Главные вкладки

    «Герои Отечественной войны 1812 года (к 200-летию Бородинской битвы)»
    классный час (литература, 6 класс) по теме

     

    Воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе, живописи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_po_literature.doc181 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного мероприятия по литературе:

    Тема: «Серебряный век русской поэзии».

    Тип урока: командная игра-викторина.

    Класс: 11.

    Цели:

    Образовательные:

    1. Систематизация и повторение знаний учащихся о Серебряном веке русской поэзии (о творческих индивидуальностях этой литературной эпохи, о художественном своеобразии произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений) ввиду близящихся выпускных экзаменов;
    2. Систематизация и повторение литературоведческой терминологии, теории литературы (стихотворные размеры, рифма; символизм, акмеизм, футуризм);
    3. Осуществление органической связи в изучении русского языка и литературы (по русскому на этот момент изучались темы «Словообразовательные средства художественной выразительности», «Лексические средства художественной выразительности» (на материале поэзии Серебряного века);

    Развивающие:

    1. Развитие творческих способностей учащихся;
    2. Развитие умения работать в коллективе.

    Воспитательная: привить любовь к русской литературе и языку;

    Задачи:

    • организовать работу в деятельном режиме;
    • развить творческие способности учащихся;
    • развить умение работать в коллективе;
    • воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

    Оборудование: доска, раздаточный материал (задания).

    Примечание: класс делится на 2 команды учителем (цель – равенство сил).

    Использованная литература:

    1. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе. – М., 1997 (Школа классики).
    2. Болдырева Е.М. Игры, конкурсы, олимпиады по литературе для 5-11 классов. – Ярославль, 2007.
    3. Еремина О.А., Смирнов Н.Н. Символизм в русской литературе: 11 класс. – М., 2005.
    4. Кучина Т.Г. Литература на «пятерку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты. Ответы, комментарии, творческие работы учащихся. – Ярославль, 2008.

    Ход мероприятия:

    Учебная ситуация

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Слово учителя

    2. Вступление.

    3.

    Конкурсная часть: вопросы, задания.

    4. Подведение итогов.

    Цель данного мероприятия – повторить и углубить имеющиеся у вас знания о поэзии Серебряного века. Вы – класс выпускной. Впереди – экзамены (в том числе и экзаменационное сочинение по литературе), так что викторина, безусловно, лишней не будет.

    Серебряный век – это рубеж столетий. И вы прекрасно знаете, что он стал подлинным русским Ренессансом. Это был период, когда именно поэзия с её мгновенностью ощущения, с яркостью и силой переживания стала главным рупором настроений эпохи. Серебряный век - это неожиданный взлет поэзии. Он, этот взлет, свидетельствует о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха. Она требовала новых принципов поэтической изобретательности, нового соотношения поэтического слова и жизни. Поэзия Серебряного века основывалась на самом разнообразном видении мира поэтами. Дух эпохи породил это чудо - феномен Серебряного века. А век породил так много поэтов - “хороших и разных”, но все они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, туманной и мистической, страстной и бунтующей. Вся их жизнь наполнена до краев исканиями, чувствами, мыслями и  стихами.

    Итак, начинаем.

    Задание № 1. «Аукцион РИФМ»: я называю слово, а вы подбирает к нему как можно больше рифм.  Выигрывает команда, последней назвавшая рифму к слову. Итак, слово «снег». Начинаем («человек – изрек – нег – век – век (веки) – калек – брег – во сне»).

    Задания № 2. Буриме: Это всем известная литературная игра, которая  заключается в коллективном сочинении стихотворения на заданные рифмы. 

    Вам даны листы с рифмами, взятыми из стихотворения известного поэта Серебряного века.

