9 класс урок обществознания "Конституция Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Коновалова Татьяна Васильевна

На уроке закрепляются знания по основам конституционного строя Российской Федерации и формирруются навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать, переводить текстовую информацию в схемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: обществознание

Класс: 9

Учитель – Коновалова Татьяна Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №27» г. Симферополя

Тема: Конституция Российской Федерации.

Цель:  закрепить знания по основам конституционного строя РФ и формировать навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать, переводить текстовую информацию в схемы.

Задачи:

             Образовательные

  • Дать учащимся представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя России;
  • Выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
  • Изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;
  • Формирование представления о важности соблюдения законов государства;

  Развивающие

  • Развитие гражданско – правового образования учащихся;
  • Продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
  • Уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;
  • Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
  • Развитие умения работать в группах, выслушивать мнения других и излагать свои мысли;

   Воспитательные:

  • Привитие интереса к предмету;
  • Формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся;
  • Толерантность и уважение к Основному закону страны.

- Тип урока – урок приобретения новых знаний.

- Планируемые результаты

      Личностные УУД:

  • Развития мотивов учебной деятельности и понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;  
  • Осознавать себя гражданином России, объяснять, что связывает тебяс твоим народом, с историей, культурой.

    Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулируют цели деятельности на уроке;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формулировать учебные задачи;
  • Умение работать по предложенному учителем плану;
  • Высказывать свое предложение на основе учебного материала;
  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 Познавательные УУД:

  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, источники);
  • Проводить анализ учебного материала, на основе обобщения знаний делать выводы;
  • Относить объекты к известным понятиям;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений;

   Коммуникативные УУД:

  • Точно и полно выражать свои мысли;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • Организовывать учебное взаимодействия в группе;
  • Выполнять различные роли в группе.

   Предметные УУД:

  • Осознание связи между понятиями «конституция» и «права и свободы человека»;
  • Выработка умений применять знания в конкретной ситуации;
  • Понимание значения Конституции в жизни человека.

Основные понятия:

(Конституция, преамбула, конституционный строй).

Межпредметные связи:

 (история, основы правовой культуры).

  Ресурсы: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание 9 класс». с.96 – 102

                  ЭОР (текст Конституции РФ), электронное приложение к учебнику      

                  под ред. Л.Н.Боголюбова «Обществознание 9 класс»,

                  толковый словарь, мультимедийный проектор.

Технология проведения урока: проблемно – диалогическая.

Методы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, словесная, наглядная, поисковая деятельность.

                                                Ход урока

       

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые

результаты

Пред-

метные

УУД

1.Организационный – этап мотивации:

Цель: создать

Условия

для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

2. Постановка учебной проблемы, формулировка темы урока, постановка цели.

Цель:

-создание условий для формулировки темы урока;

-постановки цели урока; планирования деятельности

3. Открытия нового знания 

 Цель:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

 

4.Закрепления учебного материала.)

Цель:

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: 

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

 6.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Цель:

включить новый способ действий в систему знаний;

тренировать способность применять новый алгоритм действий

Организует совместную деятельность:

- Добрый день, ребята. Посмотрите. Все ли подготовлено вами к уроку.

Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность.

Какую информацию можно извлечь из паспорта или из свидетельства о рождении.

Скажите, какой документ будет подтверждать ваш статус?

Организует формулировку

темы урока с мотивирующим

приемом.

Организует постановку цели урока вмести с учащимися.

Планирует совместную деятельность.

Как вы считаете у государства есть подобный документ?

Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

Как мы можем достичь поставленной цели?

1.Организует работу по формированию понятия
«конституция», «конституционный строй».
 

Найдите и зачитайте определение конституции, конституционный строй  (см. словарь в учебнике). Запишите их в рабочей тетради.

Беседа, комментарии учителя (Приложение №1).

Использование электронного приложения к учебнику «Обществознание 9кл.»

под ред. Л.Н.Боголюбова по теме «Конституция РФ»

(Приложение №2)

2.Предлагает двум учащимся выступить с сообщением об истории создания конституции в России.

