Главные вкладки

    Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка
    методическая разработка по теме

    Онякова Валентина Николаевна

    Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nedelya_russkogo_yazyka_i_literatury.doc413.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»

    Методическая разработка

    Неделя русского языка и литературы,

    посвящённая Дню русского языка 

     

     Разработала: Онякова Валентина Николаевна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»

    Пинежского района Архангельской области

    п. Междуреченский, 2014 г.

    Оглавление

    Введение. Пояснительная записка………………………………………………3

    Основная часть. Методическая разработка предметной недели……………..4

          Глава 1. Цели и задачи……………………………………………………….4

             Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели…….4

    Заключение. Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы………………………………………………………………………...9

    Библиографический список…………………………………………………..10

    Приложения ………………………………………………………………….........

    Приложение 1. Объявление о предстоящей предметной неделе…………….11

    Приложение 2. Информационный листок (пример)………………………….12

    Приложение 3. Программа недели русского языка и литературы…………..13

    Приложение 4…………………………………………………………………...14

    Приложение 5. Радиопередачи………………………………………………...15

    Приложение 6. Материалы для словарных диктантов………………….........18

    Приложение 7. Книжки-раскладушки для кабинета русского языка и литературы……………………………………………………………………….19

    Приложение 8. Презентации книг, выполненные учащимися………………20

    Приложение 9. Творческие работы учащихся………………………………..21

    Приложение 10. Сценарии некоторых мероприятий недели………………..25

    Введение. Пояснительная записка

       Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

       Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.

       Предлагаю вашему вниманию не столько методическую разработку предметной недели, сколько её модель, которая постепенно сформировалась в моей педагогической деятельности. Отмечу, что школа наша хоть и средняя, но небольшая, наполняемость классов в пределах от 8 до 18 человек, параллели отсутствуют. Предметная неделя по русскому языку и литературе проводится в 3 учебной четверти, в течение февральской недели, включающей 21 февраля – Международный день родного языка.

    Основная часть. Методическая разработка предметной недели.

    Глава 1. Цели и задачи.

        Итак, традиционно цель проведения предметной недели русского языка и литературы: повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература, формирование познавательной активности, расширение  кругозора.

    Задачи:

    • Создание условий для развития интереса к изучаемым предметам.
    • Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
    • Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
    • Оценка влияния предметной Недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
    • Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.
    • Создание праздничной творческой атмосферы.

    Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели.

       Вся Неделя строится на «четырёх китах»: информирование, побуждение, участие, успех. Отсюда несколько принципов её реализации:

    • «Реклама – двигатель прогресса!»

       Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала предметной недели вывешивается яркое объявление в стиле современных рекламных анонсов, а также аналогичные объявления вывешиваются накануне каждого крупного мероприятия, проводимого в рамках Недели (Приложение 1). Кроме этого каждый классный коллектив получает информационную карточку-задание (Приложение 2). Накануне первого дня недели оформляется информационный стенд, содержащий название Недели, её девиз, эмблему, «Календарь Недели» (Приложение 3), ярко оформленные викторины и кроссворды, место для «Боевого листка» (от слова «бойкий, боевой», т.е. «быстро реагирующий и информирующий») (Приложение 4).

    • «Важней всего погода в доме!»

        Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому по всей школе вывешиваются портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова, такими, например, как:

    - Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.В. Гоголь)

    - Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В.Г. Белинский)

    - Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л.Н. Толстой)

    - Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа… - умы и сердца истинных художников. (А.М. Горький)

    - Поэзия –

                   та же добыча радия.

    В грамм добыча

                                в год труды.

    Изводишь

                   единого слова ради

    Тысячи тонн

                           Словесной руды.

                               (В. Маяковский)

    • «Информировать и будоражить умы»

       В конце каждого на информационном стенде появляется «Боевой листок», содержащий отчёт о прошедшем дне: о проведённых мероприятиях, о самых интересных событиях, об участниках этих мероприятий и их результатах. Обязательно итоги проводятся сразу после мероприятия, выявляются призёры и победители, если это конкурсы. Их имена тоже размещаются в «Боевом листке». Кроме этого ежедневно за 5-7 минут до окончания большой перемены проводятся радиопередачи, которые транслируются через школьный радиоузел (при его отсутствии – музыкальный центр с колонками и микрофоном в фойе школы). Радиопередача включает в себя информацию о вчерашнем дне и рассказы из серии «Занимательный русский язык», «Занимательно о литературе» или «Знаете ли вы, что…» (Приложение 5).

    • «Участвуют все!»

       Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся или хотя бы большинство из них. Поэтому нужно создать и организовать Неделю так, чтобы вольно или невольно каждый учащийся школы принял в ней участие. То, что описано выше, уже вовлекает в процесс весь коллектив образовательного учреждения: от учащихся до учителей. Этому же должны способствовать и некоторые мероприятия предметной Недели:

    • занимательные уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;
    • словарные диктанты (конкурс на самого грамотного), также организуемые в ходе уроков русского языка (Приложение 6);
    • мини-исследования или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися на уроках и др.;
    • оформление книжек-раскладушек на заданные темы для кабинета русского языка и литературы: «Поэты Севера», «Учись учиться», «Это интересно», «Веркола – родина Ф.Абрамова» и др. (Приложение 7)

       Кроме этого в каждом классе создаются группы:

    Летописцы – ведут дневник Недели, внося в него отзывы и рецензии о прошедших мероприятиях, их результаты, творческие работы участников.

    Учёные, знатоки – собирают интересный материал о словах, их рождении и истории, о различных языковых явлениях; готовят презентации, мини-исследования и выступают с ними перед одноклассниками или учащимися других классов.

