Р. Рождественский - поэт и гражданин.
классный час (литература) по теме

Лебедева Татьяна Валентиновна

Открытое занятие кружка "Искусство слова", проведенное в рамках недели гуманитарных наук. Предназначено для студентов 1 курса НПО/СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.rozhdestvenskiy_-_poet_i_grazhdanin.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое заседание кружка

«Р. Рождественский – поэт и гражданин»

      Цель: познакомить студентов с творчеством Р.Рождественского.

      Задачи мероприятия:

  1. Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта.

   2.    Развивающие:

  -развивать интерес к поэзии, литературе,  навыки            выразительного чтения и  выступления перед публикой, пересказа, совершенствовать устную и письменную речь.

   3. Воспитывающие:

          - способствовать воспитанию любви к литературе, музыке,  уважению к русскому слову,  развитию общих интересов.

     Оборудование мероприятия:

         -мультимедийный проектор и экран;

         -доска

     Оформление мероприятия:

1) портрет Р Рождественского;

2) стенгазета;

3) цитаты о поэте;

4)  выставка сборников поэта.  

Ход мероприятия:

I.  Оргмомент.

II. Звучит песня «Мгновение» на стихи Р. Рождественского. из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»

Слово преподавателя:

   Р. Рождественский – один из выдающихся поэтов 20 века. Он начал публиковаться в сталинское время и вместе со своими товарищами – А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко – приобрёл наибольшую популярность и признание у читателей конца 50-х – начала 60-х гг. Но и в наши дни имя Р.Рождественского как автора лирических и гражданских стихотворений широко известно. На занятии вы узнаете об основных этапах жизни и творчества поэта, в конце занятия будет проведена викторина, вопросы которой мы запишем в тетрадь. (Вопросы на экране.)

 

Первый ведущий: Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 192 г. в небольшом селе на Алтае. Детство поэта совпало с Великой Отечественной войной. После ухода родителей на фронт некоторое время жил с бабушкой, а потом был определён в детский дом в Москве. Воспоминания о предвоенных годах долго питали творчество поэта.

Слово предоставляется Поэту. Он в строгом чёрном костюме.

Поэт:

Родился я в селе Косиха

Дождливым летом.

На Алтае.

А за селом синело поле

И пахло ливнем переспелым…

Нет!

Я родился много позже.

Потом.

В июне.

В сорок первом.

И жёсткий голос Левитана

был колыбельной моею.

Меня война в себя впитала.

Я - сын её.

Я полон ею.

Второй ведущий: Интерес к поэзии возник у Р. Рождественского ещё в детские годы. Первое стихотворение он написал в июле 1941 года, девятилетним мальчиком. Называлось оно «С винтовкой мой папа уходит в поход». Это же стихотворение было опубликовано первым. В 1961 году Р. Рождественский становится студентом Литературного нститута имени М. Горького.

Первый ведущий: Молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров. Он познакомился с Е. Евтушенко, учившимся курсом старше, с Р. Гамзатовым, Г. Баклановым, Ч. Айтматовым, подружился с В. Соколовым…

Второй ведущий: Стихи Р. Рождественского стали появляться на страницах журнала «Огонёк». Но настоящий успех принесла ему поэма «Моя любовь», опубликованная в первом номере журнала «Октябрь» за 1955 г. Она оказалась созвучной времени, настроениям молодёжной среды и привлекла общественное внимании. С огромным интересом читала студенческая молодёжь первую поэму Р. Рождественского. Поэт по – маяковски атаковал мещанство. Он боролся за свою любовь, за право человека на возвышенную мечту.

Первый ведущий: Любовная лирика занимает в творчестве Р. Рождественского значительное место. Путь к любимой для поэта непрост – то поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья. «Всё начинается с любви» - программное стихотворение поэта. Так назван один из его сборников, вышедших в 1977 г.

Звучит песня  на стихотворение Р. Рождественского «Сладка ягода»

из кинофильма  «Любовь земная». (Музыка Е. Птичкина.)

На экране – фотографии из семейного альбома, запечатлевшие

Р. Рождественского с женой и дочерьми.

Звучат стихи:

Слово преподавателя: (читает стихотворение «Зимняя любовь»)

Слишком холодно на дворе,

Зря любовь пришла в декабре.

У любви зимой

короткий век.

Тихо падает

на землю

снег.

Снег на улицах,

снег в лесах,

и в словах твоих,

и в глазах.

У любви зимой

короткий век.

Тихо падает

на землю

снег.

Вот прощаешься ты со мной…

Слышу голос я ледяной.

У любви зимой

короткий век.

Тихо падает

на землю снег.

Клятвы зимние холодны.

Долго буду я ждать  весны.

У любви зимой

короткий век.

Тихо падает

на землю

снег.

Первый чтец: (читает стихотворение «Всё начинается с любви»).

Твердят:

«В начале

 было

слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

   До каждого пласта, до каждого слоя памяти можно дотронуться, и  тогда  он с готовностью затрепещет, ответит щемящее, отзовётся, будет звучать долго-долго…

Звучит песня «за того парня» в исполнении Л. Лещенко.

Затем – «Реквием» Д.Б. Кабалевского (Оп. 72)

Второй чтец:

Слушайте

Это мы говорим.

Мёртвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы говорим.

