Информационные технологии на уроках литературы
презентация к уроку по литературе на тему
Презентация знакомит с возможностями электронного текста, с заданиями на основе электронного текста, с сетевыми библиотеками и условиями создания успешной презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентации про электронные тексты, библиотеки и особенности учебной презентации | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверочные работы Назвать героя, беседовавшего с деревенскими мальчишками. Что можно сказать об этом герое из его же слов? «— На что тебе лягушка, барин? — спросил его один из мальчиков. — А вот на что, — отвечал ему ........., который владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно, — я лягушку распластаю и посмотрю, что у неё там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что у нас внутри делается. — Да на что тебе это? — А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придётся».
Кто участники этого диалога? Как и почему меняется настроение одного из говорящих? «— …Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь… ....... вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк. — Конечно, — заметил ……….…, — ты здесь родился, тебе всё должно казаться здесь чем-то особенным… — Ну, …………….…, это всё равно, где бы человек ни родился. — Однако… — Нет, это совершенно всё равно».
Кто этот герой? Что говорит портрет героя о его характере? …Вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют , модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик …………….., изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. …………… вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом…
Что получает педагог при работе с электронными материалами « Всё своё — всегда с собой ». Переносные устройства хранения информации ( флешки , переносные винчестеры), и под рукой у учителя могут быть все его рабочие материалы: тексты произведений, конспекты, фрагменты ученических работ, графические изображения и т.д. « Конспект за 5 минут ». Быстрая компиляция любых текстов - необходимый «здесь и сейчас» материал. Из имеющихся материалов можно легко делать проверочные работы для учеников. « Отсутствие конспектов ». Как известно любому учителю, в обычном классе соседствуют ученики аудиального и визуального типов восприятия. Сегодня количество подростков-визуалов значительно больше, чем учеников, способных слушать и слышать.
«Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова» Откроем первый том четырёхтомного полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова 1957 года издания, представленный в библиотеке Максима Мошкова . Весь том здесь скомбинирован в один файл и находится по адресу http://www.lib.ru/LITRA/LERMONTOW/pss1.txt .
Когда впервые в «Преступлении и наказании» появляется фигура Аркадия Ивановича Свидригайлова Вносим в область поиска « Свидригайлов » и видим, что первое упоминание имени (многократное) встречается в письме матери, второй раз оно появляется в разговоре Пульхерии Ивановны с Родионом, а сам герой появляется в последних строках третьей части романа. Поиск такой занимает от силы полминуты, излишне говорить, сколько бы он занял при работе с «бумажной» книгой.
Иногда при работе с текстом бывает важен подсчёт количества употреблений одного конкретного слова . В комментарии к роману Ф.М. Достоевского С.В. Белов пишет, что В.Н. Топоров подсчитал: количество упоминаний слова «вдруг» в «Преступлении и наказании» чрезмерно превышает обычную частотность употребления этого слова. На основании этого исследователем был сделан вывод об иррациональности происходящих событий и о присутствии высшей силы, определяющей поведение героев.
Сегодня с использованием возможностей информационных технологий этот приём может быть применён не только профессиональным филологом, но и любым внимательным читателем, в том числе и школьником, так как сделать это очень просто. Обратить внимание на формулирование поисковых запросов. Запрос «один» выдаёт в результатах и «родину» , и «господина» , и «Бородино» . Для компьютера наш запрос — не значимое слово, а набор, определённая последовательность символов, которые он ищет. Поэтому запрос «Пушкин» и « пушкин » — это два различных слова, для поиска героини «Грозы» набрать только «Кабанова» недостаточно, так как в результате мы получим и упоминание «Кабанов»), но зато не будут учтены падежные формы имени ( Кабанову, Кабановой и т.д.). Очевидно, что перед нами приём, содержательно не привносящий ничего нового в учительскую практику. Но перед нами удобный инструмент, существенно оптимизирующий процесс с точки зрения трудовых и временных затрат. Поэтому информационные технологии имеет смысл использовать в педагогической практике, поскольку они серьёзно облегчают деятельность учителя и ученика, дают возможность организовывать полноценную исследовательскую работу с текстом .
