конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
план-конспект по литературе

Ионова Нина Викторовна

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". 

Цели:

1.     Обучающие: расширить и углубить представления обучающихся о личности А.П.Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского стиля; обучить приемам исследования художественного текста;  сравнительной характеристике произведений разных авторов, разных эпох.

2.     Развивающие: совершенствовать читательские умения, в том числе умения анализировать произведение на трех уровнях: фактурном, подтекстовым, концептуальном; интерпретировать художественные детали; развивать творческое воображение, логическое мышление, умение формулировать выводы.

3.     Воспитывающие : вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблем нравственного выбора.

Оборудование. мультимедиапроектор, тексты рассказов А.П.Чехова «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре», хрестоматия по литературе 10 класс, раздаточный материал (таблица для сравнительной характеристики героев литературного произведения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx239.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Конспект открытого урока по литературе

 в группе 1-Б9-15-2 по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

        

        Преподаватель: Ионова Нина Викторовна.

Сосновское 2019 г.

Тема урока: «Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы «футлярных людей в рассказах А.П.Чехова»

Его врагом была пошлость,

Он всю жизнь с ней боролся.

М.Горький.

Цели:

  1. Обучающие: расширить и углубить представления обучающихся о личности А.П.Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского стиля; обучить приемам исследования художественного текста;  сравнительной характеристике произведений разных авторов, разных эпох.
  2. Развивающие: совершенствовать читательские умения, в том числе умения анализировать произведение на трех уровнях: фактурном, подтекстовым, концептуальном; интерпретировать художественные детали; развивать творческое воображение, логическое мышление, умение формулировать выводы.
  3. Воспитывающие : вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблем нравственного выбора.

Оборудование. мультимедиапроектор, тексты рассказов А.П.Чехова «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре», хрестоматия по литературе 10 класс, раздаточный материал (таблица для сравнительной характеристики героев литературного произведения).

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Обзор. Викторина.
  3. Проблематика цикла рассказов «Маленькая трилогия»
  4. Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
  5. Домашнее задание. Сравнительная характеристика героев рассказа А.П.Чехова «Ионыч» и рассказа В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро» (старцев и Солодовников).

Ход урока.

  1. Оргмомент. Учитель приветствует учеников, гостей, отмечает отсутствующих, оглашает тему урока, план  урока.

  1. Обзор жизни и творчества А.П.Чехова.

Доклад с презентацией готовят 2 ученика самостоятельно.

Ведущий 1

Антон Павлович Чехов родился 17января 1860 года в Таганроге (слайд 3) в семье купца. Отец и дед его были крепостными. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.

Отец, Павел Егорович (слайд 4), будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле "колониальными товарами" (слайд 5). Но больше всего он увлекался церковным пением. Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца деспотичный характер и часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Ведущий 2

Антон Павлович Чехов был третьим ребёнком в семье (слайд 6). Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах.

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.

В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (слайд 7,8). Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.

В гимназии Чехов  получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

Ведущий 1

Ещё в 1874 году дела у отца Павла Егоровича пошли совсем плохо, у него накопилось много долгов. Через два года он вынужден был тайно уехать из Таганро в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, он остался доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание.

В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге (слайд 12) и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета (слайд 13). В 1884 году он окончил курс университета (слайд 14) и начал работать уездным врачом в Воскресенске, в больнице (слайд 15), заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

Чехов уже студентом начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических (слайд 16): московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза».

Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте (слайд 17).

Ведущий 2

Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы (слайд 18) — «Сказки Мельпомены», «Пестрые рассказы», «Невинные речи» и «В сумерках». В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.

Оканчивая университет (слайд 19), он уже был автором таких великолепных произведений, как "Хамелеон" (слайд 20), "Толстый и тонкий" (слайд 21), "Смерть чиновника" (слайд 22),"Хирургия" (слайд 23), "Жалобная книга" (слайд 24), чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия» (слайд 25) , которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве.

Ведущий 1

В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина (слайд 27,28). Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем.

По настоянию издателя А. С. Суворина (слайд 31) Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора». Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома» (слайд 32), «Ванька» (слайд 33), «Мальчики» (слайд 34). Сборник получил высокую оценку учителей

Ведущий 2

Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними (слайд 35). Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» (слайд 36) и «Белолобый» (слайд 37) он адресовал именно детям.

Ведущий 1

В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу (слайд 38).

На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 39). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок.

История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» (слайд 40). Чехов пишет: «Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст... размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей... Виноваты не смотрители, а все мы. Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6».

Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

Ведущий 2

С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке (слайд 41). Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» (слайд 42) , а также встречался с известными писателями, художниками и актерами. Флигель сохранился до нашего времени

Ведущий 1

В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой (слайд 43), где сейчас работает один из главных чеховских музеев (слайд 44). Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей (слайд 45), открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения (слайд 46).

