Представление педагогического опыта учителя русского и литературы
опыты и эксперименты по литературе (5 класс) по теме

Ковтун Римма Ивановна

Обобщение опыта работы учителя-словесника по теме "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы". Материал содержит теоретические сведения по теме, практическую часть, разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием технологии Творческих мастерских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_kovtun_r.i.docx483.51 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Южно-Степная СОШ

Представление педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

Ковтун Риммы Ивановны

Карталинский муниципальный район

Конкурс «Учитель года» - 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

 Актуальность, новизна и эффективность вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Технология педагогических (творческих) мастерских:

 история возникновения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

основные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Способы обучения в технологии мастерских . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Типы мастерских. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Этапы творческой мастерской. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Содержание опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9                          

Результативность реализации опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Список литературы, Интернет-ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Адреса Интернет-ресурсов, на которых  размещены авторские материалы  опыта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Приложение  1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Приложение  2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  21

Приложение  3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  24

Приложение  4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  30

Приложение  5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  36

Приложение  6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  45

Смысл жизни в творчестве. А если только

 повторять и репродуцировать, то челове-  

чество  вымрет, как вымерли мамонты.

Д.И.Менделеев.

Проблема, на решение которой направлен опыт работы:

Между традиционной системой обучения и основополагающими принципами технологии педагогических мастерских.

Тема.

Технология педагогических мастерских  как средство формирования коммуникативных навыков, развития познавательных и творческих способностей  учащихся на уроках русского языка и литературы.

Цель  опыта работы:

создание на уроках русского языка и литературы соответствующих условий для развития у учащихся познавательных, творческих и коммуникативных способностей через

  • предоставление возможности каждому ученику для конструирования собственного знания на уроке;
  •  применение индивидуального, парного, а также группового способов обучения;
  • организацию на уроке процесса совместного творчества (сотворчества), поиска знания  путем самостоятельного или коллективного открытия.

Актуальность этого метода в том, что:

если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знания не усваивать, а выстраивать.
На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога в условиях перехода на ФГОСы — помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение  духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

Участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от  педагогов ученикам. Один из ведущих отечественных ученых в области педагогической психологии Нина Федоровна Талызина считает, что это оправданно, потому что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого... Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать». Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских — задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности.

  Новизна и эффективность данной технологии в том, что:

  1. на уроке все участники образовательного процесса равны, включая Мастера;
  2. ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску с помощью создания личностной мотивации, которая создаётся индуктором;
  3. отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Стимул в работе – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
  4. сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;
  5. важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики;
  6. язык – важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета;
  7. предоставление участникам мастерской права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;
  8. нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и её результаты.

История возникновения: 

В 1920-х годах у научно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания педагогической общественности была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность ребенка, искали пути ее развития.

В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги — Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивные методы обучения и воплотить эти методы в практике.

В своем манифесте «Французская группа нового образования» заявила, что ее цель — воспитание свободно и критически мыслящей личности. Отмечалось, что движение «Новое образование» выступает «за интеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех». При этом подчеркивалось, что GFEN не отвергает полностью идей педагогов, творивших до них. Представители этого движения утверждали, что основой их философии являются «мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма — всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации». Основатели GFEN отрицали традиционные атрибуты процесса образования: позволили ученику слушать не учителя, а одноклассника, позволили ошибаться, петь фальшиво, не бояться писать плохо, выдвигать самые на первый взгляд безрассудные гипотезы и отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые. Они предложили тезис о том, что «знание — это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми». При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей к творчеству. В конце XX века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы - представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии — «Мастерской»:


1. Вызов традиционной педагогике.  Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.
2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.
3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.
4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.

5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.

6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.


Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов представителями GFEN была предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы, которая получила название "Мастерская".


Свое название технология получила вследствие  того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. 

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии. 

Индивидуальный способ при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личность ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.

Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и, наконец, обычно после социализации -  предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.

Мастерская - необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств.

Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей. Итак, целью технологии педагогической мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения о6ъявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позициями других групп. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия работы и самого процесса познания.

 Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий – это альтернатива простой передачи информации.

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы(7-15) при участии учителя- мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Типы мастерских:


1) по составу участников:

 для учащихся  для педагогов   смешанные.

2) по целям и способам деятельности:

 мастерские творческого письма            построения знаний

 ценностных ориентаций    по самопознанию                 интегрированные

3) по времени:

 одноактные (2-4 ч)     длительные (недельные курсы погружения в проблему) 

Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.

Этапы творческой мастерской:

  • Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.
  • Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала.
  • Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.
  • Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи.

На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.

  • Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Этот материал ученикам предстоит защитить.
  • Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.
  • Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

Технология творческих мастерских помогает учителю лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.

Содержание опыта:

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Поэтому данную технологию стараюсь применять не на отдельных уроках, а именно в системе. Творческие мастерские применяю как на уроках литературы (преимущественно), так и на уроках русского языка, в основном на уроках развития речи. Предпочтение отдаю мастерским творческого письма и интегрированным мастерским, так как считаю, что именно в ходе таких мастерских формируются  метапредметные УУД.


Организацию групп осуществляю по следующим моделям:

I модель – только слабые, только средние, только сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.

Задания группам составляю с учётом уровня сложности в соответствии с  моделями групп, сформированных к данному уроку. Ведь главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА»  быть не может.
Такой подход, здесь я  согласна с мнением моих коллег, «способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее».


Работа в творческой мастерской начинается, как правило, с индуктора (со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка и т.д.) – и формулировки проблемы – темы мастерской. Так например, в интегрированной мастерской на уроке литературы в 5 классе по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь» в качестве индуктора использовала звуковой фото-видеоряд с использованием музыки Ф. Шопена «Вальс дождя» (см. приложение 1).

В мастерской по философской лирике Тютчева «Вопросы или ответы?» предлагается такое задание: "Представьте себе, что перед вами — великий мудрец. Вы можете его спросить, о чём захотите — самом важном для себя. Запишите, какие два вопроса будут первыми". Так мы получим основные вопросы, на которые обязательно захочется искать ответы.

В мастерской построения знаний «Как понять текст?» предлагается нарисовать на листе бумаги что-нибудь, понятное только автору рисунка. После обсуждения и попыток объяснения рисунков учащиеся выходят на проблему урока: Как понять текст?

На уроке по повести Н.В.Гоголя «Нос» предлагается вспомнить поговорки и фразеологизмы, связанные с носом; нарисовать носы разной формы; объяснить, что ощущает владелец такого носа.

Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи.  Таким образом, начинается второй этап, который связан непосредственно с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь в свою очередь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разбираем нечто (например, текст) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками". Например, ученикам предлагается восстановить "рассыпанное" стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё? Можно предложить ученикам такое задание: написать стилистическое подражание, например С.А.Есенину или другому поэту, используя как образец определённое стихотворение данного поэта. Опыт показывает, что большинство учащихся, особенно в сильном классе, довольно успешно справляется с такого рода заданиями.

Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное  на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими  и  осваивает все возможные открытия.

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом  или дополнительном знании — информационный запрос.

(Мастерская может поместиться и в 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка. Это может быть работа со словарными статьями, работами критиков, фрагментами произведений, высказываниями выдающихся людей и т.д.

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.

Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но, как правило, на этот процесс уже не остаётся  времени, тем более, если на мастерскую отведён всего один урок. Тогда можно сделать это письменно за 4-5 минут, а  результаты  озвучить позже, возможно, на следующем уроке, либо поместить на специально подготовленный для этого стенд. Рефлексию чаще всего провожу в виде заполнения так называемой диагностической карты, которую разработала специально для проведения мастерских (см. приложение 1).


Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

  1. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
  2. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
  3. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
  4. Творчество. Коллективное творчество.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

Мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе возможности интегрированного обучения. Особая роль при этом принадлежит творческому письму, так как эта работа важна на всех этапах деятельности мастерской. Именно такому виду мастерских я отдаю предпочтение. Есть такие мастерские, которые можно проводить в любом классе среднего или старшего звена (и даже с педагогами), причём, как на уроке русского языка, так и на уроке литературы (см. Приложение 2). Мастерские творческого письма очень эффективны на уроках развития речи по русскому языку, например, при обучающих сочинениях и изложениях (см. Приложение 3).
Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения
. 

Когда  начала  плотно работать по данной технологии, то, изучая материалы различных учебно-методических пособий, а также некоторых Интернет-ресурсов, была приятно удивлена, что довольно много педагогов у нас в России используют эту технологию в своей педагогической деятельности. Многие из них, как и я, готовы поделиться своим опытом с коллегами. Поэтому не всегда сама разрабатываю уроки-мастерские (Приложение 1).  В своей работе использую готовые материалы, любезно предоставленные коллегами (приложение 2). Естественно, при этом адаптирую их под себя, под своих учеников.

Результативность реализации опыта.

Использование технологии творческих мастерских в моей педагогической деятельности помогает мне  планомерно добиваться более высоких результатов качественной успеваемости  обучающихся, а также степени их обученности по таким предметам, как русский язык и литература. Об этом свидетельствуют соответствующие диаграммы (см. Приложение 6).

Моя педагогическая деятельность в школе  не ограничивается только проведением уроков русского языка и литературы. Я являюсь ещё и руководителем детского творческого объединения «Журналина». Во внеурочной деятельности также активно использую технологию творческих мастерских, которая  позволяет в полной мере раскрыть творческие способности ребят. (Приложения 4 и 5). Причём,  на занятиях они  сами выбирают вид творческой деятельности: одни пишут сочинения, статьи, другие сочиняют стихи, третьи создают макет новой газеты и т.д. Насколько эффективно применение данной технологии в урочной и во внеурочной деятельности, свидетельствуют следующие результаты:

  • результаты ЕГЭ  по русскому языку в 2012г. составили в среднем  около 70 баллов.
  • Мои ученики  и воспитанники ежегодно принимают активное участие в конкурсе «Русский медвежонок»: 2009г. – 74б., 2010г. – 80б., 2012 – 100б., в сверхпрограммной общероссийской олимпиаде «Олимпус Осенняя сессия» - 2012г. Результаты по русскому языку 200 и 230 баллов.
  • В сверхпрограммной общероссийской олимпиаде «Олимпус» по русскому языку в 2011г. – 2 лауреата(6-е и 9-е место), в 2012г. – 4 лауреата(3-е,6-е,7-е и 10 места).
  • Сверхпрограммный конкурс «Альбус» 2013г. – 3 лауреата (5-е, 5-е и 8 место).
  • 2010г. – ученица 11 класса – победитель муниципального конкурса сочинений «Олимп юнкора», 2011г.  – ученица 11 класса – призёр муниципального конкурса сочинений «Олимп юнкора» (II место).
  •  Стихотворения 3-х воспитанниц детского творческого объединения «Основы журналистики» опубликованы в районных поэтических сборниках «Шоколадный мишка» и «Без сказок жить неинтересно»,  4 работы (сочинения и стихи) опубликованы в сетевом проекте для одарённых детей  «Алые паруса» на nsportal.ru.
  • 2013г. – ученица 9 класса – победитель муниципального поэтического турнира «Серебряное пёрышко».
  • 2013г. – воспитанница детского творческого объединения «Основы журналистики» награждена дипломом «За неоценимый вклад в создание газетного номера» на III слёте юных журналистов Челябинской области (статья «Локомотивный: пятница, 15-е»).

Заключение.

Необходимость и эффективность использования мастерских  учителем- словесником заключается в следующем:

  1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.
  2. Работа со словом  в  мастерской становится первостепенной.
  3. Мастерские  —  отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению (в том числе к написанию творческой работы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку).
  4. Мастерские     "запускают"     ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.
  5. Являясь  рефлексивной  технологией,  мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к  аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения,   интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

Список литературы:

  1. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ - СПб.,1994.
  2. Белова Н.И.Экология в мастерских. СПб.,2004.
  3. Белова Н.И. Технология педагогических мастерских. Естествознание в школе. 2004, №6,с.54-59.
  4. Ерёмина Т.Я. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.
  5. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
  6. Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010.
  7. Мухина И.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. СПб.,2002.
  8. Г.В.Степанова. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчество. СПб., 2000.

Список   Интернет-ресурсов:

  1. http://nsportal.ru/
  2. http://uchitel-slovesnosti.ru/ 
  3. http://festival.1september.ru/
  4. http://neuch.org/

   

Адреса Интернет-ресурсов, на которых размещены

авторские материалы опыта:

http://nsportal.ru/kovtun-rimma-ivanovna"

http://yu-stepnaya.ucoz.ru/

  1. Конспект урока-мастерской по  стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь».
  2. Конспект открытого занятия «КВН по журналистике».
  3. Презентация к  открытому занятию «КВН по журналистике».
  4. Презентация «Литературная игра для учащихся 6-8 классов «Говорун-шоу»
  5. Методическая разработка игры «Книгогонки-2011» для учащихся старших классов ( в рамках недели гуманитарного цикла).
  6. Сочинение-эссе «Моя педагогическая философия».
  7. Карта результативности инновационной педагогической деятельности.
  8. Представление собственного опыта работы по применению технологии творческих мастерских на уроках русского языка и литературы.
  1. Презентация «Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы».
  2. Презентация «Урок-мастерская по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь».
  3. Презентация «Литературная игра для учащихся 6-8 классов «Говорун-шоу»
  4. Методическая разработка игры «Книгогонки-2011» для учащихся старших классов ( в рамках недели гуманитарного цикла).

