Педмастерская "Остановка в пути" по новелле Н.Ф.Иванова "Брянская повесть".
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Терёхина Наталья Валентиновна

Предлагаемая методическая разработка направлена на освоение программы по разделу «Современная литература», содержит  сценарий урока, раздаточный материал для студентов, образцы творческих работ студентов. Может проводиться как урок классного, так и внеклассного чтения в  9 -11 классах общеобразовательных школ, в учебных заведениях НПО, СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedmast_po_bryansk_pov_-_kopiya_-_kopiya_-_kopiya_2.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-педмастерская

Остановка в пути

Тема дороги в новелле Н.Ф. Иванова «Брянская повесть»

      Цели:

1) познакомить с произведением новейшей литературы, новым автором;

2) продолжить работу по формированию навыков анализа эпического произведения;

3)   продолжить работу по формированию компетенций грамотного читателя, коммуникативных  компетенций.

Оборудование: презентация о жизни и творчестве Н. Ф. Иванова, тексты  новеллы  « Брянская повесть», задания для групп.

Ход урока.

      1 Индуктор.

"В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..."

«Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья...»

«Хоть тяжело подҹас ей бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облуҹка»

«Да ҹто ехать? невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом»

«Выхожу один я на дорогу…»

Прочитать цитаты, определить автора, название произведения.

Образ дороги является  одним из важнейших не только в русской, но и в мировой литературе. Вспомним «Одиссею» Гомера, «Слово о полку Игореве».  В русской литературе тема  дороги представлена в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова . Н.А. Некрасова и многих других В произведениях  классиков 19 века она имеет различное символическое  значение Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.

Обращаются ли к этой теме писатели 21 века? Каков смысл использования  образа  дороги в недавно опубликованной новелле современного писателя Н.Ф. Иванова?

На эти вопросы нам предстоит ответить.

       2 Сообщение темы, задач  урока.

      Итак,   сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством  Н.Ф. Иванова, будем учиться понимать художественное произведение, постараемся выявить основные проблемы рассказа, определить авторскую позицию и, конечно, выяснить,  используется ли в произведении образ дороги и какова его роль.

      3 Работа с материалом.

1) -   Сначала  продолжим  знакомство с новым  для вас современным талантливым автором. Основные факты биографии можно записать в тетрадь. Что показалось вам интересным в судьбе этого человека? (Подготовленный ученик представляет презентацию о жизни и творчестве Н. Ф. Иванова, студенты записывают тезисы в тетрадь).

- Чем удивительна судьба этого человека?

- Итак, Н. Ф. Иванов  прошел множество дорог. Он воин, писатель, журналист, общественный деятель. Дома вы прочитали замечательную его новеллу «Брянская повесть».  Чем она вас удивила? (высказывания учащихся)

2) – Сегодня мы будем говорить о дорогах.  А что означает слово дорога? Обращаемся к словарю Даля.

Находят словарную статью.

ДОРО́ГА, -и, ж.

1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная д. Большая д. (грунтовая ~ между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устар.). Обочина дороги. При дороге (около дороги).

2. Место, по к-рому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Не знать дороги. Спросить о дороге. Сбиться с дороги (также перен.: то же, что сбиться с пути). Дать дорогу кому-н. (дать пройти, проехать; также перен.: дать возможность расти, развиваться кому-н.). Открыть дорогу кому-н. куда-н. (перен.: дать возможность действовать, продвигаться в какой-н. области). 3. Путешествие; пребывание в пути. Устал с дороги. 4. перен. Образ действий, направление деятельности. Труд д. к успеху. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути).

• Дороги чьи (кого) разошлись о тех, кто пошёл по разным жизненным путям.

Дорога жизни (высок.) путь через Ладожское озеро, по к-рому во время блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. осуществлялась связь с городом.

   

       Афиширование. Чтение словарной статьи

       4 Разрыв.

Оказывается, слово «дорога» многозначно.

А в каких значениях  употребляется оно в новелле Н.Ф. Иванова?

Каковы функции образа дороги в произведении?

Нам предстоит  это выяснить.

      5 Построение нового знания.

1) Работа  в группах.

Задание 1 группы.

• Каковы лексические, фонетические, синтаксические  средства создания образа дороги в новелле?

Предполагаемые ответы.        