В мелиховский период было написано 42 произведения (слайд 47).

Ведущий 2

В 1898 году Чехов переехал в Ялту (слайд 55), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан (слайд 56, 57, 58).

В конце 1880-х годов Чехов много писал для театра.

Непонятая актерами и зрителями, в 1896 году потерпела провал его пьеса «Чайка», но уже через два года, в постановке молодого Московского художественного театра эта пьеса имела триумфальный успех и стала символом нового театра.

Там же были поставлены пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад»), которые с тех пор не сходят со сцен театров всего мира (слайд 60,61).

Ведущий 1

В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра Ольге  Леонардовне  Книппер (слайд 62).

Ведущий 1

В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер (слайд 63, 64).

15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался (слайд 65).

Ведущий 2

Антон Павлович Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (слайд 66).

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира (слайд 67).

Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова (слайд 68)

  • В каком году и где родился А.П. Чехов? (слайд 69)
  • Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов? (слайд 70)
  • Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета? (слайд 71)
  • В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель? (слайд 72)
  • Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими произведениями? (слайд 73)
  • Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 74)
  • С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? (слайд 75)
  • Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? (слайд 76)
  • Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете? (слайд 77)
  • Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете? (слайд 78)
  • С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? (слайд 79)
  • Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? (слайд 80)
  • В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения? (слайд 81)
  • Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете? (слайд 82)
  • Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 83)
  • Назовите известные вам чеховские места (слайд 84).
  • Где похоронен А.П. Чехов? (слайд 85)
  1. «Его врагом была пошлость…» Проблематика рассказов А.П.Чехова «Маленькая трилогия»

Перед началом этого этапа урока учитель проводит словарную работу. Учащиеся разбирают значение слов, записывают эти значения в тетрадь.

Работа в группах. 

Каждая группа в качестве домашнего задания готовила пересказ одного из рассказов с анализом.

Первая группа: пересказ и анализ рассказа А.П.Чехова «О любви»

Вопросы учителя:

  • Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  • Жалько ли вам героев?
  • В чем причина их несчастливой любви: виноваты обстоятельства или сами герои?

Вторая группа: рассказ «Крыжовник»

Вопросы учителя:

  • Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Как вы можете оценить его мечту?
  • С какой целью рассказана эта история?
  • Почему автор говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в о усадьбе»?
  • Почему рассказ так называется? Есть ли в  названии символический смысл?

Третья группа: рассказ «Человек в футляре»

  • Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек  в футляре»?
  • Как ведут себя другие по отношению к Беликову, протестуют ли они?
  • Почему умер Беликов?
  • Как можно понять фразу: « Хоронить таких людей – большое удовольствие»?

Четвертая группа – группа аналитиков: анализ, выводы, обобщение.

Данные выводы записываются в тетрадь:

Олюбви»         

Алехин побоялся выйти из своего футляра, чтобы самому сделать свою жизнь яркой и интересной, побоялся взять на себя ответственность за другого человека. Он предпочел «вернуться в Софьино», то есть в свой футляр. 

«Крыжовник»

В мечте о собственном крыжовнике нет, конечно, ничего предосудительного. Но если эта мечта превращается в футляр, которым человек отгораживается от горестей и радостей человеческих, это губит прежде всего его самого. Такая жизнь  недостойна человека. И таких людей, спокойно процветающих в собственном футляре, равнодушных к чужому горю, – большинство.

«Человек в футляре»

Что имеет в виду автор, говоря о футляре, которым старался окружить себя Беликов?  Становится ясно, что футляр – это не столько внешняя оболочка, сколько жизненная позиция. Смысл ее выражен фразой: «Как бы чего не вышло!»

  1. Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

тема и идея рассказа.

Тема: протест против пошлости, обывательщины и самовырождения человека.

Идея:  Берегите в себе человека!

Обучающиеся работают в группах.

Задание.

Дайте название главам. Выделите в них главную мысль и подберите к каждой главе эпиграф из текста. Покажите, как автор изображает главного героя и его путь.

В качестве вывода каждая группа заполнит соответствующую ступеньку воображаемой лестницы (вверху название и эпиграф, а внизу материальное положение героя на тот момент времени)

I группа

Первую главу новеллы можно озаглавить “Весна жизни”. Молодой доктор Д.И.Старцев, полный энергии и высоких стремлений, приезжает в Дялиж, в земскую больницу. Перед ним заманчивое будущее: “…помогать страдальцам, служить народу…” Возможно, как и каждого молодого человека, его ожидает впереди любовь… Доктор безотчетливо счастлив, полон надежд, желаний, хотя он беден, вынужден ходить пешком к больным по многу километров. Эпиграфом можно взять слова: “Какое это счастье быть земским врачом!” Эти слова выражают мироощущение нашего героя.