    Книголюбы – организуют книжные выставки, готовят и проводят «Книжное обозрение» для одноклассников, а также выступают с рекламой книг на мероприятиях Недели (Приложение 8).

    Писатели – пишут сочинение (в жанре эссе, сказки или др.) на одну из лингвистических тем:

    •        Великий и могучий…

    •        Похвальное слово знакам препинания.

    •        Прибежал Чудак – Восклицательный знак.

    •        Исчезли запятые…

    •        Как делаются слова?

    •        Работают суффиксы.

    •        Корень-сердце слова.

    •        Подружки-хохотушки (безударные гласные о-а, и-е)

    •        Слова-родственники.

    •        Приключение в мире слов.

    •        История твоей фамилии.

    •        Как зовут твоих одноклассников.

    •        О чём рассказывают названия городов, рек и др. (Приложение 9).

       Безусловно, здесь не обойтись без помощи и поддержки классных руководителей. Таким образом, вовлечёнными в Неделю русского языка и литературы оказываются и педагоги.

    • «Когда в делах, я от веселий прячусь не всегда!»

       При современной учебной нагрузке  школьников важно при проведении внеурочных мероприятий, чтобы они не занимали много времени и не создавали новую нагрузку, поэтому для проведения мероприятий Недели мы выбираем конкурсно-игровые программы по образцу популярных телевизионных шоу и игр: «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Самый умный» и др., а также игры по станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр. Они не требуют предварительной подготовки учащихся, интересны, динамичны и занимают немного времени. При грамотной организации есть возможность не только стимулировать детей к проявлению знаний в той или иной области, но и дать новую информацию, новые знания по предмету. В Приложении 10 даются материалы для проведения некоторых из подобных мероприятий. Во время пауз, возникающих в ходе конкурсных программ, выступают учащиеся из групп «учёные, знатоки» и «книголюбы» с интересными исследованиями, презентацией книг и  др.

       Самыми значимыми при проведении Недели русского языка и литературы являются мероприятия, открывающие и закрывающие неделю: Лингвистический парад и Литературный вечер (с парадом литературных героев). Они должны быть яркими, экспрессивными, запоминающимися.

        «Лингвистический парад» (по сути, школьная линейка в нетрадиционной форме, которая проводится на одной из перемен в продолжение 15-20 минут) проводится в первый день Недели. Его ведёт Церемониймейстер, который «командует» присутствующими на «параде», приглашает для приветствия короля Русский язык и королеву Литературу. После приветствия «их величеств», каждый класс (группа) выступают с приветствием королю и королеве. Приведу два приветствия, подготовленные учениками 5-6  и 10 классов:

    Приветствие Русскому языку (5-6 класс):

    (поют на мотив песни «Волшебный цветок»)

    1.Есть на свете язык самый славный,

    Ярок, образен он, величав,

    Самый сказочный и небывалый,

    Он великим прослыл навсегда.

    Припев:

    Может, там, за седьмым перевалом,

    Заскучаешь и вспомнишь его,

    Самый сказочный и небывалый,

    Самый волшебный язык.

    2.Вспоминая о русском том чуде,

    Вдаль шагая по звонкой земле,

    Тот язык любят многие люди,

    Хоть и знают, конечно, не все.

    Припев:

    Может, там, за седьмым перевалом,

    Заскучаешь и вспомнишь его,

    Самый сказочный и небывалый,

    Самый волшебный язык.

    1 чтец:

    Люблю  тебя, русский язык!

    В нём столько добра и силы.

    В нём слышится русский народ,

    В нём слышится голос России.

    2 чтец:

    Люблю  тебя, русский язык!

    Великое русское слово!

    В нём вижу я Пушкина лик,

    В нём вижу я лик Толстого.

    3 чтец:

    Люблю  тебя, русский язык!

    Язык пониманья и мира:

    На нём говорят и якут, и калмык,

    И те, кто живёт на Памире.

    4 чтец:

    За то, что красив и могуч,

    За то, что как солнце велик,

    За слово, как солнечный луч,

    Люблю  тебя, русский язык!

    Приветствие Литературе (10 класс):

    - О, великая, могучая, русская Литература! Гордость нашего народа, языка, культуры! Торжественно восхваляем Вас в этот чудесный день! Благодаря Вам, о Литература, свет увидел таких замечательных классиков – реалистов, романтиков, символистов! Любимейшие всеми А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков, В. Астафьев, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Цветаева, А. Ахматова и многие другие, все они дети твои, о Литература!!! Навсегда мы сохраним в своём сердце и памяти Евгения Онегина, Печорина, Мастера и Маргариту, Анну Каренину, Чацкого и Софью, о Литература!!! Мы свято верим, что в наше время и после нас ты останешься такой же великой, известной, прекрасной!!!

       Далее, по приказу короля, церемониймейстер знакомит всех участников с программой предметной Недели, объявляет конкурс на самый активный класс и самого горячего поклонника русского языка (самого активного участника).

        Литературный вечер (с парадом литературных героев) требует большей подготовки и фантазии. Это театрализованное представление. В начале вечера вновь появляются король Русский язык и королева Литература. Вновь ведёт его церемониймейстер. Во вступительной части звучит небольшой стихотворный монтаж о русском языке и литературе. Затем начинается «парад литературных героев». Каждый класс (группа) представляют одного-двух литературных героев, инсценирует характерные эпизоды из произведений. Этот момент полностью зависит от фантазии и пристрастий школьников и классных руководителей, организаторы Недели оказывали только консультативную помощь в подготовке.

