РАССКАЗ Е.И.ЗАМЯТИНА «ПЕЩЕРА» НА УРОКЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
классный час (7 класс) на тему

Лежнёв Александр Владимирович

С каждым новым учебным годом  Замятина становится всё  меньше в школьной программе. Классик русской литературы  не включен в список произведений для самостоятельного  чтения для учащихся  среднего звена, одиннадцатиклассникам рекомендована «Русь».  Именно поэтому необходимо  школьным учителям обратиться к сочинениям Замятина хотя бы  на уроке внеклассного  чтения, чтобы донести  до учащихся ёмкое слово Замятина, дать возможность детям  войти в необычный мир его рассказов, повестей, статей и т.п., подышать воздухом тех нелегких для России, как и для всего мира, лет. Таким произведением  может стать рассказ  «Пещера».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz_peshchera_statya_lezhnyova_a.v.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             А.В. Лежнёв

                              РАССКАЗ  Е.И.ЗАМЯТИНА «ПЕЩЕРА»

                НА УРОКЕ ВНЕКЛАССНОГО  ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ

                              ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

        С каждым новым учебным годом  Замятина становится всё  меньше в школьной программе. Классик русской литературы  не включен в список произведений для самостоятельного  чтения для учащихся  среднего звена, одиннадцатиклассникам рекомендована «Русь».  Именно поэтому необходимо  школьным учителям обратиться к сочинениям Замятина хотя бы  на уроке внеклассного  чтения, чтобы донести  до учащихся ёмкое слово Замятина, дать возможность детям  войти в необычный мир его рассказов, повестей, статей и т.п., подышать воздухом тех нелегких для России, как и для всего мира, лет. Таким произведением  может стать рассказ  «Пещера».

        Написанный в 1920 году, он пришел к читателю в 1922-ом. К этому времени Замятин являлся автором таких знаковых сочинений, как «Уездное» (1913), «На куличках» (1914), рассказов «Дракон» (1918), «Мамай» (1920), романа «Мы» (1920). Писатель, рожденный на Тамбовщине,  получивший профессию  морского инженера в Санкт-Петербурге, участвовавший в революционных событиях  российской столицы, поработавший  в Англии (наблюдал  за строительством судов по русским заказам),   вспоминал в конце двадцатых годов, как был написан рассказ «Пещера»: «Веселая, жуткая зима 17-18 года,  когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома,  выстрелы, обыски, ночные  дежурства,  домовые клубы. Позже -  бестрамвайные улицы, длинные  вереницы людей с мешками,  десятки верст в день, буржуйка, селёдки, смолотый на кофейной мельнице овес. И рядом с овсом -  всяческие  всемирные затеи:  издать всех классиков всех времен и всех  народов,   объединить всех деятелей всех искусств, дать на театре  всю историю всего мира…»1 А вскоре Замятин почувствует и на себе  все  «прелести»  нового порядка в стране. «Ночное дежурство зимой, на дворе,1919-й год. Мой товарищ по дежурству -  озябший,  изголодавшийся профессор -  жаловался на бездровье: «Хоть впору  красть  дрова! Да все горе в том,  что не могу: сдохну, а не украду!» На другой день я сел писать рассказ «Пещера».2 Об  этом же времени М.И.Цветаева, побывавшая осенью 1918 года в Тамбовской губернии в  поисках продуктов  для семьи,   расскажет в «Вольном проезде». Это тоже суровая  правда, которой наполнены и другие  многочисленные документы эпохи.

        Именно о людях, оказавшихся  неожиданно обитателями пещер, о   том холоде, которым  удивительно мощно пропитан каждый абзац небольшого рассказа,  и следует начать разговор с учащимися по данному произведению.

_______________________

1 Замятин, Е.И. Повести. Рассказы.- Воронеж, 1986.-С. 33.

2 Замятин, Е.И. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2.- М..1990.-С.396.

       Во вступительном слове  учитель обязательно даст информацию, как жили  Петроград, Москва, Тамбов, родной город, село в то время, хотя назвать это жизнью, конечно, сложно.  Вступление педагога дополнят специально подготовленные  ученики.

     Для обсуждения можно заранее  предложить детям  вопросник, из него  участники урока смогут выбрать  те вопросы,   которые хотели бы обсудить. Можно  порекомендовать школьникам дополнить вопросник своими заготовками.

                                         Вопросы для обсуждения.

      1.Как  рассказ Е.И.Замятина связан с его биографией?  Какова история создания произведения?

     2. В чём идейное и художественное своеобразие анализируемого произведения? Связано ли это с названием рассказа?