Дорога -  это шоссе, по которому едет герой. Как возникает ощущение движения?  Во-первых, благодаря обилию глаголов со значением «быстрое передвижение»: рассказ начинается глаголом «бежала», и далее – «спешил», «торопилась», «летай», «ударить по газам», «рвануться вперед», «обгонять»,  «выбился из сил поспевать» …  Эту же функцию выполняют образы ветра, поземки, снежного вихря, возникающие при помощи замечательных  олицетворений и звукописи: «ветер С разбега Швырнул пригорШню снега в маШину…», «начинаюЩаяСя поЗемка била в грудь…», «поЗемка яРым наРуШителем движения пеРеСекла двойную СплоШную… неСлаСь в СнЕжное нетрОнутое безмОлвие полЕй» - ассонанс и аллитерация  как будто передают свист ветра, завывание вьюги.  Мотив движения усиливается и благодаря  тематическим   метафорам  и сравнениям со значением полета, плавания: «крылья плаща», «двинула зажатой меж колен клюкой, словно штурвалом в самолете –вперед»,  «Фуры, волнами качая машину, проносились мимо», «Дорога пошла волнами…» , сравнений: «бежала уточкой», «словно черные воронята».

Задание 2 группы.

•  Является ли образ дороги сюжетообразующим?

  • Как встречи с персонажами произведения характеризуют автора-рассказчика?

     Предполагаемые ответы.

Образ дороги  выполняет сюжетообразующую функцию.  Именно дорога связывает воедино все события сюжета: эпизоды «Встреча со старушкой»,  «Помощь пареньку», «Гаишники», «Авария»,  «Бумеранг добра»

В этих эпизодах  раскрывается характер автора, который летит на предельной скорости за целебной водой для своего друга, но не может не остановиться , чтобы подвезти старушку, помочь пареньку Лешке.  Это говорит о его доброте, неравнодушии к людям, мудрости и милосердии.

Задание  3 группы  

  • Какова дорога жизни главного героя?
  • Найдите детали, которые рассказывают о его судьбе.

 Предполагаемые ответы.

   Главным героем является сам рассказчик.  Именно он источник любви и света. Его глазами любуемся мы старушкой,  по-доброму  улыбаемся  ее словам и жестам, подмечаем чистоту и простодушие  паренька, вместе с ним мы прощаем капитану  хвастовство :  «Неделю назад в Нальчике летали на усиление…».  Это он способен увидеть внутреннюю красоту  души каждого, встречающегося  на пути, и выявить,  раскрыть эту красоту.  Как не вспомнить Иешуа – «злых людей нет на свете …»  Это особый дар – создавать вокруг себя  пространство щедрости и благородства.  Для автора характерно редко встречающееся в наши дни сочетание доброты , силы, великодушия, самоотверженности, скромности.  Он воин,  прошел  Афганистан,  служит  на Кавказе, в Чечне, не раз бывал в бою, «лежал под огнем артиллерии».  Еще вчера  в Моздоке  видел раны и страдания солдат. Поэтому и пейзаж мирной Брянщины он воспринимает,  как военный: «Молоденькие деревца, летом зелеными солдатиками бежавшие по косогору в атаку, сейчас, убеленные седым инеем, выходили из боя по колено в снегу.»   Он мужественный, волевой человек: «Последний раз перед опасностью закрывал глаза при первых прыжках с парашютом, будучи лейтенантом…». Надежный товарищ  -  ради спасения друга Лешки он летит за тысячи километров,  самоотверженно выполняя его просьбу.

     

Задание  4 группы.

•        Дорога – исторический путь России.  Найдите детали, имеющие отношение к прошлому и настоящему страны.

  • Как вы думаете, верит  ли автор в счастливое будущее России и с чем связана его вера?

Предполагаемые ответы.

Настоящее время  представлено  деталями    современной  российской действительности,  трудной  для многих:  для бабули в плаще, «сшитом во времена развитого социализма», и для паренька, забывшего, когда сытно ел, и  для мужика – бывшего колхозника, и для гаишников, не от  хорошей жизни устраивающих подставы.   В нашей современности «хохлы» и молдаване – иностранцы,  «Беларусь»  - «то ли брат, то ли сестра».

     Несколькими штрихами  автор касается недавнего  прошлого России, времени  начала перестройки:  «В Афгане ждали рождение своих детей, на Кавказе теперь – уже внуков. Страна не воспитала замены, Кремль с Белым домом… барахтались все эти годы в нефтяных, митинговых и барахоличьих проблемах…».