Старейшая из существующих сегодня сетевых библиотек Рунета — библиотека Максима Мошкова . Она была открыта в 1994 году, и в настоящее время её объём составляет более 5,5 гигабайта текста. 4 тома «Войны и мира» занимают 3,354 мегабайта в библиотеке. Таким образом, объём всей библиотеки превышает количество, равное текстовому объёму 1679,1 романов Л.Н. Толстого. Если мы сопоставим это с «бумажной» библиотекой, то получим книжное собрание примерно в 7000 томов. Конечно, это не самая крупная библиотека. Но при этом очевидно, что для школьного образования это огромный объём, который, естественно, значительно превышает возможности школьных и личных библиотек. При этом библиотека Максима Мошкова — это лишь одна из десятков и сотен существующих в Рунете.
По профессии создатель библиотеки не учитель, не филолог, а программист. Создавая свой ресурс, он преследовал исключительно гуманитарную цель: разместить в открытом доступе большое количество текстов для чтения, создать большой ресурс литературных текстов. Сегодня все размещаемые на страницах библиотеки тексты присланы любителями , посетителями сайта. А это значит, что в них могут встречаться ошибки, опечатки . Это один из важных моментов при работе с различными непрофессиональными библиотеками. В юридическом смысле библиотека Мошкова является по сути ресурсом с неоднозначным статусом (в силу несовершенства современного закона об авторских правах, в Рунете сегодня все текстовые ресурсы могут рассматриваться как полулегальные). Юридическая противоречивость может быть проиллюстрирована таким примером. В 2004 году «Библиотека Мошкова» стала победителем «Премии Рунета» — наиболее авторитетного конкурса (учредитель — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации). В том же году суд обязал автора библиотеки выплатить небольшую сумму по иску одного из авторов, чьи произведения были размещены на страницах ресурса без согласования с автором . А в 2005 году Роспечать выделила грант в 1 млн рублей «Библиотеке Мошкова» — с позиции государственного органа это выглядит как признание этого веб-ресурса в качестве культурной реалии, а не полулегального хранилища текстов. Такие примеры подчёркивают правовую неоднозначность статуса современных сетевых библиотек.
«Библиотека Альдебаран » — содержит книги разных жанров: фантастику, детективы, приключенческую и детскую литературу, старинные книги. На момент написания этих строк на « Альдебаране » можно было найти 62 756 произведений более 15 тысяч авторов. Структура этой библиотеки несколько иная. Есть рубрикация по жанрам: фантастика, детективы и боевики, проза, любовные романы, приключения, детская литература, поэзия и драматургия, старинная литература, научно-образовательная, компьютеры и Интернет, справочная литература, документальное, религия и духовность, юмор, дом и семья, деловая литература, серии и саги, рефераты, программы для чтения книг. Параллельно с этим принципом реализована рубрикация, основанная на литерном доступе (А, Б, В, Г… и A, B, C, D…), — по фамилиям авторов. Кроме того, в нижней строке горизонтального меню даётся перечень последних поступлений в библиотеку ( Новые книги ), список книг, электронные варианты которых обновлены, исправлены, дополнены ( Обновлённые книги ). Тут же отзывы читателей о прочитанном: форма для комментирования есть под каждым размещённым текстом ( Рецензии ). На сайте реализованы формы обратной связи: Гостевая книга и Форум . Всё это делает библиотеку интересной и удобной для использования. Здесь необходимо отметить, что книги на « Альдебаране » можно читать с экрана, а можно загружать в формате RTF (в частности, предназначенном для Microsoft Word ) и популярном формате FB2, который «понимает» большинство устройств для чтения электронных книг. Недостатком этой библиотеки является обилие размещённой на её страницах различной рекламы.
Электронная библиотека классической литературы « Классика.ру »
Электронные библиотеки»
Некоммерческая электронная библиотека « Im Werden » Мюнхенским любителем словесности Андреем Перенским здесь собрано множество интереснейших материалов, часть из которых уникальна. В левой части страницы сайта мы видим рубрикатор, где среди размещённых текстов ( древнерусская литература, русская литература XVIII века, XIX века, XX века, современная литература ) можно найти редкие материалы. В рубрике «Читает автор» , например, размещены 182 музыкальных фрагмента с записями авторского чтения. Если голоса Ахматовой, Чуковского, Бродского, Окуджавы, Городницкого , Битова сегодня ещё можно услышать из разных источников, то голоса Зощенко (единственная из сохранившихся записей), Андреева, Брюсова, Бунина, Волошина, Гумилёва, Есенина, Мандельштама, Маяковского — это раритетные записи. Не меньший интерес представляет раздел «Документальное видео», где можно найти видеозаписи с Бродским, Ахматовой, Есениным, Заболоцким, Пастернаком, Тарковским. Излишне говорить о значимости этих материалов для практики учителя-словесника. В этой же библиотеке можно обнаружить работы по языкознанию, философии, психологии, педагогике, книги издательства « Academia » выпуска 30-х годов XX века.
ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека „Русская литература и фольклор“ Проект реализуется под патронажем серьёзных научных организаций: Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН); Научно-технического центра « Информрегистр » Министерства информационных технологий и связи РФ; Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН; Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Российской государственной библиотеки; Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и др.
ФЭБ Проект «ФЭБ» ориентируется на следующие категории пользователей: научные учреждения, высшие и средние учебные заведения, традиционные библиотеки, литературные музеи, издательства. Его посетители — учёные, преподаватели, студенты-филологи, издатели и редакторы, любители русской словесности. Центральной операционной категорией Фундаментальной электронной библиотеки являются электронные научные издания (ЭНИ). ЭНИ — это прошедший научную и редакционно-издательскую обработку значительный по объёму информационный комплекс (тексты, изображения, музыкальные файлы). Электронные научные издания могут быть посвящены творческому наследию одного писателя, отдельному жанру или конкретному литературному произведению (памятнику). В структуре Фундаментальной электронной библиотеки представлены две группы электронных научных изданий. В первой группе — «Действующие издания» — на момент написания этих строк представлены следующие электронные научные издания: Пушкин, Ломоносов, Батюшков, Грибоедов, Боратынский, Тютчев, Лермонтов, Гончаров, Гоголь, Лев Толстой, Чехов, Маяковский, Есенин, Шолохов, «Слово о полку Игореве», «Житие протопопа Аввакума», Былины и песни, Сказки, Заговоры . Во второй группе — «Справочные материалы» — список электронных научных изданий таков: Personalia , Классики русской филологии, Литературная энциклопедия, Словарь литературных терминов, Лермонтовская энциклопедия, Энциклопедия «Слова о полку Игореве», Энциклопедический словарь «Слова...», Словарьсправочник «Слова...», Поэтический словарь, Словарь русского языка, Толковый словарь Ушакова, Словарь псевдонимов, Словарь русского языка XVIII века, Словарь языка Грибоедова , История всемирной литературы, История русской литературы, Известия АН, Российский Архив, Труды Отдела древнерусской литературы, Периодика.
Фундаментальная электронная библиотека — сетевой проект, предназначенный в том числе для удалённой научной, исследовательской работы. Объектами фундаментальной электронной библиотеки являются не только тексты. Например, в уже рассматривавшемся электронном научном издании «Пушкин» можно найти раздел «Рисунки Пушкина» с графическими объектами, есть раздел «Пушкин в музыке» с MP3-файлами исполнений романсов на стихи поэта. Музыкальный раздел можно обнаружить и в ЭНИ «Лермонтов». При том, что во многих разделах Фундаментальной электронной библиотеки ещё существуют лакуны, незаполненные разделы, проект пополняется с большой скоростью. «Каталог ссылок» , который можно найти в разделе «Справочные материалы». Хотя в Сети можно найти довольно большое количество каталогов и разнообразных подборок интернет!ресурсов , в том числе и филологически ориентированных, этот каталог заслуживает особенного упоминания. Каталог структурирован следующим образом: Многопрофильные филологические сайты Специализированные сайты Персональные (мемориальные) информационные ресурсы Научная периодика Научные и образовательные учреждения Литературные и мемориальные музеи Научные библиотеки Электронные библиотеки и коллекции текстов Энциклопедии, словари и справочники Сетевые библиографии и каталоги ссылок
Проект « Библус » — это библиографический каталог. Как написано на сайте, « Biblus — это все книги России. Библиографический каталог, который включает в себя 1,2 миллиона книг, около 365 тысяч авторов и самый подробный (126 тысяч рубрик) каталог, чётко структурирующий и описывающий практически все области человеческих знаний и книги по ним». Таким образом, перед нами не электронная библиотека в привычном значении, а огромный и удобный каталог «бумажных» книг, предназначенный для библиографического поиска. Есть также и поисковая система, предназначенная для поиска произведений, размещённых в электронных библиотеках. Сайт http://www.ebdb.ru (от англ. Electronic Books Database — база данных электронных книг) является попыткой создания специализированной поисковой системы в области электронных книг, проиндексировавшей сегодня более 2 млн единиц.
