1)Неделя русского языка и литературы 2013/2014 уч.год 2) Конкурс СГУ
творческая работа учащихся по литературе по теме


Предварительный просмотр:

Комбинированный урок литературы  и русского языка  в 9 классе

Учитель : Петрайтис Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы первой категории МОУ СОШ№41 г.Саратова

Тема: История создания романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, подготовка к ГИА по русскому языку на основе текста из романа М.Ю.Лермонтова «Герой  нашего времени»

Цели:1)познакомить учащихся с историей создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой  нашего времени»

2)повторение изученных орфограмм в рамках подготовки к ГИА по русскому языку,

3)воспитание интереса к предмету «Русский язык», «Литература»

Оборудование: презентация, карточки

Ход урока:

1.Орг.момент.

 2.Проверка домашнего задания по русскому языку

Карточка по русскому языку в рамках подготовки к ГИА(упр.97)

-Определите вид придаточного в 1пр.(придаточное обстоятельственное)

-Назовите составное глагольное сказуемое из 1 пр.(хотите предпринять)

-Назовите прилагательное в превосходной степени во 2 пр.(древнейший)

-Назовите обособленное определение вместе с определяемым словом во 2 пр.(летописи, повествующей….)

-Укажите вид придаточного во 2 пр.(придаточное изъяснительное)

-Назовите в 3 пр. действительное причастие(хранящаяся)

-Назовите способ словообразования «древнейшая»(суффиксальный, от древняя)

-Определите вид односоставных пр. в составе сложного(4пр)(говорят-неопр.-личное,удивляются-неопр.-личное)

-О чем говорится в данном тексте?

(о древних рукописях, о Пушкине)

3. Сообщение цели и темы урока

- Продолжателем Пушкина в истории русской литературы стал Михаил Юрьевич Лермонтов . Нигде это пушкинское влияние не было столь ощутимо плодотворным, как в «Герое нашего времени». Изображая судьбу Печорина как типичную для современного ему поколения, Лермонтов продолжал традицию, начало которой положил знаменитый пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин».

-Итак , мы сегодня будем говорить о человек – продолжателе пушкинских идей…

(… о М.Ю.Лермонтове)

Сообщение ученика о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, презентация.

4.Основная часть

1)Работа над текстом «История создания романа «Герой нашего времени»

Чтение текста

1.Роман «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя рассматривать в отрыве от тех процессов, которые происходили в русской и мировой литературе в конце 30-х и начале 40-х годов 19 века.

2. Одним из важнейших событий в европейской литературе конца 18 и первой трети 19 века было зарождение реалистического метода, появившегося после  классицизма, сентиментализма и  романтизма.

3. В этот период  одной из важнейших задач была задача создания повествования о герое своего времени, о передовом молодом человеке эпохи, об отношении этого героя к породившему его обществу.

4. Эта задача, поставленная писателями эпохи просвещения, а затем в эпоху сентиментализма и романтизма, в годы  реализма  приобрела новые аспекты и потребовала новых усилий и новых решений.

5. Русская литература откликается на проблему  «героя времени» с некоторым опозданием, но уже в 1802— 1803  годах  Н.М.  Карамзин,   следуя  за  открытиями Руссо в области анализа, формирующегося душевного мира ребенка, приступает к созданию так и не оконченного им повествования «Рыцарь нашего времени».

6. Это произведение не выходит за рамки сентиментальной эстетики, но во многом предвосхищает дальнейшее развитие    русского   психологического   романа.  

7.Через 20 лет молодой Пушкин начинает писать первый реалистический роман в стихах «Евгений Онегин», а в самом конце 30-х годов Лермонтов создает первый русский реалистический роман в прозе «Герой нашего времени».

8.В конце  30-х годов XIX века романтизм для  западноевропейской и русской литературы был пройденным, хотя и очень плодотворным этапом

9.. Вобрав художественный   опыт   своих   предшественников,   намного усложнив и обогатив традиции, накопленные в европейской литературе, Лермонтов создал свой роман на главных путях развития европейского реалистического романа.

Работа по вопросам

1)Какие литературные направления существовали в России с начала 17 века?

(классицизм, сентиментализм и романтизм)

2)Какой процесс происходил в русской и мировой литературе в конце 18 и начале 19 века?

(зарождение реализма)

3) Кто является основоположником реализма в России?

(А.С.Пушкин)

4)Какова была главная задача литературы реализма?

(задача создания повествования о герое своего времени, о передовом молодом человеке эпохи, об отношении этого героя к породившему его обществ)

5) Кто первым из русских писателей откликается на проблему «героя нашего времени»?

(Н.М.Карамзин, «Рыцарь нашего времени»)

Карамзин нам знаком как основатель русского сентиментализма и автор рассказа «Бедная Лиза»

6)Как определяют критики роман в стихах  А.С.Пушкина?

(первый реалистический роман)

7) Как определяют критики произведение М.Ю.Лермонтова?

(первый русский реалистический роман в прозе «Герой нашего времени»)

8)Развитие какого направления видят критики в романе «Герой нашего времени»?

(развитие    русского   психологического   романа)

2)Грамматическая работа над текстом

1)Дайте характеристику 1 пр.(пов.,невоскл,слож,союзн.,С П П, придат.определительное)

2)Из 1-4 пр. укажите пр., осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом(2,4)

3)В 3 пр. найдите необособленное определение, выраженное причастным оборотом. Почему не обособляется?(породившему его обществу)

4)Из 1-5 пр. выпишите причастия, определите их вид(появившегося-действ., породившему-действ, поставленная-страд., формирующегося-деств.,не оконченного –страд., пройденным-страд.)

5)Из 3-5 пр. выпишите прилагательное в превосходной степени(важнейший)

6)Из 1-9 пр. укажите пр. с однородными членами(1,2,3,4,6.8)

7)Из3-9 пр. укажите пр.,осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)(5,9)

-Разбор 5 пр. .

{ Русская литература откликается на проблему  «героя времени» с некоторым опозданием}, но {уже в 1802— 1803  годах  Н.М.  Карамзин,   следуя  за  открытиями Руссо в области анализа, формирующегося душевного мира ребенка, приступает к созданию так и не оконченного им повествования «Рыцарь нашего времени»}(пов, невоскл, сложн, союзн. ,С С П, осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением)

8)Из 1 пр. выпишите словосочетание –примыкание(нельзя рассматривать)

9)Из 4-5 пр. выпишите слова, в которых написание гласной в приставке зависит от значения « неполнота действия»(приобрела, приступает)

10) Из 8 пр. выпишите слово, образованное путем сложения (плодотворный)

11)Определите способ словообразования «пройденным»(суффиксальный-от пройдет)

3)Проблематика и сюжет романа «Герой нашего времени»

-В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность , беспощадный самоанализ героя,философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека

Тем самым, роман при своей необычайной сжатости, отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое - Печорине.

 Именно герой является основой произведения.

 Раскрытие героя - цель всей системы повестей, она определяет и построение сюжета.

4)Композиция романа «Герой нашего времени»

-Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей. В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя  своего времени, проследить историю его внутренней жизни, так как «история души человеческой, - как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она… писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Следовательно, композиция этого романа является одной из важнейших его художественных особенностей.

По истинной хронологии повести должны были располагаться следующим образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»,  «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов ломает порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер.

5.Подведение итогов, домашнее задание оценки:

Литература:Работа по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»(повесть «Бэла»), подготовить словесный портрет Г.Печорина, Максима Максимыча, Азамата , Казбича, Бэлы.