Длинный и скучный роман Веры Иосифовны будит какие-то смутные, но “хорошие мысли”. Шумная и однообразная игра Котика не нравится, но увлекает сама Котик. Старцеву очень хорошо, и даже пошлые, приевшиеся остроты хозяина дома ему нравятся, потому что слышит Старцев их впервые. Герой чувствует себя счастливым и желает счастья, любви, добра всем и себе. У него всё впереди – это поистине весна жизни человека.

(Ребята рисуют на доске ступеньку лестницы, на которой пишут название главы “Весна жизни”, а под ступенькой материальное положение героя.)

http://festival.1september.ru/articles/599731/img1.gif

II группа

“Любовь» – так можно озаглавить следующую главу, потому что в ней рассказывается о том, как завязываются отношения у Дмитрия Ионыча с Котиком. А эпиграф: “…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…”

Прямо Чехов не изображает роман героя с Екатериной Ивановной, а использует излюбленный прием – художественную деталь. Это любимая скамейка в саду.

“Прошло больше года… в трудах и одиночестве…” Старцев трудится и все это время не мог побывать у Туркиных, но одиночество заставило его принять приглашение Веры Иосифовны. Старцев стал часто бывать в доме “самого талантливого семейства” города С., но уже не ради мигрени хозяйки, а ради Котика. Перед читателем предстает и среда, в которую попал герой: фальшивая, неискренняя, однообразная, пошлая. Кратко, пунктирно, Чехов намечает путь Старцева, надеясь на сотворчество читателей, использует подтекст. Свидание на кладбище – самая поэтическая страница в новелле и самый поэтический момент в жизни Старцева, после которого “…и точно опустился занавес…”. Здесь Старцев “сгорел”. После этого фраза: “Я устал… Ох, не надо бы полнеть!”). Доктор располнел, и к тому же у него уже появилась пара лошадей – красноречивые детали, свидетельствующие об улучшении его материального положения.

Старцев поднялся на ступеньку материального благополучия, но опустился в духовном развитии, потускнел его духовный облик. И снова чеховская деталь: пейзаж. Если в I главе – весна, то во II – осень. Поэтому ступени жизненной лестницы Старцева ведут не вверх, а вниз.

Постепенно в ходе рассуждений учащихся рисуется воображаемая жизненная лестница доктора Старцева, которая ведет не вверх, а вниз. Полное объяснение этому ученики дают в конце урока.

Третью главу можно озаглавить “Крах”, а эпиграфом могут быть слова:“И жаль было своего чувства, этой своей любви…”

Всего сутки отделяют события III главы от II . Но эта новая глава в новелле – новый и переломный момент в жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, а от этого и охлаждение к своему делу, первые признаки духовной лени. Чехов немногословен, но читателям уже ясно, что недалеко то время, когда серая повседневность потушит огонь души, усыпит его совесть, опустошит душу. Старцев хочет сделать предложение, но какие-то ничтожные причины мешают ему. “А любит ли Старцев? Хочет ли на самом деле объяснения?” – сомневаемся мы. И вот он объясняется. И где же? Верный своему ироническому таланту, Чехов показывает объяснение Старцева в клубе, где в шуме и суете трудно быть услышанным. А поэтому Старцев кажется смешным. Чехов иронизирует над героем. Он его уже не любит! Читатели видят, что герой ни на что не способен в отличие от Екатерины Ивановны, которая действительно совершает поступок, уезжая из дома с желанием посвятить себя искусству. К тому же Старцев недолго и переживает, так спокойней. Отсюда и ленивый, почти старческий вздох “Сколько хлопот, однако!”

Старцев вступил в новую фазу своей жизни.

III группа

“Последняя вспышка” можно назвать четвертую главу, а эпиграфом к ней будут слова: “И огонек в душе погас…”

Прошло четыре года. У Старцева большая практика в городе, тройка лошадей с бубенчиками и одышка. Сам “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком…”

Он одинок, ни с кем не сходится близко. У него появляется одно развлечение (кроме игры в карты), в которое он втянулся мало-помалу…

Старцев потерял вкус к жизни, одна работа еще держит его “на плаву”, “что-то мешало ему чувствовать, как прежде…”

“Последней вспышкой” жизни можно считать посещение Старцевым семьи Туркиных, в которой ничего не изменилось. Какой застой лучше: у Туркиных или у Старцева? Ни то, ни другое. Старцеву неприятно вспоминать о своей любви и вообще производить какую бы то ни было душевную работу. На живое движение чувств Екатерины Ивановны он беспокойно подумал: “А хорошо, что я тогда не женился”. Огонек в его душе окончательно погас. Что дальше? “Сон души”.

IV группа

“Финал” – название пятой главы, эпиграфом к которой могут служить слова: “Куда это Ионыч едет?”

Что произошло со Старцевым? Почему он стал таким безразличным, тяжелым и раздражительным? Об этом пятая глава.

