проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
проект по истории (9 класс) на тему

Абжалимова Ирина Анатольевна

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий развития образования,  при определении основных направлений школьной политики.   Современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, правовая позиция не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданского сознания. Данный вопрос является  актуальным и для Ступинского  района в связи с обострением социальных проблем, следствием чего являются  подростковые правонарушения. Основная  цель гражданского воспитания  - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п.

Цель проекта: формирование гражданско-правовой   культуры   - как эффективного средства социализации  школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_pozitsiya.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:   « Гражданская позиция»

(правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Выполнила: учитель истории

Высшей категории

МБОУ «Михневская СОШ»

Абжалимова И.А.

1.Введение.

     Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий развития образования,  при определении основных направлений школьной политики.   Современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, правовая позиция не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданского сознания. Данный вопрос является  актуальным и для Ступинского  района в связи с обострением социальных проблем, следствием чего являются  подростковые правонарушения. Основная  цель гражданского воспитания  - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п..

Цель проекта: формирование гражданско-правовой   культуры   - как эффективного средства социализации  школьников. Ожидаемые результаты: в  ходе целенаправленной воспитательной и педагогической деятельности способствовать формированию полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

Задачи проекта:

  • создание единого гражданско-правового пространства в школе;
  • создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся;
  • повышение профилактической роли правового образования, субъектами которого должны активнее становиться дети из так называемой «группы риска».

Актуальность темы: Гражданско-правовое воспитание и обучение рассматривается в нашем проекте как социально значимая проблема современного образования в России, реализация которой возможна в условиях согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на основе социального партнерства.

Практическая значимость: социализация личности молодого человека как гражданина России, который должен достичь определенного уровня компетентности, выступая в типичных ролях члена семьи, собственника, потребителя, гражданина, работника, непрерывно совершенствующего свою квалификацию.    В нашей школе  методическое объединение учителей истории разработало и внедряет в практику проект «Гражданская позиция». Важное направление  проекта «Гражданская позиция» – повышение профилактической роли правового образования, формирование человека-гражданина, развитие норм правового поведения. Утрата или ослабление подлинной гражданственности приводят  к отчуждению детей от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах.

Задачами  гражданского - правового  воспитания являются:

  • гуманизация и приоритет  общечеловеческих ценностей, жизни  и  здоровья человека;
  • создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
  • социализация личности как гражданина России;
  • формирования социальной активности;
  • развитие потребности и опыта самовоспитания;
  • возрождение институтов духовного и творческого потенциала;
  • воспитание толерантности и уважения к другим людям, народам, странам.

При организации гражданско-правового воспитания и обучения основными методологическими принципами являются:

  • системность: процесс обучения и воспитания организуется в единстве;
  • последовательность: работа над  проектом  осуществляется в соответствии с планом;
  •  преемственность: содержание программ учебных, элективных курсов, воспитательной работы определяется для разных возрастов учащихся с учетом опыта гражданско-правовой  культуры;
  • Непрерывность: воспитание  и  обучение гражданско-правовой  культуры  школьников осуществляется поэтапно.

     Целью системы гражданско-правового воспитания  и  образования, по нашему убеждению, является формирование совокупности гражданских свойств личности, к которым  мы относим: гражданственность – гражданская активность - гражданско - правовая компетентность. Модель выпускника является конечным продуктом воспитательной и образовательной деятельности и должна представлять собой:

  • гражданина, знающего и уважающего законы России и способного использовать их;
  •  личность, способную критически мыслить, искать пути рационального решения, уметь выходить из конфликтных ситуаций, руководствуясь этическими нормами и нормами права;
  •  человека коммуникабельного, толерантного, способного адаптироваться к новым жизненным условиям, работать в различных социальных группах

2 .Практическая часть. Проект «Гражданская позиция»

     В нашей школе  методическое объединение учителей истории разработало и внедряет в практику проект «Гражданская позиция». Гражданско-правовое образование и воспитание – это целая система.  Реализация выдвинутых целей и задач, в рамках проекта , предполагает осуществление основных направлений учебной и внеурочной деятельности, в следующих блоках:

  • учебная деятельность;
  •  внеурочные формы работы;
  • демократический уклад школьной жизни;
  • взаимодействие с социумом;
  • социальные проекты.