Приложение 1.

Интегрированная мастерская по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь»     (литература, 5 класс)

Ход урока:

I этап – индуктор (подготовительный)

Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок с вопроса:

-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?

-А кто из вас любит дождь?        

- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь?

На доске заранее подготовлена таблица:

Зрительные образы               краски                звуки                  запахи

Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с дождём, а учитель или 1 из учеников записывает их в соответствующую колонку (1и 2).

-Я предлагаю вашему вниманию небольшой звуковой фото-видеоряд, просмотрев и прослушав который, вы, возможно, что-то добавите к нашей таблице (презентация: слайды 2-10)

(Заполняют 2и 3 колонки)

II этап – деконструкция.

-Мы сейчас создали с вами наш коллективный  весенний  дождь, который богат разнообразными  зрительными образами,  разноцветными красками, а также запахами и звуками.

-А теперь  прослушайте  стихотворение известного нам поэта XIX века А.А.Фета, которое так и называется «Весенний дождь».

(слайд 12 - чтение стихотворения учителем)

-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?

-Какое настроение передаёт поэт читателям?

- Сегодня у нас необычный урок – это урок-мастерская, и даже не одна, а целых 4. Каждый из вас перед уроком выбрал ту мастерскую, в которой вам хотелось бы работать.  Каждая мастерская получила своё задание. А теперь каждый из вас, прежде чем вы начнёте работать, должен поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите  прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны сформулировать и записать в диагностическую карту, которая лежит перед вами.

На работу отводится 10-12 минут, а сопровождать её будет замечательное  произведение известного композитора Ф.Шопена, которое называется «Вальс дождя»! и которое, я надеюсь, придаст вам вдохновения. Итак, за работу! Желаю вам творческих успехов!

(Пока ребята работают, на слайде задания для всех 4-х мастерских и звучит мелодия «Вальс дождя» - слайд 12).

III эта – реконструкция( создание группового (индивидуального) творческого продукта).

Задания для мастерских:

1.Литературоведческая мастерская: проанализировать стихотворение, выявить художественные особенности произведения, показать использование тропов. Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении?  (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

Анализ стихотворения:

  1. В каком году написано стихотворение?__________________________
  2. К какой лирике оно относится, почему?______________________

3. В какие цвета окрашена картина? Какими словами  они переданы?

 Светло, блещет, солнце – жёлто-золотой цвет.__________________

5.Как меняется картина во второй строфе? Что означает слово завеса _______________________________________________________________

6. Какие ощущения описаны в третьей строфе? Выписать в таблицу слова из текста.

звуки

запахи

Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя.

Душистым мёдом тянет

7. Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?

8. Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?

метафора

эпитеты

сравнение

олицетворение

Качаясь, движется завеса

Золотой пыли;

Душистым мёдом;

Свежим листьям

И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса

Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Художественная  мастерская: 

1.Создать коллективную  картину – иллюстрацию к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь».

2. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю».

3.Творческая мастерская:

1.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).

2.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).

  1. Проектная мастерская:

Используя предложенные фотоматериалы, создать проект - презентацию стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»

IV  этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участникам мастерской).

Анализ стихотворения, сочинения, стихотворения, рисунки учащихся

V этап – рефлексия.

Заполнение диагностической карты:

Диагностическая карта:

1.Моя цель (Чего хочу добиться?)___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Добился (лась) ли я поставленной цели?______________________________

3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности?___________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что я открыл(а)  сегодня на уроке

В себе________________________________________________________

В тексте_______________________________________________________

В своих товарищах______________________________________________

5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок

_____________________________

V этап – домашнее задание:

1.Выучить стихотворение наизусть.

2. Презентация одного слова.

Темы: «Капля», «Дождь», «Лужица» (на выбор учащихся).

Приложение 2.

Мастерская творческого письма

«Самое главное слово»

   Для успешного результата работы требуется соблюдение некоторых условий.

  • Ученики выполняют задания на двух листах формата А-4. (Для записей крайне нежелательно использовать страницы из школьных тетрадей в линеечку: необычный формат листов помогает раскрепостить творческое воображение.)
  • Должно быть оговорено ориентировочное время выполнения заданий, т. е. исключен вопрос:  «Сколько слов мне надо написать?» Это условие ориентирует участников на свободный выбор объема записей. В зависимости от темпа работы учеников время на каждое задание может быть увеличено или сокращено.
  • Для проведения мастерской необходимо иметь репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии пейзажей (в 1,5—2 раза больше количества учеников).

Последовательность  выполнения  заданий  в  мастерской «Самое главное слово»

Учитель. Перед вами два белых листа. Один — для черновика, положите его перед собой. Другой лист, будущий чистовик, отложите пока в сторону. Черновик можно оставить себе. Главное — вы должны честно выполнить задание,  «не стараясь угодить». То, что вы напишете на чистовике, сдадите, Сегодня вы пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый из вас может создать свое небольшое произведение.

Будьте готовы к тому, что задания, которые вас ожидают, возможно, покажутся вам необычными.

Задание первое (3—5 минут). Обведите руку.

Учитель проходит по классу, наблюдая, все ли справились с этим «трудным» делом. Следует похвалить тех, кто подошел к выполнению задания нестандартно: ребята должны понять, что нестандартные решения будут поощряться.

- Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак? Ученики, понимая, что их ждет что-то интересное, готовы внимательно слушать дальше.

Задание второе (3—4 минуты). Теперь напишите любые, какие вам захочется, слова на ладони, на пальцах, вокруг них — где хотите. Количество слов не ограничено.

     - Выберите из всех написанных самое главное для вас слово (можно словосочетание), подчеркните его и выпишите.

     Задание третье (3 минуты). Запишите к выбранному вами слову свои ассоциации. Можно по смыслу, по ощущениям: звуку, цвету, запаху, вкусу, осязанию...

Например: свет свеча, тепло, солнце, человек, доброта...

- Теперь обменяйтесь с соседом (мальчиком или девочкой) листочками и допишите к слову товарища свои ассоциации (2 минуты).

