Е.И.Замятин роман «Мы» (Урок - регламентированная дискуссия) 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок учит прповодить регламентированную беседу - дискуссию по заранее данным вопросам к произведению. привлекает внимание к возвращенной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.И.Замятин роман «Мы» (Урок - регламентированная дискуссия)

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет Е.И.Замятина (копия портрета В.М.Кустодиева), копии иллюстрации к роману «Мы» художника С.Вуколова, плакат с вопросами для обсуждения романа, плакат для словарной работы, список литературы романы-утопии, карточки с номерами вопросов, колокольчик, магнитофонная запись рок-группы "Наутилус Помпилиус" "Зёрна"

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Классу предлагается провести регламентированную беседу-дискуссию по заранее данным вопросам к роману. Для этого выбирается группа арбитража (23 человека). Они следят за соблюдением регламента (ответ на каждый вопрос длится не более пяти минут), прерывают ответ, если он выходит за границы вопроса. Класс разделён на 6 групп по количеству вопросов, каждая группа сидит кружком за двумя сдвинутыми столами. У доски в одном углу класса - стол арбитров, в другом - стол учителя. На столе арбитров - часы, колокольчик, карточки с вопросами. Отдельно от других стоит стол ассистентов учителя с магнитофоном. Ассистентов 2: 1 заранее готовит под руководством учителя сообщение о Е.И.Замятине, другой - технический, работает с магнитофоном

ХОД УРОКА

Урок начинается вступительным словом учителя о возвращённой литературе. Среди возвращённых имён - имя Евгения Ивановича Замятина. Цель вступительного слова - эмоционально настроить класс на восприятие сообщения о жизни и творчестве писателя. С таким сообщением выступает ассистент учителя. Ему предоставляется не более 10 минут.

Следующий этап урока - переход к роману «Мы». Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации к роману, говорит о реализме и авангарде в живописи, предлагает учащимся высказаться по поводу иллюстраций к роману художника Вуколова.

Затем учитель переходит к словарной работе. На плакате записаны только слова, значение их учитель даёт устно:

  1. Антиутопия - роман предостережение о трагическом будущем

человечества в жанре научной фантастики или сатирической

притчи.

В беседе с учащимися учитель выясняет, что они знают о жанре утопии, вспоминает работы французских социалистов - утопистов Кампанеллы («Город Солнца»), Томаса Мора («Золотая книга...»). Учитель говорит о том, что в XX веке создаётся жанр анти -утопия, обращается к списку романов - антиутопии, написанному на доске:

  1. Дж. Оруэлл «1984»
  2. Р. Брендбери «451 по фаренгейту»
  3. К. Фалдбакен «Страна Заката»
  4. Д. Хаксли «Этот прекрасный мир»
  5. В. Набоков «Приглашение на казнь»

Классу предлагается устно дополнить список другим произведениями

романа - антиутопии Замятина нужны будут такие понятия, как

тоталитарное государство, фанатизм. Эти слова тоже написаны на

плакате:

2.Тоталитарное государство - государство, общественно -

политический строй которого характеризуется деспотическим

вмешательством во все проявления жизни общества и в жизнь

отдельных личностей.

Учащимся предлагается дать антоним понятно «тоталитарное

государство» (правовое государство).

3. Фанатизм - страстная преданность убеждениям, основанная не на

знании, а на пустой, слепой вере, нестерпимость к любого рода чужим

убеждениям.

Учащимся предлагается назвать одну из идеологий, основанных на

фанатизме (фашизм).

Словарная работа занимает не более 7 минут урока. Теперь класс

подготовлен к разговору о романе. Лидеру каждого стола

предлагается взять билет с номером вопроса, который предстоит

освещать группе. Это не значит, что учащиеся не могут выступать по

другим вопросам в ходе дискуссии, но фундаментальный ответ они

дают на свой вопрос.

Во время подготовки к ответам включаем магнитофонную запись (3

минуты). Рок- группа «Наутилус Помпилиус» звучит на уроке

несколько неожиданно. Проблемный вопрос: почему выбрано именно

это музыкальное сопровождение урока? Как можно соотнести

современный рок с романом Замятина «Мы». Ответить на этот вопрос

ребята должны в конце урока.

