Литература 7 класс Интервью с участником Великой Отечественной войны
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Проненкова Наталья Геннадьевна

ЧАС МУЖЕСТВА.

Урок-интервью с поэтом – участником

Великой Отечественной войны.

Разумовский    Юрий    Георгиевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_muzhestva_po_literature_7_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разумовский    Юрий    Георгиевич

1919 – 2000

МОУ Максимковская ООШ

ОТРКРЫТЫЙ УРОК

ЛИТЕРАТУРЫ

7 КЛАСС

ТЕМА:  ЧАС МУЖЕСТВА.

Урок-интервью с поэтом – участником

Великой Отечественной войны.

Учитель: Проненкова Наталья Геннадьевна.

        Цели и задачи:

  • донести до сознания обучающихся значение предстоящего праздника – 65-летия великой Победы;
  • напомнить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придёт никогда»;
  • способствовать формированию у обучающихся представлений о Великой Отечественной войне;
  • подчеркнуть роль литературы в годы войны, познакомить с военной поэзией, вызвать желание продолжить чтение книг о войне;
  • формировать чувство патриотизма, воспитывать гордость, сострадание и любовь;
  • учить выразительному чтению.

Предполагаемый результат:

  • Осознание значимости праздника – 65-летие Великой Отечественной войны;
  • Вызвать желание принять посильное участие в подготовке и проведении праздника ( апрель-май 2010 года).

Методические приёмы:

  • комментированное чтение текста;
  •  чтение наизусть стихотворений из учебника, из интервью.

Оборудование:

- выставка книг о ВОВ,

- записи военных песен.

Форма проведения: час мужества.

Ход урока.

         Обучающиеся получают опережающее задание: несколько человек готовят чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений, посвященных теме войны:

  • «Мужество» А.Ахматовой
  • «Разговор с соседкой» О.Берггольц
  • «Ты вернёшься» Ю. Друниной
  • «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского
  • «Москвичи» Винокурова
  • «Жди меня» К. Симонова
  • «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симонова
  • «Я обращаюсь к молодым» Ю. Разумовского.
  • «Калина» А.Жигулина.

  1. Организационный момент.

На фоне песни «Священная война».

- Много разных потрясений пережило человечество в уходящем от нас в прошлое XX веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское  нашествие, ещё не знала история.

        Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись стар и млад.

  1. Изучение новой темы.
  • Чтение эпиграфа, записанного на доске:

«Грянул год, пришёл черёд,

  Нынче мы в ответе

  За Россию, за народ

  И за всё на свете…»

   ( А.Твардовский. )

- Каков смысл эпиграфа? Как перекликаются слова эпиграфа с тем, что я сейчас сказала?

  • Сообщение темы и цели урока.

Цель:

- Понять значение поэзии, песни для тех, кто был на фронте и в тылу в годы ВОВ.

  1. Вступительное слово учителя.

Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первое послевоенное сообщение об итогах войны было таким: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот иная цифра: 20 миллионов. А вот совсем недавно официально уже названо 27 миллионов! А сколько искалеченных судеб, сколько изломленных жизней, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества.

Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день.

Шестьдесят пять лет отделяет нас от тех грозных военных лет. Но эти годы, эти волнующие, озаренные пламенем великой битвы дни, никогда не изгладятся из памяти нашего народа. Ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотвержен-ного подвига на фронте и в тылу была завоевана Победа.

К счастью, мы узнаем все ужасы кровопролитной войны только из уст тех, кто выжил, из кинофильмов, песен и стихотворений, из дневников участников войны, многие из которых не увидели победного дня.

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов войны. В нашем учебнике дано интервью с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне – Юрием Георгиевичем Разумовским.

( биография) Юрий Георгиевич Разумовский - (1919—2000) — поэт-фронтовик. Один из лучших, некогда мощного фронтового поколения. Это был настоящий мастер русского стиха, тонкий лирик, яркий публицист, достойный продолжатель высоких традиций отечественной поэзии. В его стихах есть пронзительная честность совестливого свидетеля противоречивых событий великого столетия. Он был независимым человеком, признавая над собой только одну власть – власть поэтического слова. И читатели всегда понимали и ценили это. Сколько раз на больших литературных вечерах они подолгу не отпускали со сцены именно его, Разумовского, а не какого-нибудь всенародно навязанного “громкого” стихотворца. Юрий Георгиевич знал цену своему таланту и при этом был необыкновенно требователен к себе. Он умер, отпраздновав 80-летний юбилей и 55-летие Великой Победы. До последнего дня оставался полон творческой энергии и замыслов. Он без преувеличения был классиком детской поэзии. Впрочем, почему “был”? Юрий Георгиевич Разумовский навсегда останется в сердцах тех, кто знал его, но главное – его стихи навсегда останутся в отечественной поэзии. 

  1. Работа по теории литературы в тетрадях.

- Ребята, на уроках развития речи мы с вами говорили, что интервью является одним из видов диалога. Кто помнит, что это такое?

(Ответы обучающихся.)

- Запишите понятие в тетрадь.( на доске)

 Интервью – это получение информации в форме «вопрос – ответ», когда один человек разговаривает со специалистом в какой – либо области и задает вопросы, на которые собеседник отвечает. 

  1.  Чтение интервью в учебнике.

Ученики читают по ролям интервью. Когда в процессе беседы заходит речь о том или ином стихотворении, ученик, подготовивший его, читает наизусть.

- «Ты вернёшься» Ю. Друниной – после слов «у Юлии Друниной…есть стихи о ее погибшей подруге».

- «Жди меня» К. Симонова – после слов «В тылу женщины плакали над этими стихами».

- «Мужество» А. Ахматовой – после слов «Это стихотворение я тоже люблю…».

- «Разговор с соседкой» О.Берггольц.

- «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского – после слов «И все это написано простым и ярким, образным языком».

- «Москвичи» Винокурова – после слов «…одиноких матерей, не дождавшихся сыновей».(песня)

- «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симонова – поле слов «Здесь каждая строчка – картина».

- «Я обращаюсь к молодым» Ю.Разумовского – после слов «…обращался к призывникам – ровесникам Победы».

- «Калина» А.Жигулина – после слов «…скорбная нота в них о павших бойцах».

- В конце интервью звучит песня Владимира Высоцкого «Братские могилы».

  1. . Работа над составлением плана в тетрадях.

- Ребята, представьте, что вам тоже необходимо взять интервью у участника войны. Какие вы будете задавать вопросы?

- Давайте эти вопросы запишем в определенной последовательности.

(План на доске.)

«Мой разговор с участником войны».

О чем я хочу узнать:

План.

  1. О семье.
  2. О наградах.
  3. О роде войск, в которых служил.
  4. О самом близком друге на войне.
  5. Самый страшный случай на войне.
  6. Самый забавный случай на войне.

- А теперь определим вопросы, которые можно задавать. (На доске.)

Например, о семье:

- Где Вы родились?

- Как Ваши близкие отнеслись к тому, что Вы ушли на фронт?

- Как часто Вы писали письма домой?

- Кто Вас встречал с фронта?

  1.  Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке о людях, которым пришлось пережить Великую Отечественную войну?

  1. Домашнее задание. Выставление оценок.

Составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком».

Послесловие: о войне написано немало. И чем дальше мы от неё, тем дороже становятся свидетельства её участников и очевидцев. Всё острее и пристальнее вглядываемся мы в мельчайшие штрихи гигантской картины самой тяжёлой в истории нашей Родины войны, стараемся разглядеть в лицо каждого её участника. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.