Влияние музыки на восприятие при изучении лирики.
статья по литературе (5 класс) по теме

Иванова Елена Анатольевна

В своей статье я поделилась результатами проведенной исследовательской работы с целью выявить влияние музыки на восприятие пятиклассников при изучении лирики А.С Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_na_vospriyatie_pri_izuchenii_liriki.docx164.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Влияние музыки на восприятие при изучении лирики.

Подход к литературе, как к искусству слова,  дает широкие возможности для развития разностороннего  ученика. Творчески  раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное произведение. Однако  не секрет, что самыми трудоемкими считаются уроки знакомства с лирическими произведениями, так как из всех литературных жанров -  лирика является наиболее трудной для анализа. Основная сложность заключается в том, что в  стихотворениях нет ярко выраженного сюжета,  и предметом анализа становится не событийная сторона, не развитие действия, а переживания, чувства человека, его размышления, обусловленные картинами природы. Лирическая поэзия  отражает  жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения,  приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога.                                                                                                                 Литература и музыка – взаимообогащаемые  виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. Музыка, сопровождая чтение стихотворений, создает настрой, адекватный авторскому видению картины.

Мной была проведена исследовательская работа, целью которой было                    проверить, как влияет музыка на восприятие школьников при изучении стихотворений Александра Сергеевича Пушкина.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА.

Обучающий эксперимент включал в себя систему  уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений  для углубления восприятия. Для обучения  были выбраны следующие стихотворения А. С. Пушкина: «Няне», «Зимний вечер», « Зимнее утро», «Зимняя дорога». Главным принципом отбора стихотворений послужил принцип целостного восприятия, который невозможен при работе с отрывками из лирических произведений.

Обучение  проходило  параллельно по двум предметам: по музыке и литературе. Для работы на уроках музыки были выбраны произведения Чайковского и  Вивальди          « Времена года». Дети в течение месяца слушали фрагменты произведений, сравнивали их, определяли темп, тембр, ритм, настроение каждого произведения, рисовали иллюстрации к фрагментам, читали подобранные стихотворения под музыку (мелодекламация). Эта работа помогла в проведении уроков литературы, которая строилась по следующему плану:

1.Знакомство со стихотворением «Зимнее утро».

2.Знакомство со стихотворением «Зимний вечер».

3.Знакомство со  стихотворением «Няне».

4.Сравнение стихотворений «Зимний вечер» и «Няне».

5.Знакомство со стихотворением «Зимняя дорога».

6.Обобщающий урок. Работа с пройденными стихотворениями.

Работа со стихотворением «Зимнее утро» 

Цель данного урока: познакомиться со стихотворением и проследить, как меняется настроение в стихотворении.

Основной приём : анализ стиля стихотворения, который включает в себя подбор синонимов, нахождение и оправдание сравнений, эпитетов, метафор. Также применялись приёмы словесного рисования, чтение  стихотворения учителем и учеником,  выразительное чтение, составление плана, мелодекламации, озаглавливания.

В ходе урока учащиеся трижды обращались к музыкальным фрагментам:

1.Детям был предложен фрагмент музыки П. И. Чайковского из цикла « Времена года». Цель использования фрагмента: создать настроение, помочь представить и словесно нарисовать зимний пейзаж. Данная работа трудностей не вызвала. Справились с поставленной задачей 97% учащихся.

2.П. И. Чайковский «Времена года» композиция «Ноябрь».

Цель: проследить, как мелодия пушкинского стиха сочетается с данной музыкой, увидеть сходство в настроении.

Справились с заданием 57% учащихся, увидели сходство и смогли прочитать стихотворение под музыку.

3.К концу урока дети выявили 5 смысловых частей в стихотворении. Им было предложено 5 музыкальных фрагментов. Прослушав их, они должны были озаглавить каждый строкой стихотворения. Это задание оказалось сложным. Справились с ним только 12% учащихся.

Цель урока достигнута. Смену настроения героя увидели 94% учащихся. Таким образом, материал доступен, содержателен и интересен детям.

Знакомство со  стихотворением «Зимний вечер». 

Цель данного урока:  познакомить со стихотворением « Зимний вечер» и научить читать выразительно.

Подготовительная работа для восприятия стихотворения построена в форме заочной экскурсии в село Михайловское, где было написано стихотворение. Для углубления восприятия и создание нужной атмосферы использовалась музыка П. И. Чайковского «У камелька».

