УРОК: «Конституция Российской Федерации».
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

Солтанова Елена Федоровна

Урок - практикум на котором обобщаются представления и знания об основном законе государства, его функциях и традициях на примере сегодняшней России в целом и Самарской области как субъекта Федерации;     даются общие представления о правах человека и путях их реализации в современной системе государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_konstitutsiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: право.

   ТЕМА УРОКА:

«Конституция Российской Федерации».

10Б класс, социально-экономический профиль.

Цели:

Образовательная: - обобщить представления и знания об основном законе государства, его функциях и традициях на примере сегодняшней России в целом и Самарской области как субъекта Федерации;

                                       - дать общие представления о правах человека и путях их реализации в современной системе государства.

Воспитательная: - воспитание патриотизма у учащихся;

                                - социализация личности;

                                - формирование собственной гражданской позиции и самосознания в современной системе мировоззрений;

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся на примере работы с документами (Конституция РФ), развитие познавательной деятельности и умения формировать и отстаивать собственную точку зрения, исходя из диспутов, исторических справок, работы с таблицами, сайтами Президента.

Тип и форма урока:

                              Комбинированный урок, урок-практикум

Оборудование: 1. Конституция РФ. М – 2002 г., стр.9 – 48. На каждой парте

                           2. Правоведение 10-11 класс.  А.Ф. Никитин, М., Просвещение

                              3. Экран

                              4. Проектор

                              5. Ноутбук

                           

                         

Х О Д   У Р О К А:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Вводная часть

В начале урока зачитывается преамбула Конституции РФ

Мы, многонациональный народ РФ

соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, сохраняя исторически сложившееся единство государства,

исходя из общепризнанных принципов равноправия,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, возрождая суверенную государственность России, принимаем Конституцию РФ

Слайд №1

2. Ход урока

а) цели и задачи урока

б) изучение нового и закрепление изученного материала

Вступительное слово учителя:

В девятом классе на обществознании мы уже знакомились с основными характеристиками Конституции РФ. Когда была принята Конституция РФ, и каким образом?

Сегодня же мы с вами узнаем подробнее о главном законе страны. Цель урока - обобщение знаний по содержанию и функциям Конституции РФ. Сегодня вы должны продемонстрировать знание основных положений Конституции РФ, показать, что вы выходите во взрослую жизнь со сложившейся гражданской позицией, достойными гражданами своей страны. В ходе урока вам будет предложена практическая работа в группах с обсуждением. А в завершающей части урока несколько минут на самостоятельную работу.

Для любой страны Конституция - важнейший атрибут государства, символ его достоинства и чести, поэтому уважать и знать Основной Закон означает уважать свою страну и уважать самого себя.

Ответы: В 1993 году 12 декабря на референдуме.

в) беседа по теме: определение Конституции

г) практичес-

кая работа с текстом Консти

туции РФ

д)творческое прочтение конституции

е)рефлексия

3. Домашнее задание

Вопрос: «Вспомните, что такое Конституция?»

Впервые слово «конституция» употребляли римские императоры, которые так называли свои указы. Со временем значение этого понятия изменилось. Начнём мы сегодняшний урок с небольшого экскурса в историю зарождения конституций . Вопрос: «Какие первые конституции вы знаете и в каких странах они были приняты?»

Эти две конституции и сформировали современное значение этого понятия. Конституция США составляет правовую основу Америки, а положения французской Декларации прав человека и гражданина является основой прав человека. Когда в истории нашего государства мы встречаемся с этим понятием?

Значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра  II:отмена крепостного права, судебная реформа, демократизировавшая судопроизводство, учреждение земства. Александр  II склонялся к введению в России конституционных основ монархического правления, но процесс разработки и принятия конституции был прерван убийством царя в 1881году.

 В  годы первой русской революции император Николай II вынужден был предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством через представительную власть  Государственную Думу.