    Приступаем к сочинению стихотворения:

    ДАЛЕЧЕ

    ГОВОРЮ

    СВЕЧИ

    ЗАРЮ

    НАПРАВО

    ВЗОР

    ЛУКАВЫЙ

    ПОР

    ДРАКОНА

    ЗАКОНА

    ПЛЕТЬ

    ПЕТЬ

    МУЧИТ

    УЧИТ

    СМЕХ

    ВСЕХ

    (Определяется команда-победитель, сочинившая с точки зрения ритмики, смысла, средств художественной выразительности наиболее удачный вариант). Ну а теперь послушаем «оригинал». Это стихотворение А.Ахматовой «Путник милый»:

    Путник милый, ты далече,

    Но с тобою говорю.

    В небесах зажглися свечи

    Провожающих зарю.

    Путник мой, скорей направо

    Обрати свой светлый взор:

    Здесь живет дракон лукавый,

    Мой властитель с давних пор.

    А в пещере у дракона

    Нет пощады, нет закона,

    И висит на стенке плеть,

    Чтобы песен мне не петь.

    И дракон крылатый мучит,

    Он меня смиренью учит,

    Чтоб забыла дерзкий смех,

    Чтобы стала лучше всех.

    Путник милый, в город дальний

    Унеси мои слова,

    Чтобы сделался печальней

    Тот, кем я еще жива.

    Задание № 3: согласиться или не согласиться с утверждением (командам поочередно читается по утверждению):

    1. Зинаида Гиппиус принимала гостей, лежа на диване (Да);
    2. В. Брюсов был настолько «скромен», что первый свой сборник назвал «Шедевры» (Да);
    3. Отец Федора Тетерникова (Сологуба), бывший предводитель дворянства, пережил сына на 3 года (Нет);
    4. К. Бальмонт любил читать свои стихи в необычных местах: залезая по горло в пруд или ложась в Париже на мостовую (Да);
    5. И. Анненский очень любил путешествовать объехал множество африканских стран (Нет);
    6. Женщины одного из индейских племен поразили К. Бальмонта тем, что носили брюки (Нет);
    7. Жена Осипа Мандельштама Надежда любила одеваться как мужчина и часто носила костюмы мужа (Да);
    8. Андрей Белый никогда не был за границей (Нет);
    9. О. Мандельштам часто занимал деньги и редко отдавал долги (Да);
    10. Футуристы на своих концертах поднимали рояль к потолку (Да);
    11. Д. Мережковский и 3. Гиппиус — муж и жена (Да);
    12. Георгий Иванов — сын Вячеслава Иванова (Нет);
    13. Сергей Соловьев — племянник Владимира Соловьева (Да);
    14. Анна Ахматова провела детство в Царском Селе (Да);
    15. М. Волошин и Н. Гумилев стрелялись на дуэли (Да);
    16. Последний сборник стихов М. Цветаевой издан в Елабуге (Нет);

    Задание № 4. «Кто есть кто». Назовите настоящие фамилии писателей и поэтов, творивших под псевдонимами:

    • Андрей Белый (Б.Н.Бугаев);
    • Федор Сологуб (Ф.К. Тетерников);
    • Игорь Северянин (И.В.Лотарев);
    • Анна Ахматова (А.А.Горенко);
    • Антон Крайний (З.Н.Гиппиус).

    Задание № 5. Конкурс пародий. Группа молодых филологов Харьковского университета (Э.С.Паперная, А.Г.Розенберг, А.М.Финкель) в 20-х годах XX века издали книгу «Парнас дыбом», с нее начинается история советской литературной пародии. Филологи попытались смоделировать, как разработали бы один и тот же сюжет разные поэты. Розенберг написал ряд вариаций на тему «У попа была собака», Финкель разработал сюжет «Пошел купаться Веверлей», а Паперная выбрала другую тему — серенького козлика. Мы остановимся на козликах. Попробуйте отгадать, кто из поэтов Серебряного века так бы написал (приложение № 1).