Учебная задача данного урока: научиться выразительно читать стихотворение, т. е прочитать его с нужной интонацией, попытаться передать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал это стихотворение. Для достижения поставленной учебной задачи основным приёмам выбран приём анализа стиля стихотворения. Дети находили и объясняли значение олицетворений, сравнений, эпитетов, обращали внимание на смысловую нагрузку глаголов. На этапе анализа музыка использовалась дважды: после анализа первой части дети получили задание прослушать две мелодии и определить, какая подойдёт больше и почему. Для сравнения выбрано произведение П. И. Чайковского:  «У камелька», которое  дети уже слушали в начале урока и «Ноябрь». С поставленным заданием справились 87% детей. Они смогли объяснить свою точку зрения, следовательно, поняли настроение первой части.

После завершения анализа стихотворения использован приём мелодекламации под музыку П. И. Чайковского «Декабрь». Все опрошенные (4 человека)  с задачей справились, прочитали стихотворение выразительно, смогли передать настроение стихотворения.

На этапе обобщения использовался приём сравнения. Дети сравнивали знакомое им стихотворение «Зимнее утро» и стихотворение, с которым работали на этом уроке. 79% учащихся смогли определить, что стихотворения отличаются настроением.  В стихотворении «Зимнее утро»  настроение меняется, а в стихотворении «Зимний вечер»  - грустное от начала до конца.

Цель данного урока достигнута, дети смогли понять настроение стихотворения и прочитать его выразительно. Таким образом, доступность данного материала доказана снова.                                                                            

Знакомство со  стихотворением «Няне».                                                             Цель: Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание». Познакомить детей с фрагментами биографии Пушкина.

Начинается урок с показа презентации. Показ презентации и рассказ о поэте ведётся под музыку Вивальди «Зима».

Учебная задача: учиться    читать это стихотворение выразительно и знакомиться с новым видом лирики – посланием.    Для достижения поставленной задачи на уроке применялись разнообразные приёмы: творческие (словесное рисование и сочинение музыки к стихотворению), приёмы анализа композиции (выделение смысловых частей, составление плана), приёмы анализа стиля произведения (работа с «Толковым словарём»,  нахождение эпитетов, метафор, сравнений, выяснение их значения в данном стихотворении), приём мелодекламации.    Музыка (два фрагмента «Октябрь» и « У камелька»)    предложена вниманию детей после полного анализа стихотворения. С заданием  (какой отрывок подходит больше к этому стихотворению?) справились 98% учащихся. Дети пришли к выводу, что  «У камелька»- спокойная, нежная, напевная, но какая-то домашняя музыка. Создаётся впечатление, что несколько человек в приятной обстановке ведут задушевные разговоры. Она не подходит, так как няня одна, ждёт встречи со своим воспитанником. В этот момент она одинока.

Заканчивается урок выразительным чтением стихотворения под выбранную музыку «Октябрь». Цель данного урока  выполнена. При помощи презентации дети познакомились с фрагментами биографии Пушкина и с понятием «послание». Разобрались в чувствах и настроении данного стихотворения и научились читать выразительно.

 Сравнение стихотворений «Зимний вечер» и «Няне». 

 Цель данного фрагмента: выяснить, что общего между этими стихотворениями.                                    

Для достижения данной цели применялись приёмы мелодекламации, творческие приёмы (рисование музыки, словесных иллюстраций  к стихотворению, написание музыки),   приёмы сопоставления.     Дети   слушали романс Свиридова «Няне» и определяли, к какому стихотворению он подходит. Музыка помогла понять, что между этими стихотворениями много  общего:                                                                                                            

-оба посвящены няне;                                                                                                                                       

-схожи по настроению;                                                                                                                                               

-одинаково нежное обращение к няне;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

-одинаковы чувства поэта к няне;                                                                                                                   

-грустное настроение передаётся мрачными красками описания.                                     Проведённая самостоятельная работа по вариантам позволила сделать вывод о том, что 95% учащихся справились с поставленной задачей.

Знакомство со стихотворением «Зимняя дорога».                                                                                             Цель данного урока:  познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога».      На этом  уроке  поставлена следующая учебная задача: выяснить, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека, встречаются ли в этом стихотворении  мотивы, которые звучали в «Зимнем вечере»? Есть ли общее в настроении стихотворений?                                                                                                                                     На подготовительном этапе для создания определённого настроя на восприятие дети слушали композицию «Метель. Зимняя дорога». На данном  этапе был использован приём словесного рисования. Описанные детьми картины зимы были очень красочны и образны.             