Предложим ученикам творческое задание: создать сборник произведений одного автора («Избранное») или нескольких авторов (тематические сборники, посвящённые тем или иным темам и мотивам в произведениях разных писателей). Эту работу можно проводить при изучении поэзии, произведений малых форм (Чехов, Бунин, Андреев, Куприн, Зощенко, современные авторы). В задание входит: подбор произведений; формулирование названия сборника произведений; создание вступительной статьи к сборнику; подбор иллюстративного материала. Таким образом и реализуются смыслы литературного образования, и обретаются навыки работы с информацией: сбор, обработка, анализ, представление. Такие формы могут быть использованы в исследовательской и проектной деятельности учеников.
Вопросы для ученических исследований Первая группа вопросов связана со спецификой словоупотребления. Здесь могут быть задания, связанные с лексической сочетаемостью (исходя из этого можно перейти к изучению тропов), с воплощением тех или иных мотивов. Вторая группа вопросов ориентирована на поиск значимых деталей в тексте . Задача при этом может быть поставлена следующим образом: как часто в тексте встречается то или иное слово, в каком контексте, какова его роль. Третья группа вопросов может быть ориентирована на выстраивание тех или иных сюжетных или композиционных линий . Пример такого задания — поиск имени Свидригайлова в романе «Преступление и наказание». При этом очень важно ещё раз подчеркнуть: главное здесь не сам инструмент, поиск ради поиска бессмыслен. Просто искать в тексте упоминание того или иного героя или слова само по себе бесполезно: это ничего не добавит и не убавит в понимании произведения . А вот грамотно и точно сформулировать исследовательскую задачу, так, чтобы поиск выявил своеобразие изучаемого произведения, помог ученику глубже и точнее понять его, — вот в чём мастерство учителя. Например, можно предложить задание: найти все контексты употребления слова берёза в лирике Есенина. Далее исходя из контекстов (выборка уже сделана) можно предложить посмотреть, с какими словами сочетается это слово. На основании этого сделать вывод о том, что образ берёзы у Есенина живой, одушевлённый, поскольку берёзки у него — девушки, они шепчутся, их кроны — это причёски и пр. Таким образом, мысль о метафоричности творчества Есенина, об олицетворении как о частотном приёме, который он использует, не привносится извне, а выстраивается исходя из своеобразного «эксперимента», который произвели сами ученики.
Презентация понимается как единство визуального (слайды презентации на экране) и вербального (слово учителя) компонентов выступления, направленное на информационную трансляцию знания учащемуся НЕВЕРНО: докладчик, чуть ли не поворачиваясь спиной к аудитории (вспомните известный ещё со времён Станиславского театральный постулат: «Актёр всегда находится лицом к залу» !), начинает по пунктам читать текст презентации. Перед нами одна из грубейших, недопустимых ошибок работы с презентацией: изображённое или написанное на слайде — опорные точки, основные положения представляемого аудитории материала, но никак не шпаргалка для докладчика! Аудитория начинает недоумевать: «Зачем он(а) тратит наше время, если написанное на слайде — это вся информация, которую надо до нас донести? Отдали бы (разослали по электронной почте, раздали на дисках или распечатали) презентацию — мы бы познакомились в свободное время» . Перед нами инструмент, развивающий и дополняющий существующие принципы наглядности, он требует нашей методической рефлексии.
Использование презентаций в образовательной деятельности: классно-урочная деятельность, конспект учителя, защищаемый учениками проект, отчёт о проведённой исследовательской работе, материал для самостоятельного изучения. Важным фактором успешной презентации является в первую очередь умение автора устанавливать связь между тем , что он говорит и что демонстрирует .
Особое внимание при работе с учебной презентацией необходимо уделить тексту (нет необходимости в разнообразии шрифтов).
Наиболее частотные компьютерные гарнитуры Arial Helvetica Comic Sans MS Tahoma Courier Times New Roman Georgia Verdana
Недопустимым является написание целых слов и предложений заглавными (прописными) буквами (текст, набранный ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, интерпретируется адресатом как крик или повышение тона)
Слайд – единица отображения, объём информации на нем строго ограничен
Ситуации, в которых по правилам русской типографики ставятся пробелы: После, а не до знаков «,», «.», «;», «:», «?», «!», «…», «закрывающей кавычки», «)». До, а не после «(», «открывающей кавычки», «…в начале предложения». И до, и после тире. Никогда не ставится между скобкой и кавычкой и какимлибо знаком препинания, кроме тире.
