Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Семенова Марина Валерьевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                МБОУ «СОШ № 12»

                         ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ

                               ( творчество поэтов-участников ВОВ)

                                                                         Учитель: Семенова М.В.

                                                 Г-к Анапа, 2017

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя:

     - Прошло уже 64 года с того дня, когда был подписан пакт о капитуляции немецких войск. Русский народ, как никто другой, ждал эту Великую Победу долгих 4 года. Солдаты, вернувшиеся с войны, всю свою жизнь вспоминали погибших товарищей. Наш долг сохранить память об этих мужественных людях, которые воевали за нашу Родину, отдавая свою жизнь. Сохранить эту память помогают нам произведения поэтов и писателей, которые прошли этот страшный путь со своим народом. Сегодня на уроке мы вспомним творчество К. Симонова, А. Твардовского и Б. Окуджавы. Эти поэты принимали непосредственное участие в ВОВ.

  1. 1-я группа учащихся представляет творчество А.Т.Твардовского

( интервью, презентация, чтение наизусть).

  1. Вступительная часть:

   - Мы хотим познакомить вас с творчеством известного поэта А.Т. Твардовского. Одной из главных тем его творчества является тема войны. А. Твардовский прошёл всю войну. Сам видел все ужасы, встречался с героями и простыми солдатами, а потом в своих произведениях рассказывал обо всём этом. К сожалению, у нас нет возможности пообщаться с этим человеком. Мы хотим показать вам, как бы проходило наше интервью с поэтом, если бы у нас появилась такая возможность.

  1.  Интервью:

  - Сегодня у нас в гостях знаменитый писатель-поэт А.Т.Твардовский. У нас есть уникальная возможность задать ему несколько вопросов.

  - Здравствуйте, Александр Трифонович.

- Здравствуйте, Иван.

- В первую очередь хочется узнать о вашей семье. Расскажите, где Вы родились, в какой обстановке воспитывались?

-Я родился в Смоленской губернии, на хуторе Загорье. Мой отец был деревенским кузнецом, его звали Трифон Гордеевич. Благодаря своему труду, заработал необходимую сумму и выкупил землю. Часто наше имение он называл хутором и с детства приучал своих детей любить эту землю. Мою мать звали Мария Митрофановна. По вечерам мы собирались всей семьёй и отец читал нам произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и др, тем самым прививая любовь к литературе.

- Ещё ребёнком Вы начали писать стихи. Кто первым оценил ваши произведения?

- В 14 лет я стал писать заметки в газеты, а потом несколько стихов принёс Михаилу Исаковскому, который после стал моим наставником.

- Расскажите немного, что Вы хотели донести до читателей в поэмах «Путь к социализму» и «Страна Муравия»?

- Я отобразил в них коллективизацию и утопические мечты о «новой деревне».

- Расскажите нам, как Вы пережили войну? Что Вам запомнилось больше всего? Какой след война оставила в Вашей душе?

- Мой военный путь начался осенью 1939 года. Я участвовал в качестве военного корреспондента в походе Красной армии в Западную Белоруссию, а затем в финской компании. Эта часть жизни была самой жестокой и кровопролитной. Во время ВОВ я много ездил по фронтам, общался с простыми героями. Военная тема прошла через всё моё творчество. Человек, переживший такое, не может и не имеет право молчать. В своих стихах я старался передать трагедию всего народа, показать ужасы войны, увековечить память о тех, кто погиб.

- Каким было Ваше творчество в послевоенные годы?

- Военные и послевоенные  годы во многом изменили моё мировоззрение. Я увидел, каким стало будущее. Я снова стал пытаться отстаивать свои идеалы и свою позицию.

  В 1950 г меня назначили главным редактором журнала «Новый мир». Также я был членом правления Союза Писателей СССР.

- Спасибо Вам за эту встречу. Я думаю, мы не раз ещё с Вами встретимся.

  1. Вывод:

- В 1970 г А.Т. Твардовского сняли с должности главного редактора, а ещё через год в Пахре Твардовский умер.

  Мы предлагаем вам послушать стихотворение А.Т. Твардовского «Был трудный бой…», читает Волкова Марина.

  1. 2-группа представляет творчество Б.Ш. Окуджавы.

     (Сообщение, презентация, чтение наизусть).

  1. Звучит песня Б. Окуджавы « Вы слышите, грохочут сапоги…»
  2. Сообщение ученика.

- Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси. Отец – Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать – Ашхен Степановна Налбандян, армянка.