    Задание № 6. В строчке «Мы с тобой встречались на закате…» переставьте слова так, чтобы получился стих:

    • Пятистопного хорея (МЫ С ТОБОЙ ВСТРЕЧАЛИСЬ НА ЗАКАТЕ. НА ЗАКАТЕ МЫ С ТОБОЙ ВСТРЕЧАЛИСЬ).
    • Пятистопного ямба (ВСТРЕЧАЛИСЬ НА ЗАКАТЕ МЫ С ТОБОЙ).
    • Четырехстопного дактиля (МЫ НА ЗАКАТЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ С ТОБОЙ).
    • Трехстопного анапеста (МЫ ВСТРЕЧАЛИСЬ С ТОБОЙ НА ЗАКАТЕ).

    Какая из получившихся строчек совпадает с авторской версией? Из какого стихотворения и какому поэту принадлежит? (МЫ ВСТРЕЧАЛИСЬ С ТОБОЙ НА ЗАКАТЕ – А.БЛОК).

    Задание № 7. Конкурс знатоков.

    1. Кто написал эти известные стихи? Что за этим последовало?

    Мы живем, под собою не чуя страны,

    Наши речи за десять шагов не слышны,

    А где хватит на полразговорца,

    Там припомнят кремлевского горца.

    (Это стихи Осипа Мандельштама, что и послужило причиной его ареста и гибели)

    1. Эти строчки из одного из самых известных стихотворений поэта Серебряного века. Кто этот поэт и как называется стихотворение?

    Но дни идут - уже стихают грозы.

    Вернуться в дом Россия ищет троп.

    Как хороши, как свежи будут розы,

    Моей страной мне брошенные в гроб!

    (Это стихотворение Северянина "Классические розы". Последние две строки выбиты на мраморной плите на могиле И. Северянина на русском кладбище в Таллинне).

    1. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев).
    2. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин).
    3. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Могла ли Биче словно Дант творить,//Или Лаура жар любви восславить?//Я научила женщин говорить,//Но, Боже, как их замолчать заставить?!
    4. Чьи это стихи? О ком?

    Из логова змиева,

    Из города Киева,

    Я взял не жену, а колдунью.

    Я думал забавницу,

    Гадал - своенравницу,

    Веселую птицу-певунью.

    (Стихи Н.Гумилева "Из логова змиева…" об Ахматовой)

    1. Какие три вещи на свете любил и какие три вещи не любил герой стихотворения Ахматовой «Он любил…»?

    Он любил три вещи на свете:

    (За вечерней пение, белых павлинов

    И стертые карты Америки)

    Не любил, (когда плачут дети,

    Не любил чая с малиной

    И женской истерики).

    …А я была его женой.

    1. О золотые времена,

        Где взор смелей и сердце чище!

        О золотые имена:

        ………………

    О каких золотых именах вспоминает Цветаева? («Гекк Финн, Том Сойер, Принц и нищий»)

    1. О ком эти стихи? По какому случаю?

    И не жалость – мало жил,

    И не горечь – мало дал, -

    Много жил – кто в наши жил

    Дни, все дал – кто песню дал…

    (О Сергее Есенине. «Памяти Сергея Есенина»)

    1. Назовите манифесты футуристов

    («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Садок судей»)

    Задание № 8. ПЕРЕВЕРТЫШИ. Определите, какая строка из стихотворения Серебряного века превращена в перевертыш.

    1. Эх, открой мои черные руки («О закрой свои бледные ноги»).
    2. Жил сегодня синеносый принц («Умер вчера синеглазый король»).
    3. Мужчина танцевал в светском ансамбле («Девушка пела в церковном хоре»).
    4. Понюхай — так близко, так близко, в пустыне Гоби затасканный спит бегемот («Послушай, далеко-далеко на озере Чад изысканный бродит жираф»).
    5. Я виноват, трезвый красавец, ты не в курсе: ложь — в лимонаде («Ты право, пьяное чудовище, я знаю, истина в вине»).
    6. Кабачки в лимонаде, кабачки в лимонаде, так обыденно мерзко, и тускло, и тупо («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро»).
    7. Выходишь ты из темных ресторанов («Вхожу я в темные храмы»).
    8. В черных галошах из кактуса — сзади Сатана («В белом венчике из роз – впереди Исус Христос»).
    9. Ты уехал из чужой деревни, незнакомой до смеху («Я вернулся в мой город, знакомый до слез»)