При наборе электронного текста необходимо обращать внимание на неразрывные пробелы Неразрывный пробел — элемент компьютерной кодировки текстов, отображающийся внутри строки подобно обычному пробелу, но не позволяющий программам отображения и печати разорвать в этом месте строку. Используется для автоматизации вёрстки, правила которой предписывают избегать разрыва строк в известных случаях (большей частью для удобочитаемости). В каких случаях ставится неразрывный пробел? Инициалы + инициалы и фамилия (С.В. Фёдоров). Географические сокращения (г. Саратов, о-в Валаам). Между знаками «№» и «§» и относящимися к ним числами. Между числами и относящимися к ним единицами измерения: 200 кг, XVIII в., 2011 г.
Абзацы
Текстовые гиперссылки Ссылки должны представлять собой значимый блок текста: не рекомендуется использовать конструкции «см. здесь», «далее» и т.п. Пользователю должно быть понятно, к какому содержанию ведёт ссылка. Ссылка из нескольких слов должна представлять собой оформленную синтагму (нельзя сделать такую ссылку: «Пушкин — великий русский поэт»). Ссылка всегда конкретна, пользователь должен чётко понимать, к какому содержанию будет осуществлён переход. Поэтому не нужно делать гиперссылкой целое предложение (исключение — цитата) или абзац текста. Не рекомендуется делать ссылками изображения в презентации. Пользователь, скорее всего, увидит лишь статичную картинку и проигнорирует ссылку. Если это всё же необходимо, изображение должно явно «прочитываться» как ссылка (сообщить об этом дополнительно, например, надписью рядом с картинкой). Если ссылка не обязательно должна быть текстовой, стоит подумать: не лучше ли на слайде будут смотреться «управляющие кнопки», которые как раз и предназначены для создания «прочитывающихся» гиперссылок.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММЕНТИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Проблема: Сегодняшний среднестатистический школьник не понимает или часто превратно понимает большую часть художественного текста, как если бы этот текст был написан на иностранном языке или в нём рассказывалось о жизни инопланетян. Поэтому важнейшей задачей при изучении художественного текста оказывается реконструкция, восстановление в сознании читателя-школьника, перевод непонятного . Уровни непонимания: лингвистический (незнание лексического значения слов ведёт к непониманию текста в целом) , семиотический (в художественном тексте может быть важно не только буквальное значение слова, но и его устойчивые значения в культурной традиции. Например, слово «свеча», помимо своего буквального значения, может и чаще всего указывает на жизнь души. Вспомним стихотворения А.С. Пушкина «Ночь» и Б.Л. Пастернака «Метель» из сборника стихотворений Юрия Живаго. Слово «ночь» в художественном тексте может быть и опять-таки чаще всего является не только обозначением времени суток, но и знаком хаоса и смерти, как во многих стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Блока, или знаком времени и состояния духовного самоуглубления, выхода за границы бытового существования, как в любовной лирике А.С. Пушкина, например, в уже отмеченном стихотворении «Ночь» или в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»).
Третий уровень непонимания определяется референтной функцией языка , он всегда отсылает нас к какой-либо реальности: бытовой, социальной, психологической, религиозной и т.д. Художественный текст есть не только композиционно выстроенное пространство языка, где существуют начало, конец, кульминация и т.д., но и отражение мира, внешнего или внутреннего. Незнание реалий изображаемого в произведении мира так же губительно для читателя, как и незнание лексического или семиотического значения слов. Опять же подчеркнём, что в тексте все эти уровни пересекаются в одном и том же значимом элементе — в слове, в то же время в некоторых случаях необходимо проделывать работу по лексической реконструкции текста, в других случаях — по семиотической или по историко-культурной, в зависимости от конкретной методической задачи или образовательной ситуации.
