Урок литературы в 9 классе на тему «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Дубоносова Анджелика Викторовна

Урок и презентация по литературе на тему: «Тип петербургского мечтателя. 

 

Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа). С помощью данной работы учащиеся выяснят нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя. Презентация сопровождается красочными иллюстрациями по данной тематике для более эффективного усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_belye_nochi.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема урока                 (СЛАЙД -1)                          

«Тип петербургского мечтателя.

Тема одиночества человека в странном мире ночей».

  • Цель урока: рассмотреть образ мечтателя сквозь призму отношений, выяснить: был ли
  • Мечтатель счастлив? 

Задачи:

  • обучающие: выявить особенности образа мечтателя; формировать навыки анализа текста, навыки сравнительного анализа героев и аналитического чтения текста; 
  • развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции, ассоциативное мышление, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение; 
  • воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, добросовестности, любознательности, умения видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире. 


О
борудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”. Листочки с записями (6шт), кнопки (или магниты), словарь Ожегова 


Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. 
Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей. 


Ход урока 
I.
Организация класса (Вводная часть). Приветствие, сообщение темы и цели урока. 
II.
Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. 
- Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? 
Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. И нам неведомо, что скрыто у каждого внутри…

 А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Этот поистине гениальный писатель. 

(СЛАЙД -2)  Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь 
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; 
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком

                                                                           Ф.М. Достоевский


1848 год. Достоевскому 26 лет. А он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную  любовь, игру судьбы,  насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты. А впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг, поэт Алексей Плещеев (СЛАЙД -3) 
(СЛАЙД -4)  -Да и ночи тогда стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

  - О каком произведении мы сегодня будем говорить?

 - Где было  оно напечатано?
(СЛАЙД 5)  - В 1848 году в журнале «Отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». – 
Какова тема произведения? О чем оно?

А какую тему нам необходимо изучить сегодня, чтобы наши знания о……. стали полными?

(СЛАЙД 6)  - Ребята, запишем в тетрадь тему урока: 


«Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».


- Ребята, я просила вас разделиться на 3 группы:

исследователи, психологи, читатели…  Каждой группе будет адресован вопрос. 

(СЛАЙД – 7)                                           ИССЛЕДОВАТЕЛИ

-Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.) 
«Белые ночи». Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя. 

-
Небольшой роман и такое необычное название. Наверно, это не случайно? Как вы думаете, что скрывает в себе это название?

(В этом названии семь слов.) Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”.
Литературовед Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, замечает, что, семь слов романа – это как  семь ключиков к его художественной тайне”. 
- И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть.

С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского. 

(СЛАЙД - 8)  - Что это за явление: белые ночи? 

Белые ночи - светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся  сумерки.  В Петербурге белые ночи продолжаются   с 11 июня по 2 июля

 (Слово ‘ночь’ вызывает определённую цепь ассоциаций: темнота, мрак, страх, господство тёмных      сил и другие.

- А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи?

-(Это характерная примета для северной столицы)

-Каким выразительным средством вы бы охарактеризовали это словосочетание?

(Оксюморон — это словосочетание из двух слов, которые противоречат друг другу. Оксюморон служит для большей выразительности и образности текста.

Это  оксюморонное сочетание “белые ночи” помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов.

 А если перевести название на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». (В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.) 

(СЛАЙД-9)  -Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке.

 (СЛАЙД -10)

  • Роман1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
  • Роман2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (По словарю Ожегова С.И)
  • В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”?

\(По́весть — прозаический жанр, который занимает  место между романом, с одной стороны, и рассказом)

Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?

(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Николая Михайловича  Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)

-Это не просто роман, а сентиментальный роман, т.е. овеянный поэзией сердечного чувства.
(СЛАЙД - 11)  – Обратим внимание на особенности композиции романа.

- Когда всё действие романа происходит? (ночью).  


-
 А как построено произведение?

-Есть ли в романе привычное деление на главы? 

