Р. Рождественский - поэт и гражданин.
классный час (литература) по теме

Лебедева Татьяна Валентиновна

Открытое занятие кружка "Искусство слова", проведенное в рамках недели гуманитарных наук. Предназначено для студентов 1 курса НПО/СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.rozhdestvenskiy_-_poet_i_grazhdanin.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое заседание кружка

«Р. Рождественский – поэт и гражданин»

      Цель: познакомить студентов с творчеством Р.Рождественского.

      Задачи мероприятия:

  1. Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта.

   2.    Развивающие:

  -развивать интерес к поэзии, литературе,  навыки            выразительного чтения и  выступления перед публикой, пересказа, совершенствовать устную и письменную речь.

   3. Воспитывающие:

          - способствовать воспитанию любви к литературе, музыке,  уважению к русскому слову,  развитию общих интересов.

     Оборудование мероприятия:

         -мультимедийный проектор и экран;

         -доска

     Оформление мероприятия:

1) портрет Р Рождественского;

2) стенгазета;

3) цитаты о поэте;

4)  выставка сборников поэта.  

Ход мероприятия:

I.  Оргмомент.

II. Звучит песня «Мгновение» на стихи Р. Рождественского. из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»

Слово преподавателя:

   Р. Рождественский – один из выдающихся поэтов 20 века. Он начал публиковаться в сталинское время и вместе со своими товарищами – А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко – приобрёл наибольшую популярность и признание у читателей конца 50-х – начала 60-х гг. Но и в наши дни имя Р.Рождественского как автора лирических и гражданских стихотворений широко известно. На занятии вы узнаете об основных этапах жизни и творчества поэта, в конце занятия будет проведена викторина, вопросы которой мы запишем в тетрадь. (Вопросы на экране.)

 

Первый ведущий: Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 192 г. в небольшом селе на Алтае. Детство поэта совпало с Великой Отечественной войной. После ухода родителей на фронт некоторое время жил с бабушкой, а потом был определён в детский дом в Москве. Воспоминания о предвоенных годах долго питали творчество поэта.

Слово предоставляется Поэту. Он в строгом чёрном костюме.

Поэт:

Родился я в селе Косиха

Дождливым летом.

На Алтае.

А за селом синело поле

И пахло ливнем переспелым…

Нет!

Я родился много позже.

Потом.

В июне.

В сорок первом.

И жёсткий голос Левитана

был колыбельной моею.

Меня война в себя впитала.

Я - сын её.

Я полон ею.

Второй ведущий: Интерес к поэзии возник у Р. Рождественского ещё в детские годы. Первое стихотворение он написал в июле 1941 года, девятилетним мальчиком. Называлось оно «С винтовкой мой папа уходит в поход». Это же стихотворение было опубликовано первым. В 1961 году Р. Рождественский становится студентом Литературного нститута имени М. Горького.

Первый ведущий: Молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров. Он познакомился с Е. Евтушенко, учившимся курсом старше, с Р. Гамзатовым, Г. Баклановым, Ч. Айтматовым, подружился с В. Соколовым…

Второй ведущий: Стихи Р. Рождественского стали появляться на страницах журнала «Огонёк». Но настоящий успех принесла ему поэма «Моя любовь», опубликованная в первом номере журнала «Октябрь» за 1955 г. Она оказалась созвучной времени, настроениям молодёжной среды и привлекла общественное внимании. С огромным интересом читала студенческая молодёжь первую поэму Р. Рождественского. Поэт по – маяковски атаковал мещанство. Он боролся за свою любовь, за право человека на возвышенную мечту.

Первый ведущий: Любовная лирика занимает в творчестве Р. Рождественского значительное место. Путь к любимой для поэта непрост – то поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья. «Всё начинается с любви» - программное стихотворение поэта. Так назван один из его сборников, вышедших в 1977 г.

Звучит песня  на стихотворение Р. Рождественского «Сладка ягода»

из кинофильма  «Любовь земная». (Музыка Е. Птичкина.)