Возможные варианты: лампа, светильник, факел, небо. Эти ряды слов — выведение своего «я» «на люди». Кроме того, участники мастерской увеличивают «поле видения» своего слова.

Задание четвертое (3 минуты). Верните листки их владельцам. Еще раз запишите это же слово. Затем мысленно произнесите его и внимательно вслушайтесь в звучание. Какие созвучия в нем особенно ярки для вас? Подберите и запишите ассоциации к этим созвучиям.

Например, если ученик выписал слово «кошка», а значимое звуковое сочетание для него оказалось «ош», возникают ассоциации «шоколад, ш-ш-ш, шуршать, кышш!, окошко...». Ребенок «погружается» в свое слово, «живет» в нем.

- Поменяйтесь опять листочками и допишите свои ассоциации к созвучиям (2 минуты).

Это задание детям уже знакомо. Они охотно и быстро его выполняют. Рядом мир другого человека, но это не отвлекает, не дает «замкнуться» в круге своих чувств.

- Теперь вы будете работать самостоятельно, не меняясь листочками.

Задание пятое (3 минуты). Запишите самое приятное для вас впечатление раннего детства, сформулировав его в одном слове. Составьте ассоциативный ряд с этим слоном.

Например: мама родная, светлая, добрая, красивая, или: мотоцикл покататься, колесо, ветер и т.д..

Задание шестое (3 минуты). Запишите слово, символизирующее для вас самые большие неприятности в детстве (это может быть какой-то запрет, страх) и связанные с ним ассоциации.

     Возможен такой вариант: угол – ремень, душно, темно.

     Пока школьники выполняют это задание, учитель раскладывает на столах, на полках, на полу репродукции картин и фотографии с изображениями деревенских и городских пейзажей, животных, архитектурных сооружений, графику. Количество изображений должно быть в полтора-два раза больше, чем число участников. Иногда какое-то изображение предпочитают выбрать сразу два ученика. Тогда  предлагаем им сесть за одну парту на время выполнения задания. Учащиеся могут на короткое время прервать работу, рассмотреть другие репродукции, тем самым немного отдохнуть перед последними двумя заданиями.

Задание седьмое. Внимательно вглядитесь в картину, выбранную вами. Хочется ли вам «войти» в нее? Если — да, то представьте, что вы не только видите изображенное реально, слышите, но и чувствуете то, что происходит вокруг...

А теперь постарайтесь сформулировать в слове (можно в словосочетании) впечатление от выбранного вами изображения. Запишите свои ассоциации. Какие у вас рождаются мысли при его созерцании?

Время предоставляется в зависимости от темпа работы класса.

В процессе выполнения этого задания происходит переключение внимания, и главными становятся зрительное восприятие, зрительная память. Человеку свойственно возвращаться в воспоминаниях к прошлому, не такому давнему, как раннее детство, но дорогому.

Задание восьмое, итоговое. Приготовьте второй чистый лист для выполнения итогового задания. Сосредоточьтесь и внимательно просмотрите все предшествующие ваши записи и выберите самое для вас важное слово (это может быть и словосочетание). Запишите его как заглавие на чистом листе.

Теперь вам предстоит написать небольшое размышление об этом слове. Оно может быть любым по объему: от нескольких строк до страницы и больше. Можно написать стихотворение, рассуждение, поток мыслей. Если хотите — рассказ или сказку со своим сюжетом.

(Эта мастерская разработана Ерёминой Т.Я, автором многих работ по применению технологии творческих мастерских на уроках русского языка и литературы. Я проводила эту мастерскую в нескольких классах и очень успешно. На  её основе  разрабатываю свои мастерские творческого письма).

Приложение 3.

Мастерская творческого письма  (русский язык  9  класс).

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение с характеристикой личности «Он жил для людей…», «Долг служения Отечеству».

Цели урока:

Образовательные:

  1. Обучать основным приёмам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство).
  2. Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Развивающие:

  1. Продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
  2. Развивать любознательность, стремление к новым знаниям.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию нравственного мировоззрения на основе традиционных отечественных ценностей, показать образец истинного патриотизма (на примере личности Н.И.Пирогова).
  2. Создать условия для развития коммуникабельности, умения работать сообща в различных ситуациях.

Оборудование:

  • Компьютер и видеопроектор;
  • Презентация с заданиями;
  • Видеофрагмент фильма о Пирогове:
  • Толковые словари;
  • Словари эпитетов (если есть).

Ход урока:

Первый этап.

I.Индуктор.

1. Слово учителя.

Пока человек сидит, не узнаешь, хромой он или не хромой.

Пока человек спит, не узнаешь, крив он или не крив.

Пока человек обедает, не узнаешь, трус он или герой.

Пока человек молчит, не узнаешь, лжив он, или правдив.

(Р.Гамзатов. Перевод В.Солоухина).

- Как узнать человека? Об этом раздумывали люди не одного поколения. Обратимся к опыту народной мудрости. Восстановите пословицы. Сформулируйте мысль, которая их объединяет.

По одежде не суди…(по делам гляди).

Дерево узнаётся по плодам, а…(человек по делам).

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот…(кто на дело гож).

2. Анализ формулировки темы.

Обратите внимание на предлагаемые темы сочинений «Он жил для людей…» и «Долг служения Отечеству». Что их объединяет? О какой личности должна идти речь на уроке? Какова должна быть идея нашей творческой работы?

3.Записи в тетрадях.

Дата, тема, рабочие материалы.

II.Деконструкция.

1.Работа в группах. Лексическая работа.

Подберите определения к следующим словам: характер, ум, душа. Устно составьте по три предложения с каждым словом.

2. Разрыв.

Проверьте себя по «Словарю эпитетов» (на слайде или заранее распечатан):

Характер – голубиный, деликатный, дружелюбный, инициативный, незаурядный, независимый, незлобивый, несгибаемый, решительный, сговорчивый, сдержанный, увлекающийся, цельный, эмоциональный.

Ум – аналитический, всеобъемлющий, изобретательный, истинный, недюжинный, незаурядный, оригинальный, острый, поразительный, прозорливый, разносторонний, творческий, цепкий, энциклопедический.

Душа – бесхитростная, возвышенная, доверчивая, любвеобильная, рыцарская, светлая, беспокойная, впечатлительная, поэтическая, очарованная, добрая.

- Учитывая идею нашего сочинения, какие из предложенных словарём эпитетов мы могли бы использовать в нашей творческой работе?

3.Комментированное письмо. Групповая работа с россыпями мудрых мыслей.