(В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи, 5 глава называется «Утро»; Вторая ночь содержит  историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом. (Эпилог - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению)

Повествование   ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем.

Перед нами   рассказ - исповедь).

ЧИТАТЕЛИ 

-Кто герои романа? Герои - (Мечтатель, Настенька,  Петербург, Жилец)

- Почему у героев складываются почти, что сразу дружеские, доверительные отношения?

( Они оба молоды, чисты душой, добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье. Они сдружились из-за схожести характеров).

Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет… И на вопрос: « (Кто же вы такой?»  Герой отвечает: « …я тип - это оригинал, такой смешной человек!»                

 Характер этот, этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет, что это « единственный и самый фантастический город в мире»)

(СЛАЙД - 12)  - Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М.Достоевского. В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает  его  как среду,  глубоко воздействующую на человека.

(Во всех произведениях Достоевский создает  образ Петербурга, холодного, бездушного, равнодушного к судьбе человека)  

- Пейзаж?

Пейзаж - описание места, где происходят те или иные события. Это важный художественный прием.

В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда   связан с  внутренним миром героев.

- Каковы функции пейзажа в этой повести?

(Пейзаж создает настроение каждой главы. Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать, как закончится эта глава: весело или печально).

Сам герой в своем рассказе  признается, что мечтам иногда приходит конец. (ЗАЧИТАТЬ)

(«В комнате потемнело; на душе …  пусто  и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа, без шума и треска, пронеслось, как сновидение, а он и сам не помнит, что ему грезилось…»)

О чем мечтает наш герой?) (ЗАЧИТАТЬ)

-(Поверите ли, ни одной женщины, никогда, никогда! Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь. Ах, если б вы знали, сколько раз я был влюблен таким образом!..) 

(Ответ в тексте повести: «Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите, какие разнообразные приключения…Вы спросите, может быть, о  чем он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всем…»

– Ребята, а что такое мечта?

 (Мечта  – это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).


ИССЛЕДОВАТЕЛИ 

-Обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича

- (1.  Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

   2.   Предмет желаний, стремлений)
– А когда мы мечтаем? 

(Когда нам хочется что-то в жизни изменить) 

ПСИХОЛОГИ

(СЛАЙД 13)  – Кто является повествователем в романе? (Мечтатель) 
Обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича  

-МЕЧТАТЕЛЬ - тот, кто предается мечтам, фантазер. 
- Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему? 
(От 1-го лица. Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание). 
 (СЛАЙД -14) - Кто нам видится и слышится в образе Мечтателя? (сам автор) 

Достоевский. Он вспоминал

позднее в своих статьях:

«Я был тогда страшным мечтателем.

И чего я не перемечтал в моем юношестве...»

ИССЛЕДОВАТЕЛИ


(СЛАЙД-15)  (зачитать)  Расскажите коротко о жизни Мечтателя.

-( Одинокий, застенчивый, скромный человек. Мы видим в начале романа, как мечтатель разговаривает с домами, которые для него добрые знакомые, мы не знаем его имени. Он 8 лет живет в Петербурге, но так и не завел знакомых. Много раз влюблялся, но только в мечтах, 26 лет, мелкий чиновник, служит, жалование 1200 в год, снимает жильё, проживает с Матрёной, помогающей по хозяйству, он образован, много читал (ночь вторая, разговор с Настенькой,  у него есть увлечение – прогулки по летнему ночному Петербургу)

- Каков род занятий главного героя повести? (ничего не сказано, только мечтает, он – мечтатель)
– Как вы считаете, в романе только один мечтатель? 
(СЛАЙД – 16)  - (Нет. Настеньку мы тоже можем назвать мечтательницей. (ЗАЧИТАТЬ ) ) 

-Какие слова использует автор при описании девушки?

Ответ: это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Шляпка, мантилька,  ручка, глазки,

стрелка, бедняжка,

маленькая, хорошенькая, бедненькая.

-Зачем автор использует это словообразовательное средство выразительности?