     3.Какие  эпизоды «Пещеры»  произвели на вас  самое сильное впечатление и почему?

     4.Каковы  средства создания образов главных героев?

     5.Как характеризует Мартина Мартиныча  отношение к Маше, пещерному богу, к краже дров, к синему  флакончику?

     6. Какой эпизод является  кульминационным? Каков смысловой итог рассказа?  

     7. Какое художественное значение имеют в рассказе символические образы камня, глины, льда?

     8.Как использованы в произведении  музыкальная тема и звуковой фон?  Почему, на ваш взгляд,  упоминается именно великий русский композитор Скрябин?

9.   Какова временная и пространственная организация рассказа?

10. Какую  художественную функцию выполняют в рассказе Обертышевы, Селихов, шарманщик?

     11.В чём, по-вашему,  символика названия города, где происходят события,  и месяца?

     12. Пересекается ли в «Пещере» тема маленьких людей с глобальными проблемами человечества?

     13. Выявите в словарях, справочниках значение таких географических  названий. Исторических,  библейских понятий, как Петербург, Петроград, Марсово поле, Васильевский остров, Ноев ковчег,  чистые и нечистые твари и т.п. С какой целью они вплетены в ткань повествования?

     14. Почему, на ваш взгляд,  смерть героев остаётся за рамками рассказа? Чем это обусловлено?

     15. Можно ли представить  Мартина Мартиныча  и Машу в ситуации счастья?

     Любой урок внеклассного чтения, как известно,  требует  кропотливой подготовки как со стороны учителя, так и со стороны школьников.  Сам урок -  итог большой работы большого коллектива под руководством  учителя русского  языка и литературы. Если такая работа не проделана, вряд ли  будет польза от урока.  Словеснику  же нужно сделать все для того, чтобы на данном  занятии  разговор  и о Замятине,  и о его   рассказе «Пещера»  состоялся.

     К сожалению,  даже в городе, районном центре, где действует несколько библиотек, удается найти несколько экземпляров книг с текстом «Пещеры». Учитель распределяет  обязанности  среди будущими участниками дискуссии. Несколько человек заняты составлением словарика к рассказу.

Другая группа занимается раскрытием темы «Цвет и свет в рассказе «Пещера». Ребята  перечитывают произведение и делают выписки. У них появится примерно такая запись: дома (черные), своды пещеры (тёмные), зубы (жёлтые), флакончик (темно-синий, синий), вода (румяная), бумага писем  (пергаменто-желтая, голубоватая, белая), слова в письмах (желтые, белые, голубые),  снежная пыль (белая), дыры в скалах (багрово-освещенные), облака (темные), дни (синеглазые), мамонт (серохоботный), коробка лакированная (черная), комната в воспоминаниях Маши (синенькая),  небо в воспоминаниях Маши (зеленое), льдина в воспоминаниях Маши (синяя), Маша в конце рассказа (румяная), бог (печь) (ржаво-рыжий), лицо (заросший каким-то рыжим, насквозь пропыленным бурьяном пустырь), коридор (темный).

Два-три ученика работают со справочной литературой,  чтобы выступить перед одноклассниками по вопросу: «1920  год в жизни и литературе». Несомненно, ребята узнают, что в том году, когда писался рассказ, произошло немало  событий. Они отметят: образована Хорезмская народная  советская республика, восстановлена советская власть в Азербайджане, провозглашена Бухарская народная советская республика, установлена советская власть в Армении. В центре событий были и писатели:  прошло совещание пролетарских писателей, издан первый номер журнала «Кузница» - орган  Всероссийской ассоциации пролетарских писателей, в столице создан отдел Всероссийского союза поэтов, в Харькове основан Всеукраинский союз писателей. Прочитают школьники и про съезды большевиков, комсомольцев,  про съезды Пролеткульта, пролетарских писателей, организованный группой «Кузница», а еще узнают о том, что в том же году издали книги А.Блок, В.Брюсов, П.Тычина, В.Ходасевич и другие авторы. Не обойдут они стороной и факт: И.Бунин, А.Аверченко, З.Гиппиус и многие другие мастера русского художественного слова покинули навсегда Россию. Конечно, необходимо сказать, что И.Бабель был бойцом и политработником Конной армии, Э.Багрицкий работал в Юг РОСТА, писал боевые политические стихотворения.  А. Белый издавал журнал «Записки мечтателей», М.Горький работал над циклом статей «Несвоевременные  мысли», а С.Есенин над поэмой «Сорокоуст»… И в это же время шла в России Гражданская война.

