Урок по рассказу А. И.Куприна "Гранатовый браслет"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок по литературе в 11 класса на тему "Рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет", тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_granatovyy_braslet.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…»

И.А. Бунин.

Тип урока: комбинированный урок

Цели:

  1. Образовательная:  углубить  представления учащихся о мастерстве А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа и просмотра фильма, провести комплексный анализ произведения
  2. Развивающая:  развивать коммуникативные  навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление.
  3. Воспитательная: на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества, способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви.

Задачи:

  1. Выявление эпизодов романа, раскрывающих сущность жизненных позиций героев;
  2. Сопоставление жизненных позиций герое
  3. Соотнесение представлений о любви Желткова и других героев рассказа.

План урока:

  1. Орг.начало
  2. Постановка темы, целей и задач урока
  3. Просмотр слайдов на фоне фрагмента «Апассионаты» Л.В. Бетховена.
  4. Аналитическая работа с текстом
  5. Обобщение материала
  6. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. 2 Соната Бетховена,
  2. Портрет А.И.Куприна.
  3. Мультимедийная презентация

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Объявление темы урока.

Постановка целей и задач

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.  

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

2

Проверка усвоения прочитанного материала

  1. Беседа

  1. Рассказ о предыстории произведения

/работа с мультимедийной презентацией

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества А.И. Куприна.

Дома вы прочитали рассказ, просмотрели фильм.

Теперь обменяемся своими мнениями.

  1. О чем это произведение?
  2. Что нам даровано в этом мире?
  3. Что определяет жизненный путь человека?
  4. Что нам дает силы в этой жизни?

По вашим ответам, мы пришли к выводу, что главным человеческим чувством является любовь.

И рассказ «Гранатовый браслет» о любви, о том ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. Знаете ли вы, что в основу этого произведения положена реальная история.

Повествование об истории создания рассказа.2Гранатовый браслет А.И. Куприна.

Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел показать силу великой любви, «Которая повторяется только один раз в 1000лет» и «Чем же является любовь: Великим даром или сумасшествием?»

В конце мы должны ответить на этот вопрос

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, идет развитие диалогической и монологической речи.

Изучают слайды презентации и слушают учителя

3

Аналитическая работа с текстом

Музыкальная релаксация

Анализ эпизода 5 главы

Анализ 1 главы  

Анализ 10 главы

Прослушивание фрагмента 2 Сонаты Бетховена.

/групповая работа с текстом/

1группа – находит выразительные средства, при помощи которых автор передает состояние природы.

2 группа- сравнивает перемену погоды с настроением героев, выписывает слова, обозначающие запахи

1группа выписывает характеристики героев

2 группа - выписывает подарки именниницы

Общая работа класса – объясняют смысл названия произведения, обсуждают значение цветов гранатов

Находят в тексте слова, выражающие взгляды, слова писателя на любовь.

  1. Читают портретную характеристику главного героя
  2. Обращают внимание на его мимику и жесты
  3. Отвечают на вопросы,: «что чувствует княгиня на последнем свидании» «Какова судьба гранатового браслета»

Слушают музыку, читают эпиграф урока и высказывают свое мнение по вопросу: «Созвучны ли слова эпиграфа с сонатой Бетховена

4

Обобщение материала

Какой видит писатель истинную любовь?

Для Куприна это - основа всего земного.

Любовь должна основываться на высоких, искренних чувствах. Это величайшая тайна и величайший дар.

История чистой и наивной любви Желткова, его трагедия, заставили нас сопереживать, сострадать. Осталось много вопросов: А, что это было: «Любовь или сумасшествие?»

Чем была смерть  героя малодушием или силой?

Каждый волен отвечать по-своему.

Самое главное-это новелла не оставила нас равнодушными, мы научились вдумчиво  читать, размышлять и анализировать.

Мы должны понять, что главная ценность  это человеческая жизнь, со всеми ее радостями и горестями. Что человек возвышается, становится велик своей любовью

Слушают учителя, участвуют в беседе.

5

Подведение итогов урока

Комментирование работы класса, групп, отдельных учащихся.

Выставление оценок

Выставляют оценки в дневник

6

Домашнее задание

Напишите письмо одному из героев рассказа.

Записывают домашнее задание в дневник.

Спасибо за внимание!!!

Используемая литература:

  1. Аркин И.И. «Уроки литературы в 11 классе. М- 2004.
  2. А.И.Куприн «Повести рассказы в 2томах»Т.1. М-2002
  3. Полякова И. Крицкая Н. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»//Литература. Приложение к журналу 1сентября.2006№18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Предлагаемый урок литературы в 11-м классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» знакомит учащихся с творчеством замечательного русского писателя 20 века. Аналитическая беседа опирае...

Урок по рассказу А. И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет" в 11 классе. Тип урока:комбинированный...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Проектная деятельновть.Урок по рассказу Куприна "Гранатовый браслет".

Проектная деятельновть.Урок по рассказу Куприна...

Конспект урока по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

Показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, роль детали в рассказе, музыкальность произведения....

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...