На этапе анализа стихотворения использовались приёмы сопоставления, чтения стихотворения детьми, мелодекламации,  анализа стиля стихотворения, приём мысленной перестановки эпизодов для определения важности каждой части стихотворения, сравнения. Все эти приёмы были направлены на наблюдение за состоянием природы.                              

Для чтения стихотворения под музыку выбрана музыка Вивальди «Зима».                                На этапе обобщения учащиеся сравнивали музыку А. Афанасьева и Е. Булгакова «Зимняя дорога» со стихотворением «Зимняя дорога». Они выясняли, чем музыка похожа на стихотворение. Справились с этим заданием 81% учащихся. Они определили, что настроение в музыке не меняется,  слышится однообразие звуков, как и однообразие звучащего в стихотворении колокольчика, монотонность дороги. Учебная задача решена: 93% учащихся смогли объяснить, как описание природы отражает настроение и переживание человека.                                                                                                      

Обобщающее занятие.                                                                                                                        

К последнему занятию дети готовились в течение двух недель.                                              Цель этого занятия: проверить степень усвоения пройденного материала и умения применять на практике полученные знания.                                                                                               Класс был разбит на группы.   В течение указанного времени каждая команда имела возможность обратиться за помощью к учителю литературы или музыки.                                                                                              

Каждая группа получила следующие задания:                                                                            

1. Выбрать любое  изученное стихотворение Пушкина.  (Выбор не контролировался, возможен был повтор стихотворений.);

подготовить иллюстративный план выбранного стихотворения, объяснить принцип разбиения стихотворения на части.                                    

Цель: проверить умение видеть смысловые части стихотворения и передавать в цвете настроение каждой части.                                                                                                                  

С данным заданием справились все группы (100%), верно выделили смысловые части стихотворения и смогли объяснить цветовую гамму иллюстраций, связав её с характером стихотворения. За помощью с этим заданием не обращалась ни одна группа.

2.Подобрать музыку к выбранному стихотворению (может быть другое стихотворение, отличное от выбранного в  первом задании.) Дать прослушать выбранный фрагмент, не произнося название, объяснить, что общего в музыке и в этом стихотворении. Остальные группы должны догадаться, о каком именно из изученных стихотворений идёт речь. Выполняя это задание, 3 группы обращались  за помощью к учителю музыки. Им были предложены 4 мелодии  к каждому стихотворению, из которых учащиеся самостоятельно выбирали одну. Справились с заданием все группы, но некоторые стихотворения узнавали не с первого раза.                                                                                                                                    

Цель данного задания:  проверить умение сравнивать и анализировать произведения смежных искусств.

3. Составить кроссворд из трудных слов, встречающихся в изученных стихотворениях.

Цель: закрепить полученные знания, ввести в речь детей новые слова.

С этим заданием обращались за помощью 2 группы. Главная трудность, с которой они столкнулись – умение правильно расположить выбранные слова в кроссворде. Во время урока группы обменялись кроссвордами и решали их в отведённое время. Было верно отгадано 73% слов, что свидетельствует о хорошей степени усвоения детьми нового материала.

4. Выбрать стихотворение и выписать из него все изобразительно – выразительные средства. Уметь объяснить их значение.                                                                                            

Цель: проверить умение детей видеть и понимать значение изобразительно – выразительных средств языка.                                                                                                                      

Каждый ребёнок задание выполнял самостоятельно, заранее обговорив в группе название стихотворения (подсчитывал, сколько и какие средства встречаются в стихотворении). За помощью дети не обращались, но проверка  показала, что правильно выполнили работу 53% учащихся, нашли правильно, но не все средства увидели – 35% учащихся, не справились с работой 4%, справились частично (найдены ошибочные выражения, не имеющие отношения к изобразительно – выразительным средствам) 8% учащихся.

5.Прочитать стихотворение выразительно под выбранную самостоятельно музыку. Задание дети выполняли самостоятельно. Справились с ним 98% учащихся.                  

 Цель: Проверить умение выразительно читать стихотворение, т. е прочитать его с нужной интонацией, попытаться передать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал это стихотворение.