Русский язык:п.20,21, работать в сборнике, вариант 3(тестовая часть)



Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон по русскому языку 5-6 класс.

Петрайтис Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Форма проведения:«Путешествие по станциям»( от каждого класса участвуют по 1-2 ученика)

Цели проведения:1)развитие творческих способностей обучающихся,

2)формирование любви к русскому языку,

3) воспитание культуры поведения.

Оборудование: карточки с заданием

1 СТАНЦИЯ-КАБИНЕТ №42

1)Закончите пословицы о языке и речи.

Бог дал два уха и________.

Больше дела,__________.

Слово не воробей,_______.

2)Назовите лингвистический термин.

Раздел науки о языке, который изучает  значения слов - ………………………..

Раздел науки о языке, изучающий  постановку знаков препинания - ………..

3)Найдите соответствие между словами и их значениями.

Абзац                    А) Шутник,  весельчак

Балагур                 Б) Предмет, якобы защищающий от несчастья

Концерт                В) Красная строка, отступ вначале строки          

Амулет                  Г) Публичное исполнение музыкальных произведений

4)Подберите к словам синонимы, а затем антонимы

Грязный –

Пожилой –

Богатый –

Радость –

2СТАНЦИЯ-КАБИНЕТ№46

5)Превращение слов.  Превратите слово волк в слово коза.

6)Поставьте ударение в указанных словах.

Позвонит,  включит,  щавель,  жалюзи,  с тортом,  зубчатый.

7)Метаграмма.  

Докажите, что в зашифрованных словах происходит оглушение согласных.

С М приятен, золотист,

Очень сладок и душист.

С буквой  Л зимой бывает

А весною исчезает.              (Л. Ульяницкая)

8)Шарада.

Слог первый – бесу дружок.

Второй – среди леса колючий зверек.

А целое весьма необходимо

В проектах здания, моста или машины.

3 СТАНЦИЯ-КАБИНЕТ№48

9)Распространите текст именами прилагательными.

                                        Мой __________             стол

В моей комнате самое _____              место  занимает ____           стол. Он __                  , ___              

,___                       . В нем много  ____          ящичков, где я храню ____            вещи: ___               ручки,

___                    карандаши, ____                 наклейки и плакаты.  В ____                       ящичке я храню

___                 рисунки. Стол  очень ____                     . За ним можно читать и____                          книгу,

и делать _____                       задания, и играть в ____                                 игры.

10) Выпишите слова с пропущенными буквами, буквы вставьте.  Какая орфограмма их объединяет.

Мы бе..платно пользуемся бе..ценными богатствами  земли: лесом, водой, воздухом. Но ле

  бе..жалостно уничтожаются пожарами и людьми, воды безра..судно  используются, воздух  

бе..душно загрязняется машинами и заводами. Чтобы не знать горя в будущем, надо  во..мещать

всякую малость, без  ра..писки взятую у природы. Вам  бе..конечно долго жить на вашей земле,

так  ..берегите её прекрасной и цветущей.

11)Объясните значения фразеологизмов.

Не в своей тарелке.

Бить баклуши.

Лапшу вешать на уши.

Бежать сломя голову.

12)Загадка. Одинаковое ли строение у слова-отгадки и у выделенных слов.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Ответы к заданиям по интеллектуальному марафону  5 -6 классы

1)… один язык,  … меньше слов, … вылетит - не поймаешь.(3балла)

2)Лексикология, пунктуация.(2 балла)

3)1 –В, 2 – А, 3 – Г, 4 – Б(4 балла)

4)Неопрятный, чумазый – чистый, старый – молодой, состоятельный – бедный,

Счастье – печаль.(8баллов)

5)Волк – полк – лоза – коза.(2балла)

6)позвонИт,  включИт, щавЕль, с тОртом, зубчАтый.(5баллов)

7)Мёд – лёд , на конце слова происходит оглушение звуков.(2балла)

8)Чертёж.(1балл)

9)Учитывается разнообразие прилагательных, который использует ученик.(10баллов)

10)Приставки на З-С.(10баллов)

11)Чувствовать себя неудобно, неловко.

Бездельничать.

Обманывать, говорить неправду.

Бежать очень быстро.(4балла)

12)Ут-ёнок или гус-ёнок.(1балл)

Интеллектуальный марафон по русскому языку для 7-8 классов

1станция-кабинет№42

1.      В приведенном ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Им..на  людей  часть  истори.. народа. Ученые уст..новили что в им..нах отр..жаются быт вер..вания ча..ния ф..нтазия художестве(н, нн)ое творчество народов их исторические связи.

             (Древне)русские им..на были своеобразными х..рактеристиками людей. Имя д..валось человеку как пр..мета по которой можно было бы выд..лить его из семьи или рода по каким(либо) внешним призн..кам или по пол..жению в семье а иногда – по роду его занятий.  Им..на д..вались не только в раннем детств.. но и в зрелом  возр..сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н,нн)о с «детским». В Древней Руси (н..)какой разн..ц.. между им..нем и прозв..щем (не)было.

Им..на пр..несе(н,нн)ые на Русь вместе с хр..стианством были заимствова(н,нн)ы из языков многих восточ(?)ных и европейских народов. В б..льшинстве своем новые слова были словами (древне)греческого языка. Так Жданы и Храбры Волки и Леб..ди Прекрасы и Несмеяны ст..новились Василиями и Кири(л,лл)ами Аннами и Евд..киями.                                                                                                                     (По В. Волиной)

2.      Расставьте ударения в следующих словах.

Аристократия,  баловать,  газопровод, диспансер, досуг,  изобретение, заржаветь,  околесица,

премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие.

3.      Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.

Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.

4.      Подберите прилагательные-определения к словам.

Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль, танго, тюль, , сирокко, пенальти.

2станция-кабинет№46

4.      Подберите прилагательные-определения к слова(шоссе широкое)

Какаду-

 Какао-

 Кофе-

 Мозоль-

Рояль-

Танго-

 Тюль-

  Пенальти-

5.      Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить два пятиалтынных? Алтын – это сколько?

6.      Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1-го склонения.

Метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.

3станция-кабинет№48

7.      Замените данные слова фразеологизмами.

Опытный-

Плачущий-

Молчать-

Хвалить-

Обманывать-

 Исчезать-

8.      Можно ли, не определив части речи, разобрать слово по составу? Разберите выделенные слова по составу.

Одеваться красиво – платье красиво ; (по)весеннему небу – (по)весеннему светит; (по)прежнему

пути – (по)прежнему ярко; (в)течение года – (в)течении реки.

9.      Найдите словосочетание, в котором главное слово – местоимение.

1) Некоторые из присутствующих; 2) один из них; 3) какие-то лица; 4) десятый в строю; 5) читает для него.

        10.   Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода           совпадает по звучанию и написанию с существительным общего рода?

Ключи к заданиям  для 7-8 классов,

1.       Имена  людей - часть  истории народа. Ученые установили, что в именах отражаются быт, верования, чаяния, фантазии, художественное творчество народов,  их исторические связи.

             Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета,  по которой можно было бы выделить его из семьи или рода по каким-либо внешним признакам или по положению в семье, а иногда – по роду его занятий.  Имена давались не только в раннем детстве,  но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским». В Древней Руси никакой разницы  между именем и прозвищем не было.