        Заключительная часть вечера – подведение итогов конкурсов, проводимых в ходе всей Недели (викторины, разгадывание кроссвордов, на самого грамотного и т.д., но не конкурсно-игровых программ, в которых итоги подводились сразу) и итогов всей Недели. Объявляются победители в номинациях «Самый активный класс» и «Самый горячий поклонник русского языка». Все победители и призёры выстраиваются на сцене и проходят торжественным парадом по залу.

    Заключение. Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы.

       Неделя русского языка и литературы в школе – это праздник длиною в пять учебных дней. Активное участие принимают  все учителя и их воспитанники. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, в том числе занятия с применением ИКТ.

         Результативность Недели русского языка и литературы определяется следующими критериями:  

    • активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;
    • охват подростков;
    • привлечение других специалистов, общественности;
    • состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;
    • уровень культуры участников Недели.

    Все эти показатели довольно высокие.

         Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.

    Библиографический список:

    1. Предметные недели в школе: русский язык и литературы/ Сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2003.
    2. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.
    3. http://festival.1september.ru/articles/613587/
    4. Журналы «Литература в школе» и «Русский язык» в школе» разных лет.

    Приложение 1

    Объявление о предстоящей предметной неделе

    Приложение 2

    Информационный листок (пример)

    Информационный листок

    Уважаемые пятиклассники и шестиклассники!

    17- 22 февраля
    в нашей школе проводится неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка,

     «Мы любим литературу и изучаем великий русский язык».

    Вам предлагается приготовить от вашего коллектива к этой неделе следующее:

    • Приветствие русскому языку  к лингвистическому параду;
    • Приготовить костюмы и представление литературных героев;
    • Подобрать материалы и оформить книжку-раскладушку о поэтах Севера не менее, чем из 4-х страниц.
      Материал вы можете найти в книгах: Пономарёва Б. Литературный Архангельск и в учебнике Литература Севера под ред. Скепнер Л.С.
    • Подготовиться к игре по басням И.А. Крылова.

      Желаем вам успеха и надеемся на активное участие в мероприятиях недели!

        Приложение 3

    Программа недели русского языка и литературы

    День 1.

    Открытие недели. Лингвистический парад.

    День 2.

    Занимательные уроки русского языка и литературы.

    День 3.

    Игра – конкурс  «Знатоки  сказок», 3-4 класс.

    Игра-викторина «Встреча с И.А.Крыловым и его баснями», 5-6 класс.

    День 4.

    Брейн-ринг по русскому языку, 7-8 класс.

    Игра «Умники и умницы» по творчеству М.А.Булгакова, 11 класс.

    День 5.

    КВН по теме «Фразеология», 9-10 класс.

    Литературный вечер (парад литературных героев).

    Подведение итогов недели.

    В течение недели:

    - конкурс на разгадывание «Большого лингвистического кроссворда»;

    - конкурс на самого грамотного;

    - оформление книжек-раскладушек на заданные темы для кабинета русского языка и литературы: «Поэты Севера», «Учись учиться», «Это интересно», «Веркола – родина Ф.Абрамова» и др.;

    - оформление Дневника недели русского языка и литературы;

    - конкурс сочинений, эссе;

    - презентация книг о русском языке;

    - конкурс на самого горячего поклонника русского языка.

                                              Приложение 5

    Радиопередача  №1.

    Знаете  ли вы, что животных, которые, живя с человеком, научились говорить по-человечески довольно много? Известно, что у всех животных есть свой «язык»,   своя система знаков,   с помощью которой в естественных природных условиях они выражают своё состояние    (радость, восторг, тревога, гнев) или даже, по мнению многих учёных,  общаются друг с другом.  Эта система сигналов может быть очень сложной:  она включает звуки (серые вороны, например, издают до 300 разных звуков), жесты, мимику…  Но животные, которые живут рядом с человеком, включаются в другую, человеческую, систему общения:  к своим кошкам и собакам мы обращаемся по именам, приучаем их к определённым словам-командам.  Домашние животные хорошо понимают речь человека.  Мало того,  некоторые из них обладают способностью обучаться человеческой речи и произносить отдельные слова или даже целые предложения.  Никого не удивляет, что умеют говорить попугаи. Но есть совершенно невероятные случаи, когда птица не просто повторяет слова человека, а осознанно включается в разговор.   Один пример:  хозяйка попугайчика Саши долго говорила по телефону о том, как вредно нюхать токсические вещества.  Когда разговор кончился, попугайчик тоже выразил своё отношение к токсикомании «Будешь нюхать – подохнешь!» - назидательно сказал он. А  в Карагандинском зоопарке жил слон, который говорил густым басом:  «Я  - Батыр»,  «Батыр  хороший», «Батыр пить»  (он произносил слова,  закладывая хобот в рот и сплющивая его по-особому).  Ещё  более удивительная история,  которая произошла в Баку.  Девочка подобрала во дворе котёнка, который был не только пушист, но и необыкновенно умён.  Назвала она его Мэси. Года через два кот начал произносить членораздельные звуки. Например, когда к нему обращались, он отвечал:  «И-Ы?», - что означало приблизительно:  «В  чём дело?  Ну  что?»  Однажды он забрался на подоконник и зацепился когтями за занавес.    «Сойди немедленно», - сказали ему.   И вдруг услышали:  «Не – е – с –ой-ду».   «Мэси  всё говорит по-человечески, - пишет его хозяйка, - и на любой вопрос даёт ответ. Действительно, оно произносит любые слова, даже делает перевод, поскольку я учила Мэси говорить по-русски».  

              Во время видеомагнитофонной съёмки кота спросили: «Кого пришли люди смотреть?». Ответ Мэси был совершенно определённым: «Меня».    А  затем состоялось такое необыкновенное интервью с Мэси:

      - Кто еду для тебя приносит?