Затем начинается освещение вопросов, которые известны были

классу заранее, по номерам, вытащенным лидерами групп. Вопросы

написаны на плакате:

  1. Какой тип государства изображён в романе? Какие его
    политический и социальный строй, наука, искусство? При каких
    условиях может быть создано такое государство?
  2. почему у героев романа нет имён? Можно ли убить в человеке
    индивидуальность? Докажите это образами романа.
  3. как решаются в едином государстве «Вечные проблемы» (счастье,
    любовь, мораль, свобода, смерть)? Как в этом отражается
    мировоззрение автора? В чём его идеал?
  4. Обью с нити роль Зелёной Стены в романе. Почему в Едином
    Государстве нет живой природы?
  5. видите ли вы аналогии художественным образом романа в
    реальной истории человечества? Какие?
  6. Почему роман «Мы» был запрещён в 1920 году? Почему он
    издаётся сейчас? Может ли он сыграть определённую роль в
    перестройке? Какую?

После ответа на каждый вопрос (группа использует в ответе текст романа) учитель даёт возможность классу, арбитрам задать контрвопрос. В том случае если класс затрудняется, учитель сам задаёт такой вопрос. Контрвопросы направлены уже не на воспроизведение текста романа, как те вопросы, по которым ребята готовились к уроку, а на конструирование проблемных ситуаций, которые собственно, и создают живую дискуссию на уроке Обсуждение каждого вопроса не должно длится не более 10 минут (вместе с контрвопросом). За этим следит группа арбитража. Контрвопросы могут быть следующими:

  1. Выдали неправильную (отрицательную) оценку тоталитарному
    государству в романе. Но ведь перед нами общество, к которому мы
    стремимся: в нём нет нарушения установленных законов, нет воров,
    уголовников, «женщин лёгкого поведения», а, следовательно, нет
    тюрем, везде порядок, чёткая система. Разве это плохо?
  2. Автор предлагает нам в качестве идеала жизнь за Зелёной стеной.
    Но мы видим и такие признаки этой настоящей жизни, как эротику,
    вино, табак. ... Не аморально ли это?
  3. Что такое свобода? Соотнесите определение Свободы в своих
    учебниках по обществоведению с пониманием Свободы в Едином
    Государстве. Ваше мнение об этом?
  4. Зелёная стена и Единое Государство -две стадии развития
    цивилизации: высшая и низшая. Автор подводит нас к мысли, что
    человечество, развиваясь, идёт к свое гибели. Согласны ли вы с ним?
  5. Почему все виды тоталитарных государств, прокатились почти
    одновременно в течении XX века по разным сторонам мира с
    различным политическим строем?

6. Может ли вообще литература влиять на жизнь общества? В конце дискуссии снова звучит рок - музыка, учитель возвращает ребят к проблемному вопросу, прозвучавшему в начале урока. Они говорят о том, что главная мысль романа - протест против тоталитаризма, инвелирования человеческой личности - это и мысль текстов лучших рок - групп, приводят примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

Регламентированная дискуссия " Здоровье- дороже золота"

Внеклассное мероприятие со старшеклассниками. Позволяет выяснить  отношение подростков к здоровому образу жизни....

Методические рекомендации для проведения регламентированной дискуссии на уроках литературы в старших классах

Как и для большинства преподавателей литературы, работающих в старших классах, передо мной многие годы стояла проблема организации итоговых уроков. Как сделать так, чтобы дать возможность каждом...

"Великая операция расчеловечивания" (Е. Замятин, роман "Мы")

Данная презентация может пригодиться учиелям 11 классов при работе над романом Е. Замятина "Мы"....

Интеграция ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: Иллюстрация к роману Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»

Интеграция урока  ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок  в 7 классе: по теме "Слово и изображение. Искусство иллюстрации"...

РАССКАЗ Е.И.ЗАМЯТИНА «ПЕЩЕРА» НА УРОКЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

С каждым новым учебным годом  Замятина становится всё  меньше в школьной программе. Классик русской литературы  не включен в список произведений для самостоятельного  чтения для уч...

Презентация "Регламентированная дискуссия на уроках"

Регламентированная дискуссия является одной из форм коммуникативно-диалоговых технологий.Целью регламентированной дискуссии является: выявить существующее многообразие точек зрения её участников...