На экране – фотографии из семейного альбома, запечатлевшие

Р. Рождественского с женой и дочерьми.

Звучат стихи:

Слово преподавателя: (читает стихотворение «Зимняя любовь»)

Слишком холодно на дворе,

Зря любовь пришла в декабре.

У любви зимой

короткий век.

Тихо падает

на землю

снег.

Снег на улицах,

снег в лесах,

и в словах твоих,

и в глазах.

У любви зимой

короткий век.

Тихо падает

на землю

снег.

Вот прощаешься ты со мной…

Слышу голос я ледяной.

У любви зимой

короткий век.

Тихо падает

на землю снег.

Клятвы зимние холодны.

Долго буду я ждать  весны.

У любви зимой

короткий век.

Тихо падает

на землю

снег.

Первый чтец: (читает стихотворение «Всё начинается с любви»).

Твердят:

«В начале

 было

слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

   До каждого пласта, до каждого слоя памяти можно дотронуться, и  тогда  он с готовностью затрепещет, ответит щемящее, отзовётся, будет звучать долго-долго…

Звучит песня «за того парня» в исполнении Л. Лещенко.

Затем – «Реквием» Д.Б. Кабалевского (Оп. 72)

Второй чтец:

Слушайте

Это мы говорим.

Мёртвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы говорим.

Оттуда.

Из тьмы.

Слушайте!

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы говорим.

Мёртвые.

Стучимся в ваши сердца…

Не пугайтесь!

Однажды

Мы вас потревожим во сне.

Над полями

свои голоса

пронесём в тишине.

Первый чтец:

Мы забыли,

как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли,

Какой она стала земля?

Как там птицы?

Поют на земле

без нас?

Как черешни?

Цветут на земле

без нас?

Как светлеет река?

И летят облака над нами?

Без нас.

Продолжается жизнь.

И опять начинается день.

Продолжается жизнь.

Приближается время дождей.

Нарастающий ветер колышет

большие хлеба.

Это – наша судьба.

Это- общая наша судьба…

Второй чтец:

Помните!

Через века,

Через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придёт никогда,-

помните!

Не плачьте

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте достойны!

Первый чтец:

Люди!

Покуда сердца стучатся,-

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье,-

пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт,-

помните!

О тех,

кто уже никогда не споёт, -

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, -

помните!

Встречайте трепетную весну,

люди Земли!

Убейте войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Все чтецы:

Мечту пронесите

через года

И жизнью

наполните!..

Но о тех, кто

уже не придёт никогда,-

заклинаю,-

помните!

Чтецы уходят под замолкающие звуки «Реквиема» Д. Кабалевского.

Первый ведущий: Для поэзии Р.Рождественского конца 80-х – начала 90-х гг. характерна душевная открытость, часто воплощаемая в жанре письма, обращения к другу, придающая его поэзии теплоту, нежность и печаль. Особенно заметен лиризм душевной печали в стихах 90-х гг., к которым Рождественского побуждали тяжёлая болезнь, предощущение конца, своего рода подведение жизненных итогов былой веры, былых ориентиров, заблуждений, идеалов.

Второй ведущий: Вспоминая о друге, Е. Евтушенко писал: «У него было несоответствие его грустных глаз с его маршевыми, бодрыми песнями и стихами… Он был где – то  внутри невесёлый человек. У него какая – то боль жила нерассказанная. И он её из себя не выпускал в стихах слишком долго. А потом она начала выходить наружу, эта боль. И тогда получились прекрасные стихи. Он слишком боялся обнаружить эту боль».

Первый ведущий: Поэт Юлиан Панич так оценил роль Рождественского: «Роберт практически выговорил и выдохнул всё, что касается нашего поколения. Ну, в моём понимании. Роберт ушёл из нас одним из первых. Очень тонко почувствовав этим своим всегда невысказанным существом, что время кончилось. Он и озвучил наш уход. И его непритязательная строчка: «» Пусть в летящих вагонах  останется и наше тепло», - очень точно определяет самое затаённое, с чем уходит наше поколение…»

Слово предоставляется Поэту.