      - Ба – буш – ка  (по-азербайджански  -  Нэ – нэ)

      - Где она её берёт?

      - Ба – за – ре    (Ба-за-ра)

      - Мэси,  в мире есть подобные тебе?

      - Есть   (Вар)

      - Кто?

      - Я! (мэн)  -  ответил кот.

              Учёные в недоумении: «То, что и как говорит кот, не является простым повторением речи человека. Этот феномен неизвестен науке. Поэтому кот вызвал настоящее удивление, и сегодня объяснить это невозможно. Науке предстоит тщательным образом исследовать это явление.

             - Обо всём этом рассказывается в очень интересной книжке А. П. Дуброва     «Рассказы  о животных,  говорящих человеческим языком».  (М.:  Медицина, 1992)

    Радиопередача № 2.

            Всем хорошо известно имя А.С. Пушкина.      И,   конечно,   все  читали его замечательные сказки: «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о золотом петушке»,   «сказка о рыбаке и рыбке»,   «Сказка о попе и работнике его Балде»»,  «Сказка о мёртвой царевне».   Но  мало кому известно,  что у Пушкина есть ещё одна,  правда, неоконченная сказка,   которая называется «Сказка о Медведихе».   Написана она была в 1830 году в знаменитую Болдинскую осень.   Это образец подлинно народного стиля у Пушкина. Народный источник этой сказки не найден; возможно, что сюжет её целиком принадлежит  Пушкину. По стилю и стиху сказка приближается к народной песне или причитанию. Послушайте её.  

     

    Как весенней тёплою порою  

    Из-под утренней белой зорюшки,

    Что из лесу, из лесу дремучего

    Выходила бурая Медведиха

    Со милыми детушками медвежатами

    Погулять, посмотреть, себя показать.

    Села Медведиха под белою берёзою;

    Стали медвежата промеж собою играть,

    По муравушке валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Отколь ни возьмись, мужик идёт,

    Он в руках несёт рогатину,

    А нож-то у него за поясом,

    А мешок-то у него за плечьми.

    Как завидела Медведиха

    Мужика со рогатиной, заревела Медведиха,

    Стала кликать малых детушек,

    Своих малых медвежатушек.

    - Ах, вы, детушки, медвежатушки,

    Перестаньте играть, валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Уж как, знать, на нас мужик идёт.

    Становитесь, хоронитесь за меня.

    Уж как я вас мужику не выдам

    И сама мужику … выем.

    Медвежатушки испугалися,

    За Медведиху бросалися,

    А Медведиха осержалася

    На дыбы поднималася.

    А мужик-то догадлив был,

    Он пускался на Медведиху,

    Он сажал в неё рогатину

    Что повыше пупа, пониже печени.

    Грянулась Медведиха о сыру землю,

    А мужик-то ей брюхо порол,

    Брюхо порол да шкуру сымал,

    Малых медвежатушек в мешок поклал,

    А поклавши-то домой пошёл.

    «Вот  тебе, жена, подарочек,

    А что медвежья шуба в пятьдесят рублёв,

    А что вот тебе другой подарочек,

    Трои медвежата по пять рублёв.

    Не звоны пошли по городу,

    Пошли вести по всему по лесу,

    Дошли вести до Медведя чёрно-бурого,

    Что убил мужик его Медведиху,

    Распорол ей брюхо белое,

    Брюхо распорол да шкуру сымал,

    Медвежатушек в мешок поклал.

    В ту пору Медведь запечалился,

    Голову повесил, голосом завыл

    Про свою ли сударушку,

    Чёрно-бурую Медведиху.

    - Ах ты,  свет моя Медведиха,

    На кого меня покинула,

    Вдовца печального,

    Вдовца горемычного?

    Уж как мне с тобой, моей боярыней,

    Весёлой игры не игрывати,

    Милых детушек не родити,

    Медвежатушек не качати,

    Не качати, не баюкати. –

    В ту пору звери собиралися

    Ко тому ли Медведю, в большому боярину.

    Приходили звери большие,

    Прибегали зверишки меньшие.

    Прибегал тут Волк-дворянин,

    У него-то зубы закусливые,

    У него-то глаза завистливые.

    Приходил тут Бобр, торговый гость,

    У него-то Бобра жирный хвост.

    Приходила Латсояка-дворяночка,

    Приходила Белочка-княгинечка,

    Приходила Лисица-подъячиха,

    Подъячиха, казначеиха,

    Приходил скоморох горностаюшка,

    Приходил Байбак тут игумен,

    Прибегал тут Зайка – смерд,

    Зайка беленький, Зайка серенький.

    Приходил целовальник Ёж,

    Всё-то Ёж ёжится,

    Всё-то он щетинится…

     

    Приложение 6

    Материалы для словарных диктантов

    Родина: Отчизна, Русь, Россия, отчий дом, Отечество, Российская Федерация, гуманизм, гуманный, Великая Отечественная война, Брестская крепость, Одесса, Севастополь, патриот, ветеран, чувство долга, участвовать, священный, труженик, природа, долина, равнина, территория, Санкт-Петербург,  Адмиралтейство, Пискаревский мемориал, Исаакиевский собор, Марсово поле, Эрмитаж, Русский музей, столица, Москва.

    Труд: профессия, будущее, признание, наслаждение, приобщение, уважение, преобразить, добросовестный, трудолюбие, честность, неравнодушие, коллектив, труженик, сопричастность, активная жизненная позиция, врач, строитель, преподаватель, инженер, библиотекарь, токарь, слесарь, шофёр, авиаконструктор, электросварщик, космонавт, творческий труд, заинтересованность, поощрение, участник, участвовать, чувствовать, привилегия.