1. «Да здравствует бьющийся ум человека!» (К.Симонов).

2. «Ни сил, ни чувств для ближних не щади». (С.Маршак).

3. «Смело сердце положи на весы людского счастья». (В. Луговской).

4. «Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех». (Р.Роллан).

5. «Такие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем они были; они стали тем, чем хотели быть, и остались верными своему стремлению до конца жизни». (Г.Гегель).

6. «Чтоб озарять светом других, нужно носить солнце в себе». (Р.Роллан).

7. «Они ушли во тьму, но не исчез их след». (В. Шекспир).

8. «Надо много пережить, чтобы стать человеком». (А. де Сент-Экзюпери).

- Что объединяет эти слова? В чём проявляется мудрость высказываний?

- В каком высказывании идёт речь о том, что истинное величие человека определяется его любовью к другим людям?

- В каком высказывании говорится о том, что стремление к высокому, вечный поиск, саморазвитие необходимы человеку, чтобы не угасла его душа?

- В каком высказывании говорится о том, что подлинный человек должен вырасти, созреть, пройдя тяжкий путь жизненных испытаний?

- Какая связь между этим и предыдущим заданием?

4.Социализация. Представление выполненного задания.

5. Работа в парах.

Выберите понравившееся вам высказывание, попробуйте объяснить его смысл. Отталкиваясь от его смысла, устно составьте небольшое рассуждение, подтверждающее правильность данного высказывания. Возможно, это и будет вступлением к вашей будущей творческой работе.

6.Социализация. Представление и корректировка выполненного в группах задания.

7. Афиширование. Озвучивание творческих работ учащихся.

8. Групповая работа.

При подготовке к сочинению о сильных и ярких личностях, о тех, кто беззаветно служил добру и свету, о тех, чьи имена навсегда останутся в благодарной памяти потомков, необходимо продумать вопросы, которые нужно будет раскрыть в сочинении.

(Все вопросы обсуждаются и записываются в тетради).

9.Разрыв. Сопоставление предложенных учениками вариантов с вариантами учителя.

- Почему нужно знать о жизни людей, оставивших след в истории?

- Что даёт такое знание, как влияет на человека пример их жизни и личности?

- Что дало вам открытие такой судьбы?

- Как вы думаете, способствует ли знание истории жизни людей любви к Родине? Почему?

- Какими чертами характера должен обладать настоящий патриот?

- Как вы думаете, в чём может заключаться смысл жизни человека?

- В каких художественных произведениях, которые вы читали, поднимается проблема  поиска смысла существования?

- В чём смысл жизни выдающихся людей?

- Для того, чтобы называться патриотом, нужно жить по определённым правилам. Попробуйте их сформулировать.

- Человек интересной судьбы… Человек, судьбой которого гордятся… Кого бы вы назвали истинным патриотом? Пример чьей жизни для вас является образцом?

10.Фронтальная работа. Беседа. Проверка ответов на составленные вопросы.

11.Разрыв.

Чтение учителем текста об Н.И.Пирогове.

…Ветер врывается в окна опустевшей квартиры, гоняет по полу клочки бумаги, бечёвки. Вещи увязаны, внизу ждут подводы. Возчики кряхтят, стаскивая тяжёлые узлы и ящики с высоты девяноста ступеней.

Посреди комнаты сидит на простом табурете Пирогов, дымит дешёвой сигарой. Рассказывает: возвратившись с кавказского театра войны, поспешил доложить министру о первых опытах применения наркоза на поле сражения; вместо благодарности получил разнос – не в том мундире на доклад явился.

Лицо у Пирогова жёлтое, нездоровое, глубокие морщины на лбу, вокруг глаз – он устал. Добро бы от работы: на каждом шагу приходится воевать с беспощадным равнодушием, воровством, высокомерным невежеством. Великого хирурга оттесняют от больных, которым необходима его помощь, преследуют начальственными взысканиями, травят в продажных газетах.

Даль обнимает друга:

- У нас всякое доброе дело требует богатырства. Это Гоголь говорит. Станет невтерпёж – приезжай. Буду ждать.

Пирогов вдруг вскакивает на ноги, суёт в карман сюртука недокуренную, потухшую сигарку:

- Некогда, Даль, некогда. Холера. Сотни трупов. Множество интереснейших наблюдений. Останусь жив – кончу книгу о холере, пришлю.

В. Порудоминский.

12.Фронтальная работа. Ответы на вопросы к тексту.

- Каким предстаёт перед нами Н.И.Пирогов?

- Возможно, вы впервые услышали об этом выдающемся русском хирурге.      Что у вас останется в памяти?

- Как вам может помочь этот текст в написании творческой работы?

13. Просмотр видеофрагмента фильма о Н.И.Пирогове «Исповедь врача. Н.И.Пирогов». Обсуждение следующих вопросов (записываются в тетради до просмотра видеофрагмента):

- В чём вы видите заслуги Н.И. Пирогова перед Отечеством?

- Какую основную черту характера хирурга вы бы отметили?

14. Представление выполненного задания.

15. Промежуточная рефлексия.

- Что для вас открыло знакомство с личностью Н.И.Пирогова?

- На что вы обратили бы особое внимание при написании творческой работы об этом человеке?

Второй этап.

III. Реконструкция.

1.Индивидуальная работа.

Составление плана основной части творческой работы о Н.И.Пирогове (при работе используются вопросы, записанные в тетради).

2.Афиширование.

3.Итоговая рефлексия.

- Какие новые знания вы получили на сегодняшнем уроке?

- Кто является для вас истинным примером яркой личности?

- О каком человеке вам хотелось бы рассказать в своей творческой работе?

- Какие материалы урока, по вашему мнению, помогут вам при написании домашнего сочинения?

- Продолжите предложение (письменно): Чтобы жить для других, нужно

4.Домашнее задание.

- В ваших рабочих материалах есть пример вступления к творческой работе по данной теме. Мы определили главные вопросы, которые вам необходимо раскрыть в основной части работы. Возможно, последние записи урока послужат помощью в написании вывода сочинения. Удачи!

К следующему уроку вам необходимо написать сочинение, где будет содержаться характеристика человека, жизнь которого является для вас (или могла бы послужить) образцом.

Приложение 4

. ИГРА
«Книгогонки-2011»

Цель игры:

 1. Углубить знания ребят  по русскому языку и литературе.

2. Воспитывать любовь и уважение к родному языку и литературе.

3. Стимулировать интерес к чтению.

Организационный момент:

Заранее формируются 2 смешанные команды из учеников 9-11 классов по 9 человек в каждой ( по 3 от каждого класса). Команды подбирают себе названия, выбирают капитанов.

