Урок литературы в 9 классе с презентацией "К.Ф.Рылеев - поэт и гражданин"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Аннина Галина Сергеевна

Материал урока позволит учащимся познакомиться с жизнью и творчеством К.Ф.Рылеева, поможет понять многогранность личности поэта. Урок составлен с учётом максимального привлечения учащихся к исследовательской работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon annina_g.s._urok_literatury_9_klass.zip1.16 МБ

Предварительный просмотр:

 -1-

Тема. К.Ф.Рылеев – поэт и гражданин.

Цели: знакомство с жизнью и творчеством Рылеева;

        помочь учащимся понять многогранность личности поэта, его жизненное         кредо – гражданственность, служение народу;

        развитие умения анализировать литературное произведение.

Ход урока

1. Приветствие.

2. Учитель:

- Предлагаю вам заглянуть в страницы истории. Не сомневаюсь, что события, о которых пойдёт речь, вам знакомы из учебников истории или кинофильмов.

Слайд 1

Ранний час 13 июля 1826 года. Едва забрезжил дождливый рассвет, Петербург стал просыпаться, Группы людей встали на Троицком мосту, на узком берегу у крепости. Чьи-то тёмные тени качались в яликах на Неве, Люди видели, как с Адмиралтейской стороны привезли виселицу на нескольких ломовых извозчиках. Войска уже стояли на местах дугою.

Пятерых вывели на казнь. Кандалы, надетые ещё ночью, мешали двигаться. Они увидели сумеречный рассвет и самое страшное – виселицу…

Их заставили надеть длинные белые рубахи с нагрудниками, на которых было написано «Цареубийца». Палач натянул колпаки на лица, надел петли. Забили барабаны, «как для гонения сквозь строй». Для двоих прервался бой барабанов. Трое, упав на помост, услышали его снова.

Свидетели запомнили, как кто-то в окровавленном колпаке, поднимаясь, крикнул:

- Обрадуйте вашего государя, что его желание исполняется, вы видите, мы умираем в мучениях…

-2 -

«Операция была повторена и на этот раз свершилась удачно»,- доносил начальник кронверка.

 Одним из казнённых был Кондратий Фёдорович Рылеев.

3.Учитель:

- Перед вами лежат листы бумаги со стихами. Прочитайте их и ответьте на вопросы: «Какова тема этих стихотворных отрывков? Каков идейный смысл этих стихов?»

Слайд 2

Моя душа до гроба сохранит

Высоких дум кипящую отвагу;

Мой друг! Недаром в юноше горят

Любовь к общественному благу!

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

 

Славна кончина  за  народ!                

Певцы, герою в воздаянье,

Из века в век, из рода в род

Передадут его деянье.¹

Учитель обобщает ответы учащихся:

- Согласна, все стихи объединяет тема готовности служить народу, Родине, «общественному благу». Лирический герой выражает стремление всецело жертвовать собой ради служения Отчизне. Это его жизненное кредо».

___________________________________________________________________

¹ Русские поэты. Сборник. М., 1965

-3-

- Ребята, автор этих стихов – Кондратий Фёдорович Рылеев. Да, тот самый Рылеев, который был в числе пятерых казнённых по приказу императора Николая I.

- Сформулируем тему и цель урока.  

Слайд 3

3. Учитель.

- Жизнь и сама личность этого неординарного человека заслуживают самого пристального внимания. Ваши одноклассницы приготовили рассказ о К.Ф.Рылееве. Предоставим им слово.

Рассказ учащихся, сопровождаемый показом презентации.

4.Учитель

- Что, на ваш взгляд, особенно заслуживает уважения в истории жизни и в личности Рылеева?

- Соотносятся ли стихи Рылеева, которые уже прозвучали на уроке, с человеком, о котором мы сейчас узнали из рассказа девочек?

Выводы.

