К вопросу о кризисе литературной социализации детей.
опыты и эксперименты по литературе по теме

Руммо Ирина Викторовна

Это статья о трудностях чтения современных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rummo_i.v.k_voprosu_o_krizise.docx13.9 КБ

Предварительный просмотр:

Руммо И.В.

Гимназия № 105, г. СанктПетербург

К вопросу о кризисе литературной социализации детей

В настоящее время отчетливо проявляются кризисные процессы в казавшихся стабильными институтах социализации, ориентированных на образование и воспитание детей и подростков. Системное неблагополучие, характеризующее состояние культуры в российском обществе, не миновало и такую область духовной жизни как литературное образование детей. Уже длительное время педагогическая общественность, родители и библиотечные работники активно обсуждают снижение интереса детей к чтению (особенно литературной классики), падение престижа литературного образования в школе. Деятельность педагогов, стремящихся освоить новые реалии в сфере литературы, постоянно корректируется стандартами, инструктивными письмами, методическими рекомендациями, предлагающими разные модели методического освоения литературного ресурса культуры в школах. Вместе с тем, нередко в реальной деятельности педагогов присутствуют догматизм подходов, отсутствие заинтересованности в развитии у детей интереса к чтению книг. В школьном литературном образовании по-прежнему нерешенной проблемой остается вопрос о содержательном наполнении учебной литературы. Тексты многих учебников часто сложны для детского восприятия и в конечном итоге вызывают неприязнь к изучению литературы, к духовной деятельности.  Программы по литературе для детей и подростков, списки для внеклассного чтения наряду с литературной классикой содержат много устаревших в познавательном и духовном отношении произведений, содержащих изжившие себя стереотипы и клише. Педагоги и родители с тревогой обсуждают нарастающую нехватку книг о современной жизни детей, об их реальных проблемах. Вместе с тем, книжные магазины наполнены произведениями детской литературы советского периода, переводами зарубежных писателей. В результате возникает разрыв между «нормативным» чтением (по заданию) и чтением «свободным» (по желанию самого ребенка). На «свободное» чтение времени практически не остается, кроме того, оно имеет хаотический характер. Надо отметить, что отдельные учителя-словесники слабо ориентируются в пространстве современной литературы для детей, не отслеживают не только западные, но и российские предложения в этой издательской сфере.

Школа выступает важнейшим институтом литературной социализации, обеспечивающим введение детей в мир литературной культуры. Вместе с тем особую роль в этом процессе играет семья. В последние годы наблюдается усиление дифференциации семей по уровню доходов, что неизбежно повлекло культурную дифференциацию. Неравенство возможностей в семьях с разными доходами реализуется уже на начальных ступенях социализации ребенка. В одних семьях литературным образованием детей занимаются с раннего возраста, тогда как в других детскому чтению не уделяют никакого внимания. Дети приходят в школу, резко различаясь по уровню литературного развития, знанию произведений детской литературы, литературных героев и т.п. Однако школа предъявляет единые требования к чтению и литературному обучению детей, заложенные в школьных программах и списках по внеклассному чтению. В результате такого нивелирования у тех детей, которые с детства ориентированы на чтение литературы, может исчезнуть интерес к этому виду духовной деятельности, а у детей, не приученных читать книги, такой интерес и не появится.

Литературной депривации в настоящее время способствует и развертывание новых информационных технологий, связанных с активным освоением школьниками контента Интернета, электронных книг. Печатные издания дети отождествляют с учебниками, с «обязательной» литературой, в то время как обращение к ресурсам Интернета дает возможность свободно найти любую информацию, в том числе и по литературным вопросам (можно не читать книгу, но получить общее представление о её содержании). Интернет сегодня превращается в ведущий социализационный институт, формирующий личность, слабо владеющую навыками чтения, далекую от литературной культуры.