Оттуда.

Из тьмы.

Слушайте!

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы говорим.

Мёртвые.

Стучимся в ваши сердца…

Не пугайтесь!

Однажды

Мы вас потревожим во сне.

Над полями

свои голоса

пронесём в тишине.

Первый чтец:

Мы забыли,

как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли,

Какой она стала земля?

Как там птицы?

Поют на земле

без нас?

Как черешни?

Цветут на земле

без нас?

Как светлеет река?

И летят облака над нами?

Без нас.

Продолжается жизнь.

И опять начинается день.

Продолжается жизнь.

Приближается время дождей.

Нарастающий ветер колышет

большие хлеба.

Это – наша судьба.

Это- общая наша судьба…

Второй чтец:

Помните!

Через века,

Через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придёт никогда,-

помните!

Не плачьте

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте достойны!

Первый чтец:

Люди!

Покуда сердца стучатся,-

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье,-

пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт,-

помните!

О тех,

кто уже никогда не споёт, -

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, -

помните!

Встречайте трепетную весну,

люди Земли!

Убейте войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Все чтецы:

Мечту пронесите

через года

И жизнью

наполните!..

Но о тех, кто

уже не придёт никогда,-

заклинаю,-

помните!

Чтецы уходят под замолкающие звуки «Реквиема» Д. Кабалевского.

Первый ведущий: Для поэзии Р.Рождественского конца 80-х – начала 90-х гг. характерна душевная открытость, часто воплощаемая в жанре письма, обращения к другу, придающая его поэзии теплоту, нежность и печаль. Особенно заметен лиризм душевной печали в стихах 90-х гг., к которым Рождественского побуждали тяжёлая болезнь, предощущение конца, своего рода подведение жизненных итогов былой веры, былых ориентиров, заблуждений, идеалов.

Второй ведущий: Вспоминая о друге, Е. Евтушенко писал: «У него было несоответствие его грустных глаз с его маршевыми, бодрыми песнями и стихами… Он был где – то  внутри невесёлый человек. У него какая – то боль жила нерассказанная. И он её из себя не выпускал в стихах слишком долго. А потом она начала выходить наружу, эта боль. И тогда получились прекрасные стихи. Он слишком боялся обнаружить эту боль».

Первый ведущий: Поэт Юлиан Панич так оценил роль Рождественского: «Роберт практически выговорил и выдохнул всё, что касается нашего поколения. Ну, в моём понимании. Роберт ушёл из нас одним из первых. Очень тонко почувствовав этим своим всегда невысказанным существом, что время кончилось. Он и озвучил наш уход. И его непритязательная строчка: «» Пусть в летящих вагонах  останется и наше тепло», - очень точно определяет самое затаённое, с чем уходит наше поколение…»

Слово предоставляется Поэту.

(Читает стихи.)

Поэт:

Помогите мне, стихи!

Так случилось почему-то:

на душе

темно и смутно.

Помогите мне, стихи.

Слышать больно.

Думать больно.

В этот день и в этот час

я - не верующий в Бога-

помощи прошу у вас.

Помогите мне, стихи

в  это самоё мгновенье

выдержать,

не впасть в неверье.

Помогите мне, стихи.

Вы не уходите прочь,

помогите, заклинаю!

Чем?

Я и сам не знаю,

чем вы можете помочь.

Разделите эту боль,

научите с ней расстаться,

Помогите мне остаться

до конца

самим собой.

выплыть,

Встать на берегу,

снова голос обретая.

Помогите…

И тогда я

сам кому-то помогу.

Второй ведущий: Поэт А. вознесенский был другом Р. Рождественского. В своих воспоминаниях он донёс до нас красоту духовного облика Р. Рождественского: «Вот что его отличало от всех нас: он был человек искренний, чистый, полный доброты. Это самой главное в нём было. И в нём было чувство идеала… Он был из цельного куска человек, он принадлежал идее, верил в неё, за ней шёл…

Я рад, что сейчас в Переделкино существует улица имени Р. Рождественского, что есть памятник Окуджаве.  Надо напомнить людям, что такое поэзия».

Слово преподавателя:

А теперь предоставим слово нашим чтецам, которые прочитают понравившиеся стихотворения Р.Рождественского.

(Звучат стихи.)

Слово преподавателя:

На стихи Р. Рождественского написано очень много песен, которые вы несомненно слышали. Сейчас я предлагаю вам послушать некоторые из них – «Эхо любви» в исполнении А. Герман, «Билет в детство» - Э. Пьехи, «Мы совпали с тобой» - И. Николаева.

Слово преподавателя:

В заключение нашего занятия мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом удивительном поэте, что вы запомнили о нём. Поэтому я предлагаю ответить на вопросы викторины. (Студенты пишут ответы на листочках.)

Литература:

1. Рождественский Р. Стихотворения.- М.: Эксмо, 2006.

2. Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко. – Минск. – М.: Полифакт, 1995.

Аудиозаписи:

1. Герман А. «Эхо любви».

2. Кабалевский Д. «Реквием».

3. Лещенко Л. «За того парня».

4. Кобзон. И. «Мгновение».

5. Пьеха Э. «Билет в детство».

6. Толкунова В. «Сладка ягода».

7. Николаев И. «Мы совпали с тобой».