Юмор в рассказах А..П.Чехова
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

урок с точки зрения деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_chekhova.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

А.П. Чехов (1860 - 1904)

Юмор в рассказах А.П. Чехова

Если шутка прячется за

серьезное – это ирония,

если серьезное за шутку – это юмор.

Артур Шопенгауэр

        Цели: 1) сформировать представление о жизни и творчестве А.П. Чехова

                     2) проанализировать произведение «Злоумышленник»:

                       Наблюдение над языком персонажей; характеристика главных героев, продолжить словарную работу: человеческое, достоинство, невежество, просторечия;

                   3) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

Ход урока:

I Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, садитесь. Я рада пригласить вас в очередное, увлекательное путешествие, в удивительный мир русской классической литературы.

- Ребята! Над какой темой мы продолжаем работать в течение последних уроков? (Творчество А.П. Чехова)

- Как вы усвоили эту тему? (Хорошо)

- Значит, сегодня вы познакомитесь с новыми знаниями. Как вы будете это делать? ( 1) Повторим необходимый материал, 2) Выполним пробные задания, 3) Поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ решения проблемы).

- С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- Давайте вспоминать. Из истории мы знаем, что после убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «О кухаркиных детях!.

- Кстати, что это за указ? Кто помнит? (…)

- Верно! В это время А.П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделённость русского народа в просвещении и культуре, отсутствии уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», - признавался А.П. Чехов. Писатель всю жизнь, все творчество посвятил борьбе за человеческое в человеке.

- Как вы понимаете это выражение: «Все творчество посвятил борьбе за человеческое в человеке?»

( 1) Я думаю, что человеческое – это доброта, порядочность, любовь к родителям, родному дому, стране).

(2) Умение радоваться жизни, любить, не врать, уметь по-доброму относиться к другим людям, а главное быть гуманным).

- А что значит гуманность? (Человечность, человеколюбие). Обратимся к словарю Ожегова.

- Вот каким человечным (гуманным) был А.П. Чехов, несмотря на все перипетии судьбы! Детство было нелёгким. Он родился в Таганроге, только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного, жизнерадостного детства. Чехов говорил: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери. На всем лежал отцовский запрет: бегать нельзя было, потому, что сапоги побьешь; шалить запрещалось оттого, что балуются только «уличные» мальчики; играть с товарищами – пустая и вредная забава, товарищи бог знает чему научат.

- Ребята! Как вы думаете, какой следующий шаг мы должны сделать, чтобы разобраться в жизни Чехова? (Повторить биографию Чехова).

- Какие факты биографии вам наиболее запомнились? Показались интересными? (Ответы учащихся).

III Выявление места и причины затруднения

- Ребята! Как вы знаете, что Чехов писал рассказы. Они были кратки. Он говорил: «В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать, а юмор помогает выжить».

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. (Учитель читает эпиграф).

- Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла эти слова? (т.к. речь пойдет о юморе в рассказах Чехова).

- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Ответы учащихся).

- Как можно было бы сформулировать тему нашего урока? (Запись на доске и в тетради «Юмор в рассказах Чехова»).

- Ребята! Новаторство Чехова проявляется в умении просто, точно и предельно кратко изобразить правду обыденной жизни. В этом мы сейчас и убедимся, прочитав и проанализировав рассказ «Злоумышленник».

- Чтение рассказа по ролям:

         Автор –

         Судебный следователь –

         Денис Григорьев –

IV Построение проекта выхода из затруднения

- После прочтения произведения, ребята, как вы думаете, какова наша цель, учитывая эпиграф? (Выяснить над чем смеется автор).

- Правильно! Молодцы!

- Что смешно, а что грустно в рассказе? (Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга).

- Как вы понимаете, что такое юмор?

Запись на доске, словарь: «Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех веселый, доброжелательный».

- Подберите однокоренные слова. (Юмор, юмореска, юморина, юмористический).

- Каким может быть юмор? (Дружеский, веселый, добрый, тонкий, грубый, трогательный).

- А что обычно стоит за юмором в рассказе.

- Для чего он нужен? (Поднять настроение).