   В основной школе наряду с действующими курсами «Обществознание», «Основы права»  введены микромодуль: «Права несовершеннолетних». Названные курсы и  микромодуль позволяют сформировать у учащихся:

  • достаточно полные представления о правах  и обязанностях гражданина, будут способствовать участию личности в решении практических задач разного уровня;
  •  оказывают помощь в успешном ориентировании в социальной реальности, взаимодействии с социальной  и  природной средой; приобретение опыта освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя  и  т.д.);
  •  формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством.

     В старшей школе гражданско-правовое образование осуществляется на более высоком теоретическом уровне. С 2008 года открыт 10 класс социально-правового профиля. Наряду с интегрированным курсом «Обществознание» с 2010 года в классах с базовым обучением введен с профильно-ориентированный курс: «Основы правоведения».  Вышеназванные курсы позволяют решить задачу повышения гражданско-правовой культуры учащихся. В начальной школе введены внеурочные  курсы по родословию. Знакомство младших школьников с бытом и  культурой  народов, населяющих Россию, важнейшими событиями истории Российского государства, что способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков.В основной школе воспитание основ национального самосознания и достоинства, чувства уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и в конечном итоге формируют осознанное чувство патриотизма  (кружки гражданско- патриотической направленности:  «Край родной» ( 5-7 классы), «Юный патриот»(7-9 классы).В школе открыты Музей Боевой Славы и Краеведческий музей. Учителями обществознания проводится мониторинг правовых знаний и олимпиада по праву. Участие во всех конкурсах и программах гражданско-правовой направленности. В школе проходят дни профилактики с приглашением специалистов ИДН и ГИБДД.

 При организации единого гражданско-правового пространства созданы условия для формирования следующих компетентностей:

  • Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина).
  • Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом и административном законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики).
  •  Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и использовать в нужных целях, критически мыслить).

Гражданско-правовое пространство школы реализуется через введение демократического уклада школьной жизни, состоящего из:

  • организации всей жизни в школе (в том числе учебного процесса) на демократических началах;
  •  организации школы как системы взаимопроникающих образовательных пространств;
  •  организации реального школьного самоуправления;
  •  наличия творческих коллективных дел и проектов;
  • участия в жизни школы родительской общественности.

    Проект по проблеме формирования гражданско-правовой культуры актуален и бесспорен, для его реализации необходим консенсус всех без исключения: родителей, власти, организаций, что привело бы к тесному межведомственному взаимодействию. Школой установлено рабочее сотрудничество с ОВД, территориальной избирательной комиссией, районным военкоматом, учреждениями дополнительного образования, районным Домом культуры, Комиссией по делам несовершеннолетних при администрации МО Ступинского муниципального района, с  районной больницей в п. Михнево, районной библиотекой в поселке, Ступинским краеведческим музеем.   Для  реализации проекта необходим консенсус всех без исключения: родителей, власти, учреждений, что приводит к тесному межведомственному взаимодействию.

Программа « Гражданская позиция ».

Цель:

Формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических  и  этических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм,  гражданственность , ответственность за судьбу Отечества при условии  воспитания  уважения к закону, нормам жизни.

Задачи:

1. Создание условий для гражданского становления детей. Формирование активной жизненной позиции школьников.

2. Подъем духовной, нравственной  культуры  школьников.

3. Формирование политико-правового понимания политических событий, процессов в обществе.

Содержание основной деятельности:        

  • Организационно-методическая деятельность
  • Участие в районных, региональных семинарах и конференциях по гражданско-правовой тематике.

Проведение традиционных мероприятий:

  • «Месячник военно-патриотического воспитания»,
  •  «Вахты памяти»,
  •  «Неделя правовых знаний»        
  • Проведение военно-спортивной игры «Зарница»        
  • Конкурс военно-патриотической песни        
  • Организация и проведение концертов, посвященных знаменательным датам, с приглашением ветеранов войны и труда        
  • Организация проведения классных часов по краеведению, патриотическому и правовому воспитанию        

Информационно-пропагандистская  деятельность

  • Оформление  тематических уголков по государственной символике, краеведению, патриотическому, правовому воспитанию в кабинетах школы        
  • Выпуск газет, плакатов и бюллетеней по краеведению, патриотическому, правовому воспитанию        
  • Проведение уроков мужества с приглашением ветеранов ВОВ, армии, флота, воинов-интернационалистов, военнослужащих        