Имена,  принесенные на Русь вместе с христианством,  были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. В большинстве своем новые слова были словами  древнегреческого языка. Так,  Жданы и Храбры,  Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами,  Аннами и Евдокиями.                                                                                                                     (По В. Волиной)

Оценивание задания:  10 баллов

2.       аристокрАтия,  баловАть,  газопровОд, диспансЕр, досУг,  изобретЕние, заржАветь,  околЕсица, премировАть, совремЕнный, хАос, чИстильщик, красИвее, милосЕрдие.

Оценивание задания:  14 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).

3.       Одинаковое окончание имеют следующие слова:

1)Ковров, столов;     2) степей, ножей, юношей;     3) голов_, коров_, основ_.

Оценивание задания: 3 балла (по 1 баллу за каждую группу).

4.        Красивый какаду,   сладкое какао,  черный кофе, сухая мозоль,  концертный рояль, удивительное  танго, белый тюль,  одиннадцатиметровый пенальти. Оценивание задания:

8 баллов (оценивается правильное определение рода несклоняемого имени существительного).

5.       Два пятиалтынных – это тридцать копеек. Алтын – это старинная монета в три копейки.

Оценивание задания:  2 балла.

6.       Метла – метел,  Копна – копен, кочерга – кочерег, серьга – серег, вожжа – вожжей, гостья – гостий, западня – западней.

Оценивание задания:  7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

7.       Опытный –собаку съел, плачущий –глаза на мокром месте, молчать –в рот воды набрать, хвалить –петь дифирамбы, обманывать –обвести вокруг пальца, исчезать –как сквозь землю провалиться.

Оценивание задания:  12 баллов (по 2 балла  за каждый фразеологизм).

8. Не определив принадлежности слова к той или иной части речи, производить разбор слова по частям речи нельзя, так как разные части речи имеют различное строение.

Одеваться красиво(наречие) – платье красиво (прилагательное в краткой форме) ; (по)весеннему  (прилагательное)небу – (по)весеннему (наречие)светит; (по)прежнему (прилагательное )пути – (по)прежнему (наречие)ярко; (в)течение (производный предлог)года – (в)течении (существительное в форме предложного падежа +предлог) реки.

Оценивание задания: 8 баллов (по 0,5 баллов за каждый правильный разбор слова и правильно определенную часть речи)

9.Некоторые из присутствующих .Оценивание задания: 2 балла.

10.Запевала. Оценивание задания: 3 балла.

Итого: 70 баллов.

Интеллектуальный марафон для 9-х классов

9класс

42 каб.

  1. Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.

Ковров, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

Пращур, (она) нарвалась, пристяжная (лошадь), неврастения, недвижимость, диспансер, заржаветь, межа, чистильщик, медикаменты, цемент, щавель.

  1. Сколько стоит книга, если за неё надо заплатить два пятиалтынных? Алтын – это сколько?

  1. Что означают выражения: голубой уголь, белое золото, черное золото?

46каб.

  1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Д. Лукич?

Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный завитой,
И обычный ключ дверной.

  1. Какие устойчивые обороты речи использованы Н. В. Гоголем в следующих предложениях? Что они обозначают?

1). Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.

2). Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не разберусь.

3). Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове.

  1. Назовите формы родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1-го склонения: метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.

48каб.

     8. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Составьте сложный или простой (по вашему выбору) план.

        В старом парке, который начинался за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.

        Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывая золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая, спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нём. Потом не торопясь похаживают по сверкающему снегу, чертят не нем замысловатые бороздки и следы-крестики.

        От слова «снег» птице название дано – «снегирь». И неспроста: снегири – первые вестники зимы. (По А. Баркову)

   9. Прочитайте. В приведенном ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Им..на  людей  часть  истори.. народа. Ученые уст..новили что в им..нах отр..жаются быт вер..вания ча..ния ф..нтазия художестве(н, нн)ое творчество народов их исторические связи.

             (Древне)русские им..на были своеобразными х..рактеристиками людей. Имя д..валось человеку как пр..мета по которой можно было бы выд..лить его из семьи или рода по каким(либо) внешним призн..кам или по пол..жению в семье а иногда – по роду его занятий.  Им..на д..вались не только в раннем детств.. но и в зрелом  возр..сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н,нн)о с «детским». В Древней Руси (н..)какой разн..ц.. между им..нем и прозв..щем (не)было.

Им..на пр..несе(н,нн)ые на Русь вместе с хр..стианством были заимствова(н,нн)ы из языков многих восточ(?)ных и европейских народов. В б..льшинстве своем новые слова были словами (древне)греческого языка. Так Жданы и Храбры Волки и Леб..ди Прекрасы и Несмеяны ст..новились Василиями и Кири(л,лл)ами Аннами и Евд..киями.                                                                                                                    (По В. Волиной)

        10. Представьте себе, что вы оказались в незнакомом городе. Вам нужно узнать:

        1) как проехать туда, где живет ваш друг ( или в гостиницу);

        2) какие достопримечательности стоит увидеть;

        3) какие спортивные соревнования (концерты, выставки) ожидаются в городе в ближайшие дни.

        Составьте и запишите диалог в соответствии с задачей, обозначенной в ситуации. Используйте формы вежливости: Будьте добры! Будьте любезны! Скажите, пожалуйста! Извините! Спасибо! Благодарю вас!



Предварительный просмотр:

Урок-викторина по русскому языку в 5б классе

Учитель: Петрайтис Елена Анатольевна

Тема: «Синтаксис».

Цели:

-повторение изученного материала по теме «Синтаксис»,

- закрепление орфографических и пунктуационных навыков;

- обогащение словаря учащихся;

- развитие внимания, речи учащихся в процессе творческой работы;

- воспитание любви к изучению русского языка и литературы.

Ход урока.

1.Оргмомент.Приветствие команд.

Вступительное слово учителя:

-Сегодня мы проводим урок –викторину (1 слайд). Тему вы определите сами, когда пройдете разминку.

2.Разминка:

Каждая команда готовит ответ на вопрос, но отвечает в порядке очереди.

1) Подлежащее и сказуемое им не являются. В нем одно слово главное, а другое зависимое.

       Что это такое?(словосочетание)(2слайд)

 2)  Найди словосочетание(3слайд)

 День наступил

Красный и белый

Сосна высока

Вкусная ягода

3)   Используя слова, составь словосочетания по схемам:      прил. + сущ.          сущ. + сущ. )(4слайд)          

       Звезда, лучики, красная, солнце(4слайд)         

-Скажите, какой раздел грамматики изучает словосочетания, грамматическую основу предложения, в иды подчинительной связи?(Синтаксис)

-Какая тема викторины?(Синтаксис) (5слайд)         

3.Основная игра:

1) Саша приехал в незнакомый город.

   Какое предложение по цели высказывания ему нужно использовать, чтобы узнать, где находится нужная улица? (6слайд)   

2)   Составь по картинке любое   повествовательное предложение    (7слайд)   

3)Какое понятие лишнее: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное

(8слайд)   

4)  Выпиши из предложение сказуемые:

Ребята участвуют в викторине.

Белые облака высоки.

Волк – хищное животное. (9слайд)   

5)Дополни схему(слайд 10)

6) Вставь слова в предложения(слайд 11)

1. (Определение) задачу решили ребята.

2. Ребята прочитали (дополнение).

3. (Обстоятельство) ребята ходили на субботник.