- Какие эпизоды из сказок, повестей вызывали у вас веселый, добродушный смех?

- Назовите авторов юмористических, сатирических произведений? (М. Зощенко «Баня»).

- Ребята Чехов не только смешит нас своими рассказами, он высмеивает, обличает человеческие пороки. Поэтому в связи с этим нужно говорить не о юморе как таковом, а о сатире.      

- Как вы думаете, что же такое сатира?

Запись на доске, словарь: Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика деятельности человека, явления.

V Реализация построенного проекта.

Работа в группах.

А теперь давайте составим характеристику главных действующих героев по плану:

Денис Григорьев/ Судебный следователь

а) место занимаемое  героем в обществе;

б) положение героя в обществе;

в) портретная характеристика;

г) речевая характеристика.

- Ребята! Я думаю, что вы все слышали выражение: «Встречают по одежке, провожают по уму».

- Какова портретная характеристика Дениса Григорьева? (Портрет Дениса свидетельствует не столько о бедности, сколько о неопрятности. Чехов всегда выступал за уважение в человеке человека).

- Молодцы! Верно! Другими словами, за уважение человеческого достоинства.

- А что такое достоинство?

Работа со словарем? Добыть информацию.

 Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

- Т.о., слово достоинство – синонимично слову «САМОУВАЖЕНИЕ».

VI Первичное закрепление во внешней речи

- А уважает ли себя Денис Григорьев?

- Как думают работающие в группах?

- Давайте посмотрим на речевую характеристику героя? (Речь Дениса Григорьева отличается тем, что слов он фактически не произносит, а когда он начинает говорить, сам подчас не понимает смысла сказанного).

- Найдите в тексте слова, подтверждающие это? (стр. 306)

- Каково положение в обществе? (Он обыкновенный крестьянин, обычный рабочий человек).

Vll Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь обратим внимание на другого героя рассказа – судебного следователя.

Сразу хочу подчеркнуть, что он представляет государство и Закон.

САМОПРОВЕРКА

- Продолжите работу в группах и ответьте на вопросы:

1) Дает ли автор портрет следователя? (нет).

2) Называет ли его имя? (нет).

3) Почему? (Он лишен в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Его речь повторяет язык казенных бумаг).

- Ребята! Найдите в речи следователя элементы официально-делового стиля?(стр. 305, 307, 308).

- Кстати, что это за стиль, что для него характерно? (Ответы).

(Официально-деловой стиль – заключает в себя слова – термины и много стандартизированных словосочетаний, а  эмоционально-оценочные личностные слова, отвергает вовсе).

- Ребята! Какой можно сделать вывод? Попробуйте сформулировать сами. (В рассказе два русских человека, говорящие на разных языках и не понимающие языка друг друга).

Vlll Включите в систему знаний и повторения

- Ребята! Обратите внимание на интонацию, произношение реплик главными героями, как через голос передать их характер? Донести комический эффект рассказа? (Денис говорит хриплым голосом, с неохотой. У Следователя интонация меняется от возмущения и крика, и опять возвращается к спокойной деятельности).

- Как вы понимаете значение слова злоумышленник? (…).

- Можно ли так назвать Дениса Григорьева?

- Считает ли его злоумышленником Следователь? (…).

- Автор? (…).

lX Рефлексия учебной деятельности

- Как вы думаете, мы достигли сегодня на уроке поставленной цели? (Да).

- Докажите (вспомнили творчество А.П. Чехова, читали и анализировали рассказ, обратили внимание на детали, юмор, достоинства и т.д.).

- В чем вы испытывали затруднение? (…).

- Что помогло их преодолеть? (групповая работа, учитель, алгоритм действия).

- Оцените свою деятельность на уроке? (…).

- Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома.

Домашнее задание:

Изучить теоретический материал (записи в тетради), а тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание:

Составить сценарий фильма, продумать внешность, поведение, характер действующих лиц.

Разделите сцену на кадры. Наметьте содержание каждого кадра, обстановку действия, интерьер, цветовое и звуковое оформление, закадровый текст.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"

Урок литературы в 5 классе с использованием ИКТ....

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....