6. Кто  может  стать  Президентом  РФ? (Гражданин  РФ  не  моложе  35  лет,  постоянно  проживающий  в  РФ  не  менее  10  лет)

7. Кто  является  президентом  РФ? (Владимир  Владимирович  Путин)

8.  Кто  является  главой Республики Адыгея? (Аслан Китович Тхакушинов)

9. Кто  не  имеет  право  избирать  и  быть  избранными  в  РФ? (Граждане,  признанные  судом  недееспособными,  или  те,  кто  содержится  в  местах  лишения  свободы  по  приговору  суда)

10. Что,  согласно  Конституции,  является  высшей  ценностью  в  РФ? (Человек,  его  права  и  свободы)

11. Какое  государство  называют  правовым? (То,  в  котором  признаётся  верховенство  закона,  права  и  свободы  человека,  существует  разделение  властей  и  независимый  суд)

12. Кто  может  стать  депутатом  Государственной  Думы?

(Гражданин  Российской Федерации,  достигший  21  года  и  имеющий  право  участвовать  в  выборах)

13. Что  такое  разделение  властей? (Государственная  власть  в  Российской Федерации  разделяется  на  законодательную,  исполнительную  и  судебную)

14. Как  называется  процедура  отрешения  Президента  от  должности? (Импичмент)

15. Как  называется  политическая  организация,  которая  отражает  интересы  слоя  общества  и  имеет  свою  программу? (Политическая  партия)

Учитель и учащиеся подводят итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе

Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации.  Для проведения всероссийског...

Разработка Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 (презентации "Мы - россияне", "Государственные символы России"

Открытый урок "Конституция - Основной Закон РФ" разработан в рамках Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ 02.09.2013 согласно Методическим рекомендациям по его проведени...

«Мы – граждане Российской Федерации» (Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ)

Цель Всероссийского урока:  – формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Форма проведения урока: лекция с презентацией Класс: 9...

Открытый урок, посвященный 70 летию колледжа

Тип урока:    обобщение и систематизация знаний Вид урока:    практическое занятие   Цели урока: I. Образовательные: Выявление качества и уровня овладения зна...

Разработка к всероссийскому открытому уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ

Презентация может пригодится для урока обществознания....

Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля

22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....