  1.  Вчера
  2. Трудную
  3. Задание

7) В каком высказывании допущена ошибка? (слайд 12)

1. Однородные члены отвечают на один вопрос

2.Однородные члены могут относиться к разным словам в предложении

3.Однородные члены являются одним членом предложения

4.Для однородных членов характерна интонация перечисления

8) В каком предложении запятые      расставлены не верно? (слайд 13)

  1. Снегом покрылись леса и поля.
  2. Петя нырнул, но дна не достал.
  3. Мальчики и девочки весело пели и танцевали.
  4.  Нужно беречь и Родину и культуру

9) Вставь в предложение        обобщающее слово(слайд 14)

В пятом классе ребята изучают разные ________: математику, литературу, русский язык.

10) Составь из слов предложение с      обращением(слайд 15)

Приходите, день, друзья, мой, на, рождения

11) Какое из предложений является          сложным? (слайд 16)

  1. Не простую, а сложную задачу решили пятиклассники.
  2. Снег растаял, а почки на деревьях еще не распустились.

12) Нужна ли в этом предложении         запятая перед союзом И? (слайд 17)

Ветер донёс запах дыма (?) и лесные животные насторожились.

13)           Как называется часть  предложения, заключенная      в кавычки? (слайд 18)

   «Сегодня наш класс идет на экскурсию в музей,» - сообщил классный руководитель.

14) Какой знак препинания пропущен    в предложении? (слайд 19)

Дед строго посмотрел на внука и спросил  Почему ты пошел в лес без предупреждения

15) Из двух частей составьте предложение, соответствующее      схеме:  «П!» - а  

Воскликнул Павлик                Вот это подарок(слайд 20)

4.Вывод.Подведение итогов.

-Зачем надо изучать синтаксис?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 Н.М.Карамзин

 Жан-Жак Руссо́ — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.

2)Грамматическая работа над текстом

1)Дайте характеристику 1 пр.

2)Из 1-4 пр. укажите пр., осложненные обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3)В 3 пр. найдите необособленное определение, выраженное причастным оборотом. Почему не обособляется?

4)Из 1-5 пр. выпишите причастия, определите их вид.

5)Из 3-5 пр. выпишите прилагательное в превосходной степени.

6)Из 1-9 пр. укажите пр. с однородными членами.

7)Из3-9 пр. укажите пр., осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

-Разбор 5 пр. .

 Русская литература откликается на проблему  «героя времени» с некоторым опозданием, но уже в 1802— 1803  годах  Н.М.  Карамзин,   следуя  за  открытиями Руссо в области анализа, формирующегося душевного мира ребенка, приступает к созданию так и не оконченного им повествования «Рыцарь нашего времени.

8)Из 1 пр. выпишите словосочетание –примыкание.

9)Из 4-5 пр. выпишите слова, в которых написание гласной в приставке зависит от значения» неполнота действия».

10) Из 8 пр. выпишите слово, образованное путем сложения.

11)Определите способ словообразования «пройденным».



Предварительный просмотр:

 1.Баронина Татьяна Александровна

2.  21.01.1996 г.р .

3. Д/а:410065,г.Саратов,ул.Саперная,д.2,кв.38

4.  МОУ СОШ№41 г.Саратова

5. 11 «А» класс

6. pelena62@yandex.ru/ м.т. 89050338331

7. Библиографическое описание источника, по которому прочитано произведение,- «Новый Мир» 2004, №11,Б.Екимов «Не надо плакать»

    Мы живём в мире, где важна быстрота и скорость, скорейшая адаптация к событиям. Каждый день человек  получает большое количество информации, которую надо обработать: что-то оставляешь для дальнейшего пользования, что-то забываешь . Рассказ Бориса Екимова   «Не надо плакать» заставил  меня  остановиться и задуматься.

     С первых строк автор заинтересовывает читателя, интригует: он не сразу рассказывает историю жизни главной героини Нади; он подбирается к ней медленно, не заявляет сразу о трагедии, но  чуть ли не с первых строк улавливаешь напряжённое и печальное настроение женщины.

     Перед нами предстаёт молодая женщина Надежда, уже достаточно настрадавшаяся за свою недолгую жизнь. Женщина постоянно оглядывается назад и не верит, что уже  пять лет прошло с тех пор, как её, маму и дочь привезли из родного города в этот забытый богом хутор. Надя живёт в состоянии перманентной печали: трудные жизненные испытания, переезд в глушь, нелёгкая работа почтальона, которая, кстати, досталась ей чудом – всё это давит на женщину. Только мать её с первого дня повторяет: «Как хорошо здесь, как тихо.., как спокойно…»

      И, кроме всего прочего, тяжёлым камнем на Надиной шее  висит Мишка Абрек. Мужчина сразу мёртвой хваткой вцепился в женщину , понимая, что лучше её на хуторе не найти.

     Мишка был человеком «Крым и Рым прошедший», знающий жизнь и человеческую психологию, он отлично устроился на хуторе: имел скот, гнал самогон, делал сыр. Всё это говорит о нём, как о человеке, который добивается того, чего хочет.

     Надежду день ото дня всё больше гнетет связь с ним. Последней каплей стала его угроза расправы с Надей, её матерью и дочкой из-за неоправданной ревности. Ему действительно нравилась Надя, он к ней привык и прекрасно знал, что лучше ему не найти. Абрек не чувствовал удовлетворения, радости от своих слов, напротив – ему было больно, однако, он прекрасно знал, что бьёт по больному, а это и нужно, чтобы «привязать» к себе Надежду.

      Однако женщина, натерпевшаяся столько горя за свою жизнь, реагирует совершенно по – другому на слова Мишки. Сначала  Надежда паникует, в её голове только одна мысль: «Бежать!» Но вот страх отходит, женщина здраво смотрит на ситуацию и понимает, что бежать некуда. Да и сколько можно убегать? А если не убегать, то плакать? Вечно? Как плакала мама Нади, как плакала сама Надя, чтобы плакала и её дочь?.. «Нет,- закричала Надя..,- Нет! Мы останемся здесь!»

     Той же ночью сгорела Мишкина усадьба и сам Мишка. Можно осудить героиню за такой поступок, но я не могу этого сделать. После прочтения этих строк и осознания изложенного, невероятная лёгкость поселилась в моём теле, я вздохнула с облегчением. Героиня для меня в этот момент воспарила как птица над всеми жизненными трудностями, над тяжёлой судьбой и уже никогда «не будет плакать» .

    Язык автора прост и незамысловат, в произведении много диалогов, простой, разговорной речи, что заставляет окунуться в атмосферу тихого далёкого хутора. Читаешь и видишь эти холмистые степи, травы, «мёртвое сено».   Жизненно и красиво автор рисует дорогу: « В быстром машинном беге, в просторной кабине….» .Можно сказать, что это  символ нелегкой Надиной судьбы. Есть надежда на то, что женщина еще будет счастлива!

   Честно говоря, до  знакомства с текстом я не знала такого автора-Бориса Екимова. Рассказ его произвел на меня несколько странное впечатление: с одной стороны, страшно было читать о безысходности жизни( наверное, у меня слишком благополучная жизнь) , с другой стороны, с развитием сюжета начинаешь сопереживать героине и ловишь на себя на мысли, как помочь Надежде? Основная тема рассказа -  выбор жизненного пути, а именно: борьба за свою жизнь. Авторская идея заключается в том, чтобы толкнуть читателя на размышления о своей жизни. Он (автор) пытается донести мудрую мысль: «Не надо плакать», ведь счастье человека в его руках, можно сделать всё, что угодно: обижаться на судьбу, терпеть, плакать, а можно встать, выпрямить спину и идти по жизни с высоко поднятой головой, встречая трудности лицом к лицу, потому что именно при этих условиях у человека появится шанс справиться с несчастьем.

