А.С.Пушкин «Осень»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Голиш Татьяна Александровна

Данный материал предназначен для проведения урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе. Урок разработан с использованием новых технологий в преподавании литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы для 5 класса учителя Голиш Т.А.

Тема урока: «А.С.Пушкин «Осень»

Цели и задачи урока:

1. Образовательный аспект:

     - продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С.Пушкина;

     - анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень» с целью выяснения отношения автора к изображаемому;

     - подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения;

     - способствовать развитию умения учащихся находить в тексте выразительные средства языка (эпитеты, олицетворения и др.) и употреблять их

        в своей речи;

     - реализация творческих заданий.

2. Развивающий аспект:

     - развивать образное мышление, воображение учащихся;

     - развивать умение работать с текстом;

     - развивать способность воспринимать различные виды искусства;

     - развитие творческих способностей учащихся;

     - устную и письменную речь учащихся.

     3. Воспитательный аспект:

     - воспитывать любовь к поэтическому слову, к творчеству А.С.Пушкина;

     - способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, бережного отношения к природе;

     - формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение;

     - развивать культуру речи;

     - воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, текст стихотворения А.С.Пушкина «Осень», репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», аудиозапись музыки А.Вивальди «Времена года» (композиция «Осень»).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок внеклассного чтения, интегрированный (литература, изобразительное искусство, музыка, компьютерные технологии).

Элементы технологий, используемые на уроке: мастерская, здоровьесберегающая технология.

Методы обучения: анализ поэтического текста, эвристическая беседа, задания творческого характера.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Организационный момент.

Проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Оформление тетрадей: запись темы урока.

Этап мотивации

Ребята, как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Зима – покрывало белого снега, его хруст под ногами. Весна – журчание ручьёв, нежный запах молодых побегов. Лето – горячее солнце и тёплое море. А при слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень яркая, поздняя тёмная. Каких только цветовых оттенков не имеет осень, и в этом её красота. Сколько замечательных строк посвящено этой красавице! Кто только не воспевал её!

Проверка домашнего задания

Прослушивания и анализ стихотворений Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и И.Бунина «Листопад» (отрывок).

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» поэт описывает начало осени, когда «далеко ещё до первых зимних бурь». Не началось ещё буйство красок в лесу, и в природе ощущается какая-то пустота: урожай собран, поля пусты, «птиц не слышно боле». Только блестящий на солнце «тонкий волос» паутины да «чистая и тёплая лазурь», льющаяся на отдыхающее поле, заполняет эту пустоту.

В стихотворении «Листопад» И.Бунин описывает золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берёз – это жёлтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у Бунина жизнерадостный, ободряющий. Поэтому не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это «последние мгновенья счастья».

Словарная работа

- Что такое эпитет?

- Подберите эпитеты к слову «осень» (работа по группам).

1-я группа – эпитеты, передающие красоту осени

(нарядность, окраску);

2-я группа – эпитеты, передающие характер осенней погоды;

3-я группа – эпитеты, передающие ваше восприятие (чувства).

Прилагательное, которое выделяет свойства, качества, передаёт отношение автора, создаёт образ.

Нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая, огненная, разноцветная, рыжая, янтарная.

Холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, ненастная, пасмурная, слякотная, ветреная.

Чудесная, безрадостная, печальная, грустная, задумчивая, унылая, славная, царственная, шальная, прекрасная.

Первое чтение стихотворения

У А.С.Пушкина осень тоже была любимым временем года.

- Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Осень» (прослушивание аудиозаписи, объяснение значения слов, требующих особого внимания)

Читают, запоминают.

Отъезжие поля – земли, отдалённые от усадьбы,

озими – посев под зиму,

Армиды – красавицы,

тщеславный – любящий славу, похваляющийся своими достоинствами.,

смирение (смиренно) – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле,

сень – покров чего-либо, кого-либо (под сенью деревьев).

Анализ стихотворения

- Вас изумило стихотворение Пушкина? Чем?

- Как удалось Пушкину запечатлеть все времена года? Какие чувства они вызывают у поэта?

- Почему, тем не менее, поэт назвал стихотворение «Осень»?

Конечно, больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Но, одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил и позднюю осень, умел находить в ней свою прелесть.

- Как вы понимаете слова Пушкина «мила красою тихою, блистающей смиренно»?

- Обычна ли его осень? С чем поэт её сравнивает?

Да, оно большое по объёму, хотя это всего лишь отрывок, а не полное стихотворение. И заканчивается оно вопросом, не касающимся описания природы.

В одном стихотворении говорится обо всех временах года, а в стихотворениях других поэтов о каком-нибудь одном.

В одной строфе поэт рассказывает многое о каждом времени года.

Во 2-й строфе Пушкин говорит о своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…

А вот к зиме он относится более благосклонно (3 строфа):

Суровою зимой я более доволен,

Люблю её снега…

Затем поэт признаётся, что лето он так же не любит, как и весну:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

И только осень действительно мила его сердцу:

Как это объяснить? Мне нравится она…

Как мы уже сказали, это любимое время года поэта. И наибольшее количество строк посвящено именно осени: нарисована ранняя и поздняя осень.

Красота поздней осени неяркая, неброская, кроткая. Но, по мнению поэта, она всё равно блистает.

Нет, необычна. Пушкин сравнивает её то с нелюбимым в семье ребёнком, то с чахоточной девой с румянцем на лице.

Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Ну, а шесть – тихонько сесть.

Выполнение упражнений под текст стихотворения

Повторение изученных ранее литературных понятий

Ребята, давайте вспомним, что такое эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Они нам сейчас понадобятся. Выполните задание.

К данным определениям подберите название средства художественной выразительности языка.

1. Перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

2. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

3. Установление черт сходства между тем, что сопоставлено.

4. Образное, художественное определение.

Олицетворение

Метафора

Сравнение

Эпитет

Анализ стихотворения (продолжение)

- Обратимся к 7-й строфе и выделим из текста волшебные слова-краски, которые оживляют природу и придают тексту выразительность.

- Поэт пишет: «Унылая пора!»  Унылым может быть только человек. А поэт передаёт это свойство времени года. Чем схоже это состояние у природы и у человека?

- И тут же поэт произносит: «Очей очарованье!» Явная смена настроения! Почему?

И автору стихотворения нравится это. Он выражает своё отношение к осени в следующих строчках:

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

- Почему же поэт употребляет эпитет «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это средство выразительности?

- Какие ещё средства выразительности использует поэт в этих строчках?

- Изменится ли картина осени, если метафоры «багрец», «золото» заменить на «тёмно-красный» и «жёлтый»?

Значит, и читать эту строчку мы будем, выделяя эти слова, придавая им величие.

- Но осень – это не только золото и красота, но и её звуки.  О каких звуках природы говорится в стихотворении?

- Перечитайте строчку Пушкина «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Какие согласные в этой строке помогают услышать шум ветра?

Такое повторение согласных звуков для усиления выразительности речи называется аллитерацией.

Унылая пора: солнце реже светит, мало света. Идёт дождь, облетают листья с деревьев, птиц почти не слышно. И на душе человека так же бывает пусто и грустно: он не слышит звуков, потому что они его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали.

Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз.

Красота осенней природы не вечна. Это мимолётное, кратковременное явление в жизни природы. Всё буйство красок – это прощание перед листопадом. И вся красота пропадёт, исчезнет.

Эпитет, метафору.

Багрец и золото – эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищён этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.

Шелест листьев, шум ветра, свежее дыхание.

Согласные [с], [х], [ш], [ж].

Запись в тетрадь: «Аллитерация – повторение согласных звуков».

Мастерская слова (использование элементов технологии)

- Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана. Сравните его осень с пушкинской. Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно?

- Давайте представим, что вы стали писателями, художниками слова. Нарисуйте словесную картину на тему «Золотая осень», используя средства выразительности языка.

Выполнение творческой работы (дети пишут, звучит музыка).

«Пышное природы увяданье», «в багрец и в золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса», «и редкий солнца луч».

На картине Левитана «Золотая осень» природа показана в самом лучшем виде. Все знают, что осень бывает плаксивой, а осень Левитана именно золотая. Деревья стоят в своём самом прекрасном наряде. Листва переливается разными оттенками золотого и красного. Неподалёку затаилась компания робких берёзок, которые никак не могут расстаться со своим летним, зелёным убранством. Они со страхом ожидают своей очереди. А вот берёзки, которые разместились на переднем плане, неспешно расстаются со своей золотой накидкой. Лёгкое дуновение ветерка вызывает настоящий золотой дождь.  Небо чистое, но по нему уже бродят лёгкие тучки. Вода в реке похожа на зеркало, в котором всё отражается. От реки уже веет прохладой. И тонкая паутина, которая кружит в воздухе, тоже говорит о скором наступлении холодов. И становится грустно, что эта красота не может длиться вечно. Но автор картины как бы говорит: не надо грустить и когда эта волшебная пора постучится к вам, просто впустите её в своё сердце.

Итог урока

Сегодня на уроке мы с вами проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Осень», вспомнили такие выразительные средства языка, как эпитет, метафора, олицетворение и сравнение. Кроме того, познакомились с аллитерацией. Осень Пушкина мы увидели и услышали.

- Так какая осень у Пушкина?

Осень в стихах Пушкина разная: то печальная, то радостно-красивая. И поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Рефлексия

- Какие чувства вы испытывали во время урока?

- Над чем задумались?

- Для чего нужны подобные уроки?

Ответы учащихся

Отметки

Вы сегодня все были активны на уроке, спасибо вам за работу!

Домашнее задание

1. Выучить наизусть избранные строфы (1, 5-7) из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

2. Мои рисунки к «Осени» А.С.Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Болдинская осень в творчестве Пушкина

Литературно-музыкальная гостиная "Болдинская осень в творчестве Пушкина"...

СЦЕНАРИЙ осеннего праздника «Унылая пора…Очей очарованье…» (А.С.Пушкин)

Данный сценарий можно использовать для прооведения осеннего  праздника как в отдельном классе, так и в параллели.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

Лингвистический анализ отрывков из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», объединенных темой «Осень»

Изучение языка художественных текстов – область филологии, отмеченная многими значительными исследованиями. Работы многих русских и советских филологов (как литературоведов, так и лингвистов) посвящен...

Александр Сергеевич Пушкин "Осень"

Данная презентация предназначена для проведения урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе....

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 213 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина « И с каждой осенью я расцветаю вновь».

Предлагаю вашему вниманию сценарий школьного праздника, посвященного годовщине со дня рождения А.С.Пушкина. Мероприятие посвящено Болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Оно сопровождалось мульт...