    Школа: вестибюль, коридор, лестница, кабинет, учительская, директор, завуч, преподаватель, библиотекарь, портфель, готовальня, карандаш, чертеж, конспект, пятиклассник, семиклассник, информация, сообщение, диспут, расписание, предмет, биология, литература, география, математика, гуманитарный, цикл, реферат, доклад, дисциплина, сбор, фестиваль, субботник, товарищ, ровесник, сверстник, каникулы.

    Искусство: искусный, талантливый, гениальный, искусствоведение, автор, классик, театр, актёр, режиссер, дирижёр, пьеса, драматург, драма, комедия, трагедия, водевиль, монолог, диалог, живопись, орнамент, акварель, лауреат, фойе, гардероб, партер, балкон, галерея, сцена, занавес, декорация, балет, цирк.

    Приложение 7

    Книжки-раскладушки для оформления кабинета

    русского языка и литературы

    Приложение 8

    Презентации книг, выполненные учащимися

    Введенская А.А., Колесникова Н. П. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение, 1989

           Вы знаете, что такое ономастика?

           Я думаю, что немногие могут ответить на этот вопрос. Ономастика – это особый раздел в языкознании, занимающийся изучением собственных имен. Собственные имена до сих пор задают ученым много загадок. Чем собственное имя отличается от нарицательного? Неужели только тем, что имя собственное пишется с заглавной буквы, а нарицательное со строчной? Почему собственные имена могут быть лишь существительными или другими частями?

             Прочитав эту книгу, вы поймете, почему к фамилии нужно еще имя и отчество.

             А еще оказывается, имя собственное помогает раскрыть характер человека.

             Все это и многое другое о именах собственных и нарицательных, вы узнаете из книги. Введенской и Колесникова «От собственных имен к нарицательным». Книга адресована старшеклассникам и написана в доступной и увлекательной форме, раскрывает особенности собственных имен, их связь с нарицательными.

    Тратов Ю. – 8 кл.

    Ветвицкий В. Г. И другие. Современное русское письмо. – М.: Просвещение, 1974         

            Если вы хотите узнать историю русской письменности и как она основывалась, прочитайте книгу: «Современное русское письмо». В этой книге рассказывается, сколько букв было в древнем языке. Как два брата Кирилл и Мефодий создавали азбуку, которую в честь Кирилла назвали «Кириллицей». В книге рассказывается о словах, которые устарели. Здесь дается значение многих слов и сведения, откуда они произошли. В древности существовало две азбуки: «Кириллица» и «Глаголица». Здесь рассказывается, как появилось письмо, орфография, графика и многие другие разделы языкознания. И если вы хотите узнать об этом, возьмите эту книгу.

    Льдинин Юра, 7 кл.

    Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – Москва: Советская России, 1976

            Знаете ли вы, что значит «альма матер»?

               Если это латинское выражение перевести на русский, получится просто «кормилица» («альма»- «питающая», «кормящая»; «mater»= «мать»). Так еще в средние века студенты стали называть университеты, в которых получали «духовную пищу» и «потомками» которых они были. Вполовину в шутку употребляется оно и сейчас.

            А что такое «перпетуум мобиле»? Что означает выражение «табуля роза»? Как родились фразеологизмы: «шаг вперед, два назад», «всякой твари по паре»? Что такое «рожон» и можно ли на него лезть?  Почему существует «лук», которой мы едим, и «лук» из которого стреляют? Чтобы получить ответы на эти и множество других вопросов, прочитайте книгу Эдуарда Вартаньяна «Путешествие в слово».

    Новожилов Коля, 6 кл.

    Чуковский К. И. Живой как жизнь.- Москва: Детская литература, 1982

            Если вы хотите узнать, что такое вульгаризмы, школьная словесность или что такое канцеляризм, вы можете обо всем этом прочитать в этой книге. Корнея Ивановича Чуковского «Живой как жизнь».

             Я расскажу небольшой эпизод из этой книги о том, что существуют мнимые болезни и подлинные, то есть не те болезни, которые существуют у человека, а речь пойдет о русском языке. Русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, весь в движении в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают; другие рождаются; третьи из областных и жаргонных становятся литературными; четвертые из литературных уходят в просторечие; пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад; шестые требуют других падежей, чем это было, скажем, при Чуковском и Пушкине. Здесь все движется, все течет, все изменяется.

    Кузнецов Саша, 6 кл.

    Приложение 9

    Творческие работы учащихся

    Великий и могучий.

    Русский язык считается одним из мировых языков, так как на нем говорит несколько миллионов человек. Его прославили великие русские писатели и поэты, произведениями которых зачитываются во многих странах.

            Русский язык мелодичен и напевен, в нем очень много красивых слов. В нем много пословиц, поговорок, фразеологизмов, которые прочно вошли в нашу речь и делают язык еще более ярким и выразительным.

            На русском языке говорят и другие народы, живущие в России, так как он считается единым государственным языком, хотя в России 21 республика и в каждой из них есть свой язык.

            Важную роль для русского языка русского языка сыграла победа над французами в Отечественной войне 1812 года и победа над немецким фашизмом в войне 1941-1945 годов. Неслучайно А. Ахматова от лица всего русского народа сказала:

    Но мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово…

            Если бы Франция или Германия завоевали Россию, то, может быть, в нашей стране люди стали бы говорить на французском или немецком языке, а русский язык постепенно забылся бы. Но он прошел сквозь все войны и остался любимым и родным языком для людей России.