-(1)передать отношение героя к девушке; 2) описать девушку, создать образ. 

- (Представьте, что вы пишите сочинение на ГИА, и тема вашего сочинения – «Роль суффиксов эмоциональной окраски» - вот вам 2 функции этих суффиксов, необходимо только подобрать примеры из текста)


(СЛАЙД - 17) - Что столкнуло этих двух людей – мечтателей вместе?

-(они оба искали чувство, способное спасти их от одиночества, они искали счастья) 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

(СЛАЙД – 18)  - Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель?


Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. 
Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. (Итоги сравниваются в конце урока)
 

 - Что это такое счастье? 


ИССЛЕДОВАТЕЛИ

 -Обратимся к толковому словарю Ожегова: (запись сделана на доске) 
Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения; 
                2) Успех и удача

- Ребята, каждый человек понимает слово «счастье»  по- своему, но есть и общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. 
Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой


ПСИХОЛОГИ:

(СЛАЙД – 19) - Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале
(Одиночество - Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми,) 
(СЛАЙД - 20)  - В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю. Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории). 
- Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? 


(ответ вывешивается

 на доску). (Нет)


(СЛАЙД -21)  Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире? 

(Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”) Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу

-Одиночество постоянно давит.

-А разве сегодня не так?


) – Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время?

 (“В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление.      

                                                                  (Юрий Владимирович  Манн в статье “Боль о человеке”).

Человек чувствует себя некомфортно, что-то мешает ему осваиваться в этой жизни, и эти мучения сопровождают его всю жизнь.

Иногда одиночество не является наказанием, ведь это хорошо, когда у человека есть свой собственный внутренний мир, мир мечтаний и чувств, в котором он может творить разные чудеса…

                                                                       

ЧИТАТЕЛИ:


-Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? 

(Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям). Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. ЗАЧИТАТЬ. (Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.) Одинокий человек не хочет оставаться один, но сделать первый шаг, побороть свой страх перед обществом  порой является сложной, почти не решаемой задачей для таких людей


(СЛАЙД – 22)- Однажды Судьба послала ему встречу. (Зачитайте.) 

-Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. (Зачитать описание ее внешности) 

 (по ролям)(Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…)

- Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку?

 -(хорошим, веселым) Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю, что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость) 

- Любил ли Мечтатель кого-нибудь до Настеньки? (мечту, идеал)

- Что привлекло героя к ней? (мечтательность, чистота, наивность)


– Почему Настенька оказалась на мосту?

 -(Она ждала своего любимого, с которым договорилась встретиться на этом мосту через год.) 

ПСИХОЛОГИ:

(СЛАЙД  - 23) - Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку? 

а) (Сердце мое трепетало, как у пойманной птички) 
б) (Благословляю судьбу за превосходную сучковатую палку, которая случилась на этот раз в моей правой руке.) 
в) О, незваный господин! Как я благословлял тебя в эту минуту!
 

- ЧТО ОН ЧУВСТВОВАЛ В ЭТИ МИНУТЫ? 


-
(Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!..) Точно сон, а я даже и во сне не гадал, что когда-нибудь буду говорить хоть с какой-нибудь женщиной. ) Какое условие поставила Настенька перед героем в первую ночь, когда они познакомились?

 (На дружбу я готова, а влюбляться нельзя….) 
- Почему? 

 -(Потому что она уже влюблена, первая любовь - самое яркое чувство, которое сохраняется на всю жизнь. Я думаю, она не хотела портить впечатление об этом чувстве) 

-Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? 

-(Да). ЗАЧИТАТЬ. 
Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?) 


- Как мечтатель воспринимает город? В каких красках?
(- Город он воспринимает поэтически.
Каждое здание для него – живое существо. Мечтатель наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города).

 

(Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет). 

- Кому из вас, ребята, не нравится желтый цвет? 

- Есть ли в отрывке слово, которое можно было поставить в один ряд с этим словом? (желчь)

Желтый цвет - «цвет радостный, бодрящий и нежный» (Гете)

В словаре Ожегова слово желчный - раздражительный, злой.