      Мне очень понравился рассказ.  Я в напряжённом ожидании быстро скользила взглядом по строчкам, ожидая скорейшего исхода. В моей голове путались вопросы: что же она будет делать? Как спасётся? И огромнейшим удивлением для меня стал финал рассказа, я смогла вздохнуть полной грудью и расслабиться. Наверное, я посоветую прочитать этот рассказ своим друзьям.



Предварительный просмотр:

Ганина Кристина Валерьевна  о художественном фильме "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф"- экранизации сказки  К.С.Льюиса "Хроники Нарнии ".

Ганина Кристина Валерьевна

11 класс МОУ СОШ№41 г.Саратова

Руководитель: Петрайтис Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

 МОУ СОШ№41,т.89050338331

         Одним из моих любимых зарубежных фильмов является  экранизация произведения  английского писателя К.С.Льюиса "Хроники Нарнии " - "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф" .

    В фильме рассказывается о том , как во время войны дети через волшебный шкаф попадают в сказочную страну Нарнию . Страну , где обитают мифические существа , королём является лев Аслан , а императрицей - злобная колдунья-великан Джадис . Успех фильма , по моему мнению, зависит не только от произведения, написанного К.С.Льюисом, но и  ещё от мастерства  режиссёра - Эндрю Адамсона . Конечно, фильм «богат»  современными техническими новшествами, но все это находится в гармонии с проблемами, которые рассматривает как и К.С.Льюис в своей книге, так и Э. Адамсон : проблемы добра и зла , справедливости , предательства , прощения и любви. В экранизации произведения задействованы многие талантливые британские актёры , среди них : Джеймс МакЭвой , Джим Бродбент и в роли Джадис прекрасная Тильда Суинтон . Императрица Одиноких Островов у Матильды вышла шикарная . И не зря . Ведь у Суинтон дворянское происхождение . Её внешность идеально подошла для этой роли : стеклянные глаза , бледная кожа , как и полагает аристократу , полнейшее спокойствие и хладнокровность . Сначала на роль Джадис пригласили Мишель Пфайффер , но потом вовремя одумались и сделали выбор в пользу Тильды Суинтон  и  не прогадали . Эта великолепная и талантливая женщина достойна похвал . Именитые режиссёры приглашают её в свои прекрасные картины , для Матильды пишут сценарии . Злобную колдунью хочется пожалеть, у нее нет счастья. А она так его хочет! Неслучайно в фильме часто говорится о ПРОЩЕНИИ. Ведь , что такое прощение? Прощать – это Божественное свойство. Простить – значит не винить человека за нанесенную им обиду или какой-то проступок. В Священных Писаниях говорится о двух аспектах прощения. Господь заповедал нам покаяться в своих грехах и искать Его прощения. Он также заповедал нам прощать тех, кто обижает нас или причиняет нам боль.

     Может быть, я нарушу авторские правила, но после чтения стихов Софии Киларь  в моей голове сложились стихи о Джадис :

Тебе напишу я прозу ,

Слышала , ты давно хотела.

Подарю тебе белую розу ,

В ней скрою тоску и слёзы .

Нам напишу я любовную драму ,

Прекрасную напишу ....

И в нашей кино-любви

Надеюсь трагедий не будет ,

Навеки любовь моя - ты !

    Несмотря на все плюсы , в фильме также есть и недочёты , но считаю их техническими ( на «блоге» фильма до сих пор обсуждают кровавую губу Эдмунда).  

     В заключение я хотела бы сказать, что фильмы в жанре «фэнтези» помогают современному человеку, особенно подростку, выжить в нашем безумном мире. Он( подросток) начинает понимать , что ничего идеального на свете нет, что у любого отрицательного поступка может найтись оправдание, а добро может принести большее зло. Думаю, что  "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф"  больше философский и психологический фильм, чем развлекательный.

   



Предварительный просмотр:

Зиброва А.Д. « «Мемуары гейши» Артура Голдена»

Зиброва Анастасия Дмитриевна

11 класс МОУ СОШ№41 г.Саратова

Руководитель: Петрайтис Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

 МОУ СОШ№41,т.89050338331

         Если честно, то читать зарубежные произведения мне не очень нравится. Во многом, потому что я не понимаю многие действия героев, отношения к людям. Все-таки каждый человек смотрит на ситуацию с разных позиций и может принять разное решение, отличное от решения автора. Но прочитав «Мемуары гейши» Артура Голдена, я поменяла свое решение:  эта история запала мне в сердце, заставила пересмотреть свои взгляды на многие вещи.

         В этом романе рассказывается история жизни одной из самых знаменитых гейш 20 века Нитта Саюри.  Это не любовный роман и не романтичная история про любовь с первого взгляда, мемуары гейши – это нечто большее. Я получила незабываемое удовольствие от прочтения! Читатель может прочувствовать атмосферу страны Восходящего солнца и окунуться в закрытое для многих общество. Это совсем другая жизнь. На первый взгляд, можно подумать, что работа гейши – это ублажение мужчины (а что может быть легче), красота, какой – то определенный шарм, но из истории Саюри можно понять, что это тяжелый, жестокий труд, изматывающий. А самое главное - в  жизни гейши , кроме этого, нет ничего. Совсем ничего. Только  дана (покровитель), которому гейша должна «прислуживать».

      По этому произведению снят фильм. Но только в книге можно действительно прочувствовать чувства и эмоции главных героев, представить узкие улочки Киото, познакомиться с традициями и культурой Японии.

       После прочтения романа Артура Голдена  у меня появилась масса вопросов: «Почему именно гейша? Почему не солдат, не бизнесмен, у которых жизнь намного живее шла и развивалась?». Долго не могла найти ответ. Потом вдруг поняла, наверно, потому, что гейша – это не работа, это образ жизни. Гейша  - это символ Японии, ведь ни в одной стране ничего подобного не было. Артур Голден открыл читателям внутренней мир гейши, показал  чувства и эмоции этих девушек. Ведь, что мы видим – белая маска с черными, как смоль, глазами, красными, как кровь,  губами; натянутая улыбка, молчаливые кивки и тихие «благодарю»; шелковые платья до пола, высокие окобо (обувь на платформе). И не видно за всем этим настоящих чувств: настоящей любви и ненависти, радости и гнева, азарта и скуки; не видно боли: ног с мозолями, разбитых коленок, стертых в кровь пальцев от сямисэне(5-струнная гитара).

       «Гейши не куртизанки и не жены, они продают свое искусство, а не тело. Они создают иной, потаенный мир, где царствует красота. Само слово гейша означает искусница. Быть гейшей, значит быть живым произведением искусства….»

      Мне кажется, этот роман заслуживает внимания многих, ведь каждый в нем найдет что-то свое.



Предварительный просмотр:

    Зотова Ю. Д. « «Оно» Стивена Кинга»

Зотова Юлия Владимировна

11 класс МОУ СОШ№41 г.Саратова

Руководитель: Петрайтис Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

 МОУ СОШ№41,т.89050338331

     На уроках элективного курса мы проходили тему «Рецензия».