            Так что русский язык можно назвать великим и могучим!

    Сушко  Лиза – 9 кл.

    Приключения в стране Знаков препинания.

            Однажды в стране Знаком препинания исчезли все запятые. Прибежал Чудак-Восклицательный знак и закричал: «Караул! Кошмар! Украли!». Вопросительный знак выглянул в окно и спросил: «Что? Где? Когда?». А Точка мудро заметила: «Теперь в предложениях начнется полная неразбериха».  И отправились знаки препинания на поиски запятых.

            Идут они по дороге, навстречу им Книга. Голова болит у Книги, все в ней перепуталось без запятых. Хоть и маленький знак, а важный. Идут дальше, а навстречу Тетрадка Вани Перепелкина. Оказывается забывал Ваня ставить запятые на место, часто пропускал их. Вот они и обиделись, ушли. Живут они теперь в темном лесу, в избушке.

            Побежали наши друзья, отыскали Ваню Перепелкина и привели его к долине,  где жили запятые. Долго Ваня думал и пыхтел, но все запятые в тетради поставил на свои места. И пообещал больше их не забывать. Запятые решили  вернуться. В Книге все сразу встало на свое место. Знак восклицательный – парень замечательный воскликнул: «Ура!». Вопросительный задумался: «Какой же знак важнее?». А точка улыбнулась и … стала запятой.                                                                 Костин  Серёжа – 6 кл

    Корень -  сердце слова.

            Однажды Коля писал диктант на правило «Безударные гласные в корне».

            В классе был объявлен конкурс на лучший результат диктанта. Коля решил принять участие, так как папа обещал взять его на футбол в воскресенье, если его похвалят в школе. Вечером мальчик принялся за работу.

            Над диктантом пришлось попотеть, к тому же у Коли было трудно с русским языком. Но мальчик не унывал, он был просто уверен, что справится.

            Только Коля хотел отдохнуть, как вдруг в комнате потемнело, стало холодно и мрачно. Тетради закружились,  дверь в комнату с треском. Коля от ужаса упал со стула. Он и не ожидал, что к нему сегодня пожалуют гости. Вокруг него кружились слова. Справа плакала «тровинка», слева упала на кресло бледная «гиография», мощный «халадильник»принимал корвалол; пыталась позвонить в «Скорую помощь» «кортина», но все время теряла сознание; «портрет» поддерживал ее. Все они выглядели ужасно и не  были похожи сами на себя.

            Коля решил узнать, в чем дело:

            - Дорогие мои гости, что с вами, я могу вам чем-то помочь?

            - Ты еще смеешь спрашивать? Посмотри, что ты с нами сделал, - кричал злой «халадильник».

            Слова смотрели на Колю с ненавистью. И Коля решил сам искупить свою вину, иначе его не похвалят и на футбол он не пойдет. Но дело было не только в футболе, Коле было очень стыдно за то, что он причинил вред словам.

            - Чем я могу помочь, - растерявшись, пробормотал Коля.

            - Сначала выучи все слова, которые ты написал неправильно, а в дальнейшем учи все и всегда. Тогда мы тебя не будем беспокоить, и сердца наши будут в порядке. Разве ты не знаешь, что корень – сердце слова?

            Коля быстро сел учить и выучил все слова. Образованный, он повернулся посмотреть на своих гостей, но никого не увидел. Слова ушли, а значит, Коля все выучил правильно.

            - Теперь я буду всегда все учить! – сказал Коля и спокойно пошел спать, зная, что в воскресенье папа возьмет его на футбол.

    Костин Юра - 7 кл.

    Прибежал Чудак – Восклицательный знак.

            Есть страна, которой нет ни на одной карте, ни на одном глобусе. Там живут слова, буквы и знаки препинания. В той стране говорят на обычном русском языке, но почему-то не умеют выражать своих мыслей, и на все вопросы отвечают мрачно и бесчувственно. Они никогда не кричат, и разговор их похож на монотонное журчание ручья. И все в этой стране живут недолго и грустно.

            Но однажды пришел откуда-то очень смешной знак. Он был прямой и очень тонкий. Он смеялся и восклицал:

            - Ах, как замечательно! Ах, как прекрасно!

            Это был Восклицательный знак.

            Он бегал по деревням, называющимся страницами, и всех приветствовал смехом и веселыми криками.

            Все слова и буквы стали веселей. Точки поделились своими местами со знаками. И вскоре таких же восклицательных знаков стало очень много. Они разбежались по областям – книгам, и городам – рассказам и сказкам. И вскоре страна Русского языка зажила своей веселой и бурлящей, но строгой жизнью.

    Сушко Иван  – 7кл.

    Как исчезли запятые.

            Жил был один мальчик – Петя Скворцов. Учился в 6 классе и очень не любил запятые. Не умел их ставить, где надо, и часто говорил: «Хоть бы они вообще исчезли!».

            Однажды Запятые рассердились на Петю и решили исчезнуть из его жизни.

            Как-то раз мама Пети уехал к бабушке в гости на неделю. Петя ходил в школу, делал урок и  ждал маму. И вот последний день! Петя с утра уже думал, как он пойдет встречать маму.

            Пошел в школу, видит: в почтовом ящике лежит телеграмма. А в ней написано : «Встречай вечером выезжаю». Петя сначала обрадовался, а потом смотрит: нет запятых. И ему непонятно: то ли вечером встречать, то ли мама еще только вечером выезжает. И решил, что мама приедет утром, а вечером только выедет.

             А мама приехала вечером, а ее не встретили. Она думала, что телеграмма не дошла.

             С тех пор Петя уважает Запятые, правильно их расставляет.

