Презентация "Поэзия серебряного века"
презентация к уроку по литературе на тему

Старкова Ирина Дмитриевна

Презентация "Поэзия серебряного века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanyy_vek.rar514.79 КБ

Подписи к слайдам:

Будем как солнце! Забудем о том,Кто нас ведёт по пути золотому,Будем лишь помнить, что вечно к иному,К новому, сильному, к доброму, к злому,Ярко стремимся мы в сне золотом.Будем молиться всегда неземномуВ нашем хотенье земном! К. Бальмонт Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX – XX веков, отмеченный творческим подъёмом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но чётко закрепилось за русской поэзией модернизма после выхода статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933) Декаденство (лат.dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX – началаXX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.Модернизм ( фр.moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. Коровин Константин Алексеевич (1861 -1939)
Кончаловский Петр Петрович (1876 -1956)
Живопись Айвазовский Иван Константинович (1817 -1900)
М. Врубель. Сирень. 1900
М. Врубель. Демон. 1900
М.В. Нестеров. На Руси
Иннокентий Федорович Анненский (1856-1909) Писать стихи начал рано, в 70-е годы, впервые же опубликовал их много позже, на сорок восьмом году жизни. Знаток античной и новой европейской поэзии. Анненский успешно переводил стихи Г. Гейне, Ш. Бодлера, Леконта де Лиля, трагедии Еврипида. Первый и единственный вышедший при жизни поэта сборник его стихов — «Тихие песни» — появился в 1904 году. В 1910 году, посмертно, был напечатан сборник «Кипарисовый ларец».
В 1909 году И. Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно умеет передать настроение…» Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ – многозначное иносказание Символизм – направление в искусстве 1870 – 1910 годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.Акмеизм ( от греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила)Футуризм (лат.futurum – будущее) – направление, распадавшееся на несколько группировок Одержимость идеей разрушения старого мира
Понимание мира как совокупности простых предметов
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
2.Отношение к миру
Вызов традиции
Возвращение поэзии ясности
Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове
1. Цель творчества
Футуристы
Акмеисты
Символисты
Критерии для сопоставления
Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафосность, эпатажность
Конкретная образность
Господство намёков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога
4. Особенности формы
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов
Стремление придать слову определённое точное значение
Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи
3. Отношение к слову
Поэты-символисты А. Анненский ИннокентийБ. Бальмонт Константин, Белый Андрей, Блок Александр, Брюсов ВалерийГ. Гиппиус ЗинаидаИ. Иванов ВячеславМ. Мережковский ДмитрийР. Рукавишников ИванС. Сологуб Федор , Соловьева Поликсена Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» - В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З.Гиппиус, Ф. Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения - А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Валерий Яковлевич Брюсов Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, историк. Один из основоположников символизма Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) родился в московской купеческой семье. Его литературная деятельность началась в 1890-х годах; вместе с Н. Минским, Д. Мережковским, 3. Гиппиус, К. Бальмонтом. Валерий Брюсов стал одним из зачинателей русского символизма. В 1894-1895 гг. он подготовил и издал три сборника «Русские символисты», где поместил преимущественно свои собственные оригинальные и переводные стихотворения (позже объединены автором в цикл «luvenilia»).Эти стихотворения, а также вошедшие в сборники «Chefs d′oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1887) относятся к раннему периоду творчества поэта; для них характерны идеи отстранения от жизни, культ красоты, эстетизм, а в области формы — импрессионизм, подражание западным символистам.Справка. Поэт импрессионист отображает не окружающий мир как таковой, а лишь своё субъективное впечатление от него. Его задача – воссоздание Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники этого периода — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909) — отличаются повышенной социальной активностью автора, приветствующего разрушительный вихрь революции.
Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники этого периода — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909) — отличаются повышенной социальной активностью автора, приветствующего разрушительный вихрь революции. 1910—1914 и, в особенности, 1914—1916 годы многие исследователи считают периодом духовного и, как следствие, творческого кризиса поэта. Сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов 1907), «Все напевы» (1909) — оценивались критикой как более слабые, в основном они повторяют прежние «напевы»; усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908; «Демон самоубийства», 1910). В сборниках «Зеркало теней», 1912, «Семь цветов радуги», 1916 нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» и т. п., изредка появляются образы героя, труженика. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 звания народного поэта Армении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."

Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина      « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО        ...

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...