Диалог читателя с текстом возможен только тогда, когда дистанция между ними на лингвистическом, семиотическом и референтном уровнях сведена к минимуму. Традиционно эту функцию выполнял научный комментарий к тексту, составляемый профессиональными литературоведами. Однако научный комментарий составлен далеко не ко всем произведениям, изучаемым в школьном курсе литературы, не всегда он доступен, и, следовательно, в роли комментатора традиционно выступает учитель. Реконструкция текста сегодня — необходимое условие его понимания. Таким образом, учитель должен обладать лингвистической и культурологической эрудицией, позволяющей составить комментарий к тексту, который сделал бы его доступным восприятию учащихся. В традиционной модели взаимодействия с текстом возможности учителя-комментатора ограничены уровнем его осведомлённости в той или иной области гуманитарного знания. Информационная среда Интернета потенциально безгранична. Следовательно, учителю-словеснику важно овладеть навыками поиска необходимой для реконструкции текста информации в Интернете. Учитель-словесник как комментатор художественного текста может, во-первых, достаточно точно на основании знания об уровне литературного развития своих учащихся спрогнозировать «точки непонимания текста» либо выявить их в процессе опроса или анкетирования. Таким образом, используя навык работы в поисковых системах (например, « Яндекс »), специальных разделах этих систем, электронных энциклопедиях и специализированных сайтах Интернета ( Яндекс . Словари , Википедия , Словопедия ), он получает возможность составления адресного комментария к тексту, обращённого непосредственно к конкретному классу. Использование мультимедийного проектора в сочетании с выходом в Интернет может помочь учителю находить необходимую информацию непосредственно во время урока или при помощи программы создания презентаций Microsoft PowerPoint под готовить к уроку гипертекстовый комментарий к изучаемому тексту с выходом на сайты Интернета, чтобы иметь возможность в любой момент обратиться к необходимой информации, не теряя времени на её поиск в Сети. Возможности Интернета не ограничиваются информационно-справочными материалами, но и создают возможность реализации сценической интерпретации литературного текста, предоставляя учителюсловеснику необходимый в качестве образцов иллюстративный материал и обеспечивая мультимедийное сопровождение школьной постановки.
Бунин И.А. «Чистый понедельник» Почему у героев рассказа нет имён? Как объяснить странности в поведении и образе жизни героини? Любила ли героиня героя? Почему любовное сближение героев происходит не в Прощёное воскресенье (последний день языческой Масленицы), а в Чистый понедельник (первый день христианского Великого поста)? Свою возлюбленную или кого-то другого встретил герой в финале рассказа? Согласны ли вы с возможностью переименования рассказа «Чистый понедельник» в рассказ «Что такое любовь?», как это сделали современные французские переводчики и издатели, мотивируя своё решение коммерческой выгодой? Теряется ли что-нибудь в содержании рассказа от такого переименования? Литературовед Л. Долгополов утверждал, что в рассказе «облик героини и облик страны синтезируются, почти сливаются, взаимно поясняя и дополняя друг друга, образуя как бы единый символ, в который слиты черты личные, индивидуальные и общие, национальные и даже шире — национально-исторические» 4 . Согласны ли вы с тем, что героиня в рассказе символизирует Россию? В каких произведениях русской литературы героиня также оказывается символом Родины?
Бунин И.А. «Чистый понедельник» (мини-презентации как результат групповых заданий) Круг чтения героини. Что читает для души, что модно, что ей предлагает герой? Вопрос-задание: Как круг чтения характеризует героиню и героя? Москва ресторанная. Какие рестораны посещают, чем они были знамениты, что их отличало? Вопрос-задание: Что мы можем сказать о героях, судя по выбору ресторанов? Москва артистическая. Какие мероприятия («тусовки») посещают герои, чем они их привлекают или отталкивают? Вопрос-задание: Как эстетические оценки, которые дают герой и героиня увиденному и услышанному, их характеризуют? Москва религиозная. Какие храмы и культовые места посещают герои? Чем они знамениты? Вопрос-задание: Как в выборе мест посещения отразились ценностные ориентации героев и авторская позиция? Интертекстуальные связи рассказа. Какие литературные источники цитируют герои? Какие «спрятаны» в подтекст произведения? Какие литературные аллюзии возникают у читателя рассказа? Вопрос-задание: Каким образом интертекстуальные связи формируют авторскую концепцию рассказа?
Литература http://litbook.eelmaa.net/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....
Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").
В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...
Информационные технологии на уроках литературы
Освоение интернет-технологий в настоящее время уже становится одной из базовых компетенций преподавателя. Чем же должны стать интернет-ресурсы в системе школьного литературного образования. Во-первых,...
Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...
Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка
Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
Сегодня необычайно актуальна проблема грамотного использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе. При их использовании в системе школьного образования главным оказывается требование н...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...