Главные вкладки

    Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин
    план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

    Ханнанова Ирина Билаловна

    О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с непогодой. По воспоминаниям современников, такую же прожил жизнь, зная любовь и неприязнь, душу имел нежную, открытую и мятущуюся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое образовательное учреждение Тевризского муниципального района Омской области «Тайчинская средняя общеобразовательная школа»

    Контрольная работа

    Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме

    «Жизнь и творчество С.Есенина»

    «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»   С.Есенин

    Выполнила:

    Ханнанова Ирина Билаловна,

    учитель русского языка и

    литературы МКОУ Тевризского

    муниципального района Омской области

                                                              «Тайчинская средняя общеобразовательная

    школа»

    «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»  (С.Есенин)

    Урок – монтаж

    I Исполняется песня «Клён» под аккомпанемент гитары

    Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

    Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

    Или что увидел? Или что услышал?

    Словно за деревню погулять ты вышел.

    И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

    Утонул в сугробе, приморозил ногу.

    Ах, и сам  я нынче чтой – то стал нестойкий,

    Не дойду до дома с дружеской попойки.

    Там вон встретил вербу, там сосну приметил

    Распевал им песни под метель о лете.

    Сам себе казался я таким же клёном,

    Только не опавшим, а вовсю зелёным.

    И, утратив скромность, одуревшим в доску,

    Как жену чужую, обнимал берёзку.

                                                        28 ноября 1925 года.

    Учитель: Сергей Есенин живёт в нашей памяти как яркая звезда начала ХХ столетия – серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в соответствии с фамилией – в пору завершения золотой осени, на грани с непогодой. По воспоминаниям современников, такую же прожил жизнь. Зная любовь и неприязнь, душу имел нежную, открытую и мятущуюся.

    Ученица читает стихотворение «Сергей Есенин»

    В этом имени -  слово «есень».

    Осень, ясень, осенний цвет.

    Что–то есть в нём от русских песен –

    Поднебесье, тихие веси,

    Сень берёзы и синь – рассвет.

    Что – то есть в нём и от весенней

    Грусти, юности, чистоты…

    Только скажут «Сергей Есенин»,

    Всей России встают черты:

    И над заводью месяц тонкий,

    И в степи, у заросших троп,

    Красногривого жеребёнка

    Неуклюжий, смешной галоп.

    И весенних осин серёжки,

    И рязанского неба ширь,

    И просёлочные дорожки,

    И приокские камыши.

    А я помню его живого,

                          Златоуста,

    А я слыхал, как слетало

                     златое слово

    В затаивший дыханье зал,

    И как в души оно врывалось,

    Мучаясь, жалуясь, ворожа,

    И как в нём закипала ярость

    Пугачёвского мятежа.

             Слово болью шло, замирая,

             Будто било в колокола, -

            Русь, Россия, не надо рая,

             Только ты бы одна жила!

    Если б чёрное знать предвестье

    И от гибели остеречь!

    Только руки в широком жесте

    Выше плеч летят, выше плеч.

          Над Россией летят …Есенин!

          Осень, есень, осенний цвет.

          Всё равно это цвет весенний

          Сень берёзы и синь – рассвет.

    Учитель: Деревенское детство, уездная школа, короткая служба, городская богема, заграничное путешествие, поездки и оборвавшаяся жизнь – вот биография Есенина в двух строках. Судьба отпустила ему тридцать лет земного существования.

       И поэтому, утверждает он, вся биография в стихах.

    Тема урока: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

    Цель урока: 

    • расширение и углубление знаний учащихся с этапами биографии и творчества С.А.Есенина; ознакомление их с наиболее интересными стихами;
    • воспитание чувства гражданственности;
    • развитие навыков самостоятельного чтения и анализа стихотворных произведений.

    Оборудование: портрет поэта, сборник стихотворений С.Есенина, гитара, магнитофон.

    Ученица: В рязанском селе Константиново, где 21 сентября (3 октября) 1885 года он увидел свет, поражают сегодня на столько узнаваемые черты, связанные с пребыванием здесь поэта, сколько необычный красоты картина, что открывается с высокого берега Оки.

          Огромное на километры вдаль уходящее пространство земли: излучина реки, луга, дальше – лес от самого горизонта. Над всем этим безграничное небо, которое сходится с землёй почти незаметно, словно переходя в неё и проникая собой.

         Константиновские земные обители кажутся поистине благодатными. И как видимый воочию духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит на речном откосе, напротив дома Есениных, церковь иконы Казанской Божьей матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней он был крещён именем Сергей.

         На рубеже двух веков: XIX и XX, русская деревня ещё хранила традиционное, создавшее и укрепившее Россию, сознание того, что родная земля – это подножие Престола Божия, Новый Иерусалим, что истинное отечество каждого россиянина в царстве ином, непреходящем. Бабушки и деды Есенина, люди православные уже по своему родовому определению – крестьяне, хорошо знали эту главную истину, полученную  в наследство от своих бабушек, своих дедов. Те из них, кому довелось заниматься воспитанием внука, сделали всё, чтобы вдохнуть её и в душу будущего поэта.

