«Тема Великой Отечественной войны в творчестве Владимира Жукова» (урок с использованием проектной технологии)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Методическая разработка урока литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_8_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.С.Самсонова

учитель русского языка и литературы

МОУ ООШ №6, г.Вичуга

Методическая разработка урока литературы в 8 классе

«Тема Великой Отечественной войны в творчестве Владимира Жукова» (урок с использованием проектной технологии)

Цель проекта: формирование духовной памяти; воспитание уважения к прошлому, жизненных моральных ценностей.

Задачи проекта:  изучить  произведения  военной тематики  Владимира Жукова;    развивать  эмоциональный интеллект учащихся, познавательный  интерес к чтению и пониманию поэзии;   устную речь учащихся; продолжить формирование умения работать с информацией, представленной в электронном варианте;  освоение  ресурсов  сети Интернет, формирование ИКТ-компетенции.

Используемые технологии: ведущим выступает метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность

Методическое обоснование.        Основное содержание учебной работы—творческая самостоятельная деятельность учащихся. Использование метода проектов на уроках литературы позволяет реализовать деятельностный подход, способствующий применению умений, знаний, полученных при изучении предмета на разных этапах и интегрировать их в процессе работы. Деятельность учителя на уроке направлена на нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, активизацию их задатков, способностей, создание  условий для самовыражения и непрерывного образования.

Методические комментарии. Учащиеся в ходе  выполнения учебного  проекта  создавали  электронную книгу « Военная  тема в  творчестве Владимира Жукова », выполняли творческие задания: создание слова о поэте, творческих работ дневникового характера по произведениям Жукова. Учащиеся самостоятельно, индивидуально и в паре, максимально используя свои возможности, знания, умения,  достигали результата: создание электронной книги «Военная тема в  творчестве В. Жукова».

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание, соответствующее страницам электронной книги.

Проблема проекта:       Давно смолкли залпы орудий

                                         Над нами солнечный свет.

                                          А чем проверяются люди,

                                          Если войны уже нет?

ХОД УРОКА

Организационный этап урока.

Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока (Целеполагание)

Методические комментарии.  Учитель объявляет тему урока (она записана на доске). Учащиеся на основе объявленной темы самостоятельно определяют задачи в виде утверждений или вопросов.  Формируем умение ставить задачи, работать в группах.

Мотивационный этап урока. Актуализация собственных знаний.
Материал для слова учителя: 

Великая Отечественная война. Чем дальше от начала и конца  Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Страшна была плата за спасение Отечества. Сколько искалеченных, изломанных жизней, сколько несостоявшихся счастий, сколько не рожденных детей, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских…  Но…(Видеофрагмент: хроника военных лет)

Давно смолкли залпы орудий

Над нами солнечный свет.

 А чем проверяются люди,

 Если войны уже нет?        (В. Высоцкий)

Сегодня на уроке мы постараемся дать ответ на этот вопрос. Поможет нам в этом чтение электронной книги « Военная  тема в  творчестве  Владимира Жукова»,  вы создавали её сами. Сегодня  у нас презентация нашей книги. На презентации присутствуют педагоги школы, и мы надеемся, что они дадут оценку нашей книге.

Презентация книги.

Методические комментарии.    Книга обычно начинается со слова о поэте, писателе. Учащиеся составляли его сами, включив информацию, которая, на их взгляд, важна и интересна для читателя. Давайте и мы познакомимся  с Владимиром Жуковым.

Страница 1. Портрет и биография поэта В. Жукова. /Выступления учеников/

В.: Почему поэт пишет о войне, а точнее - не может не писать о ней? (Ответы учащихся.)

Слово учителя – обобщение: война закончилась. Фашистская Германия лежала в развалинах, но для вчерашних солдат сохранялась инерция войны. Собравшись, они говорили о высотках, дорогах, деревнях, артподготовках и танковых атаках, о погибших товарищах, конечно же, более смелых, добрых и умных, нежели те, кто вернулся домой. Говорили не как о вчерашнем дне, как будто бы солдаты только на полчаса отлучились из окопов. И никто не хвастался и не бряцал медалями.