(Читает стихи.)

Поэт:

Помогите мне, стихи!

Так случилось почему-то:

на душе

темно и смутно.

Помогите мне, стихи.

Слышать больно.

Думать больно.

В этот день и в этот час

я - не верующий в Бога-

помощи прошу у вас.

Помогите мне, стихи

в  это самоё мгновенье

выдержать,

не впасть в неверье.

Помогите мне, стихи.

Вы не уходите прочь,

помогите, заклинаю!

Чем?

Я и сам не знаю,

чем вы можете помочь.

Разделите эту боль,

научите с ней расстаться,

Помогите мне остаться

до конца

самим собой.

выплыть,

Встать на берегу,

снова голос обретая.

Помогите…

И тогда я

сам кому-то помогу.

Второй ведущий: Поэт А. вознесенский был другом Р. Рождественского. В своих воспоминаниях он донёс до нас красоту духовного облика Р. Рождественского: «Вот что его отличало от всех нас: он был человек искренний, чистый, полный доброты. Это самой главное в нём было. И в нём было чувство идеала… Он был из цельного куска человек, он принадлежал идее, верил в неё, за ней шёл…

Я рад, что сейчас в Переделкино существует улица имени Р. Рождественского, что есть памятник Окуджаве.  Надо напомнить людям, что такое поэзия».

Слово преподавателя:

А теперь предоставим слово нашим чтецам, которые прочитают понравившиеся стихотворения Р.Рождественского.

(Звучат стихи.)

Слово преподавателя:

На стихи Р. Рождественского написано очень много песен, которые вы несомненно слышали. Сейчас я предлагаю вам послушать некоторые из них – «Эхо любви» в исполнении А. Герман, «Билет в детство» - Э. Пьехи, «Мы совпали с тобой» - И. Николаева.

Слово преподавателя:

В заключение нашего занятия мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом удивительном поэте, что вы запомнили о нём. Поэтому я предлагаю ответить на вопросы викторины. (Студенты пишут ответы на листочках.)

Литература:

1. Рождественский Р. Стихотворения.- М.: Эксмо, 2006.

2. Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко. – Минск. – М.: Полифакт, 1995.

Аудиозаписи:

1. Герман А. «Эхо любви».

2. Кабалевский Д. «Реквием».

3. Лещенко Л. «За того парня».

4. Кобзон. И. «Мгновение».

5. Пьеха Э. «Билет в детство».

6. Толкунова В. «Сладка ягода».

7. Николаев И. «Мы совпали с тобой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, истории и музыке "Подвиг поэта и гражданина".

Материал представляет собой конспект интегрированного урока, раскрывающего идейно-тематическое своеобразие поэзии К.Рылеева....

устный журнал «М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин»

«Людям настоящего часа великую помощь...

"Я не поэт, а гражданин..." Урок, посвящённый жизни и творчеству К.Ф.Рылеева

В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, учатся анализировать стихотворные тексты на примере произведений поэта....

Блок-урок: 1. Н.А.Некрасов – поэт мести и печали. 2: Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомить учащихся с личностью Н.А.Некрасова; с основными темами и идеями лирики Н.А.Некрасова, с произведениями «В дороге», «Огородник», «Забытая ...

Урок литературы в 9 классе с презентацией "К.Ф.Рылеев - поэт и гражданин"

Материал урока позволит учащимся познакомиться с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, поможет понять многогранность личности поэта. Урок составлен с учётом максимального привлечения учащихся к исследоват...

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР «М.Ю. ЛЕРМОНТОВ - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ, ОФИЦЕР, ГРАЖДАНИН"

Звучит музыка.Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!Сегодня мы будем говорить о великом поэте России, преемнике А.С.Пушкина, Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Если бы он не погиб так рано.... Лермонтов не ...

Урок памяти «Поэт. Учитель. Гражданин»

Урок памяти «Поэт. Учитель. Гражданин»,посвященный первому директору нашей школы  Дудареву И.К....