    Ученик: Поэт рано осознал своё предназначение: выражать себя в слове: «Вначале было слово».

    В начале творческого пути он писал:

    Чую радуницу божью –

    Не напрасно я живу,

    Поклоняюсь придорожью,

    Припадаю на траву.

    Между сосен, между ёлок,

    Меж берёз кудрявых бус,

    Под венком, в кольце иголок,

    Мне мерещится Иисус.

    Он зовёт меня в дубровы,

    Как во царствие небес,

    И горит в парче лиловый

    Облаками крытый лес.

    Голубиный дух от бога, словно огненный язык

    Завладел моей дорогой,

    Заглушил мой слабый крик.

    Льётся пламя в бездну зренья,

    В сердце радость детских снов.

    Я поверил от рожденья

    В богородицын покров. (1914г.)

    Ученица: Он начинал, что было вполне естественно, как певец дорогого ему крестьянского мира. Ранние стихи Есенина прозрачны и чисты:

    Там, где капустные грядки

    Красной водой поливает восход,

    Кленёночек маленькой матке

    Зелёное вымя сосёт.

      Кленёночек – трогательный, есенинский неологизм, построенный по типу слов, ягнёночек, ребёночек, одушевляет пейзаж, вводит растительный мир  в систему универсальных отношений всего живого (мать и дитя). Цепь метафор делает изображение ярким, образным. Красочность картине придаёт избранная цветовая гамма, точнее контрастное сочетание цветов: зелёный – красный.

    Ученик: В 1912 году Есенин переехал в Москву, где посещал занятия литературно – музыкального кружка. Но в Москве Есенина почти не печатали и в марте 1915 года поэт появляется в Петрограде совсем таким, каким был герой его поэмы «Страна негодяев»:

           Весёлым парнем,

          До костей весь пропахший степной травой,

          Я пришёл в этот город с пустыми руками,

          Но зато с полным сердцем и не пустой головой.

    Правда, появился он в тогдашней российской столице не с пустыми руками: привёз стихи. А. Блок первым услышал «песни души» рязанского поэта и сразу признал его. А главное -  ввёл Есенина в большую литературу, о чём поэт сказал:

      Мечтатель сельский

      Я в столице

      Стал первокласснейший поэт.

    Ученица: В Москве жизнь свела Есенина с людьми самых разных умонастроений. Попал он и в дворянско – буржуазные круги, которые вскоре стали тяготить Есенина. Он пишет: «И вот в стихах моих забила в салонный вылощенный сброд мочой рязанская кобыла».

       Со страниц первой книги стихов «Радуница», поэм «Русь», «Марфа Посадница», повести «Яр», написанных Есениным в предреволюционные годы, вставала Русь, обильная и убогая, сильная и немощная, радостная и печальная. Как бы отвечая всем тем, кто хотел его поэзию увести от главного – служения Родине, ещё в 1914 году он писал:

        «Если крикнет рать святая:

        «Кинь ты Русь, живи в раю!»

         Я скажу: «Не надо рая,

         Дайте родину мою».

       Любовь Есенина к Родине, ненависть к войне, несущей горе и страдания людям, тяготения к передовым общественным силам и идеям, к реализму в искусстве – всё это помогало поэту найти свой путь в литературе. С большой надеждой он ожидал чуда для своей страны: «О, Русь, взмахни крылами…»

    Ученик: Вселенский, космический характер наступавшей эпохи отразился во многих есенинских стихах первых революционных лет: «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Инония», « Преображение» и др. В «Моём пути» Есенин пишет так: « На смену царщине с величественной силой рабочая предстала рать». Но поэт не мог понять и принять жестокость революции. Недаром он признавался, что принимал её по – своему, « с крестьянским уклоном». В «Письме к женщине» Есенин вспоминал о своём настроении в годы « бурь и вьюг»: « В развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму – куда несёт нас рок событий».

         Страну, охваченную революцией, он сравнивал с кораблём во время бури. Немного было таких, кто крепким в качке оставался. Он пишет в сборнике стихов «Москва кабацкая»: « И я склонился над стаканом, чтоб, не страдая ни о ком, себя сгубить в угаре пьяном». Его «кабацкие настроения» поддержали имажинисты. Однако поэтика имажинистов сразу же вызвала сомнения Есенина, потому что они выступали против какого бы то ни было проявления национальных традиций, но их быт, разгульный и разудалый, надолго затянул поэта.

    Ученик: Немаловажную роль в творчестве Есенина сыграла его поездка в Западную Европу и США с мая 1922 по август 1923 года.