Сердце мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

-Влияет ли наш герой на жизнь Петербурга, окружающих его людей, соседей, своих сослуживцев?

(Ответ: нет, наш герой не вмешивается во внешнюю жизнь)

Как называется такой тип литературного героя?

(-это «маленький человек»)

-В произведениях каких авторов мы встречались с этим образом?

(Ответ: Пушкин А.С. «Станционный смотритель» (Самсон Вырин), Гоголь Н.В. «Шинель»

(Акакий Акакиевич Башмачкин)

-Можем ли мы назвать нашего героя «маленьким человеком»?

(Ответ: да, несомненно. Он не вершитель судеб)

- Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека? 

(Счастливого.

(На доску крепим лист с нужным ответом)

 (Способность чувствовать красоту) ДА


Герой начинает встречаться с Настенькой.
 
-
Что привлекло героя в Настеньке? 

(Что она не хозяйка. Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.) Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни. 

- Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зеленый, из окна желтый дом, желтый цвет
- Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя?
 (Неустроенный быт). 
- Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком?


                                                                                                                                   (На доску прикрепляем лист:

«неустроенный быт») (Нет).

 ЧИТАТЕЛИ

- А какова история Настеньки? 

 (Она проста, добра, чиста, способна на глубокое чувство. Настенька – как бы зародыш противоречивого и увлекающегося женского характера. Настенька не может понять, как этот человек – свободный, никем и ничем не стесняемый, – может жить один в своем углу, как заключенный. Что-то ненастоящее, книжное чудится ей в каждом слове героя) 
-
В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого. Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ). 
– Сдержал ли обещание не влюбляться Мечтатель? Почему?

 (Нет. Возможно, это первое реальное чувство, которое он испытал.) 
- И вот казалось, что счастье близко… Что произошло? (появился жилец)
- Но почему, же мечтатель не подумал о себе, о своём будущем, даже не попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним? 
(Девушка ждала встречи со своим возлюбленным и хотела просто поделиться своим счастьем с новым  знакомым. Она любила мечтателя как друга, даже как брата, и он согласен был принять от нее и эти чувства. Мечтатель в силу своей душевной чистоты даже мысли не допускал о том, чтобы как-то завоевать девушку отбить ее у счастливого соперника.
Оба ждали появления третьего, только одна с предвкушением счастья, а другой с тайной тоской)

)- Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? (ЗАЧИТАТЬ) 
(Любил, когда любишь – желаешь человеку добра)


Ребята, у поэтессы Вероники Тушновой есть такие строки: 

Улыбаюсь, а сердце плачет. 
В одинокие вечера 
Я люблю тебя, это значит – 
Я желаю тебе добра.
 

- У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).


( Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого, и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни.  Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи)

(СЛАЙД 24)- Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя? (письмо)

(Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого.) 

ПСИХОЛОГИ

(СЛАЙД – 25)

 -Какое было состояние души у Мечтателя в этот момент? (ЗАЧИТАТЬ)

 (“Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо. 
– Касатик! а касатик! – начала Матрёна. 
– Что, старуха? 
– А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору…
1.
Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по телу
2.( ”Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить) 

- Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своем братском отношении к герою? 
-
За что благодарен Мечтатель своей любимой? 

(Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.е. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. 
(“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя. 
Но она ушла из жизни так, же внезапно, как и появилась. Он не смог удержать ее.


-
Итак, герой испытал безответную любовь 
Ответ вывешивается на доску. 


- Счастлив ли он? (Нет).

-Почему Достоевский не наделяет своего героя именем – это один из приёмов типизации, обобщения.

-(Таких, как наш герой, много, такие люди были и будут во все времена. (В будущем мы встретимся с ещё одним вариантом «маленького человека» у А.П.Чехова и сравним их)

 Все они разные. Но только человек с большой и открытой душой может пройти через такое испытание любовью и не озлобиться, не ожесточиться)

- Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? 
- Так счастливый ли человек Мечтатель? 