Ход игры:

  1. Разминка.  Конкурс «Охота за буквами».

Командам предлагается набор букв. Задание:  игроки должны вспомнить литературных героев, чьи имена начинаются на эти буквы. Засчитываются только те буквы, на которые названы герои.

А     Б      В     Г       Д        Е      Ж          З       Т

И      К       Л        М         Н       О        П       Р         С

2.Конкурс «Самый умный»

Зал делится на 4 сектора (таблички  «1»    «2»       «3»         «4»  ).

Ребятам предлагаются  вопросы с 4 вариантами ответов. Задача игроков: выбрать правильный ответ и бежать под ту цифру, где этот ответ отражён. Те, кто выбрал правильную цифру, остаются в игре, остальные возвращаются на место. По окончании игры считают, сколько ребят правильно ответило на вопросы и осталось в игре. Именно столько баллов записывается той команде, представителями которой они являются.

Задания по теме «Алфавиты»:

1.Школьники Эстонии должны  запомнить  названия 14 падежей,  
Финляндии – 15 падежей,
в грамматике Венгрии - 22 падежа,
у народа Дагестана - 52 падежа .  
А сколько падежей у китайцев?

а) 12

б) 47

в) 61

г) нет

2.Самый короткий алфавит  (11 букв) –

а) папуасский

б) китайский

в) финский

г) эстонский

3.Самый длинный алфавит (72 буквы) –

а) японский

б) египетский

в) кхмерский

г) индийский

4. Какая самая древняя буква в алфавите ?
( она обнаружена в надписях, датируемых 1300 лет до н.э.)

а) а

б) э

в) о

г) я

5. В каком языке наименьшее

количество гласных (2)?

а) Армянский

б) Белорусский

в) Абхазский

г) Французский

6. Самое большое количество гласных ( 55!)
в каком алфавите?

а) армянский

б) вьетнамский

в) украинский

г) зулуский

3.Конкурс знатоков «Весёлая математика»:

  1. Мы знаем выражение
    «Мал золотник,  да дорог»
    (Незначительный  с виду, но ценный)
    Золотник - им мерили драгоценные металлы.
    Эта русская мера была 1/96 фунта т.е.-

а) 10 грамм

б) 4,26 гр.

в) 5,7 гр.

г) 1,3 гр.

2. От горшка два вершка .

Сколько это вершок?

4,4  см.

3.Ни пяди назад. Сколько это?

Пядь - расстояние между большим и указательным пальцем

(10 – 16см.)

4. Объясни значение выражения 

Мерить на свой аршин .

Сколько это:

Три аршина ткани.

аршин - 0,71 м

3 аршина - 0,71 м. х 3= 2,13м.

5. Объясни значение выражения

Косая сажень в плечах.

 Сколько это?

Косая сажень в плечах =

три аршина = 2, 13 м.

6. Объясни значение выражения

Жили в трех верстах.

Жили в трех верстах.

Верста 1,06км.

Жили в трех верстах

1,06км х 3 =3,18км

4. Конкурс капитанов:

Белобрысый. По какой части
тела определяют это, покажите

а) брови

б) ресницы

в) цвет волос на макушке

г) цвет волос на ногах

5. Конкурс «Литературный боулинг»:

(Каждой команде даётся по 3 попытки выбить кегли. На кеглях написаны цифры. Участник выбирает кеглю, ему зачитывается вопрос. Если он на него отвечает, то команда получает соответствующее количество баллов).

  1. О каком из портретов Пушкин сказал:« Себя , как в зеркале , я вижу,  но это зеркало мне льстит» ?

а) В. А.  Тропинина

     б) И. Е. Репина

в) О. А. Кипренского

г) В. М. Васнецова

  1. Назовите автора и название сказки, которая

начинается словами:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старушки три сына:

Старший умный был детина ,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

а) А. С. Пушкин «Сказки о попе и работнике его Балде».

б) А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне».

в) В. А. Жуковский «Сказка о спящей царевне».

г) П. П. Ершов «Конек-горбунок»

  1. В каком городе , в какой

стране родился знаменитый сказочник

Ганс Христиан Андерсен?

 

а) Оденс – Дания

б) Стокгольм – Швеция

в) Лондон – Англия

г) Копенгаген – Дания

4. Замечательную сказку «Алиса в Стране Чудес» написал Льюис Кэрролл. Прочитав её, королева Англии Виктория пришла в  восторг и приказала немедленно купить все сочинения Кэрролла. Каково же было её удивление , когда оказалось , что это труды

а) по математике

б) по медицине

в) по кибернетике

г) по астрономии

5. Как звали знаменитых немецких учёных – филологов братьев Гримм, опубликовавших в 1812г.

сборник сказок , который стал – одной из самых любимых книг читателей всего мира? 

а) Генрих и Вильгельм

б) Вильгельм и Якоб

в) Якоб и Генрих

г) Фридрих и Льюис

6.О каком произведении после его прочтения А.С, Пушкин сказал: «Теперь этот род сочинений можно и мне оставить»

А) «Сказка о спящей царевне» В.А.Жуковского;

Б)  П. П. Ершов «Конек-горбунок»

В)»Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя;

Г)»Левша» Н.С.Лескова

6. СУПЕРИГРА:

(Команде авансом зачисляется по 5 баллов. Если она даёт верный ответ, то +5, если неверный - -5баллов)

Множественное    число    слова  « дно» ?

ДОНЬЯ

Подведение итогов. Награждение команд.

Приложение 5.

Открытое занятие детского творческого объединения

«Введение в образовательную программу «Основы журналистики».

Цели занятия:

  1. Дать ребятам  представление о работе творческого объединения в целом и о деятельности журналистов в частности.
  2. Выявить творческие способности ребят и всячески способствовать их развитию.
  3. Пробудить у школьников интерес и желание заниматься в данном творческом объединении.

Форма проведения занятия:  мини-КВН по журналистике.

Формы работы с обучающимися, используемые на занятии:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование:   АРМ учителя, ватман, фломастеры или маркеры, ножницы, клей, листы в клетку и в линию.

Предварительная подготовка:

  • Расставить парты для 2-х команд: по 1-й для основных команд, плюс дополнительно по 1-й парте для оформителей и по 1-й парте для редакторов.
  • Разложить на партах ватман, листы в клетку, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей.
  • Оборудовать место для жюри и подготовить оценочные листы;
  • Распечатать карточки с определёнными для участников ролями;
  • Подготовить сигнальные карточки 3-х цветов: красного, жёлтого и чёрного.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Из школьников формируются 2 команды по 6 человек. 3 человека – в жюри. Остальные – зрители. (Заранее заготовлены карточки с надписями на обратной стороне: «команда 1», «команда 2», «жюри», «зритель». Каждый выбирает себе карточку и выполняет ту роль, которая ему отведена).