Разобрав основные правила написания данного вида работы, учитель

литературы предложила нам  выполнить рецензию последнего  

прочитанного произведения (  не по школьной программе). Как раз на

зимних каникулах  я прочитала роман Стивена Кинга “Оно”. Уже  само

название создает некую интригу. Этот роман по жанру можно вполне

отнести к психологическим . Не сразу можешь понять, о ком  или о чем

идет речь. Оно – это призрак, который принимает вид клоуна. Таким

чистым и веселым, вроде бы, на первый взгляд, образом, он  с

 помощью шариков заманивает ни в чем неповинных детей. Но самое

главное: его видят только дети.      Роман построен на

противопоставлении зла и добра. В качестве добра выступают  группа

подростков из провинциального американского городка, а воплощением

зла  является Оно. Дети, вступившие в неравную схватку, оказываются  

в одиночестве. Ведь клоун – это детский страх, который есть у каждого

ребенка. Помимо этого в произведении  мы можем наблюдать

настоящую дружбу, которая проходит испытание  трудностями.

Подростки дали клятву, что вернуться, если узнаю, что Оно живо. Так и

случилось, будучи взрослыми, они вернулись и одержали победу над

ним. Я считаю, что автор хотел показать, какое у детей  богатое

воображение, и порой это воображение перерастает в реальность. Не

зря Кинг цитирует данную проблему: “Проблема состояла в том, что

он слишком предавался игре воображения.” Ведь в детстве они так и

не смогли победить страх, а став взрослыми  образованными людьми,

они раз и навсегда покончили с этим страхом, с этим воображением.

     Прочитав этот роман, я была в восторге! Помимо верной дружбы и

забавного клоуна, который является отрицательным героем, есть еще

захватывающие эпизоды: побег из подвала от зомби  или разговор с

Оно в душевой. Некоторые из них настолько отобразились в моем

подсознании, что я сама начала придумывать себе, как из водостока в

ванной вылетают  красные шарики или представляю ухмылку веселого

клоуна. Я не могу сказать, что очень впечатлительна, но все же….

Насколько точно  автор смог передать ту атмосферу, в

которой находились подростки, то волнение! Когда читаешь эту книгу,

 ты переживаешь за каждого героя  и  представляешь себя на его месте,  

задаешь вопросы: « А что бы я сделала на его месте? Какой страх бы

испытала?» Это очень здорово!

       Эту книгу не читаешь – ее проживаешь. Мне кажется, что этот

Роман  будет актуален во все времена. Ведь в нем затронуты самые

важные вопросы , которые волнуют подростков: дружба, взаимовыручка,

уважение. С одной стороны, роман написан с учетом современных

читателей, а с другой стороны, автор говорит о моральных ценностях,

которые формируются в каждом из нас.



Предварительный просмотр:

1.Манулик Татьяна Алексеевна

2.  11.05.1997 г.р .

3. Д/а:410065,г.Саратов,ул.Саперная,д.16,кв.12

4.  МОУ СОШ№41 г.Саратова

5. 11 «А» класс

6. pelena62@yandex.ru/ м.т. 89050338331

7. Библиографическое описание источника, по которому прочитано произведение,- «Новый Мир» 2004, №11,Б.Екимов «Не надо плакать»

          Впервые  о таком писателе, как Борис Екимов, я узнала пару месяцев назад, когда заинтересовалась российскими  наградами в области литературы. До знакомства с его творчеством мне было известно, что Борис Петрович Екимов является  лауреатом премии им. И.А. Бунина и А. Солженицына и что он написал большое количество литературных трудов, посвященных теме деревни.  Одним из первых его произведений мне посчастливилось прочитать рассказ  «Не надо плакать», который произвел на меня огромное впечатление. По-моему мнению, важную роль играет название этого рассказа, которое служит лейтмотивом прозы великого прозаика. Мысль о том, что не надо плакать, не надо отчаиваться, надо верить в лучшее проходит через многие его литературные труды. Я полностью поддерживаю автора. Еще великий композитор Людвиг ванн Бетховен сказал, что «….высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».

          Прочитав это произведение, я выявила для себя много уроков, поэтому с большим удовольствием перечитала его еще раз перед тем, как писать рецензию. В данном рассказе публицист поднимает тему силы духа, стойкости личности, затрагивает проблему способности человека выдержать все испытания, которые предоставляет ему жизнь. Меня очень тронули события, о которых повествует Борис Екимов. В основе сюжета лежит история  жизни девушки Нади, которой приходится преодолевать многие трудности на своем жизненном пути. Оставляя двухкомнатную квартиру и большой дом в станице, девушка с матерью, дочкой и кошкой надеется переехать в райцентр, но оказывается в обычной деревне, где у нее не оказывается даже атрибутов домашнего очага. Связав свою судьбу с соседом Мишей Абрек, она первоначально чувствует поддержку, помощь, но спустя некоторое время бедная Надя видит в нем очень ревнивого, порой страшного человека. Мишка, ради того, что удовлетворить свое эго, не желая ей зла, доводит  до тяжелого состояния. Я считаю, что сцена ревности  явилась тем самым толчком к осознанию всей правды действительности. Девушка испытала ужас, страх за себя и близких ей людей, но вместе с  тем поняла, как важно собраться и жить дальше ради любимой семьи.  Даже имя главной герои говорит о ее надежде, вере в счастливое будущее.  Безусловно, автор переживает, сочувствует Наденьке, но повторяет свой лейтмотив о том, что не надо плакать, надо бороться, не надо уходить от проблем. Борис Якимов подчеркивает, что нужно жить настоящим, не опускать руки. Язык автора прост, ясен. Писатель использует  средства художественной выразительности: лексический повтор слов («не надо плакать», «как хорошо здесь, как тихо…»); большое количество эпитетов, характеризующих состояние героев, к примеру, мать «старая больная», Мишка же «жесткий, страшный», которые помогают еще точнее донести до читателя свою идею.

          По-моему мнению, Борис Екимов на примере истории о девушке Наде показал жизнь, полную преград, препятствий, опасностей. Я думаю, что главную героиню можно назвать личностью, обладающей силой духа. Мне очень понравился этот рассказ тем, что каждый человек может вынести из него что-то для себя. Я сделала выводы, что, безусловно, чувства в нашей жизни играют большую роль, но главную – здравый смысл. Как же важно в самые тяжелые моменты не поддаться мимолетной мысли и не совершить ошибку. Надя могла сбежать с больной матерью и ребенком, оставив все и начав жизнь заново, как пишет автор «…первая мысль была: «Скорее бежать! В охапку всех – и бежать», но девушка осознала, что уходить ей некуда, никто ее нигде не ждет, лучше остаться и жить своей жизнью, не смотря на сложившиеся обстоятельства. Образ девушки вызвал у меня много эмоций: я буквально переживала с героиней все трудные моменты ее жизни. Не могу не отметить ее выдержку, любовь к близким людям, заботу о них, стойкость. Думаю, этот рассказ должен прочитать каждый человек, потому что он заставляет задуматься, дает много важных советов. И  мне захотелось прочитать другие рассказы Б.Екимова…



Предварительный просмотр:

1.Юдаева Лилия Олеговна

2.  03.04.1997 г.р .

3. Д/а:410065,г.Саратов,ул.Саперная,д.14,кв.14

4.  МОУ СОШ№41 г.Саратова

5. 11 «А» класс

6. pelena62@yandex.ru/ м.т. 89050338331

7. Библиографическое описание источника, по которому прочитано произведение,- «Новый Мир»,  № 7 ,2005 г.

  Рассказ Александра Иличевского «Воробей» посвящен одному из самых трагических событий в истории нашей страны-голоду в 20-30 годы.