После рождения сына семья проживала по адресу – Ул. Арбат, дом 43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

  Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате.. на учёбу булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря тбилисского горкома. Из-за конфликта с Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии. Отец булата выписал семью к себе на Урал.

   После ареста родителей в 1937 году Булат с бабушкой вернулись в Москву. Отец был расстрелян по ложному обвинению, мать сослана в карагандинский  лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.

  В1940 году булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, работал на заводе.

   В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после 2-х месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия практически не принимал, был тяжело ранен под Моздоком.

   К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось…» (1943 г), текст которой не сохранился.

   Вторая песня была написана в 1946 году – «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

   После войны Б.Окуджава  поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем, сначала в сельской школе.

   В 1956 году Б. Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном  троллейбусе» …)

   Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем – заведующим отделом поэзии в «Литературной Газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

   В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью. С 1962 года Б.Окуджава впервые появляется на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполняет песню «Полночный троллейбус». В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на стихи Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим». Окуджава – автор и других популярных песен для кинофильмов («Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «Катюша»). В общей сложности песни и стихи Б. Окуджавы звучат более чем в 80 фильмах.

  Первый диск с песнями Б.Окуджавы вышел в Париже в 1968 году. В том же году в Польше вышел диск с песнями Б.Окуджавы в исполнении артистов и одна песня в исполнении автора: «Прощание с Польшей». С середины 70-х годов пластинки с песнями Б.Окуджавы выходили и в СССР.

   В 1961 году Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр!».

   Опубликованы повести «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») – 1969г о трагических событиях в истории декабристского движения, «Похождения Шилова, или старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале XIX века романы «Путешествия декабристов» (1-я часть – 1976, 2-я – 1978) и «Сведение с Бонапартом» (1983).

   12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже в военном госпитале. Перед смертью принял православие с именем Иоан.

   Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. У дома 43 на Арбате, где жил Б. Окуджава, ему поставлен памятник.

   

  1. Чтение стихотворения Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!»

  1. 3-я группа представляет творчество К.М. Симонова.

        ( Сообщение ведущих, презентация, чтение низусть)

( 2 ведущих рассказывают о жизни и творчестве К. Симонова)

ВЕДУЩИЙ (1): Константин Симонов… Поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист, общественный деятель государственного масштаба. Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, делегат нескольких съездов партии, член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Активный участник движения борцов за мир. Член корреспондент Академии искусств ГДР, главный редактор журнала «Новый мир», «Литературной газеты», секретарь Правления Союза писателей СССР. Как много он сделал в своей жизни.

ВЕДУЩИЙ (2):  В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 – он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом – шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда, Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…

ВЕДУЩИЙ (1): Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим – кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная. Это ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванищеву – посвятил он в 1950-е годы поэму «Отчим».

ВЕДУЩИЙ (2): «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец? породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».

ВЕДУЩИЙ (1):  Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения.

ВЕДУЩИЙ (2): Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Война была темой, делом, школой, судьбой.

ВЕДУЩИЙ (1):  Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны.

ВЕДУЩИЙ (2): С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям.

ВЕДУЩИЙ (1):  Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды – ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года.

ВЕДУЩИЙ (2):  В ту пору он пробует свои силы в драматургии. В Москве в театре Ленинского комсомола уже шла его первая пьеса «История одной любви» - и готовилась к постановке вторая – «Парень из нашего города». К началу войны Симонов уже был военным писателем.

ВЕДУЩИЙ (1):  Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.

ВЕДУЩИЙ (2): За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин.

ВЕДУЩИЙ (1):  Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой

ВЕДУЩИЙ (2):  «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.
Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной.

ВЕДУЩИЙ (1):  Симонов знал войну как никто. Наверное и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. ВЕДУЩИЙ (2):  Писал о том, что видел: писал в газеты, создавал стихи, пьесы, рассказы, повести.

ВЕДУЩИЙ (1):  Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Известность переросла в любовь к нему, в любовь искреннюю и вполне заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху.
Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они сражались, мужественного и беззаветно

ВЕДУЩИЙ(2): В 1941 году Константину Симонову 25 лет. За Могилев, к линии фронта, военным корреспондентом он прибыл к пятому дню войны: каким он был, этот совсем еще молодой человек, уже известный, впрочем, как автор пьесы «Парень из нашего города»?Годы войны были лучшим временем поэзии Симонова, часом большой выверки ее. В эти годы написаны лучшие его стихи.