- Действительно, биография Рылеева – это пример пламенного служения Отчизне. Его взгляды, ярко выраженные в стихах, подтверждают жизненную позицию: патриотизм, гражданственность, честность, стремление к справедливости.

5. Познакомимся поближе с творчеством К.Ф.Рылеева.

Слайд 4

Учитель

- По словам Вс.Рождественского, «гражданственность стала ...музой» Рылеева.¹

Уже в первом своём произведении, под которым поэт поставил свою полную подпись, в оде «К временщику» (1820), проявились гражданственность и мужество Рылеева: ведь ода была политическим выступлением против всесильного Аракчеева (шеф Ш отделения жандармов).

Чтение стихотворения (учитель или подготовленный ученик)³

_______________________________________________________________________

¹ Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. М.,1972, с.205

² Русские поэты. Сборник. М., 1965

-4-

Слайд 5

Беседа

- Как характеризует Рылеев всесильного Аракчеева?

- Как по-вашему, почему поэт обратился к жанру оды?

-Обратите внимание на лексику стихотворения. Соответствует ли она жанру оды?

Выводы.

 Поэт ярко изобразил характерные черты Аракчеева: коварство, надменность, подлость души, льстивость, лживость в дружбе, пресмыкательство Аракчеева, отсутствие в нём чести и совести. А главное – Аракчеев – «неистовый тиран родной страны своей».

Жанр оды, предполагающий восхваление героя, звучит как сатира, а торжественный стиль оды ещё более подчёркивает пламенность обличительных речей поэта. Этому же способствуют и старославянизмы, усиливающие гневный тон стихотворения.

Слайд 6

Учитель

- В1821-1823 годах в журналах появляются стихотворения Рылеева на темы национальной истории, названные им «думами». Многие из них были напечатаны в альманахе «Полярная звезда». Обратимся к словарю.

Чтение учителем думы «Иван Сусанин»¹

Беседа

- Каким показан в думе крестьянин Иван Сусанин? В каких словах выражает он свою готовность умереть за родину и за царя?

- Как начинается дума?

- Как описывается деревня, куда Сусанин привёл поляков, изба, где они расположились?

- Какой пейзаж создаёт поэт? Соответствует ли пейзаж событиям и общему тону повествования?

_____________________________________________________________________

¹ Русские поэты. Сборник. М., 1965

-5-

Выводы

Сусанин показан поэтом как герой. Героизм его основан на глубокой и твёрдой любви к отчизне. И сыну, и врагам Сусанин говорит, что гибнет «за русское племя». В этой думе проявилось стремление Рылеева к реализму. Здесь всё конкретно и во многом исторично. И диалоги, и пейзаж – всё просто, конкретно, выразительно. Знаменательно, что А.С.Пушкин выделил думу «Иван Сусанин» среди других: она позволила, по его словам, подозревать в Рылееве «истинный талант»

Учитель

- «Я не поэт, а гражданин»,- подчёркивал Рылеев, и был несправедлив к себе. Наше представление о нём было бы неполным, если мы не вспомним тонкие, лирически проникновенные стихи Рылеева о дружбе и любви.

- Перед вами отрывки из произведений Рылеева. Прочитайте их. Что нового эти строки открыли вам в личности поэта?

Стансы

(К А.Б≤естуже≥ву)

Не сбылись, мой друг, пророчества

Пылкой юности моей;

Горький жребий одиночества

Мне суждён в кругу люде

Слишком рано мрак таинственный

Опыт грозный разогнал,

Слишком рано, друг единственный,

Я сердца людей узнал

Страшно дней не ведать радостных,

Быть чужим среди своих,

Но ужасней истин тягостных

Быть сосудом с дней младых.

С тяжкой грустью, с чёрной думою

Я с тех пор один брожу

И могилою угрюмою

Мир печальный нахожу.

-6 –

Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, суетный, людей,

А встречаешь трупы хладные

Иль бессмысленных детей…

К NN

Ты посетить, мой друг, желала

Уединённый угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить,

Хотела ты покой целебный

В взволнованную душу влить.