  1. Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые члены жюри и гости! Я рада приветствовать всех вас на нашем вводном занятии, которое пройдёт в форме мини-КВНа по журналистике, т.к. руковожу я именно журналистским детским творческим объединением под названием «Парусник детства». Стенная газета… Как её не хватает школе! Газета – это средство, где вы можете выразить себя. И пусть сегодня вам придётся рисовать и писать на листочках, но у вас умелые руки и светлые головы. И вам, я думаю, будет, что сказать в своих газетах.

  1. Представление жюри.

  1. Учитель: Итак, «мы начинаем КВН», - как сказал бы известный телеведущий А.А.Масляков. Ваша задача: к окончанию нашего мероприятия каждая из команд должна выпустить импровизированную газету на тему «Школа» («Школьная жизнь»). Основа вашей газеты – ватман, на нём художники будут создавать фон будущей газеты, рисовать иллюстрации. Кроме того, для вас приготовлены листочки в линию  - черновики, на которых вы будете набрасывать свои заметки. А листочки в клетку – это импровизированные  гранки, где будут размещаться ваши статьи.

  1. Учитель: Итак, вы готовы к творческому процессу? И я объявляю 1-й конкурс – конкурс-представление команд.  

В течение 2-х минут вы должны будете выбрать капитана команды, который по совместительству будет являться редактором вашей газеты, придумать название своей команде, девиз, распределить обязанности между игроками: кто будет художником-оформителем, кто интервьюером, остальные – корреспондентами. А через 2 мин. Вы должны будете представить свою команду.

  1. Пока команды готовятся, учитель работает с залом:

- Как вы считаете, ребята,  каким должен быть журналист?

Ответы: грамотным, честным, общительным, справедливым, находчивым, всегда быть в гуще событий и т.д.

- А без чего не может обойтись настоящий журналист?

Ответы: без блокнота и ручки, без диктофона, без фотоаппарата, без камеры.

Учитель. Совершенно верно, ребята. Обратите внимание на экран. Ваши слова подтверждают строки из стихотворения, которые вы видите на экране:

Быть в гуще жизненных событий,
Не пропустить больших открытий
И мастерски владеть пером,
А также русским языком,

Быть только честным и правдивым,
В своих оценках справедливым,
Универсал-специалистом —
Тогда зовись ты журналистом.

Я очень надеюсь, что ребята покажут себя настоящими журналистами.

  1. Игроки представляют свои команды, жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.

  1. Учитель: перед вторым конкурсом индивидуальное задание получают интервьюеры. Вы должны в пределах данной аудитории  взять интервью (на своё усмотрение) либо у любого учителя, либо у ученика, либо у гостя. Для этого вы должны грамотно и чётко сформулировать перечень вопросов и получить  на них довольно подробные ответы от своих собеседников (4-5 вопросов). Учтите, что тематика ваших газет – «Школьная жизнь». На выполнение задания отводится 15 мин. Время пошло!

  1. Учитель: 2-й конкурс.  В вашей газете открывается новая рубрика «Вести с уроков». Задание: в течение 4-х мин.  Вы должны коллективно сочинить  небольшую заметку на тему «Сегодня на уроке» и придумать к ней оригинальное название, отражающее основную мысль вашей заметки.

  1.  Пока команды готовятся, учитель работает с залом:

Игра со зрителями:

  1. Как называется предприятие, которое осуществляет подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и т.д.? (Издательство).
  2. Совместная принадлежность авторского права на произведение нескольким лицам.   (Соавторство).
  3. Самовольное заимствование и издание чужого текста  под своим именем.  (Плагиат, от латинского «похищаю»).
  4. Вымышленное имя, которым писатель, журналист и т.д. заменяет своё настоящее имя.   (Псевдоним).
  5. Контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции.   (Цензура).
  6. Традиционное название славянской азбуки.  (Кириллица).
  7. Книжное издание, объёмом свыше 4-х стр., но не более 48-ми.  (Брошюра).
  8. Печатное издание, содержащее перечень дней года и событий  или памятных дат, с этими днями связанных.  (Календарь).
  9. Издание особой формы в виде одного листа, сложенного в неразрезанную тетрадь.   (Буклет).
  10. Название этой книги в переводе с греческого обозначает «книга».    (Библия).

  1.   Представители от каждой команды зачитывают свои заметки на тему «Сегодня на уроке», жюри оценивает работы (максимум - 5баллов).

  1.    3-й конкурс называется «Редактирование текста». Мы уже упоминали о том, что настоящий журналист должен быть, прежде всего, грамотным человеком, поэтому ваша задача – определить общее количество ошибок в заданном тексте и устранить их. Прочитать текст в исправленном виде. (Текст спроецирован на экран, а также распечатан для каждой команды. На гласные, выделенные жирным шрифтом, падает ударение.).

Между прочим.

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «мы так хочим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

(В.Масса, М.Червинский).

На выполнение задания отводится 1 минута.

Пока команды выполняют задания, жюри подсчитывает общий балл за предыдущие конкурсы и комментирует.

  1.  Команды отчитываются в выполнении задания, жюри оценивает.
  2.   4-й конкурс «За словом в карман не лезу». За 5 мин. Сочинить мини-статью, чтобы её можно было поместить в рубрику  «Школьные праздники». Она должна быть интересной, с долей юмора, иметь оригинальное название. Можно использовать стихотворную форму.

Одновременно капитаны команд получают индивидуальное задание: подготовить для соперника так называемую «газетную утку», т.е. небольшую информацию,  в которой присутствуют 3-4 заведомо ложных факта, так, чтобы соперник мог их обнаружить и  публично опровергнуть. Капитаны работают отдельно также в течение 5-ти мин.

  1. Пока команды готовятся, учитель работает с залом:

Игра со зрителями:

 «Он – она».

Задание – прослушайте предложенные утверждения и согласитесь или не согласитесь с ними, в этом случае предложите правильный вариант.

(Она – балерина, он – балерун.  (Нет, танцовщик).