ВЕДУЩИЙ (1):  В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».

Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет «Война», а другую – «С тобой и без тебя».

ВЕДУЩИЙ (2): Симонов писал стихи о любви, и они пользовались огромным успехом у читателей, потому что человек, лишенный любви, чувствует себя обделенным. Любовь для фронтовика – это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.

ВЕДУЩИЙ (106 Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов.
Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.

( ученик читает стихотворение наизусть)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.

ВЕДУЩИЙ (2): Однажды во время очередной командировки на Южный фронт – был декабрь 1941 года – Симонова попросили прочесть поэму «Пять страниц».
Симонов поправил шевелюру. В его глазах заблестели веселые нотки. Он встал, расстегнул комбинезон и громко сказал:
- Поэму читать не буду. Во-первых, она написана давно, а, во-вторых, поэма длинная – устанете слушать. Я прочитаю вам новые стихи, - и стал читать тихо, доверительно, словно ведя с кем-то интимную беседу:
- Жди меня, и я вернусь…
Закончив чтение, он сказал:
- Не буду возражать, если опубликуете в своем «Бюллетене».
Стихотворение было напечатано на следующий день.
А вскоре, можно даже назвать точную дату: 14 января 1942 года, стихотворение «Жди меня…» опубликовала газета «Правда». «Жди меня…» со страниц газеты потрясло всю Россию. А Симонов с этого времени стал обладателем одного из самых громких литературных имен.

ВЕДУЩИЙ (1):  Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями – люди военного поколения отлично это помнят.

Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.

ВЕДУЩИЙ (2):  Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.
Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из
 написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений.

ВЕДУЩИЙ (1):  Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал Алексей Сурков.

ВЕДУЩИЙ (2):  Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры.
Так было и с двумя другими книгами трилогии.

ВЕДУЩИЙ (1):  Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».
И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…

ВЕДУЩИЙ (2):  Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.

ВЕДУЩИЙ (1):  Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегд

  1. Итог урока.

- Итак, мы познакомились с творчеством поэтов-фронтовиков. Какие чувства вызвали у вас их произведения? О чем заставили задуматься?

    VII.   Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение (по выбору учащихся) и проанализировать его.

- Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси. Отец – Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать – Ашхен Степановна Налбандян, армянка.

После рождения сына семья проживала по адресу – Ул. Арбат, дом 43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

  Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате.. на учёбу булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря тбилисского горкома. Из-за конфликта с Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии. Отец булата выписал семью к себе на Урал.

   После ареста родителей в 1937 году Булат с бабушкой вернулись в Москву. Отец был расстрелян по ложному обвинению, мать сослана в карагандинский  лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.

  В1940 году булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, работал на заводе.

   В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после 2-х месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия практически не принимал, был тяжело ранен под Моздоком.

   К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось…» (1943 г), текст которой не сохранился.

   Вторая песня была написана в 1946 году – «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

   После войны Б.Окуджава  поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем, сначала в сельской школе.

   В 1956 году Б. Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном  троллейбусе» …)

   Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем – заведующим отделом поэзии в «Литературной Газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

   В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью. С 1962 года Б.Окуджава впервые появляется на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполняет песню «Полночный троллейбус». В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на стихи Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим». Окуджава – автор и других популярных песен для кинофильмов («Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «Катюша»). В общей сложности песни и стихи Б. Окуджавы звучат более чем в 80 фильмах.

  Первый диск с песнями Б.Окуджавы вышел в Париже в 1968 году. В том же году в Польше вышел диск с песнями Б.Окуджавы в исполнении артистов и одна песня в исполнении автора: «Прощание с Польшей». С середины 70-х годов пластинки с песнями Б.Окуджавы выходили и в СССР.

   В 1961 году Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр!».

   Опубликованы повести «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») – 1969г о трагических событиях в истории декабристского движения, «Похождения Шилова, или старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале XIX века романы «Путешествия декабристов» (1-я часть – 1976, 2-я – 1978) и «Сведение с Бонапартом» (1983).

   12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже в военном госпитале. Перед смертью принял православие с именем Иоан.

   Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. У дома 43 на Арбате, где жил Б. Окуджава, ему поставлен памятник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".

Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Урок литературы по теме "А.А. Блок: жизнь, творчество, личность". 11-й класс

Знакомство с жизнью, творчеством, личностью поэта А.А. Блока”, атмосферой, в которой вырос великий поэт. Факты личной биографии в поэзии А.А. Блока, особенности поэтики его стихотворен...