Твоё отрадное участье,

Твоё вниманье, милый друг,

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг.

Я не хочу любви твоей,

Я не могу её присвоить;

Я отвечать не в силах ей,

Моя душа твоей не стоит.

Из поэмы «Наливайко»

Весна

Блестит весна; её дыханьем,

Как бы волшебным врачеваньем,

Край утеснённый оживлён;

Всё отрясает зимний сон.

Пестреет степь, цветёт долина,

Оделся лес, стада бегут,

Тяжёлый плуг поселянина

Волы послушные влекут;

-7-

Кружится жаворонок звонкий,

Лазурней тихий небосклон,

И воздух чистый, воздух тонкий

Благоуханьем напоён…¹

Выводы.

В этих стихотворениях перед нами предстаёт другой поэт: лирик, тонко чувствующий окружающий мир, с ранимой душой и трепетным сердцем, открытым всем переживаниям.

6. Подведём итоги.

Слайд 7

- Поэт- революционер, тонко чувствующий человек безвременно погиб, но творчество его и само имя  не должно быть забыто, потому что оно интересно не только стремлением к свободе, жизнью во имя народа, но и лиризмом, яркостью, душевной стойкостью.

7.Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Моё восприятие поэзии К.Ф.Рылеева»

8. Оценки за урок.

______________________________________________________________________

¹ Все стихи из сборника «Русские поэты», т.1. М.,1965

-8-

Информационные источники

1. Русские поэты. Антология в 4-х томах, т.1. Москва 1965

2. Бухштаб Б. Русские поэты. Москва 1972

3. Flag_of_Dekabristov_Island_(St_Petersburg).png

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

5. https://www.litmir.me/br/?b=185394&p=32

Юлия Владимировна Друнина

1977

ДЕТИ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

Мы были дети 1812 года.

Матвей Муравьев-Апостол

ТРИНАДЦАТОЕ ИЮЛЯ[1]

Зловещая серость рассвета…

С героев Бородина

Срывают и жгут эполеты,

Бросают в огонь ордена!

И смотрит Волконский устало

На знамя родного полка —

Он стал в двадцать пять генералом,

Он все потерял к сорока…

Бессильная ярость рассвета.

С героев Бородина

Срывают и жгут эполеты,

Швыряют в костер ордена!

И даже воинственный пристав

Отводит от виселиц взгляд.

В России казнят декабристов,

Свободу и Совесть казнят!

Ах, царь милосердие дарит;

Меняет на каторгу смерть…

Восславьте же все государя

И будьте разумнее впредь!

Но тем, Пятерым, нет пощады!

На фоне зари — эшафот…

«Ну, что ж! Нас жалеть не надо:

Знал каждый, на что он идет».

Палач проверяет петли,

Стучит барабан, и вот

Уходит в бессмертие Пестель,

Каховского час настает…

Рассвет петербургский тлеет,

Гроза громыхает вдали…

О, боже! Сорвался Рылеев —

Надежной петли не нашли!

О, боже! Собрав все силы,

Насмешливо он хрипит:

«Повесить — и то в России

Не могут, как следует!

Стыд!..»

СЕРГЕЙ МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ

Дитя двенадцатого года:

В шестнадцать лет — Бородино!

Хмель заграничного похода,

Освобождения вино.

«За храбрость» — золотая шпага,

Чин капитана, ордена.

Была дворянская отвага

В нем с юностью обручена.

Прошел с боями до Парижа

Еще безусый ветеран.

Я победителем вас вижу,

Мой капитан, мой капитан!

О, как мечталось вам, как пелось,

Как поклонялась вам страна!

…Но есть еще другая смелость,

Она не каждому дана.

Не каждому, кто носит шпагу

И кто имеет ордена, —

Была военная отвага

С гражданской в нем обручена:

С царями воевать не просто!