Страница 2. Стихи Жукова напоминают  рассказы ветеранов о войне. Самые лучшие из этих стихов сохраняют доверительную интонацию дружеской беседы, когда нельзя солгать товарищу, прожившему то же, что и ты. /Выступление учеников. Выразительное чтение стихотворения «Якову Шведову», «Атака». /

Страница 3.Поэта сформировали трудные условия жизни. Он повидал такое за несколько лет, что другим не увидеть и за долгую жизнь. Поэтому так многообразна в его стихах война. Тягостное ожидание сменяется остервенением от «отчаянной рукопашной», радость победы омрачается скорбью о погибших товарищах.

/Выступление учащихся.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Позывные сердца»./

 Это стихотворение трогает душу, заставляет переживать. Оно объединяет людей также, как объединяли дзоты и землянки, дивизии и фронты, дает почувствовать справедливость войны и жестокую необходимость жертв.

 Страница 4. Владимир Жуков пишет  проникновенные стихи о людях, которые воевали, о настоящих людях, сильных, добрых и мужественных.

/Выразительное чтение наизусть. Стихотворение «Никита Иванов»./

Таким людям можно доверить и жизнь, и Родину, такие не подведут.

Страница 5.  Слово учителя: В стихах Жукова нет фальшивой романтики, они не лгут и не оскорбляют память павших. Они современны, так как судьба Отечества и нравственное состояние   общества волнуют и по сей день. Очень важно сохранить моральные ценности, которые высветила война…

/Выразительное чтение наизусть «Мы просим об одном тебя, историк»./

В.:Что же это за ценности?

Давно смолкли залпы орудий

Над нами солнечный свет.

 А чем проверяются люди,

 Если войны уже нет?

/Ответы учащихся./

Информация для  заключительного слова учителя (обобщение).

Все стихи Владимира Жукова о главном в жизни: о мужестве, о большой дружбе,  о чувстве долга. Они возрождают традиции памяти, восстанавливают ощущение своих исторических корней, своей неразрывной связи с ушедшими и грядущими поколениями своего Отечества.  Продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Переходят от родителей к детям самые высокие понятия. Так формируется «духовная память». Благодаря поэту Жукову мы  учимся помнить, пропускать  через свое сердце «эхо прошедшей войны», можем по-особому ощутить чувство Родины. И хочется верить, что вы станете достойным звеном в цепи поколений и продолжателями героических традиций дедов и почувствуете  всю меру благодарности к уходящему поколению ветеранов Великой Отечественной войны.

 Рефлексия. Методические комментарии

После окончания виртуальной экскурсии учащиеся совместно с учителем анализируют и дают оценку работе групп по следующим критериям:

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения вопроса
  2. Логичность, последовательность изложения, обобщение фактов
  3. Оригинальность подачи материала, культура речи, владение терминологией.

Домашнее задание учащимся:   Создание аннотации к книге.

В книгах на обратной стороне титульного листа  или в конце книги есть аннотация.   Что такое аннотация?

/Аннотация- это краткая характеристика содержания книги, иногда дающая книге оценку. Задачи аннотации - передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя./

Создание аннотации и включение лучшего варианта  в книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Великая Отечественная война в воспоминаниях наших земляков, Орловой Эльвиры Петровны и Воробьёва Владимира Васильевича», проведённый в 8 – 9 классах.

Сценарий составлен в традиционной форме: информационный блок. Следует избегать излишнего пафоса, громких слов о патриотизме. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных соо...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Владимира Высоцкого.

Значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы....

«Память пожаров» (Тема Великой Отечественной войны в творчестве Николая Благова)

Знакомство с творчеством поэта-земляка Николая Благова....

УРОК ИСТОРИИ В ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»9 класс

Дидактическая цель урока: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности. ...

Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов

Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в л...

Урок с использованием проектной технологии "Отечественная война 1812 года"

Урок обобщения изученного материала по теме «Отечественная война 1812 года»...

Конспект урока на тему "Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»".

Тема: Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения   « Ты  помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».Цель урока: дать представление о Великой Оте...