Цель обобщающего занятия достигнута.  Дети  усвоили  пройденный  материал  и  умеют применять полученные знания на практике.      

После проведения обучения  повторно был проведён опрос.  

Для анализа было выбрано стихотворение А. С. Пушкина  «Уж небо осенью дышало…». Опрос проводился и в экспериментальном классе, прошедшем обучение, и в контрольном классе (параллельный класс).                                                                  

Проведённый опрос позволил сделать вывод об уровнях восприятия учащихся экспериментального и контрольного классов.                            

                                                                                                              Таблица № 4.

                                       Уровни  восприятия.

Уровень восприятия.

Экспериментальный класс    25 человек        

Контрольный класс     20 человек                          

Фрагментарный

5 %

7%

Констатирующий

23%

28%

Аналитический

Концептуальный

58%

14%

59%

6%

Сравним данные в контрольном и экспериментальном классах до и после проведения эксперимента.

5 «Б» – контрольный класс.

5«А» - экспериментальный класс.

 В результате экспериментального исследования было выявлено положительное влияние разработанной методики. В обобщающем графике зафиксирована динамика развития уровней восприятия учащихся (процентное увеличение показателей) по итогам срезов, проведённых в контрольном классе и экспериментальном.

 

 

1.Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что уровень восприятия детьми стихотворений Пушкина А. С. возрос в обоих классах.

2.Уровень восприятия в экспериментальном классе выше уровня восприятия контрольного класса, следовательно, процесс развития восприятия становится управляемым в условиях школьного обучения.

3.Использование музыки  на уроках литературы  при изучении лирических произведений  способствует лучшему восприятию лирических  

произведений, созданию ярких образов, обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

4.Необходимо использовать различные приемы и условия, способствующие активизации мыслительных процессов и

привлечения внимания детей к художественным особенностям с

целью развития у них эмоционально-оценочного отношения к

поэтической выразительности художественного описания природы.

5.Учитель должен способствовать закреплению непосредственной эмоциональной реакции детей в обогащении их эмоционального опыта восприятия стихов путем раскрытия образного содержания художественного описания в контексте целого стихотворения. Подача этого  содержания должна строиться так, чтобы учащиеся от восприятия  конкретно-чувственного содержания переходили к пониманию внутреннего состояния поэта, его отношения к пейзажу, т.е. педагог должен помочь учащемуся осознать это отношение и почувствовать красоту поэтического описания.      

6.Для того чтобы образы картин природы были восприняты более полно в единстве их содержания и выразительных средств, необходимо создавать специальные условия, способствующие привлечению внимания детей к качествам изображения, например, таких приемов как: а) сопоставление сходных картин природы и настроений  в различных стихотворениях; б) установка к чтению и система вопросов, приводящие к осознанию и пониманию учащимися образного содержания поэтического текста; мелодекламации; озаглавливанию частей стихотворения музыкальными фрагментами – все это углубляет впечатление o стихотворении  и усиливает его эмоциональное воздействие.

7.Учитель должен всячески активизировать восприятие и представления учащихся, развивать умение оценивать  образы картины, пробуждать живой интерес к собственным высказываниям учащихся и на этой основе воспитывать заинтересованное отношение к чтению художественных описаний природы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что способность музыки   выражать чувства и воздействовать на чувства слушателя мелодией и ритмом  позволяет углубить восприятие лирических произведений посредством музыки.                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на восприятие при изучении лирики.

В своей статье я поделилась результатами проведенной исследовательской работы с целью выявить влияние музыки на восприятие пятиклассников при изучении лирики А.С Пушкина....

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

проект по музыке. Влияние музыки на здоровье человека.

Выявить особенности влияния музыки на физическое здоровье человека....

Презентация "Влияние классической музыки на восприятие произведений русских художников".

Презентация "Влияние классической музыки на восприятие произведений русских художников"....

Музыка при изучении лирики М.Ю. Лермонтова

Литература и музыка. Романсы, стихотворения....

Использование интерактивных методов при изучении лирики для повышения мотивации к изучению поэзии.

В работе представлены некоторые приёмы технологии интерактивного обучения при изучении лирики....

Работа ученицы МАОУ СОШ №42 г.Улан-Удэ Ивановой Ксении на НПК с международным участием ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа ученицы МАОУ СОШ №42 г.Улан-Удэ Ивановой Ксении на НПК с международным участием  "Новое поколение"...