    Мелехова Софья – 9 кл.

    Приложение 10

    Сценарии некоторых мероприятий недели

                                               

    Гуманитарная олимпиада «Умники и умницы»

    по творчеству   М.А.  Булгакова

    11 класс

    Ведущий: Начинаем гуманитарную олимпиаду «Умники и умницы», посвящённую жизни и творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова.   В ней принимают участие три агониста.   Слово  «агон»  в переводе с греческого означает «соревнование».   Все остальные, присутствуюшие в этом зале,    -  теоретики, которые также могут получить возможность ответить на вопросы, если агонисты не смогут дать исчерпывающий ответ.  

    - Следить за этим действом будет высокий ареопаг (представление).  

    - А теперь пришла пора познакомиться с нашими агонистами  …

    - Итак, первая часть – Пролог.  Пролог состоит из двух частей, и первая из них конкурс русского языка.      

    - В русском языке много заимствованных слов, и когда в них пишется удвоенная согласная, я сама часто путаю. Предлагаем агонистам разобраться вот с этими словами, заимствованными из французского языка:

                                                  БАЛЮСТРАДА

                                                  БЕЛЛЕТРИСТИКА

                                                  МАСОН

                                                  ПАТИССОН

                                                  БИЛЬЯРД

                                                  АТТРАКЦИОН  (слова записаны на доске)

    - Второй конкурс Пролога – конкурс красноречия.   За несколько минут до начала игры агонисты получили тему своего выступления, и сейчас выскажут свою точку зрения на великую русскую литературу. Выступление не дольше 39 секунд  МИНУТ  

    Ареопаг оценивает выступление участников, озвучивает оценки. В зависимости от занятого места агонистам предоставляется право выбрать дорожку.

    - Вам предстоит выбрать дорожку. Их три:  красная - самая короткая, но самая опасная, т.к. на ней нельзя ошибаться, на ней 2 этапа. Жёлтая  -  золотая середина -  в три этапа,  и на ней можно ошибиться 1 раз.  А вот зелёная – самая длинная, но и ошибиться на ней можно 2 раза.  Что вы выбираете?

            1 агон.  Ключевые слова:  Москва, Турбины, «Мастер и Маргарита»

    1)  Приехав в Москву, Булгаков «чтобы поддержать существование, служил репортёром и фельетонистом, и возненавидел эти звания», он признавался: «По ночам сочинял весёлые фельетоны, которые мне казались не смешнее…»   Не смешнее чего казались Булгакову его фельетоны?   (зубной боли).

    2)  Как известно,  Булгаковым по одному сюжету написаны произведения разных жанров: роман «Белая гвардия» и драма «Дни Турбиных». Что было написано раньше? (роман)  

    3)  Известно,  что над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал долго и мучительно. Об этом свидетельствует уже то, что существовало несколько вариантов названий. Назовите хотя бы три из них. («Инженер с копытом»,   «Великий канцлер»,   «Сатана»,   «Чёрный богослов»,  «Подкова Иностранца»,  «Чёрный маг»,  «Копыто консультанта» и др.)

            2 агон. Ключевые слова:  Сталин,  Шариков,  Маргарита.

    1) У Булгакова сложились непростые отношения с И.В. Сталиным. В журнале регистрации МХАТа есть отметки о том, что Сталин смотрел спектакль «Дни Турбиных» 15 раз. В 1930 году Сталин и Булгаков пообщались лично.  Как это было? В какой форме это происходило?  

    2)  Повести  «Роковые яйца»  и  «Собачье сердце»  -  сатира на попытку создания нового человека путём революции. Какой лозунг советской власти иллюстрируется образом Шарикова? (Кто был ничем, то станет всем!)  

    3) Вспомните первую встречу Мастера и Маргариты:  «Он вышел погулять, вокруг него были тысячи людей и отвратительные жёлтые стены вокруг, и женщина несла…» Что несла Маргарита в руках?    («отвратительные жёлтые цветы»,  мимозы)

            3 агон. Ключевые слова:  эксперимент, мастер, ученик.

    1)  В основе эксперимента профессора Преображенского лежит операция по пересадке гипофиза человека собаке. Чей гипофиз был пересажен Шарику?        (Клим  Чугункин – алкоголик с двумя судимостями)

    2) Воланд и Левий Матвей в романе обсуждают дальнейшую судьбу Мастера. Левий Матвей, как мы понимаем, озвучивает волю Господа. Как решается судьба Мастера? («Он не заслужил света, он заслужил покой»)

    3)  Ученик Иешуа Га-Ноцри  -   Левий Матвей.  Кого в московских главах мы воспринимаем как ученика Мастера?    (Иван Бездомный)

    Все неиспользованные вопросы после окончания агонов задаются теоретикам.

    Блиц   (для игрока на красной дорожке в случае неполного ответа):  на ответ 20 секунд:

    1) Объясните разницу в значении слов эффектный – эффективный.   

    2) Какими частями речи могут быть слова: дали, жгут, стих?

    3) Может ли быть в просто нераспространённом предложении более двух слов?

    Интервью с победителем:

    - Что вы испытываете в данный момент?

    -  Трудно ли далась победа?

    - А надежда на победу была или главная цель всё-таки - участие?

    Гуманитарная олимпиада «Умники и умницы»

    по литературе для 7 класса

      Пролог:   

      Конкурс 1 – по русскому языку. В  русском языке много наречий,  правописание которых вызывает затруднения.  Предлагаем агонистам разобраться, какие из них нужно писать, слитно, раздельно и через дефис:  

    НА  ОТМАШЬ

    ЗАДОЛГО

    ТОЧЬ  В  ТОЧЬ

    БОК  О  БОК

    В  ПОСЛЕДСТВИИ

    С  РАЗБЕГУ

                                  (слова записаны на доске в три колонки)

       Конкурс 2 -  красноречия.   За  несколько минут до начала агонисты получили тему выступления:  «Почему необходимо читать?» -  И  сейчас они выскажут свою точку зрения.

