Литературно- музыкальная композиция «Гений чистой красоты».
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Дзюба Светлана Николаевна

Литературная постановка в рамках недели русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.otkrytoe_meropriyatie_po_literature.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                       

Литературно- музыкальная                                              постановка «Гений чистой красоты».

   

        

                                                                                           

   

На экране презентация « Ай да, Пушкин!».В комнате за столом сидит А.С.Пушкин и пишет пером( на столе книги, шкатулка, чернильница, перья для письма)

Показ отрывка из фильма «Последняя дуэль». На экране бегущий на дуэль Пушкин словно хочет обнадёжить переживающих за него зрителей : «Душа в заветной лире мой прах переживёт…»

В полумраке звучит романс Г.Свиридова «Метель».    На фоне музыки девочка со свечой в руке читает стихотворение Б.Ахмадулиной «Свеча» 1960.

Всего-то - чтоб была свеча, Свеча простая, восковая,                  И старомодность вековая                     Так станет в памяти свежа.                     И поспешит твое перо                             К той грамоте витиеватой, Разумной и замысловатой,                         И ляжет на душу добро.                          И Пушкин ласково глядит,                                  И ночь прошла, и гаснут свечи…

Звучит «Апассионата» Л.Бетховена.

На фоне музыки 1 ведущий читает письмо А.С.Пушкина барону Геккерну на французском языке приглушенно, 2 ведущий читает письмо на русском языке (эффект дубляжа):

               

  • Л. ГЕККЕРЕНУ.
  • 25 января 1837 г. В Петербурге.
      Моnsieur le Baron!

*        Реrтеttez-moi de faire le resume de ce qui vient de se passer/La conduit de Monsieur votre fils metait conue depuis longtemps et ne pouvait metre indifferente
...

*        26 Janvier1837.

  • Vоtrе tres humble et tres obtissant serviteur/
  • Аlехаndre  Роиchkine

                   «Господин барон!

Позвольте мне подвести итог всему, что случилось. Поведение Вашего сына было давно мне известно и не могло оставить меня равнодушным. Я довольствовался ролью наблюдателя, чтобы вмешаться, когда почту нужным. Случай, который во всякую другую минуту был бы мне крайне неприятен, пришелся весьма кстати, чтобы мне разделаться. Я получил анонимные письма. Я увидел, что минута настала, и воспользовался этим...

Я вынужден сознаться, господин барон, что Ваша собственная роль была не особенно приличною. Вы, представитель коронованной особы,- Вы отечески служили сводником Вашему сыну, Вы, вероятно, внушали ему   -нежности, который он высказывал, и глупости, которые он брался излагать

письменно. Подобно старой развратнице, Вы подстерегали мою жену во всех углах, чтобы говорить ей о любви Вашего незаконнорожденного или так называемого сына...

Вы хорошо понимаете, господин барон, что после всего этого я не могу терпеть, чтобы мое семейство имело малейшее отношение с Вашим...

Я не желаю, чтобы моя жена продолжала Ваши родительские увещания. Я не могу позволить, чтобы Ваш сын после гнусного поведения осмеливался разговаривать с моей женой и еще того менее - обращаться к ней с казарменными каламбурами и разыгрывать перед ней самоотвержение и несчастную любовь, тогда как он только подлец и шалапай.

Я вынужден обратиться к Вам с просьбой положить конец всем этим проделкам, если Вы хотите избежать нового скандала, перед которым я, поверьте мне, не остановлюсь.

Имею честь быть, Господин барон. Ваш покорный и послушный слуга, Александр Пушкин.

В полной тишине звучит стихотворение А.С.Пушкина «Бессонница» 1830 г.                                                                                                             1 ведущий:

Мне не спится, нет огня;                       Всюду мрак и сон докучный,                          Ход часов лишь однозвучный "    Раздается близ меня,                                 Парки бабье лепетанье,                       Спящей ночи трепетанье,                            Жизни мышья беготня                               -Что тревожишь ты меня?                          Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот                           Мной утраченного дня?                       От меня чего ты хочешь?                     Ты зовешь или проречешь?                  Я понять тебя хочу,                   Смысла я в тебе ищу...

Звучит «Апассионата». На фоне музыки ведущие читают условия дуэли между Пушкиным и господином бароном Жорже/и Геккерном.

1.Противники становятся на расстоянии 20 шагов друг от друга, за 5 шагов

назад от двух барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам,        

2.Сверх того принимается, что после первого выстрела противникам не дозволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же расстоянии.

3.Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, если не будет результата, поединок возобновляется на прежних условиях: противники становятся на том же расстоянии в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

4.Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте дуэли.

5.Ниже подписавшиеся секунданты этого поединка, обличенные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своею честью, строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Константин Данзас        инженер-полковник

Виконт д'Аришак        атташе французского посольства.                                   

Звучит «Пастораль» Г.Свиридова.                                                                                     2 ведущий:

В решительный день 24 января, в день дуэли, Пушкин находился с утра в
возбужденном, бодром и веселом настроении. Встал весело в 8 часов -
после чего много писал - часу до 11, с 11-обед.

3 ведущий:

        2.Его спокойствие было удивительным, он занимался своим
«Современником» и за час перед тем, как ему ехать стреляться, написал
письмо к Ишимовой А.О.- сочинительнице «Русской истории для детей»;

1        ведущий:

«Милостивая государыня, Александра Осиповна!

Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше

приглашение. Покамест, честь имею препроводить к Вам Гарри Корнуола. Вы

найдете в конце книги пьесы, отмеченные карандашом, переведите их как

умеете - уверяю Вас, что переведете как нельзя лучше.

Сегодня я нечаянно открыл Вашу историю в рассказах и поневоле зачитался.

С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивая государыня, Вашим покорнейшим слугою А.Пушкин.

2        ведущий:

        З. Увидел в окно Данзаса, в дверях встретил радостно. Вошли в кабинет,
запер двери. Через несколько минут послал за пистолетами.

3        ведущий:

        4. После отъезда Данзаса начал одеваться, вымылся весь, одел все
чистое, велел подать бекеш, вышел на лестницу. Возвратился. Велел
подать в кабинет большую шубу, и пошел пешком до извозчика. Это было
ровно в час дня.

Экскурс в прошлую беззаботную счастливую жизнь Пушкина.                                                                     Учащиеся представляют свои сообщения на тему «Ценитель женских сердец».

Музыка затихает. Звучит стихотворение Л.Филатова:                                        

    4 ведущий:

Знаешь, где-то там вдали

В светлом серпантинном зале

Молча встала Натали

С удивлёнными глазами.                                                                                  В этой пляшущей толпе,                                                                  В центре праздничного зала,                                                               Будто свечки по тебе,                                                                                  Эта женщина стояла.

Встала - и белым - бела,

Ручки молча опустила, Значит, все-таки была, Значит, все-такилюбила.

Друг мой, вот вам старый плед, Друг мой, вот вам чаша с пуншем. Пушкин, Вам за тридцать лет, Вы совсем мальчишка, Пушкин!

Звучит «Пастораль» Г.Свиридова:

2 ведущий:

 Было около 4 часов. Выпив стакан лимонаду или воды, Пушкин с Данзасом вышли из кондитерской. Они сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту.

На Дворцовой набережной они встретили в экипаже госпожу Пушкину. Данзас узнал, и надежда в нем блеснула, встреча эта могла поправить все, Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону.

С. Рахманинов «Вокализ» или Аве Мария. Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Мадонна»:

1 ведущий:  В последние часы перед дуэлью он , конечно, думал только о ней

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель,               Чтоб суеверно им дивился посетитель,     Внимая важному сужденью знатоков,

« В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель  Они с величием, он с разумом в очах                 Взирали, кроткие, во славе и в лучах,                         Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания, Творец                             Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

5 ведущий:

.

В день поединка друзья везли противников через место шумного гулянья, несколько раз останавливались, роняли нарочно оружие, надеясь еще на благодетельное вмешательство, но все усилия и намеки остались безуспешными.

2 ведущий:                                                                                        Интерес к жизни и творчеству не иссякает, напротив разгорается. Поэт, балагур, любитель праздной жизни никогда не скрывал от современников и от будущих поколений своих прегрешений, слабостей, заблуждений, никогда не стремился казаться лучше.

Учитель:                                                                                             

 Предлагаю поучаствовать в загадочном расследовании некоторых тайн из жизни Александра Пушкина.

Просмотр фильма-расследования «А.Пушкин. 29-ая дуэль»

Обсуждение фильма учащимися 9-ых классов.

Учитель. Завершая наше мероприятие, хочется оправдать поэта совсем. И пусть та фраза « Ай да, Пушкин, ай да……… !» воспринимается вами как пожелание быть похожими на него . А он и через века «зайдёт невидимо и сядет между вами»….

Просмотр фильма «Пушкин. Последняя дуэль»

Учитель: До новых встреч с Пушкиным…Александром …Сергеевичем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «…Гений Игорь – Северянин…»Участники – ученики 11 класса

1. Знакомство с жизнь и твочреством поэта2. Развитие навыков монологической речи учащихся, умение выразительно декламировать стихотворения И. Северянина3. Привлечение слушателей и участников композици...

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "УЛЫБКА КРАСОТЫ",ПОСВЯЩЁННАЯ ТВОРЧЕСТВУ А. А. ФЕТА

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся среднего школьного возрастаТема: литературно-музыкальная композиция «Улыбка красоты», посвящённая творчеству А.А.Фета.Тип урока (внеклассного меропри...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С.Пушкину "Но жив талант, бессмертен гений..."

Не найдешь сегодня на бескрайних российских просторах человека, которому незнакомо светлое имя - Пушкин, имя, которое стало олицетворением России.  Его читали и продолжают читать. Ибо "Пушкин - п...

Классный час. Литературно – музыкальная композиция «Ты, чистейшей любви торжество!»

Сегодня мы прославляем женщину – мать. В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается День матери России в соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.1998 года №120. Инициатива учреждения ...

литературно-музыкальная композиция От чистого истока

литературно-музыкальная композиция От чистого истока...

Литературно-музыкальная композиция "Душа моя чиста" (по творчеству Н. Рубцова)

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Н. Рубцова с презентацией в 3 частях...

литературно-музыкальная композиция "Чистый и просветленный лик донской земли в произведениях В.А. Закруткина"

Целью данного мероприятия стало изучение культуры, истории района, воспитание любви к своей малой родине через прозаические  произведения В.А. Закруткина....