А. П. Ч е х о в. «Тоска». Одиночество человека в бездушном мире. Гуманистическая позиция писателя.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Коченова Альбина Григорьевна

Конспект урока литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_9_kl.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

9  УМК под ред.В.Я.Коровиной,  В.П.Журавлева.М.:Просвещение,2016

Тема

 А.  П.  Ч е х о в. «Тоска». Одиночество  человека  в  бездушном  мире.  Гуманистическая позиция писателя.

Цели и задачи

Продолжить формирование умения анализировать художественный текст, развитие представлений о жанровых особенностях рассказа,  повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства   языка

Термины и понятия

Нравственность, скептицизм, воспитание, фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства   языка

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст.  Читать выразительно

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история

Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная.

         А.  П.  Ч е х о в. «Тоска». Одиночество  человека  в  бездушном  мире.  Гуманистическая позиция писателя.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Актуализировать знания учащихся о некоторых особенностях рассказов А. П. Чехова

– Что такое юмор?

– А что называется сатирой?

– Какую роль выполняет смех в художественных произведениях?

- Какие произведения А.П. Чехова вы уже знаете?

4 этап: Первичное усвоение материала

Расширить знания уч-ся о Чехове, рассказать об истории создания рассказа «Тоска».

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала

Чехов в  своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

 Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска» (подготовленный ученик)

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и  одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.  Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Чехова  в описании пейзажа;раскрыть воспитывающую составляющую рассказа,     развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

 Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Работа над эпиграфом:

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

Работа с текстом

– Каково начало рассказа? (Описание пейзажа: снег, сумерки, зажженные фонари. Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом. Даже читателю становится на душе сумрачно, холодно, одиноко.)

-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

-О чем думает каждый из них?

-Расскажите о главном герое.

-Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)

– Что пытается сказать Иона первому седоку, военному? («А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер». – «От чего же он умер?» Иона ответил, но седок закрыл глаза, не желая продолжать разговор.

Трое седоков весело разговаривают о вчерашнем гулянье. Они кричат, ссорятся, тычут в него кулаком, чтоб побыстрее ехал, и чувство одиночества стало отлегать от груди. «А у меня на этой неделе… того… сын помер», – сказал он, когда они замолчали. – «Все помрем… Ну погоняй, погоняй!» Седоки ушли. «Опять он одинок… и тоска появляется вновь и распирает сердце».)

– С кем пытается герой заговорить? (С дворником, но слышит в ответ: «Поезжай!»)

– Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе? (Молодому извозчику, но тот его не слышит.)

– Кому же он изливает свое горе? («Лошаденка жует и слушает…»)

- Кто же выслушал Иону? Почему? (лошадь выслушала, потому что она тоже тосковала от того, что ее оторвали от плуга, от привычных серых картин)

-Как вы думаете, почему никто из пассажиров не захотел выслушать Иону? (равнодушие, безразличие к чужому горю)

-Какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Почему?

Вывод. Растопить Ионе холодную пелену никак не удается. Ему не  седоки нужны, а человек, который откликнулся бы на его боль теплом и участием. Мотив незащищенности, бесприютности человеческих чувств звучит в этом рассказе.

        

В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ  Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт).

Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь,

-Какую проблему поднимает автор в своем тексте? О чем заставляет нас задуматься?

-Что бы вы посоветовали людям, проходящим мимо горя людского

-В конце рассказа опять многоточие. Почему?

(Чеховские рассказы имеют открытый финал. Писатель надеется на то, что у читателя откроется «второе зрение», и он будет видеть между строк.)

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить понимание уч-ся идеи повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

– Что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 Напишите о том, какие чувства испытали вы сегодня на уроке в ходе работы над рассказом Чехова.

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преступление и судьба Раскольникова с позиции религиозно-нравственных представлений писателя

Анализ романа  Достоевского «Преступление и наказание» на уровне христианской основы его мировоззрения....

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»

В работе  представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...