Прошлое время Советского государства окрашено иронией в сочетании с гордостью и  признанием бывших достижений:  «…Красная коммуна», «Красный колодец». Не хватало еще какой-нибудь  «Красной синьки» - в Питере в двадцатых годах называли так завод, выпускавший побелку. Но там был революционный подъем, а тут едешь как на быке»,  «…малого росточка мужичок» - «наверняка пахал колхозные поля» (совсем недавно еще повсеместно существовали колхозы и  на поля  действительно кипела работа).  Вспоминает автор и о Великой Отечественной войне: « - А что это у вас дороги такие разбитые? – так война ж была. Не шутила, не ехидничала – правду говорила и верила в это». Фраза из фронтовой песни:  «Мы вели машины, объезжая мины» вызывает  в памяти  военные будни.  Таким образом,  несколькими штрихами автор создает картину исторического пути России.

Автор верит в будущее страны, своего народа, в  то, что живы нравственные основы,  которые составляют человеческую сущность.  Не случаен здесь образ колодца.  Вспомним: «глубокий колодец», «бездонный колодец». Чем-то  исконно русским, былинным веет от этого сочетания.   Как не иссякнет  в нем целебная вода,  так  непобедима будет и душа народа,  наполненная любовью и светом.

2) Афиширование. Преодоление разрыва.

Выступление представителей групп.

Вывод.   Можно утверждать, что образ дороги в новелле Н.Ф. Иванова  выполняет важные функции:

- является сюжетообразующим

- создает картину исторического пути России

- создает представление о судьбе главного героя, помогает раскрыть его характер

3) В чем же состоит идейный замысел произведения? Чему  учит нас  дорога рассказчика?

Задание для всей группы.

  • Перечитайте концовку новеллы. Как вы думаете, успеет ли автор доставить  святую воду другу?
  • Кто и почему ему помогает?
  • Какова авторская позиция?

Предполагаемые ответы.

Писатель утверждает очень важную мысль – семечко сострадания, брошенное вами  в мир, взойдет обильными всходами, и если каждый будет совершать добрый поступок,  отступят силы зла и  не смогут одержать победу жестокость, цинизм, равнодушие в борьбе за человеческие души  . «Торопитесь делать добро, торопитесь любить  людей, будьте внимательными к ним» -  к этому призывает нас автор.

7  Творческое задание.

Составить синквейн – стихотворение из пяти строчек  по теме урока.  Например:

Дорога

Снежная. Вьюжная.

Торопит. Манит. Зовет.

Не проходите мимо чужой беды.

                  Судьба.

Друг.

Надежный. Самоотверженный.

Мчится.  Рискует. Успевает.

Делит радость и горе товарища.

Настояший.

Автор

Милосердный.Великодушный.

Помогает. Понимает. Спасает.

Учит   любить, прощать ,сопереживать.

                    Николай Иванов.

8 Рефлексия

Достигли цели урока?

Выполнили задачи, поставленные в начале урока?

Какие открытия сделали на уроке?

Как бы оценили свою работу и работу товарищей?

9 Домашнее задание. Прочитать рассказ Б. Екимова «Фетисыч», подумать, что общего в произведениях  Н. Иванова и Б. Екимова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "использование технологии педмастерской как способ повышения заинтересованности"

СтатьяТема:«Применение на уроках  технологии педагогической мастерской как способ повышения эффективности обучения»Автор: ...

Судьба? Рок? Случай? Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару»

Судьба? Рок? Случай?Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару» Цели: *Познакомиться с произведением современной литературы, современным автором.*Учить вы...

Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

О героях наших дней Урок – педмастерская по рассказу Н.Ф. Иванова «Тот, кто стреляет первым»

Предлагаемая методическая разработка выполнена по технологии «Педмастерская» и направлена на освоение программы по разделу «Современная литература», содержит  сценарий урока, раздаточный материал...

Урок - педмастерская Кто счастье сотворит? по новелле Н.Ф. Иванова «Брянская повесть»

Терёхина Наталья Валентиновна, преподаватель высшей категорииГБОУ СПО «Старицкий колледж» Кто счастье сотворит?(Урок-педмастерская по новелле Н.Ф. Иванова «Брянская повесть»)  Цели:1) п...

Технологическая карта мастер-класса «Совершенствование техники передачи и остановки (ложной остановки) мяча в мини-футболе, с использованием специальных физических упражнений для спортсменов, занимающихся в ДЮСШ»

laquo;Совершенствование техники передачи и остановки (ложной остановки) мяча в мини-футболе, с использованием специальных физических упражнений для спортсменов, занимающихся в ДЮСШ»...