 Манифест 17 октября 1905 г. явился началом буржуазного конституционализма. В нем содержались обещания незыблемых основ гражданской свободы на началах  действительной неприкосновенности личности. Демократизировался состав избирателей. Государственная Дума, решение о создании которой было принято ранее, приобрела законодательные полномочия.

Вскоре были разработаны Основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи на манер конституционных законов Великобритании.

На протяжении нескольких столетий русские общественные деятели боролись за введение Конституции в России. Удалось реализовать идею о Конституции только после 1917 года. Вопрос: Выделите характерные черты Советских Конституций.

Обратимся к исторической справке.

Вопрос: Чем отличается Конституция 1993 года от Конституций СССР?

Учитель подводит итог: Конституция 1993 года обладает высшей юридической силой, составляя ядро правовой системы государства. Это деидеологизированный документ.

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.

Учитель: Основы конституционного строя – это главные принципы, фундамент на котором построено государство. Они изложены в первой главе (статьи 1 – 16).Конституционных принципов 4: верховенство права, демократизм, федерализм и гуманизм. Когда речь идет о принципах демократизма и верховенства права – это значит, что источником власти является народ России и что закону должны подчиняться не только граждане, но и государство (статьи 3– 16).

Народовластие – есть один из четырех основных конституционных принципов.    Все эти принципы получили свое развитие в следующих главах Конституции РФ, более того, все другие законы должны исходить их этих принципов, так как они составляют основу конституционного строя.

Вопрос: На какие виды разделяются права и свободы человека?

Работа с текстом Конституции: учащиеся разделяются на 3 группы  и получают задания: 1 группа - социально-экономические права и их реализация на примере Самарской области; 2 группа - политические права и их реализация на примере Самарской области; 3 группа - личные права и их реализация на примере Самарской области.

Учитель: Кроме прав существуют еще и обязанности, которые мы, как граждан РФ, должны выполнять. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, чем прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем без закрепления основных обязанностей  обойтись нельзя, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства.

Какие основные обязанности зафиксированы в Конституции

Слова учителя: На уроках истории и права мы рассуждаем о настоящем и будущем России. Предлагаю вам послушать одну из творческих работ по теме конституция. (См. приложение №1)

А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете права и свободы граждан РФ. Внимание на презентацию. В таблице с одной стороны  написан список художественных произведений, с другой – тексты статей из второй главы Конституции РФ, в которых названы права, нарушенные или отстаиваемые в указанных произведениях. Вам необходимо найти правильные соответствия и записать их в тетрадь.

 Продолжите фразы в соответствии с текстом Конституции.

1. Российская Федерация – Россия – есть демократическое…

2.Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ…

 3.Главная обязанность государства – признание…

4. Высшей ценностью в РФ является…

5.Как называется парламент РФ    

6. Глава городского округа Сызрань

7. Губернатор Самарской области

Председатель Самарской губернской Думы

8. Глава администрации города Сызрани

9. Представители Самарской области в Совете Федерации

Учитель:

Подводя итог нашей работы, предлагаю вам в качестве домашнего задания написать синквейн по теме: Конституция РФ.

Итак, на сегодняшнем уроке вы показали, что вы не только знакомы с основными положениями Конституции нашей страны, но и готовы реализовывать их в вашей будущей жизни как достойные граждане своей страны! Вы находитесь на пороге взрослой жизни, какой она будет - зависит от вас.

Ответы: «Конституция - это основной закон государства».

Ответы: «Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция».

Ответы: 1. декабристы - Конституция Муравьева;

2. Манифест 17 октября 1905 г.

Ответы: Советские Конституции имели идеологизированный классовый характер.

Ответы: Конституция состоит из преамбулы, 9 глав и 137 статей, положения 1 главы последовательно развиты во всех последующих главах. 2 глава «Права и свободы человека и гражданина» раскрывает гуманистическую основу конституционного стоя.

Ответы: 1. На личные (ст. 20-29);

2. Политические (ст. 30-33);

3. Социально-экономические (ст. 34-42)"

основу конституционного строя.