(опережающее задание).

Используют материал 12 параграфа   учебника с.97 - 98  

3. Рассмотрим структуру Конституции РФ.

Что такое преамбула?

Диск (электронное приложения учебника)(Приложение №4)

Прочитайте название  каждой главы и запишите их в тетрадь.

На мультимедийной доске таблица – «Содержание Конституции РФ»  

(Приложение №3)

4. Работа в группах.

1 группа

Что составляет основу российской государственности?

Заполните схему «Основы конституционного строя» (Приложение №5), используя ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ (в каждый овал вписать одну основу.)

Разбор  признаков:

Что значит демократическое государство.

Мы знаем, что Конституция - Основной Закон.

Кто занимается законотворчеством?

Где и как принимаются законы?  

Выясним это, также обратившись к тексту Конституции РФ.

2 группа

Назовите три ветви государственной власти.(Приложение № 6)

3 группа

Пользуясь ст.  94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ,  заполните таблицу «Принципы формирования парламента» (Приложение № 7)

Парламент (Федеральное устройство)

Как называются палаты парламента?

        

Как формируются палаты?

Кол
чественный  состав палат

Какая из палат является верхней, а какая нижней?

Какая из двух палат может быть распущена? Кем?

Основные функции палат

Основной деятельностью парламента является разработка, обсуждение и принятие законов.

Как происходит процесс законотворчества?

4 группа (Приложение№8)

Используя ст.44,57,58,59 допишите

конституционные обязанности

граждан РФ:
- уважение прав и свобод других лиц;
- соблюдение Конституции и закона;
- забота о детях и нетрудоспособных

 родителях;…  

  5 группа

Разбор  признаков:

Что значит демократическое государство?

Правовое?

Что значит федеративное государство?

Возникает следующий вопрос – каких субъектов?

Пользуясь статьей 65  Конституции  РФ,  назовите субъекты федерации.

Республики – 22; Края -9; Области – 46; Города федерального подчинения – 3; Автономная область –1; Автономные  округа – 10

Сколько всего субъектов Федерации? (85)

 Правильно. Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство,  остальные субъекты – Устав и законодательство.

Скажите, пожалуйста, г. Симферополь является субъектом федерации? (нет)

Республика Крым? (да)

Какой документ имеет Республика Крым как субъект РФ?

Когда была принята Конституция Крыма?

 

Принята Государственным Советом Республики Крым – 11 апреля 2014г.

Представляет слово представителям групп.

Анализирует ответы учащихся,

Оценивает их деятельность.

1.Задает вопросы учащимся, которые помогают выявить недостаточно усвоенные понятия.

 2. Какие основные права закреплены в Конституции РФ?

3. Какими конкретными мерами обеспечивается защита прав и свобод?

 Организует фиксирование нового содержания.

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

 Организует выполнение учащимися самооценки.  Расскажите по вопросам, чему научились на уроке.                                                           

- Что сделано на уроке?

- Что является главным результатом для меня?

- Каким способом достигли результата?

- Соответствует ли полученный результат поставленным целям?

- Какие изменения со мной происходят или могут произойти?

Предлагает домашнее задание.

1. Прочитать параграф 12, ответить на вопросы на стр. 102.

2. Дополнительно, кто желает получить выше бал

Составить кроссворд по теме «Конституция России»

Проверяют организацию своих

рабочих мест.  

Отвечают на вопрос –

паспорт, свидетельство

о рождении.

ФИО, год рождения,

прописка, гражданство.

Дневник.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель и планируют свою деятельность:

1) определиться, что такое конституция, в чем ее отличие от остальных законов;

2) выяснить, какие главные задачи решает конституция;

3) прийти к пониманию, почему каждый гражданин должен знать и уважать Конституцию своей страны (зафиксировать в рабочих тетрадях).

Определяют последовательность действий.

Зачитывают определение конституция, конституционного строя.  Записывают  определения в рабочих тетрадях.

Первый учащийся рассказывает о попытках создания конституции до Октябрьской революции 1917 года, второй – о конституциях советского и постсоветского периодов.