           В этой поездке Есенин сопровождал Айседору Дункан, с которой они поженились незадолго до отъезда. У них было много общего. Они ненавидели быт буржуазной Европы и Америки и мечтали о немедленном преображении мира и наступлении «мужицкого рая» с идеальными взаимоотношениями между людьми.

           После поездки за рубеж Есенин прожил недолго, около двух с половиной лет, но создал за это время немало. Новые поэтические строки отличались большой глубиной и многогранностью, что свидетельствовало о новом взлете есенинского таланта. Был создан цикл «Персидские мотивы». После поездки на Кавказ, большие поэмы «Песнь о великом походе» и «Анна Снегина». В конце «Моего пути» Есенин восклицает:

    Ну что же?

    Молодость прошла!

    Пора приняться мне

    За дело,

    Чтоб озорливая душа

    Уже по - зрелому запела.

    Ученик:Но для того, чтобы запеть «по зрелому», по – новому, необходимо было отлеживаться от всего нездорового, что тяготило многие годы. Есенин создает новый вариант поэмы – реквиема  «Черный человек» и отдает в журнал «Новый мир ». Он ложится в клинику, чтобы подлечить расшатанные нервы и отдохнуть. В стихах конца 1925 года сквозь образ  метели, как подснежник ранней весной, пробивает себе дорогу светлая радость бытия:

    Пусть сердцу вечно снится май

    И та, что навсегда люблю я.

    Ученица:В стихах Есенина 1924 -1925 годов настойчиво звучит мотив возвращение в родной дом. «Возвращение на родину»,  «Русь советская», «Русь уходящая», «Я иду долиной», «Мой путь») это подведение итогов («Молодость прошла!», своеобразный отчет лирического героя перед земляками и за свои успехи, и за ошибки («покажи свой пыл»). Это радость и горечь встреч через много лет с родными, с отчим домом, милой сердцу природой. Это расплата  за уход, наказание отчуждением. ( «Я никому здесь не знаком»,  «А те, что помнили, давно забыли»: «в своей стране я словно иностранец») и покаяние: «Россия – мать!», протии меня, «Прости».Но искреннее стремление понять новую жизнь, изменившуюся деревню, быть «настоящим, а не сводным сыном». В великих штатах СССР», приводит к неожиданным выводам:

    Остался в прошлом я одной ногою,

    Стремясь догнать стальную рать,

    Скольжу и падаю другою.

                                                                                                   («Русь уходящая»)

            Приемлю все

    Как есть, все принимаю,

    Готов идти по выбитым следам.

    Отдам всю душу октябрю и маю,

    Но только лиры милой не отдам.

                                                («Русь советская»)

    Учитель:В этот же год написан целый ряд стихов, объединенных общей темой осмысления жизни. Приближающееся тридцатилетие осознавалось Есениным как пора подведения итогов бурно прожитой молодости.

    Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу» (запись на магнитофоне).

    Вопросы:1. Какое впечатление произвело стихотворение?

                    2. Какие синтаксические конструкции можно выделить в стихотворение?

                     3.Какие традиционные есенинские образы наполняют стихотворение?

                    4. Как в данном произведении соотносятся с образом дерева периоды  человеческой жизни?         

            Уход из жизни Сергея Есенина до сих пор неразгадан. По этому поводу существует много легенд. Однако одно неоспоримо – литература потеряла величайший талант.

    Чтение любимых стихотворений.

    Домашнее задание: прочитать поэму «Анна Снегина».

    Литература:

    1. Бондаренко М.А. Поэзия Сергея Есенина в школе/ «Литература в школе» №10, 2003г.
    2. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. М. «Советская Россия» 1990 г. «Современник»
    3. Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина./ «Литература в школе» №10, 2003г.
    4. Золоторёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе, М. «ВАКО», 2008 г
    5. Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. М., 2012 г.
    6. Русская литература ХХ века. Учебник для11 класса, под общей редакцией Агеносова А.А., М.,2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

    В данном разделе предоставлен урок литературы по программе Т. Курдюмовой...

    Урок литературы в 11 классе по теме «Жизнь и творчество В.Я.Брюсова».

    Урок литературы по теме "Жизнь и творчество В.Я. Брюсова" систематезирует знания учащихся о литературных течениях (символизме, акмеизме, футуризме), знакомит с жизнью и ворчеством В.Я. Брюсова, ...

    Урок литературы в 10 классе "Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева"

    Урок с использованием проектной технологии, сопровождается презентацией....

    Урок литературы в 9 классе по теме "Жизнь и творчество В.А.Жуковского"

      Урок проводится в форме деловой игры как «Заседание художественного совета». Уроку предшествует большая подготовительная работа, рассчитанная на две недели, поэтому такая форма урока про...

    Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

    данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...

    Конспект урока литературы в 10 классе по теме " жизнь и творчество А.С.Пушкина"""

    Урок побуждает желание учащихся познакомиться  с личностью поэта, обратить  внимание на важнейшие исторические события, повлиявшие на  мировоззрение А Пушкина....