В четвертой главе писатель судит общество города С. устами Старцева, а в пятой произносит приговор самому Старцеву. Неприязнь автора к своему герою переходит в горечь и боль за человека, которого Старцев погубил в самом себе. Здесь Чехов использует прием, которым пользовался Гоголь в “Мертвых душах”: отнесение людей в неодушевленный ряд через сопоставление с неживым предметом. А.П.Чехов сравнивает Старцева с истуканом, “языческим богом”. Из молодого, подающего надежды доктора, который был счастлив тем, что мог служить страдальцам, который желал счастья, любви и добра всем и себе самому, Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, в заплывшего жиром мизантропа, в “языческого бога”. Прием градации, используемый Чеховым, особенно подчеркивает трагизм повседневно-будничного существования, приводящий к духовному оскудению личности, к духовной деградации.

http://festival.1september.ru/articles/599731/img2.gif

Вывод.

– Посмотрите на лестницу, которая у вас получилась. Какую закономерность она отражает?

Чем выше становится материальное благополучие Старцева, тем ниже опускается он по лестнице жизни.

  1. Домашнее задание.

Рассказ Чехова "Ионыч" интересно сопоставить с рассказом Шукшина "Шире шаг, маэстро!"

Между этими рассказами почти 100 лет. Главная идея рассказа Чехова -- показать духовную деградацию человека, а у Шукшина?

Задание :

Сопоставьте эти рассказы по следующим параметрам. Оформите свой ответ в виде таблицы.  

Ниже приводится готовая таблица, которую учитель на последующем уроке доводит с учащимися до логического завершения.

 

А. П. Чехов. «Ионыч»

В. М. Шукшин. «Шире шаг, маэстро!»

Герой

Герой -- врач земской больницы Дмитрий Ионович Старцев.

Герой -- врач сельской больницы Солодовников.

Возраст

Около 24-25 лет.

24 года.

Жизненная позиция

"Мог жаловаться ей на жизнь, на людей"; "и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь".

"Они еще писали друг другу, жаловались и острили".

Отношение к своему делу

Он хороший врач, иначе не был бы так популярен. "Спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным".

"У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть".

"...Но все же он не бросает земского места; жадность одолела".

Остается профессионалом, но врач должен сочетать в себе профессионализм и гуманизм.

Разговор о трактористе, у которого язва. Солодовников, забыв, что сам отправил его в район, решил оперировать. Девушка с мениском. Опять отложили операцию, "легко согласился".

 НО: в мечтах он на вершине славы. "...Работа, работа, работа. Изнуряющая. Радостная. Смелая. Подвижническая. Любовь населения. Уважение". "Надо жить крупно". Вывод: Солодовников не показан как врач

Интерес к пациентам

Пациенты ни того, ни другого не интересуют

Общественная
позиция

Молчание. "Старцев избегал разговоров"; "садился и ел молча"; "всегда  сурово молчал".

История с железом. Отказ прочитать лекцию.

Проведение свободного времени

"От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением". "Было у него еще одно развлечение... по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой".

"Вечером они уговорились -- компанией в пять-шесть человек -- играть в фантики и целоваться".

Любовь

"Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал". "Успокоился и зажил по-прежнему". "Любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней".

" Тут что-то такое... Сердчишко у врача вздрагивает. Малость она, правда, вульгаритэ: носик. К тридцати годам носик этот самый на лоб полезет".

Как называют

"Поляк надутый". "Ионыч".

"Зрителей нет, вот причина... я актер". "Маэстро".

Окружающая среда

Туркины -- пошлость, однообразие. "Обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было подумать, о чем говорить с ними". Старцев и окружающие его люди -- явные противоположности.

"Заботливая, недалекая хлопотунья Анна Афанасьевна, главврач"; "мужик, не дающий сена охапку"; "завскладом Морозов". У Солодовникова и окружающей его компании нет противостояния.

Отношение к природе

Лунная ночь, проведенная на кладбище, обнаружила в нем чуткость к природе, понимание ее гармонии, что привело к пробуждению мечтаний.

Солнце, весна рождают жажду "жить крупно". "Отныне все берем в свои руки". "Удар -- и все сначала". Также пробуждаются мечтания.

Мечты

Мечты о страстных объятиях, о ласках.

"К пятидесяти годам надо иметь... кафедру в Москве, сотню учеников и огромное число работ. Не к пятидесяти, а к сорока пяти". Мечты о славе.

Время изменения человека

От Дмитрия Старцева до Ионыча примерно 10 лет

От мечтаний о славе, работе до обычного обывателя -- один день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по творчеству А.П. Чехова

Конспект урока по литературе в 7 классе по тврчеству А.П. Чехова на тему "Два лица России в рассказе А.П. Чехова "Злоумышленник"....

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Конспект урока по литературе 10 класс "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"

Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"...