Урок, посвящённый 130-летию со дня рождения О. Мандельштама.
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия, посвящённый 130-летию со дня рождения О. Мандельштама.
Мы живём, под собою не чуя страны…
О. Мандельштам
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с личностью и творчеством поэта. Раскрыть идейную направленность поэзии.
2. Формировать навыки анализа текста поэтических произведений, конспектирования излагаемого материала, работы со словарями различного типа, совершенствовать навыки выразительного чтения.
3. Воспитывать активную гражданскую позицию, культуру монологической речи.
Форма проведения урока: урок - заочная экскурсия.
Ход урока:
Начало урока- работа со словарём.
АКМЕИЗМ – литературное течение в русской поэзии 2 – десятилетия 20 века. Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость языка символистов. Проповедовали такой поэтический язык, где слов чётко и прямо называли бы предметы, а не обращались к таинственным мирам. «Тоска по мировой культуре» - так определил акмеизм О. Э. Мандельштам
Вступительное слово учителя, начинающее рассказ о жизни О. Мандельштама.
Будущий поэт родился 3(15) января 1891 года в Варшаве, в семье перчаточника – сначала ремесленника, а потом купца. Со временем будет сказано:
Я рождён в ночь со второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадёжном году – и столетья
Окружают меня огнём.
Первый город, где останавливаются «экскурсанты» - Петербург. Отец Мандельштама – причудливый человек, погружённый в изобретение своей, как он выражался, «маленькой философии», тянувшийся к культуре, но не получивший образования. От матери, Флоры Осиповны, мальчик унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обострённое чувство звуков русского языка. Позднее поэт писал: «Семи или восьми лет весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, всё это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, островами памятников, арку Главного штаба, Сенатскую площадь считал чем-то священным и праздничным». Тенишевское коммерческое училище, учеником которого Осип был в 1900-1907 г. – одно из лучших тогдашней России. В русский поэтический мир его ввёл тенишевский учитель словесности Владимир Васильевич Гиппиус, человек острого и глубокого ума, одарённый критик и педагог. В 1918 году О. Мандельштам покинул Петербург.
Следующий город в экскурсионной поездке – Киев. В годы революции и гражданской войны поэт много путешествует: почти 4 года непрестанных блужданий. Во врангелевском Крыму он был арестован. Спастись ему помог Максимилиан Волошин. Вторичный арест он пережил в Батуми. В 1919 году он попал в Киев, где познакомился с Н. Я. Хазиной, которой суждено было стать его женой, ближайшим другом, разделившим с поэтом все тяготы жизни изгнанника.
Москва. С 1922 года Мандельштамы обосновываются в Москве. Постоянные скитания по квартирам, поиски средств к существованию, частые поездки в Ленинград, Киев. В 20-е годы поэт пытается жить литературной работой, что не приносит ему большого заработка» писать на заказ он не хочет и не умеет.
Следующей точкой на географической карте является сначала Чердынь, а затем Воронеж. Результатом трехлетней ссылки явился сборник стихов «Воронежская тетрадь». Несмотря на крайне тяжелое материальное положение он, по словам А. Ахматовой, «продолжал писать вещи неизреченной красоты и мощи». Этот сборник с риском для жизни сохранила его жена. Как опальный поэт, Мандельштам протестовал против неволи, одиночества, на которое он был обречен.
«Где я? Что со мной дурного?
Степь беззимняя гола.»
Дальний Восток. Очередной круг ада для поэта, последний круг – круг страданий. Там и закончился земной муть непокоренного поэта. Он погиб «Вторая речка» под Владивостоком 27 декабря 1938 года.
Далее учащиеся сменяют друг друга и рассказывают о последующих городах пребывания семьи поэта, акцентируя внимания на развитии творчества О. Мандельштама. Учащиеся, не задействованные в работе «экскурсовода», ведут так называемые путевые записки (конспект изучаемого материала).
Вывод. О. Мандельштам никогда и ни в чем не изменил своей жизненной позиции. Его стихи не печатались многие десятилетия, и теперь воспринимаются современным читателем как образцы высокого человеческого достоинства, силы поэтического гения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя науки, посвящённая 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
В этом учебном году в нашей школе провели интересную неделю науки. Каждому методическому объединению был выделен один день, за исключением методического объединения учителей начальных классов, т...
юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности
Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...
Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"
Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...
Литературно- музыкальная композиция, посвящённая 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. «Уроки Распутина»
Литературно- музыкальная композиция, посвящённая 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина....
Урок-конкурс, посвящённый 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова
Урок-конкурс, посвящённый 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, рассчитан на учеников 8 класса. Основные задачи: научить самостоятельно работать с литературными источниками, подбирать и ...
Всероссийский урок, посвящённый 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова
Всероссийский урок, посвящённый 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова, для обучающихся 8-9 классов (коррекционная школа)...