                                                   (выступления 30 секунд)

         По результатам Пролога агонисты выбирают дорожки:

         Красная -  самая короткая,  но и самая опасная, т.к на ней нельзя ошибаться, на ней 2 этапа.  Жёлтая  -  в три этапа и на ней можно ошибиться 1 раз.  Зелёная  -  самая длинная, но и ошибиться на ней можно 2 раза.

            1 агон. Ключевые слова:  фольклор,  Пушкин,  Жуковский.

    1.        В  7 классе мы много говорили о былинах.  Помните вы былинных героев?  Но это ещё не вопрос, а вопрос заключается вот в чём: Илья  Муромец  пролежал на печи 33 года, и вылечили его «калики перехожие». Кто такие «калики перехожие»?  

    2.        Пушкин!  Замечательный поэт, не так ли?  Любите его творчество? Что особенно нравится?  А теперь внимание – вопрос:  Какие свои произведения Пушкин опубликовал под вымышленными именами?

    3.        Пушкин всегда считал Жуковского своим другом и учителем. Однако Жуковский признал, что ученик превзошёл своего учителя. Как это произошло?

            2 агон. Ключевые слова:   Н.В.Гоголь,  И.С.Тургенев,  Н.А.Некрасов.

    1.        Мы всегда считали Н.В.Гоголя русским писателем.  А кем он был по национальности на самом деле?

    2.        Вы  помните поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?  Назовите имена женщин, которым посвящены две части поэмы?

    3.        Известен такой случай:  Однажды к И.С.Тургеневу подошли двое молодых крестьян. Один из них спросил: «Позвольте узнать, Вы будете И.С.тургенев?» - «Я» - «Тот  самый, что написал…» - «Тот  самый».   Они сняли шапки и поклонились ему в пояс. «Кланяемся Вам в знак уважения от лица всего русского народа».   О каком произведении шла речь?

        3 агон. Ключевые слова:  «Детство»,  А.П.Чехов,  милосердие.

    1.        А  как вы думаете,  о чьём  «Детстве»  пойдёт речь?  На  самом деле вопрос вот в чём:  Почему М.Горький избрал себе такой псевдоним и какова его настоящая фамилия?  

    2.        Кем был А.П.Чехов по образованию и по профессии?

    3.        «Любовь  одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию…». Кому принадлежат эти слова и как заканчивается эта фраза?

        Блиц   (для игрока на красной дорожке в случае неполного ответа) на ответ 20 секунд.  

    1.        Имя и отчество поэта Маяковского?

    2.        В  каком году родился А.С.Пушкин?

    3.        Кто из русских писателей писал стихотворения в прозе?

       Интервью с победителем.

    «Звёздный  час» -

    литературная  игра  для  9 класса.

    1 тур «Разминка»

    На  доске  портреты:  Пушкина,  Лермонтова,  Гоголя,  Тургенева,  Толстого,  Островского,  Достоевского.

    Вопросы:

    1.        Кто  из  этих  писателей  написал  роман  в  стихах?

    2.        Кто  из  них  написал  поэму  в  прозе?

    3.        Писатель-драматург.

    4.        Кому  принадлежит  трилогия  «Детство.  Отрочество.  Юность»

    5.        Кто  из  этих  писателей  родился  на Украине?

    6.        Чьему  перу  принадлежат  «стихотворения  в  прозе»?

    7.        Кто  их  них  был  приговорён  к  смертной  казни?

    8.        Кто  из  писателей  ушёл  из  жизни  самым  молодым?

    2 тур  «Логические цепочки».

    На  доске портреты:  Пушкина,  Лермонтова,  Достоевского,  Гоголя.

    Вопросы:

    1.        Они  расположены  по  старшинству,  от  самого  старшего  к  младшему.

    2.        Все  они  создали  образ  Петербурга  в  своих  произведениях.

    3.        Творчество  всех  этих  авторов  относится  в  первой  половине  19 века.

    4.        Все  они  раскрыли  тему  «маленького  человека».

    Портреты:  Пушкина,  Некрасова,  Тургенева.

    Вопросы:

    1.        Все  они  в  разное  время  возглавляли  журнал  «Современник».

    2.        Имена  расположены  в  алфавитном  порядке.

    3.        Кто  из  них  были  лично  знакомы?

    Портреты:  Лермонтов,  Пушкин,  Чехов,  Гоголь.

    Вопросы:

    1.        Расположены  в  зависимости  от  продолжительности  жизни:  от  умершего  самым  молодым  до  прожившего  боле  долгую  жизнь.

    2.        Назовите  тех,  кто  были  лично знакомы.

    3 тур «АБВГДейка»

    4 тур Финал:  Составить  слова  из слова  «драматургия».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

    Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

    Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

    Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

    Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

    Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

    Неделя русского языка и литературы в школе ( интеллектуальный марафон) Год литературы и 70 лет Победы.

    Презентация-отчет о проведении недари русского языка и литературы в школе к Году литературы и 70 -летию Победы....

    Внеклассное мероприятие, посвящённое неделе русского языка и литературы

    Данный урок представляет собой викторину, состоящую из трех этапов, предполагающую деление класса на четыре группы в зависимости от уровня знаний и умений каждого ученика. Соревновательный момент обес...

    ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...

    Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

    Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...