     Особенностью данного рассказа является оригинальная, по моему мнению, композиция. Сначала автор рассказывает нам о судьбе Акулины(Кулюши) и ее семьи; о том, как она выжила , а двое ее детей , муж , братья умерли; о том, как она смогла выжить в эти тяжелые годы. Повествование идет как бы от имени самой Акулины. Во второй части рассказа Иличевский показывает события от первого лица, от самого себя. Вот здесь, как я считаю, и  прослеживается  основная идея данного рассказа: соединить незримой нитью 20-30-е годы и 80-90-е годы двадцатого столетия.  Надо сказать, что Александр Иличевский -современный автор, но он смог  показать  трагедию – медленное «умирание» человека от голода – глазами, чувствами  Кулюши. Была ли такая женщина на самом деле? Наверное, это не важно. Автор реалистично передает чувства , переживания, настроение героев( Ивана, Кулюши), что в какой-то момент ловишь себя на мысли, что тебе страшно. Страшно от того, какое горе пришлось пережить матери , на руках которой умер сначала младший сын, потом старший сын. Думаю, что в этом и заключается мастерство писателя: все события пропускаешь через себя. Ты ощущаешь себя той Кулюшей, которая не могла наглядеться на мужа- покойника. Голод  заставил вести людей по-другому, чем в обычной , сытой жизни. Какая бы мать сбросила с груди  «холодную чурочку»?

    Автор знакомится с Кулюшей. Ему нравится слушать ее рассказы. Он впитывает в себя ту неистребимую жажду жизни, которая несет эта женщина. Что с ее смертью в  его жизни наступает пора бесчувствия и тоски. И только один случай , произошедший с ним по время последней ревизии, «вернул» его к жизни. Сначала было открытие: ревизия проходила именно в том месте , куда в 20-30-е годы свозили со Ставрополья , Украины, Кубани зерно. На складах  зерно тщательно охранялось НКВД. Потом  была находка – зернышко, черное от времени, которое дало долгожданный росток. Этот росток- символ жизни. Вот почему Кулюша прожила долгую  и , как мне кажется, все-таки счастливую жизнь: в ее памяти всегда были муж и сыновья.

   А почему название рассказа «Воробей»? Из воробья был сварен суп, которым Акулина накормила Ивана перед смертью. Воробьи  клевали зерно, собранное по всей стране , на складе, тогда как тысячи людей умирали от голода.

  У меня какое-то двойное чувство к рассказу. С одной стороны, привлекает манера изложения (использование тропов: метафор, олицетворения, сравнения, эпитетов). Произведение читается легко. С  другой стороны,  в душе появляется тревога, волнение. Значит, трогает рассказ за живое.                            Думаю, что обязательно прочту другие произведения Александра Иличевского.



Предварительный просмотр:

Будь счастлив, Человек! Прерви насилья век!


Рано утром встаешь, быстрый взгляд за окно,


Грусть реальности, жаль, не скрывает оно:


Серый цвет небосвода,


Тиха, молчалива природа.


В Войне человек её одолел,


Стать Богом неверный почти преуспел.

Победа, победа огромной ценой!


Природа навек потеряла покой,


Пытается выжить, спасти, что осталось,


Но вот равновесие и поломалось.

Вырубает лес бездушный человек,


Только пустыри останутся навек,


Загрязнились реки, мрет и зверь, и птица,


Тихо умирает матушка-царица!

Мусорные свалки растут, растут, растут,


Выхлопные газы в воздухе живут.


Проблема на проблеме - Природа наша сохнет,


В последнюю минуту человек и « охнет»...

 …Этот мир сохраним, друзья!

Мы и природа - единая семья.


Не губите её - она наша мать,


Просто всем нам надо это осознать...

Будь счастлив, Человек! Прерви насилья век!

Насилья над собой, насилья над природой!

Ты, Человек, останови безумный бег!

Будь счастлив, Человек! Останови насилья век!  

 Спицына Дарья  ,8 «А» класс МОУ СОШ№41 ,г.Саратов,

Руководитель – Петрайтис Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№41 г.Саратов                                                            



Предварительный просмотр:

Все кувырком или КАК 8 «А» сходил на «Капитанскую дочку»…

    Начинаем наш рассказ…

     Однажды известный всей школе 8 «А» решил сходить на спектакль «Капитанская дочка». Вроде бы: театр, представление, зрители, масса впечатлений и особенно милые буфетчицы с кучей пирожных, напитков и конфеток. Но… Это было… ЭТО БЫЛО!!!

     Собирался класс около школы… Собирался?.. Слишком громко сказано! Сползался, вот это точнее. Некоторые  личности появлялись, потом исчезали, снова появлялись, и были такие, которых приходилось выманивать из дома сосиской. Хотя про сосиски – это уже вымысел автора. Вот! Счастливое мгновение – 8 «А» собран и топает на трамвайную остановку.

  Едет трамвайчик, рельсы звенят,

  Колеса-колесики тихо стучат…

    Вагон останавливается перед классом. Все в нетерпении! Двери открываются и…

      И… И-и-и… И что вы думаете? Трамвай битком набит людьми-человеками. Стоят, сидят, храпят, пускают пузыри. Однако 8 «А», не привыкший останавливаться перед трудностями, бесстрашно втиснулся в вагон. Стоит сказать, что в этом возрасте дети эластичные, гибкие и хорошо тянутся. Короче, класс просочился между гражданами Саратова, и трамвай тронулся в путь.

  Едет трамвайчик, рельсы звенят,

  Колеса-колесики тихо стучат.

  Долго ехал наш 8 «А»,

  Жаль не доехал он до конца…

     Впереди была огромная пробка, а время поджимает. Совет детей-единомышленников принял трудное решение: покинуть транспортное средство и дальше идти самим. Ах, героический поступок! Дети высыпали из вагона, как горошины, выпущенные из рогатки. Ну, Саратов! Встречай знаменитость 41 школы!

    Ну что сказать? Вечером город очень даже красив. Яркие огни вывесок, названий магазинов, лампы фонарей и машин. Не Москва, конечно же, и все равно красиво! 8 «А» стремительно шел по улицам. Дети не замечали красоты витрин, фонарей и зданий. У них одна цель ( на тот момент): дойти в театр до начала спектакля. А когда ЭТИ ученики поставили перед собой цель, то они «замучают мертвого», доведут «до икоты всю Америку» и даже могут привести в неистовство автора, который сейчас старается и пишет для вас, уважаемые читатели. Следует отметить, что 8 «А» протопал расстояние от трамвая до театра за 5 минут 40 секунд и что-то там в периоде. Мораль: если дети захотят ( что крайне редко ), то успеют иммигрировать в Австралию за рекордно короткое время... Дальше все было просто великолепно: класс зашел в театр спокойно, не влетел, как «мессеры», сметая все на своем пути, быстро разделся, аккуратно повесил куртки и дисциплинировано проследовал в зал ( чем вызвал огромное удивление у автора ). Найдя свои места, дети уселись, вскоре погас свет. 8 «А» уже в нетерпении: скорее б, скорее б! Открылся занавес, первые действия и…

     И… Что «И»? И понеслось!

Слышится сзади: «Серега, дай сухариков!» Чуть левее: « Нету, кончились, вода осталась» , «О, давай!».  Еще левее: « Ой, Марина, как я выгляжу? У меня тушь не потекла?».  И опять: «Серега, дай чипсы!», «Олег, дай то», «Ромыч, дай се», «Хрум-хрум-хрум», «Шур-шур-шур», «М-м-м», «Чавк-чавк», «Бульк-бульк-бульк», еще раз «Чавк-чавк-чавк» и «Буль-буль-буль» Так до антракта.