( ДОСКА – ПРИЗНАКИ)

(Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску).

Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет.

Прочитаем последние строки произведения: (чтение).

 (СЛАЙД -26) «Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?» 

(СЛАЙД - 27) - Какова роль эпиграфа к произведению? 

Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? 

(В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. 

У Тургенева:

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье.
В соседстве сердца твоего.

У Достоевского:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье.
В соседстве сердца твоего?..)


-Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! 


(последний лист вывешивается

 на доску). ДА

И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар.  А это не всем дано.

Эпиграф помогает осознать основную мысль, заключенную в последних строчках:

(СЛАЙД - 28) “Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую…?”

Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее.

-Сочувствуя герою, многие из вас задавались вопросом: «Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?»

(Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен, - горд)ГОРД?- Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор, и наш герой не посмел ему противиться.)

(СЛАЙД - 29) -Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки?  - Изменится ли он вообще?

-( Скорее всего, нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью. Сам герой неспособен противостоять этой действительности, не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии. Он уходит в себя, замыкается.

(Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему. Мы чувствуем жалость и сострадание, но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования

(СЛАЙД – 30- 31 ) - Кто виноват в несчастье Мечтателя?  - Закономерен ли финал повести?

Настеньку  нельзя обвинять в том, что она снова оставила Мечтателя  наедине со своими  чувствами и мыслями».

( Настенька - верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье.  Мы не знаем, как сложится ее судьба. Но видим, что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой) Мечтатель снова остается один, но все, же благословляет Настеньку.

-«Отчего же целые бессонные ночи проходят как один миг»

(Ф.М. Достоевский убежден в том, что время, когда человек ощущает себя одиноким, самое быстротечное, неуловимое, но которое может оставить глубокий след пустоты в душе, даже физическое истощение.)

(-Своим произведением Ф. М. Достоевский хотел сказать читателю, что одинокий человек может разрушить все преграды, которые создаются одиночеством, и начать свою жизнь с чистого листа, набрав в себе силы и смелости)

-Но он тоже, как вам кажется,  имеет право на счастье?

проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это право.., он это заслужил…»

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью.

 Он оказался побежденным даже в маленькой битве  с судьбой за свое крошечное счастье.

ВЫВОД:

Итак, мы говорили сегодня о петербургском мечтателе Достоевского. Также мы затронули тему одиночества. Идея одиночества человека  не может не волновать людей. Таков  гуманизм Достоевского:  исполнен « боли о человеке» -  бедном, обделенном, забытом, неудачливом, оставленном – и заставляет разделить эту боль нас, читателей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье. 

Повести Достоевского учат нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности 
(СЛАЙД -32)-
Закончить же урок хочу стихотворением И. А. Бунина «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне
.

 (СЛАЙД -33) «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив»

(СЛАЙД -34) Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение «Счастлив ли Мечтатель?»

Прочитать повесть Л.Н. Толстого «Юность».

(СЛАЙД -36) РЕФЛЕКСИЯ. ( Проведем рефлексию)

Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно. 


Э. Асадов.

– Заполните листочки, которые лежат на партах (вопросы и ответы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Тип петербургского мечтателя.Тема одиночества человека в странном мире ночей

Цель: оценить особенности образа главного героя-мечтателя; обучать аналитическому чтению;давать характеристику герою произведения...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

«Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

laquo;Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей»....

Урок литературы в 9 классе. «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

Урок литературы в 9 классе.  «Тип петербургского мечтателя.  Тема одиночества человека в странном мире ночей»....

Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

Цель урока: 1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.Задачи: - Обучающие: выявить хар...


 

Комментарии

Дубоносова Анджелика Викторовна

Извините, презентация не загружается.

Дубоносова Анджелика Викторовна

Если кому-то понравится разработка, и нужна будет презентация,пришлю на электронный ящик, пишите!