    Задание № 9. Поэтический алфавит. Назовите известных литераторов Серебряного века, фамилии которых начинаются на букву «А», «Б», «В», «Г» (Андреев, Анненский, Адамович. Ахматова; Бальмонт. Бунин, Брюсов, Белый, Блок, Бурлюк; Волошин; Гиппиус, Гумилев, Городецкий).

    Подведение итогов. Определение команды-победителя. Награждение команды-победителя.

    Слушают.

    Подбирают рифмы.

    Пишут стихотворение на заданные рифмы.

    Слушают «оригинал».

    Отвечают на вопросы: да/нет.

    Называют настоящие фамилии литераторов.

    Угадывают поэтов, на которых написаны пародии.

    Переставляют слова в строке в соответствии с заданным размером

    Угадывают автора.

    Отвечают на вопросы (угадывают автора, строки, продолжение строк)

    Определяют автора и «перевернутую» строку.

    Называют литераторов на заданные буквы.

    Ждут результаты игры.

    Приложение № 1.

    Э.С.Паперная, А.Г.Розенберг, А.М.Финкель. Парнас дыбом.

    ПРО: КОЗЛОВ, СОБАК, И ВЕВЕРЛЕЕВ. Литературные пародии.

    * КОЗЛЫ *

    Жил-был у бабушки серенький козлик.

    Вот как, вот как, серенький козлик.

    * * *

    бабушка козлика очень любила.

    Вот как, вот как, очень любила.

    * * *

    Вздумалось козлику в лес погуляти.

    Вот как, вот как, в лес погуляти.

    * * *

    Напали на козлика серые волки.

    Вот как, вот как, серые волки.

    * * *

    Оставили бабушке рожки да ножки.

    Вот как, вот как, рожки да ножки

    (Оригинал)

    1.

    Я у бога просила, старая:

    Сохрани мне козлика, господи!

    За здоровье его много слез поди

    Пролила я ночами, старая.

    Но ушел от меня мой серенький,

    Не взглянул даже, как я плакала.

    Лишь цепочка на шейке звякала,

    Когда в лес убегал мой серенький.

    А ведь чуяло сердце вещее,

    Что печаль мне от бога завещана -

    Видеть рожки его ветвистые

    Да копытца, когда-то быстрые

    (Анна Ахматова)

    2.

    В искрах лунного сиянья

    сквозь лучей его мерцанье

    вижу смутно очертанья

    я старушки и козла.

    Пьют любви до края чашу

    все слияннее и краше,

    но козла в лесную чащу

    злая сила увлекла.

    Волки мчат во мраке ночи,

    это искрятся их очи,

    в час глубокий полуночи

    козлик в жертву принесен.

    На траве белеют ножки,

    козьи ножки, козьи рожки,

    и старушка по дорожке...

    ...Старый, милый детский сон

    (К. Д. Бальмонт)

    3.

    Рязанские лощины,

    коломенская грусть.

    Одна теперь в долине

    живу я и томлюсь.

    Козел мой златорогий

    гулять умчался в лес.

    И свечкой четверговой

    горел окрай небес.

    Рычали гневно тучи,

    мотали головой,

    уступы тьмы дремучей

    глотали тучий вой.

    Я проклинаю Китеж

    и тьму его дорог,

    восстал бездонный вытяж,

    разорван козий бог.

    Стучали волчьи зубы

    в тарелки языков.

    Опять распят, погублен

    козлиный Саваоф.