Ответ учащегося:

Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей.

Преамбула – введение, вступление.

Запись в рабочей тетради. Используют таблицу. Пользуются «Конституцией

РФ»

1 группа изучает «Основы конституционного строя». Используют (Приложение 5). Составляют кластер

 

Отвечают на вопросы.

 

Ответ ребят второй группы.

(Показывают схему разделения властей):

Государственная власть

Законодательная  Судебная

        Исполнительная

Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу.

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. В конце выступления каждая группа делает вывод.

Работают с текстом Конституции, отвечают на вопросы, отстаивают

свою точку зрения.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Право на жизнь, свободу, собственность, политические, экономические, социальные и культурные права.
2. Защита прав и свобод граждан обеспечивается законодательной, исполнительной и судеб-ной системой власти.

Составляют синквейн


Конституция
Главная, всенародная
Определяет, защищает, обеспечивает.
Обеспечивает защиту прав граждан.
Закон

Отвечают на вопросы учителя.

Самооценка учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

По плану рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Записывают домашнее задание в дневники

Основы правовой культуры,

История.

Фиксируют понятие «Конституция»

Понятие «конституция», «конституционный строй"

История, основы правовой культуры

Выработка умени й применять знания в конкретной ситуации

Знание, понимание и принятие учащимися высшей ценности государства – человека его прав и свобод

   Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности

и формирования

личностного

смысла учения.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль.

Личностные: 

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-составлять план решения проблемы  совместно с учителем.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). 

Коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- организовывать учебное взаимодействие в группе;

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Регулятивные:

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

-умение прогнозировать ситуацию.

Познавательные:

- отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

-умение перерабатывать полученную информацию;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- относить объекты к известным понятиям;

- осуществлять анализ учебного материала.

Личностные:

- осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России.

Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные:

- выполнять универсальные логические действия.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-пытаться слушать других    принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 

Личностные:

 - осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе  объяснять, что связывает тебя  с твоими земляками, народом, с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России.

Регулятивные: 

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- осуществлять самоконтроль;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-учиться критично относиться к собственному мнению.

Познавательные:

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений.

Регулятивные:

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия.

Коммуникативные:

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

                                                                  Литература

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая,/ Обществознание, 9 класс. М:, Просвещение, 2014.
  3. Л. Н. Боголюбов, Л. Н. Иванова./ Методические рекомендации по курсу                                                                                                 «введение в обществознание», часть 1.. М: Просвещение. 2005.                                                                                                                                                                                           С. Н.
  4. С.Н Степанько, / Обществознание. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Л. Н. Боголюбова.                                                                                         Волгоград: «Учитель»,2006.
  5. ПоздеевА.В/. Поурочные разработки по обществознанию. М: «Вако», 2008.                                              
  6. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая/ Обществознание 8-9 класс. Тематический контроль М:                                                                         Интеллект – Центр, 2005.
  7. О. А. Чернышева., Р. В. Пазин/. Обществознание. 9 класс. Тематические тесты для подготовки                                                                                                    к ГИА. Ростов-на-Дону: Легион. 2011 г.
  8. Электронное приложение к учебнику под ред.Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеева, Е.И.Жильцова/ 9

класс. М: Просвещение. 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Флаг Российской федерации"

Сценарий открытого занятия по изобразительному творчеству "Флаг Российской федерации" патриотического направления....

Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся  представление о пенсионной системе РФ....

Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...

Разработка урока Конституция Российской Федерации

Работа выполнена для урока обществознания 9 класса, выполнена в технолгии критического мышления. Содержит авторскую презентацию, конспект урока, рабочие листы для учащихся, самоанализ. Заслужила высок...

УРОК: «Конституция Российской Федерации».

Урок - практикум на котором обобщаются представления и знания об основном законе государства, его функциях и традициях на примере сегодняшней России в целом и Самарской области как субъекта Федерации...

Материал урока географии в 9 классе "Москва – столица Российской Федерации"

Материалы содержат конспект урока и всё необходимое сопровождение. Представленный урок проводился в виде мини-проекта....