  1. Она – актриса, он – актёр.   (Да).
  2. Она – стюардесса, он – стюардесс.  (Нет, стюард).
  3. Она - учительница, он – учитель.  (Да).
  4. Она – подводница, он – подводник. (Да).
  5. Она - конькобежка, он – конькобегун.  (Нет, конькобежец).
  6. Она – доярка, он – подойник.  (Нет, дояр).
  7. Она – писательница, он – писатель. (Да).
  8. Она - художница, он – художник. (Да).
  9. Она – швея, он – швец.  (Нет, портной).
  10. Она – медсестра, он – медбрат.  (Да).
  11. Он – профессор, она – профессура.  (Нет, тоже профессор).
  12. Он – певец, она – певица – певица.  (Да).
  13. Он – кузнец, она – кузница.  (нет, тоже кузнец).
  14. Он – повар, она – поварёшка. (Нет, повариха).
  15. Он – лётчик, она – лётчица.   (Да).
  16. Он – пилот, она – пилотка.  (Нет, тоже пилот).
  17. Он – космонавт, она – космонавтка.   (Да).
  18. Он – водолаз, она – водолазка.   (Нет, тоже водолаз).
  19. Он – гимнаст, она – гимнастёрка.    (Нет, гимнастка).
  20. Он – акробат, она- акробатка.     (Да).
  21. Он – толкатель ядра, она – толкушка.  (Нет, толкательница).
  22. Он – кочегар, она – кочегарка.  (Нет, тоже кочегар).
  23. Он – рыбак, она – рыбачка.   (Да).
  24. Он – сторож, она – сторожка.  (Нет, сторожиха – разговорный вариант).
  25. Он – моряк, она – морячка.    (Да, разговорный вар-т).
  26. Он – матрос, она – матроска.  (Нет, тоже матрос).
  27. Он – стрелок, она – стрелочница.   (Нет, тоже стрелок).
  28. Он – маляр, она – малярия.  (Нет, малярша – разговорный вар-т).
  29. Он – поэт, она – поэтика.  (Нет, поэтесса).
  30. Он – электрик, она – электричка.    (Нет, тоже электрик).
  31. Он - кассир, она - кассирша.   (Да, разговорный вар-т).
  32. Он – лифтёр, она – лифтёрша.    (Да).
  33. Он – носильщик, она – несушка.  (Нет, тоже носильщик).
  34. Он – рабочий, она – рабочая.   (Да).
  35. Он – штукатур, она – штукатурка.  (Нет, тоже штукатур).
  36. Он – каменщик, она – каменка.    (Нет, тоже каменщик).
  37. Он – портной, она – портная.    (Нет, портниха).
  38. Он – мельник, она – мельница.    (Нет, тоже мельник).
  39. Он – музыковед, она – музыковедьма.   (Нет, тоже музыковед).

  1.  Команды зачитывают свои заметки, жюри комментирует выставленные баллы.
  2. 5-й  конкурс капитанов. Капитаны команд вслух зачитывают друг другу «газетные утки» и опровергают неверную информацию, в них содержащуюся.

  1.  6-й конкурс «Лучшее интервью». Интервьюеры зачитывают свои работы, жюри их оценивает.

  1.  Учитель: Ну что ж, ребята, вами сегодня была проделана огромная работа: вы написали по 2 заметки, взяли интервью; наши художники уже подготовили макет газет – осталось добавить последние штрихи:

  • Придумать название своей газете;
  • Заполнить красивым почерком приготовленные для вас гранки и вклеить их в вашу газету;
  • Возможно, добавить какие-то мелкие рисунки;
  • В газете должны быть выделены названия рубрик и статей.

Для подготовки к последнему конкурсу вам отводится 5 мин. Работа выполняется коллективно.

  1.  Пока команды готовятся к защите своих газет, учитель проводит игру со зрителями «Озвучь меня».

Ребятам предлагаются картинки, к которым они должны придумать небольшой диалог (желательно, юмористический, на свой выбор).

Ребята озвучивают свои импровизации.

  1. И, наконец, последний конкурс «Защита газет».

Каждой команде предоставляется ровно минута, чтобы защитить свою газету: продемонстрировать жюри и зрителям, озвучить название и оформление.

  1.  Учитель: Пока жюри подводит итоги сегодняшнего конкурса, я хочу выразить слова признательности командам, которые продемонстрировали сегодня чёткую слаженную  работу и показали себя прекрасными будущими журналистами, а также хочу поблагодарить наше импровизированное жюри за объективную оценку всех конкурсов (по крайней мере, они старались быть объективными), ну и, конечно, самых активных зрителей.

  1. Жюри оглашает итоги конкурса. Награждение победителей и участников КВН.

  1. Учитель: И в заключение, ребята, я попрошу вас выразить своё мнение по поводу сегодняшнего занятия. Для меня оно очень важно! Я попыталась вам наглядно продемонстрировать с помощью ваших товарищей, чем занимается наше творческое объединение «Парусник детства»! И, конечно, мне бы хотелось всех вас видеть в нашем пресс-клубе.

Я вам задам 2 вопроса, а вы мне ответите на них с помощью карточек.

Перед вами карточки 3-х цветов: красного, жёлтого и чёрного.

1-й вопрос:   Понравилось ли вам наше занятие?

(да – красный цвет;

Не знаю – жёлтый;

Нет – чёрный).

2-й вопрос: Хотели бы вы заниматься в таком творческом объединении?

(да – красный цвет;

Ещё не решил(а)– жёлтый;

Нет – чёрный).

Ну что ж, дорогие ребята, подошла пора прощаться. Я желаю вам всяческих успехов в любых начинаниях! Мне было очень приятно с вами работать! Ещё раз большое спасибо за сотрудничество и всего вам доброго!

Приложение 6.

Русский язык, 5(6) класс, 2012-2013 учебный год, I полугодие 2013-2014 уч.г.

Литература, 5(6) класс, 2012-2013 учебный год, I полугодие 2013-2014 уч.г.

Русский язык, 10(11) класс, 2012-2013 уч. год, I полугодие 2013-2014 уч.г.

Литература, 10(11) класс, 2012-2013 уч. год, I полугодие 2013-2014 уч.г.

Как видно из представленных диаграмм, качественная успеваемость, а также степень обученности учащихся по русскому языку и литературе либо стабильны, либо, как в большинстве случаев, постепенно повышаются. Это происходит благодаря использованию на уроках технологии творческих мастерских.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Авдонькиной И.П.

Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы". Целью работы является развитие творческого потенциала шк...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Первомайская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ Макаровой Евгении Сергеевны

Представленный педагогический опыт раскрывает: обоснование своей актуальности и перспективности, его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, условия формирования введущей идеи,...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Презентация "Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы" была подготовлена в рамках аттестации педагогического работника на высшую категорию...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны

Тема педагогического опыта: «Использование  современных  образовательных технологий на уроках русского языка  и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...