    О, лебедь гнутых рожек

    и ножек серый гусь.

    Рязанские дорожки,

    коломенская грусть

    (Сергей Есенин)

    4.

    Скрипела старуха,

    телега словно,

    кха,

    кхо,

    кхе,

    кхи.

    Великолепно мною уловлены

    старухины все грехи.

    Дрянной старухиной

    хаты возле

    разрушенный

    был

    хлев.

    Маленький, миленький серенький козлик

    валялся там на земле.

    Вздумалось козлику в лес погуляти -

    какое же дело мне.

    Но я, старуха,

    аккумулятор

    загубленных козьих дней.

    А мне, козлы, те, кого обидели,

    всего роднее и ближе.

    Видели,

    как собака бьющую руку лижет?

    Напали на козлика серые волки,

    душу кровью облив.

    Встала дыбом

    испуганным, колким

    седая щетина земли.

    Остались бабушке рожки да ножки.

    Теперь ей козе какой?

    В алтаре

    альтами

    звезды крошки

    с о с в я - т ы - м и у - п о - к о й!

    (Владимир Маяковский)

    5.

    У старушки колдуньи,

    крючконосой горбуньи,

    козлик был дымно-серый, молодой, как весна.

    И колдуньино сердце

    в тихо грозовом скерцо

    трепетало любовью, как от ветра струна.

    На газоне ажурном

    златополднем пурпурным

    так скучающе-томно козлик смотрит на лес.

    Как мечтать хорошо там,

    сюпризерным пилотом

    отдаваясь стихийно тишине его месс.

    Ах, у волка быть в лапах

    и вдыхать его запах -

    есть ли в жизни экстазней, чем смертельности миг.

    И старушке колдунье,

    крючконосой горбунье,

    подарить импозантно лишь рогов своих шик (Игорь Северянин)

    6.

    Вчера лишь нежила козла, -

    Слиянье черного и белого,

    А нынче я уж не мила -

    "Мой козлик, что тебе я сделала?"

    Вчера еще в ногах лежал,

    Взаимно на него глядела я,

    А нынче в лес он убежал -

    "Мой козлик, что тебе я сделала?"

    И серым волком в злом бору

    Похищенное, похищенное,

    Ты, счастие мое, ни тпру,

    Ни ну - сожратое, сожренное.

    И только ножки да рога,

    Вот - ножки да рога успела я

    Прибрать от зверского врага -

    "Мой козлик, что тебе я сделала?"

    Как жить теперь - в сухом огне?

    Как в степь уйти заледенелую?

    Вот что ты, козлик, сделал мне!

    "Мой козлик, что тебе я сделала?"

    (Марина Цветаева)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятники героям Отечественной войны 1812 года

    Материал содержит текстовой и иллюстративный материал о памятниках, посвященных Отечественной войне 1812 года. Может быть использован в качестве дополнительного материала на уроке по истории России в ...

    "Герои Отечественной войны 1812 года"

    К 200 - летнему юбилею Отечественной войны 1812 года мы провели классный час " Герои Отечественной войны 1812 года"....

    презентация " Герои Отечественной войны 1812 года

    презентация содержит материал с фотографиями наиболее активных участников Отечественной войны 1812 года. Презентация сделана учениками 5 класса...

    "Герои Отечественной войны 1812 года" 8 класс

    Презентация "Герои Отечественной войны"подготовлена с целью демонстрации при изучении тем по Отечественной войне 1812 года. В ней собраны портреты участников войны, сыгравших большую роль в победе над...

    "Герои Отечественной войны 1812 года" 8 класс

    Презентация "Герои Отечественной войны"подготовлена с целью демонстрации при изучении тем по Отечественной войне 1812 года. В ней собраны портреты участников войны, сыгравших большую роль в победе над...

    Герои Отечественной войны 1812 года (презентация)

    Презентация - викторина о героях Отечественной войны 1812 года....

    Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

    Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...