(К тому же вряд ли будет толк…)

Гвардеец Муравьев-Апостол

На плац мятежный вывел полк!

«Не для того мы шли под ядра

И кровь несла Березина,

Чтоб рабства и холопства ядом

Была отравлена страна!

Зачем дошли мы до Парижа,

Зачем разбили вражий стан?..»

Вновь победителем вас вижу.

Мой капитан, мой капитан!

Гремит полков российских поступь,

И впереди гвардейских рот

Восходит Муравьев-Апостол…

На эшафот!

ЯЛУТОРОВСК

Эвакуации тоскливый ад —

В Сибирь я вместо армии попала.

Ялуторовский райвоенкомат —

В тот городок я топала по шпалам.

Брела пешком из доброго села,

Что нас, детей и женщин, приютило.

Метель осатанелая мела,

И ветер хвастал ураганной силой.

Шла двадцать верст туда

И двадцать верст назад —

Ведь все составы пролетали мимо.

Брала я штурмом тот военкомат —

Пусть неумело, но неумолимо.

Я знала — буду на передовой,

Хоть мне твердили:

— Подрасти сначала! —

И военком седою головой

Покачивал:

— Как банный лист пристала! —

И ничего не знала я тогда

О городишке этом неказистом.

Ялуторовск — таежная звезда,

Опальная столица декабристов!..

Я видела один военкомат —

Свой «дот»,

Что взять упорным штурмом надо,

И не заметила фруктовый сад —

Веселый сад с тайгою хмурой рядом.

Как так? Мороз в Ялуторовске крут

И лето долго держится едва ли,

А все-таки здесь яблони цветут —

Те яблони, что ссыльные сажали!..

Я снова здесь, пройдя сквозь строй годов,

И некуда от странной мысли деться:

Должно быть, в сердцевинах тех стволов

Стучат сердца, стучит России сердце.

Оно, конечно, билось и тогда

(Хотя его и слыхом не слыхала),

Когда мои пылали города,

А я считала валенками шпалы.

Кто вел меня тогда в военкомат,

Чья пела кровь и чьи взывали гены?

…Прапрадеды в земле Сибири спят,

Пред ними преклоняю я колена.

«НЕУДАЧНИКИ»

…Вернули тех, кто в двадцать пятом,

В Санкт-Петербурге, в декабре,

На площади перед сенатом

Войска построили в каре.

Теперь их горсточка осталась:

Сибирь и годы — тридцать лет!

Но молодой бывает старость,

Закат пылает, как рассвет.

Непримиримы, непреклонны,

Прямые спины, ясный взгляд.

Как на крамольные иконы,

На старцев юноши глядят.

Нет, их не сшибли с ног метели,

Они не сбились в темноте.

Но почему так одряхлели

Их сверстники — другие, те,

Что тоже вышли в двадцать пятом

На площадь в злой декабрьский день,

Но после… Ужас каземата,

Громадной виселицы тень,

Бред следствия, кошмар допроса,

Надежды тоненькая нить.

Они сломились…

Все непросто,

И не потомкам их винить…

Ошибки юности забыты,

Пошли награды и чины,

Они сановники, элита,

Они в монарха влюблены!

Все больше ленточек в петлицах,

Не жизнь — блистательный парад!

Но отчего такие лица:

Увядший рот, погасший взгляд?

Ах, что с «удачниками» сталось?

Ответа нет, ответа нет…

А рядом молодая старость,

Закат, похожий на рассвет.

https://www.litmir.me/br/?b=185394&p=32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.

Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. "Расул Гамзатов. Лирика дагестанского поэта"

Материал урока поможет организовать самообразование семиклассников в условиях дистанционного обучения....

Презентация к уроку литературы 5 класс "А. А. Фет. Знакомство с поэтом"

Презентация к уроку литературы 5 класс "А. А. Фет. Знакомство с поэтом"...