Конспект урока по литературе в 7 классе по творчеству А.П. Чехова
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока по литературе в 7 классе по тврчеству А.П. Чехова на тему "Два лица России в рассказе А.П. Чехова "Злоумышленник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 56_chehov_zloumyshlennik.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 56 по дисциплине «Литература» в 7 классе

Тема занятия: Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: рассказ учителя с элементами беседы.

Методы обучения: рассказ учителя, беседа по вопросам.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– познакомиться с рассказом «Злоумышленник»;

б) развивающие:

– развивать эстетический вкус учащихся;

– продолжить работу по развитию мыслительных операций (отбор и анализ материала по заданным вопросам): способность характеризовать литературных персонажей;

–  развивать навыки пересказа с изменением лица рассказчика;

в) воспитательные:

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

 способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.

Оборудование: иллюстрации Пономаревой к рассказу «Злоумышленник».

Теория литературы: жанр рассказа (расширение понятия).

Словарная работа: бакалейная лавка, дровяной склад, постановление.

Эпиграф: 

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.)

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.)

Сегодня тема урока «Два лица России в рассказе А.П. Чехова “Злоумышленник”». Наша задача – познакомиться с рассказом «Злоумышленник».

III. Проверка знаний учеников (5 – 7 мин.)

1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение рассказа одним или двумя учениками.

IV. Подведение итогов проверки (1 мин.)

V. Изложение нового материала (30 – 35 мин.)

1. Ученики вслух по ролям читают рассказ «Злоумышленник».

2. Беседа по тексту.

– Над чем мы смеемся в рассказе? (Два человека друг друга не понимают).

– Отчего нам грустно по прочтении рассказа? (Результат этого непонимания – арест Дениса, который не понимает своей вины.)

– Дополните текст репликами, которые прояснили бы ситуацию, сделали бы ее ясной и для Дениса, и для судьи. 

– Прочитайте воспоминания Горького.

– Почему Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла).

– Какие чувства вызывает у Горького собеседник Чехова, молодой юрист? Как мы узнаем об этом?

– А как вы думаете, что бы вы сделали на месте судьи? Напишите небольшое рассуждение на эту тему.

Ученики пишут мини-сочинение на эту тему, несколько желающих зачитывают их вслух.

3. Анализ текста.

А) Объясните значение слов:

  • пестрядинная рубаха (рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычной домотканой),
  • латаные порты, знамо (конечно, естественно),
  • живец (маленькая рыбка для ловли более речной рыбы),
  • выполозок (наружный покров насекомого, гусеницы – используется также для ловли рыбы),
  • учинить (сделать, совершить),
  • недоимка.

Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов: седьмого числа сего июля (седьмого июля этого года); Иван Семенов Акинфов (отчество имело ту же форму, что и фамилия, современная форма: Иван Семенович Акинфов); Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях).

Б) Вопросы по тексту.

– Как вы думаете, почему образ Дениса представлен в рассказе зрительно: описан его портрет, названо имя, а образ следователя – без имени и портрета?

– Как речь характеризует Дениса, следователя? Приведите примеры.

4. Творческое задание.

Попытайтесь написать сценарий этого рассказа, используя диалоги и давая характеристику персонажам и их действиям с помощью авторских ремарок.

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали…

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.)

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 – 2 мин.)

1. Подготовить чтение по ролям рассказов «Тоска», «Размазня».

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Литература: 7 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение.

Подпись преподавателя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по литературе 9 класс по творчеству Бунина "Птицы небесные"

Данная работа предназначена в помощь учителю при проведении урока по рассказу И.А. Бунина "Птицы небесные", в которой затронута проблематика ранних рассказов Бунина: поиски и понимание счастья....

Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»

Урок – исследование  по русской  литературе 20 века.   Дан  материал по  теме любви  в творчестве А.И.Куприна. На уроке  ведется наблюдение за тем, как рассматр...

Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество

Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...

Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".

Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....

"Жизнь и творчество Н.В. Гоголя" План-конспект урока по литературе 9 класс

Цель урока:1 Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;2 Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;3 Воспитывать интерес к творческим и жизн...