Конспект открытого урока по обществознанию «Конституция Российской Федерации»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Учитель: Немирич А.И
Дата проведения: 23 января 2024 года
Урок составлен в рамках программы курса «Обществознание. 5-9 классы». Авторы – Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
По учебнику: под ред. Боголюбова Л.Н. для основной школы, составленная на основе ФКГСОО. М., «Просвещение», 2011.
Класс: 9
Продолжительность: 45 минут
По рабочей программе: 20 урок
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи;
- Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.
Развивающие:
- организация решения практических задач и обсуждение практических выводов;
- развивать умения и навыки работы с текстами, документами.
Воспитательная:
- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
- воспитание правовой культуры;
- развитие умения участвовать в политической жизни страны;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по обществознанию
«Конституция Российской Федерации».
Учитель: Немирич А.И
Дата проведения: 23 января 2024 года
Урок составлен в рамках программы курса «Обществознание. 5-9 классы». Авторы – Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
По учебнику: под ред. Боголюбова Л.Н. для основной школы, составленная на основе ФКГСОО. М., «Просвещение», 2011.
Класс: 9
Продолжительность: 45 минут
По рабочей программе: 20 урок
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи;
- Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.
Развивающие:
- организация решения практических задач и обсуждение практических выводов;
- развивать умения и навыки работы с текстами, документами.
Воспитательная:
- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
- воспитание правовой культуры;
- развитие умения участвовать в политической жизни страны;
Оборудование урока: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, проектор, презентация, учебник, тетради, карточки
Присутствовали: директор МБУ лицея №76 В.Д. Коняхин, зам. директора по УВР Н.С. Усова, руководитель МО учителей истории и географии Е.А. Кучко, учителя истории.
Методы урока: беседа, лекция, работа с текстом Конституции РФ, презентацией, дидактическими материалами, учебником, карточками.
Термины: Конституция, правовой статус человека.
План изучения нового материала:
1. Что такое Конституция?
2. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
Эпиграф к уроку. «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан». С. Смайлс., английский писатель. (слайд 2)
I.Организационный момент.
II. Этап актуализации и контроль знаний.
Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть».
Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.
1. Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? /Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые суды/
2. Назовите понятие:
- обжалование в вышестоящий суд приговора, не вступившего в силу. /Кассация/
- лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/
- лицо, в отношении которого направлены требования. /Ответчик/
- круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов. /Юрисдикция/
- защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/
- должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/
- исполнительная власть в стране. /Правительство/
- глава государства. /Президент/
Название суда, который разрешает споры, но не входит в судебную систему страны. /Третейский суд/
Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/
Изучение нового материала:
Учитель:
Что такое Конституция?
– Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.
Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
- ее нормы выше любых других законов;
- сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.
В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на экране: (слайд 3)
1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/
Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/
Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/
Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/
Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/
Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила
демократические основы государственного устройства/
Комментарий учителя:
В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.
Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. /Преамбулу зачитывает заранее подготовленный ученик/ В Конституции 10 глав.
- Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?
Учитель: Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Учитель обращается к учащимся: Быть гражданином России – это значит:
- иметь права, установленные юридическими нормами;
- получать от государства гарантии соблюдения прав;
- быть государству в чем-то обязанным.
Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.
- Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.
Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 93, обращает внимание обучающихся/
В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. /Один из обучающихся зачитывает их по тексу учебника на стр. 95-96. После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/
В Конституции также зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения прав человека и гражданина. /В учебнике стр. 96. Читает один из обучающихся/
Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ. /Для самостоятельного изучения/
III. Закрепление. Рефлексия.
1.Учитель предлагает прокомментировать эпиграф к уроку:
«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан». С. Смайлс., английский писатель. (слайд 2)
Согласны ли вы с этим высказыванием? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ? Между какими понятиями проводится параллель? Согласны ли вы с ним?
2 .Учитель предлагает обучающимся следующие карточки:
Согласно Конституции РФ:
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
* гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.
IV. Подведение итога урока.
Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок.
V. Домашнее задание:
- Заполните таблицу:
выписать в тетрадь понятия и их значение /конституция, правовой статус человека/, мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку.
Используемая литература:
1. Учебник: под ред. Боголюбова Л.Н. для основной школы, составленный на основе ФКГСОО. М., «Просвещение», 2011.
2. П. А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА, ЕГЭ. М.АСТ. 2011. Обществознание в схемах.
4.Т.П. Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию.: 9 класс.-М,: ВАКО, 2008.
6. А.В.Клименко . Обществознание. М.Дрофа, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

Урок ко Дню Конституции Российской Федерации
Традиционно12 декабря в России отмечается День Конституции.В связи с этим во всех муниципальных образованиях Клинцовского района в период с 5 по 12 декабря пройдут мероприятия, в том числе открытые ур...

Урок по обществознанию " Конституция Российской Федерации"
Конституция - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его ст...

9 класс урок обществознания "Конституция Российской Федерации"
На уроке закрепляются знания по основам конституционного строя Российской Федерации и формирруются навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать...

Конспект урока по обществознанию "Конституция Российской Федерации" 9 класс
Цель урока : - создать условия для осознания учащимися значения Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, для формирования знаний текста основного закона страны;- сп...

Конспект урока «23 года - КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »
Урок изучения нового материала, посвященный дню Конституции. Способствует осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; осмысленному усвоению конституционных принцип...

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....