Ответы: Граждане должны соблюдать  законы РФ (статья 15)

Граждане обязаны платить налоги и сборы (статья 57)

Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду (статья 58)

Обязанность защищать Отечество (статья 59)

Граждане обязаны заботиться о сохранение исторического и культурного наследия (статья 44 пункт 3)

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего среднего образования (статья 43)

Учащиеся зачитывают главы конституции, изложенные в виде четверостиший

Ответы:

Дж. Родари « Чиполлино» ( ст.40,п.1)      А.С.Пушкин

« Сказка о попе и его работнике Балде» (ст.37, п.1 или 3)

 М.Гаршин «Лягушка-путешественница» (ст.27, п.1)

 К.Чуковский « Айболит» (ст.41, п1)

Былина « Илья Муромец и Калин-царь» (ст.59,п.1, 2)

  С.В.Михалков «Три поросёнка» (ст.25)

Ш.Перро « Красная шапочка» (ст.20)

А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» ( ст.43, п.1)

Ответы:

 федеративное правовое государство с республиканской формой правления

 

является её многонациональный народ

 соблюдение и защита прав и свобод человека

человек, его права и свободы

 Федеральное собрание

Виктор Викторович Хлыстов

Владимир Владимирович Артяков

Виктор Фёдорович Сазонов

Юрий Владимирович Кобякин

Титов Константин Алексеевич

Парфенов Валерий Павлович

Слайд№2

Слайд№3

Слайд№4

На слайдах№6-11 историческая справка по Конституциям 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Приложение №1

Глава 1

В ней нет ни слова о вопросах эволюции,

В ней  говорится об основах Конституции.

Страна Россия - здесь нет охлократии

У нас существует только демократия.

Россия является государством правовым

Здесь власть принадлежит людям самим.

Товарищ президент рулит страной,

Правление республиканское. Путин – парень простой.

Если народ захочет изменения,

Власть осуществит их через органы самоуправления.

Все ресурсы и земля в собственности частной,

Муниципальной, государственной, акционерной и властной.

Российская федерация – государство светское,

В 1991 году оно перестало быть советским.

Вторая глава включает в себя

Человека простого свободы, права:

Право на жизнь и свободу слова.

Все как обычно, словом, не ново.

О федеративном устройстве третья глава.

Восемьдесят три субъекта – у них есть права.

Языком государственным является русский.

Многонационален народ, талантлив, искусен.

Глава number four – о президенте России.

Страной управлять не вправе пассивный.

В стране он обязан жить не менее десяти лет.

В богатстве словарного запаса равных ему нет.

А возраст его должен быть зрелым –

Лет тридцать пять. Человек он смелый.

О федеральном собрании глава номер пять.

В нем две палаты – об этом каждый должен знать.

Нижняя – Дума и Совет Федерации.

Они являются гордостью российской нации.

Гос. Дума разрабатывает законопроекты.

Совет Федерации меняет субъекты.

Они должны раздельно заседать,

Избираться могут лишь лет на пять.

В руках правительства власть исполнительная,

Пополняет бюджет оно  неукоснительно.

Председатель назначается президентом и Думой.

Недавно назначили Медведева  без всяких раздумий.

Руководит сторонами жизни общественной:

Культурной, финансовой, социальной естественно.

Об этом подробнее можно узнать в главе номер шесть –

Не ленись прочитать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Разработка урока Конституция Российской Федерации

Работа выполнена для урока обществознания 9 класса, выполнена в технолгии критического мышления. Содержит авторскую презентацию, конспект урока, рабочие листы для учащихся, самоанализ. Заслужила высок...

Конспект урока "Конституция Российской Федерации"

Конспект урока "Конституция Российской Федерации"...

«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Презентация. Всероссийский урок Конституции Российской Федерации.

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России....

Открытый урок. Конституция Российской Федерации.

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отнош...

Конспект урока "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ"

Тема: Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.Цель: Сформировать представления учащихся о Конституции РФ как основном законе страны. Изучить структуру Конституции РФ на осно...