В.Катаев "Цветик-семицветик"
план-конспект урока (литература, 5 класс) на тему

Пивоварова Галина Николаевна
Разработка урока чтения в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.kataev_5_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению в 5 классе                         Дата: 27 октября 2012 г.

Тема: «Цветик-семицветик».   В.П.Катаев. 

Цели:

  1. Образовательная: ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева «Цветик- семицветик»;
  2. Коррекционно-развивающая:  обогащать речь, пополняя и обогащая пассивный и активный словарный запас, путём введения новых слов, объяснения их значения; развивать слуховое восприятие на основе слушания сказки, мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли) на основе работы с текстом, переключение внимания, увеличение объема внимания и  памяти) путем ответов на вопросы по ходу слушания сказки , развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и читать по ролям.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.

Знать: имя автора, название сказки,  главных героев сказки.

Уметь: внимательно  слушать, отвечать на вопросы к сказке, находить нужный отрывок и читать по ролям.

  Оборудование:

1.Портрет В.П.Катаева, тексты для чтения, тесты: Цветик-семицветик, плакат с изображением цветов «Сад, в котором растет цветик-семицветик», фломастеры для детей, мультфильм по сказке, песня «Дорогою добра», презентация.

Применение компьютера:  Портрет писателя В.П.Катаева, слайды к тексту проецируются на мониторе,  прослушивание песни «Дорогою добра» во время рисования.

                                    Ход урока

1. Организационный момент.

     - Ребята, сегодня на уроке чтения у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

2. Речевая разминка.

1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.

 «Свеча»,  «Насос».

2. Артикуляционная гимнастика.

    а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» - надо чередовать

    б) Круговые движения языком по часовой  и против часовой стрелки.

    в) «Лошадка»

3. Дикционные упражнения.

   а)Произнесение скороговорки.

     Мама мыла Милу мылом.

- Прочитайте скороговорку.

- Произнесите хором:

-- медленно – быстрее – быстро;

-- тихо – громче – громко.

1 ряд – произнесите громко

2 ряд–произнесите с интонацией вопроса

3 ряд – произнесите с интонацией восторга

      б) Работа над пословицей

-- Прочитайте поговорку

    Спешите делать добро.

-- Объясните смысл.

4. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний.

 - Мы с вами уже читали сказки? А какие? А помните, кто  написал её?  Кто были герои этих сказок? Да, сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости. Но ещё  есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы

-  Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? (Они приносят нам радость).

2. Вступительная беседа.

- Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но и волшебный. Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев (демонстрация портрета писателя).

3.Повторение.

- Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили смысл именно этой пословицы? (о добре)            

         4. Рассуждаем.

- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до нас, читателей, Валентин Петрович Катаев?

        5. Открываем новые слова: баранки, тмин, заветный, Северный полюс, салки, уродливый.

- А знаете ли вы, ребята, слова, записанные на доске? Они нам встретятся при чтении.

  6.Учитель читает сказку « Цветик-семицветик»).

        …Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

(-Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад (на экране открывается слайд) «Волшебный сад».- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!

-     С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки…(Учитель срывает цветок).   У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой…

Но ваза нечаянно разбилась…

  -Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации?( Ответы детей)

У:-Во второй раз Женя использовала красный лепесток, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая.

  В третий раз Женя попросила синий лепесток, чтобы  сейчас же оказаться на Северном полюсе! Но там оказалось очень холодно и страшно…

-Скажите, ребята, как ей вернуться домой? ( Ответы детей. Дочитываем сказку)

6. Диагностика усвоения.

- Ребята, вам понравилась эта сказка? А можно её назвать волшебной? (Да). Почему вы так думаете? (В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса).

7. Физкультминутка. а) физические напряжения; б)восстановление дыхания: «В волшебном саду»

6(продолжаем…).

-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)

8. Закрепление.

-Какие свои желания исполнила Женя?( оторвите лепесток, называя желания)

- Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.

-А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?

8. Работа с текстом

- Да, действительно,  она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы.  Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.

-Давайте, ребята, найдем отрывок и прочитаем об этом.(чтение отрывка)

9. Д/з (запись в дневниках: выучить заветные слова (Саша, Павел), с.49, найти и прочитать отрывок к рисунку.)

Д.З. 1 В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать цветик-семицветик на листе (Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют).

 бумаги и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика- семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы…

Д.З. 2 - Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку?( Ответы детей).

-Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? (Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)

-Почему она захотела потратить последний лепесток  на выздоровление Вити?

-Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?

-Как вы оцениваете поступок Жени?

-Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко?

9. Итог урока:

- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться? Прочитаем поговорку: Спешите делать добро.

- (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

10. Оценки.