       Звенит звонок,… картина называется: «Нашествие монголо-татарского ига».  Все вскочили и скорее, СКОРЕЕ В БУФЕТ. А 8 «А» в самом конце подходит к буфету... Еще одна картина: «Разгром винного магазина» из серии «Революционные зарисовки 1918г.» Пирожные просто вырывали из рук потерянных буфетчиц, конфетки нарасхват, напитки.… О, про это даже говорить страшно. Из всех напитков, возможно, уцелевшими дошли до конца лишь 2 десятка, а остальные пали…  на пол. Уборщикам будет чем заняться. Суматохи и толкучки было много. Но это поначалу. Вскоре  очередь рассосалась, и 8 «А» спокойненько купил сладенького. А затем вернулся в зал.

     Прозвенел звонок. Зрители расселись на свои места. Класс уже успел «схомячить» все конфеты и пирожные за 5 минут. Мораль: в кругу 8 «А» НЕЛЬЗЯ щелкать клювом. Гаснет свет, открывается занавес…Ох, вы уже догадались, что было дальше? ВСЕ ЗАНОВО! Сзади: «Серега, сдачу передай», чуть левее: «Ой, Марина, у меня помада стерлась!», «Ромыч, дай бутылку!», «Олег, вкусное пирожное, правда?», «Серега, мне нужен ТЕЛЕФОН!» Это неизменное: «Хрумк-хрумк-хрумк», «Чавк-чавк-чавк», «М-м-м», «Шур-шур-шур», «Бульк-бульк-бульк».

   Короче, представление закончилось. 8 «А» остался под впечатлением: ему понравился спектакль «Капитанская дочка», и он не зря прогулялся до театра. Это того стоило. Обратно класс вернулся… благополучно, в трамвае никто не висел на поручнях, все мирно сидели: кто-то рассказывал анекдоты, кто-то придремал, а кто-то расспрашивал о сюжете спектакля( родителям надо ведь отчитаться!).

      P.S. А теперь, дорогие читатели, хочется сказать: те, кто хоть раз видел или слышал про 8 «А» 41 школы, вы немного несправедливы к нему. Ведь этот класс хорошо и порядочно вел себя в театре и остался под впечатлением.  И стоит добавить: нашлись люди, которые могут вести себя ещё невоспитаннее, чем

 8 «А» класс.

                С уважением

                         

                                                   Спицына Дарья    

ученица 8 «А» класса

 



Предварительный просмотр:

…Взрывы … нет, перестрелки  … нет, не похоже , непонятный звук, но при этом что- то знакомое,  то, что  я где- то слышал , но при этом не мог вспомнить.  Мне этот звук не давал заснуть. Я долго вспоминал, и странное, незнакомое слово прозвучало на моих устах–ГРОМ. Если это и вправду гром , значит будет - ДОЖДЬ. Дождь, его не было со времен  Катастрофы, но если и правду он, я должен это увидеть.

   Достав свой пистолет из тумбочки, я выгляну из палатки , никого не было, на цыпочках я пошел к гермодвери . У неё стоял стол, на котором стояла керосиновая лампа, слабо освещавшая помещение и двух  громко похрапывающих охранников . Подойдя к двери, я начал медленно крутить ручку, но она так скрипела, что приходилось иногда  останавливаться. Раздался металлический звук, знак того, что дверь открылась. Я медленно её открывал , и опять чертов скрежет!

  Выйдя, передо мной открылся пейзаж полумертвого города, чарующий ,  но при этом страшный. Но мне это не помешает узнать – что такое ДОЖДЬ. От бункера я шел недалеко, если что, чтобы убежать от мутантов.

    Гром продолжался, начали появляться светло- синие, ломаные лучи, бьющие по земле. Дождь так и не начинался. Я подождал еще 5 минут , собирался уходить, как мне на голову  что- то упало. Я потрогал макушку,  и на кончиках пальцев была влага. Подняв лицо вверх , начал падать целый град капель. Так вот что такое дождь – это падающая вода. Становилось  приятно, капли падающие на лицо, делали «легкий массаж», потом они «щекоча» стекали.

     Я надеялся, что это будет продолжаться долго, но  чье- то рычание все перечеркнуло . Выхватив пистолет, начал крутиться как  «волчок», выискивая эту тварь. Вдруг из обломков выскочила собака с тремя головами, начала рычать, скалить зубы и медленно подходить ко мне. Прицелившись в одну из голов , выстрелил: минус- одна, еще- две. Пес разозлился, побежал на меня. Я  увернулся от атаки, но упал прямо на спину. Острая боль пронзила лопатку . Собака сильно врезалась  в стену . Ещё выстрел , минус вторая голова, одна осталась. Но мутант стал злее. Я начал отползать ,но пес одним точным прыжком прыгнула на меня. Пистолет куда- то улетел. Искать нет времени. Взяв  первый попавшийся обломок, ударил собаке по голове. Быстро  сбросив с себя тело пса, начал искать пистолет. Он валялся недалеко, около какой-то металлической детали, взял его и,  не прицелившись, выстрелил. Я смотрел, как то, что осталось от собаки,  билось в агонии.

Дождь кончился, но я надеюсь, что он еще будет!



Предварительный просмотр:

Подари…

Подари мне розу

Цвета алой крови

С алмазами воды

На нежных лепестках,

Аромат которой

Сведет с ума богов.

Подари мне розу

Алую, как кровь.

Подари мне взгляд,

Полный доброты,

Очи цвета сумерек

И ясней луны.

Глубокие, бесстрашные,

Полные огня.

Подари мне взгляд,

Я молю тебя.

Подари улыбку

Теплее, ярче солнца,

Что глядит поутру

Каждому в оконце.

Пусть она согреет

Душу вмиг мою.

Подари улыбку

Нежную свою.

Подари мне смех –

Звонкий колокольчик,

Радующий сердце,

Услаждая слух.

Он льется, льется, льется

Трелью соловья.

Подари мне смех,

Прошу, любовь моя.

Подари мне вечер,

Полный тишины,

Блик свечи в окошке

Маленькой избы,

Мягкую прохладу,

Сказочные сны.

Подари мне вечер,

Полный тишины.

Подари мне нежный,

Страстный поцелуй

Губ твоих медовых,

Ангельских, манящих.

Жду я с нетерпеньем

Встреч, пьянящих кровь.

Сладкий поцелуй

Подари мне вновь.

Подари мне вечность –

Много – много лет,

Чтобы жить с тобою

Долгие века.

Пусть бегут столетья,

Гибнут города.

Прошепчу с улыбкой:

«Я люблю тебя…»



Предварительный просмотр:

Спицына Дарья Сергеевна,15 лет, ученица 9 «А» класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №41» г.Саратова

Руководитель: Петрайтис Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№41 г.Саратова

К.т.8 905 033 83 31, (8452)666689

Адрес: 410040, г.Саратов, ул. Курдюмская, д.88, кв. 13

Номинация-« Хокку в защиту хвойных»

Новогодние жертвы браконьеров

Белый, пушистый

С небес падает снег.

Идет Новый Год.

Зелены ели,

Под теплыми шапками

Спят безмятежно.

Но нет покоя

Изумрудным леди:

Заточен топор.

Холод и ветер,

Морозы и метели.

Идут браконьеры.

Замах топором.

Раздался в лесной тиши

Плач живой красы.

Срублены ели,

 Уж в сани погружены.

Поход удался.

На рынке стоят

В плену человека

Принцессы лесов.

От браконьеров

Работники леса

Спасти не смогли.

Люди! Давайте

Беречь красавицу леса,

Она у нас одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка  в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...