Пожалуй, стоит  обратить  внимание детей и на события, что имели место  на родине писателя, которые вошли в историю под названием «Антоновщина»; теперь принято именовать период 1919-1921 гг. Крестьянским  восстанием под предводительством А. Антонова.

Небольшой группе школьников учитель поручает подобрать материал о Петрограде 1920 года. Наверняка всё это выльется в выставку, на которой окажутся книги, статьи из газет и журналов разных лет, фотоснимки  улиц города, чугунной печки –«пещерного бога», шарманки и т.п., фотоснимки  людей того времени. Возможно, кто-то принесет и 2-3 полена. А кто-то из юных мастеров пожелает соорудить бутафорскую печку. Может, тогда и расположиться на уроке внеклассного чтения следует около неё.

Итак, когда классный коллектив активно включился в поиск, в аналитическую работу,  педагог помнит не только про день урока внеклассного чтения, но и о том, что  он   регулярно должен быть в курсе всей подготовительной работы: кому-то принесет книги, кого-то проконсультирует, поторопит, что-то подскажет…

Если у учителя есть желание и время, рекомендуем предложить учащимся письменную работу. Это может быть и сочинение (классное или домашнее). Примерные темы:

1.Рассказ  Е.И. Замятина «Пещера» в  оценке его современников.

2.Тема любви в рассказе о человеке «со Скрябиным в душе».

3.Образ льда в рассказе Е.И.Замятина «Пещера».

4.Мотивы жизни и смерти в рассказе Е.И.Замятина «Пещера».

5.Метафоры в рассказе Е.И.Замятина «Пещера».

6.Особенности речевых характеристик в рассказе Е.И.Замятина «Пещера».

7.Роль детали в рассказе Е.И.Замятина «Пещера».

8.Мотив памяти в рассказе Е.И.Замятина «Пещера».

Можно посоветовать педагогу провести тестирование учащихся. А вот  когда это сделать – в начале урока,  в середине или на завершающем этапе – решит сам учитель.

                       Тест (на знание текста произведения).

1. События  в   рассказе начинаются

                    А) 28  октября

                     Б) 29 октября

                     В) 7 ноября

       2. Мартин Мартиныч  и Маша заколотили  кабинет на

                    А) Казанскую

                     Б) Покров

                     В) Рождество

      3.Пещерная  петроградская спальня в начале произведения сравнивается с

                     А) Ноевым ковчегом

                      Б) вокзалом

                      В) тюремной камерой

      4.Пещерным богом  Замятин называет

                      А) пианино

                      Б) чугунную печку

                      В) комод

      5. Мартин Мартиныч  отправился за водой к

                      А) Селихову

                       Б) шарманщику

                       В) Обертышевым

      6. У Обертышевых   Мартин  Мартиныч украл

                        А) поленья

                        Б) кусок хлеба

                        В) несколько картошек

7. Электрический свет в квартирах  появлялся

                         А) утром

                         Б) в полдень

                         В) в десять часов вечера

      8. Маша вспомнила набережную, воду, которая была

                         А) синяя

                         Б)  прозрачная

                         В) румяная

       9. В произведении   неоднократно упоминается имя композитора

                         А) Чайковского

                         Б) Глинки

                         В) Скрябина

       10. В лакированной коробочке, которую Мартин Мартиныч достал из стола, хранился

                         А) нож

                         Б) термометр

                         В) чай

        11. Маша просит у  Марта

                          А) свечку

                          Б) темно-синий флакончик

                          В) письмо

12. Автор называет Машу

                          А) бумажной

                          Б) стеклянной

                          В) мамонтоподобной

                        Ответы:

     1 А,  2 Б ,  3 А,  4 Б,  5 В, 6 А, 7 В, 8 В, 9 В,   10 В,  11 Б, 12 А.

        Конечно, советы, содержащиеся в данной статье, носят ориентировочный характер. В сильном классе, наверно,  следует сделать акцент на синтетичность рассказа, его ритмику,  метафоричность, в слабом же больше говорить о нравственных проблемах произведения, его исторической основе. Но в любом классе будет звучать Слово Замятина, и тогда мощь рассказа «Пещера» каждый школьник ощутит и сердцем, и душой. А это, несомненно, и есть самое главное, что  должно сделать с участником дискуссии хорошее произведение.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человеческая жизнь в рассказе Л.Н.Толстого "Алеша Горшок" (урок внеклассного чтения в старших классах)

С чего начать разбор текста, если конкретная цель работы - анализ небольшого эпического произведения? Данный материал - моя поытка ответить на этот вопрос....

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10 классе по роману Е.Замятина "Мы"

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Е.Замятина "Мы"....

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...