Нравственно-гражданская деятельность

  • Организация и проведение акции «Письмо в 41-ый год», «Ветеран живет рядом»
  • Проведение «Вечера встречи выпускников»        
  • Шефство над памятниками воинской Славы

 Политико-правовая деятельность

  • Изучение российской символики        
  •  «Урок Мира»        
  •   «Урок России»        
  • «Я гражданин» (торжественное вручение паспорта)        

   Особое внимание уделяется социальному проектированию, осуществляемому как на уроках, так и во внеурочной деятельности школьников, создающему условия для приобретения детьми реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью, в которую они вовлечены сами, их друзья, семьи, учителя, а также с общественной жизнью, социальными политическими событиями, происходящими в масштабах села, района, республики, наконец, страны в целом.  Участие в социальных проектах подразумевает не только социальное проектирование учащихся, но и взаимодействие с властными структурами, привлечение их к решению проблем. Развивается  умение взаимодействовать с представителями местной власти в решении проблемы сохранения эко среды поселка, сохранения памяти о Великой Отечественной войне и ее участниках, оказания социальной помощи детям-сиротам,  помощи ветеранам ВОВ и труда, ветеранам школы. В ходе реализации проектов учащиеся получают возможность почувствовать себя ответственными за судьбу своей малой Родины, решить актуальную проблему «собственными силами», что способствует развитию таких гражданских качеств учащихся, как независимость убеждений, демократичность взглядов, гражданская зрелость.

Школьный музей Боевой Славы

      Школьный музей позволяет формировать у учащихся активную гражданскую позицию, приобщает к изучению истории родного края, культуре, помогает овладевать практическими навыками поисковой, проектной, исследовательской деятельности, способствует творческому развитию личности, расширению кругозора детей.  Во внеурочной деятельности в области гражданско-правового воспитания нами накоплен значительный опыт. С 1966 года в школе действует музей Боевой Славы, в котором собран материал учащимися школы о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны, работниках тыла. Богатый архив музея позволяет учащимся вести исследовательскую работу по разным темам : «Истоки создания музея», « Учителя – участники Великой Отечественной войны», « Ученики – Участники Великой Отечественной войны», « Помощь тыла», « Фронтовое письмо», «Воины – интернационалисты» и т.д.  Музей - центр сохранения истории родного края, поселка Михнево, его жителей, истории нашей школы и ее учеников, учителей. Каждый из учеников  Михневской средней школы  знаком с его экспозицией.

Задачи работы школьного музея:

  • пропаганда  сохранения памяти прошлого не только страны . но и малой родины и своей семьи.
  • Приобщение учащихся к поисковой работе.
  • Выявить основные вехи истории родного края.
  • Пополнять экспозицию и  материал  музея.
  • Проведение  экскурсий в музее группой экскурсоводов – школьников.

   

3. Заключение.

     В нынешних условиях школа должна стать не только носителем, но и активным пропагандистом гражданско-правовых знаний. На мой взгляд, внедрение данной программы в дальнейшем позволит не только подготовить «ученика новой модели» - Гражданина, но и изменить микроклимат нашего поселка, так как школа станет катализатором формирования истинно гражданского общества. Кроме того,  опыт и результаты проекта можно распространить и на другие школы, так как вопрос о воспитании учащихся как будущих активных субъектов правовой и политической жизни страны является актуальным не только для всех образовательных учреждений, но и государства в целом. Мониторинг деятельности участников в рамках проекта. Важную роль в оценке учебно-воспитательного процесса в реализации гражданско-правового образования и воспитания имеет мониторинг. Творческой группой учителей, родителей может быть предложена система индикаторов, показывающих наличие сформированности ключевых компетенций  в области права и обществознания, а также уровень их гражданских позиций.  Результаты проекта могут быть использованы другими организациями для анализа ситуации и разработки собственных программ. Информационные ресурсы, созданные в рамках проекта, открыты и доступны для всех. Информирование сообщества о результатах деятельности проекта  осуществляется через следующие каналы:

1. Написание и размещение статей в Михневской информационной газете (МИГ);

2.Написание и размещение статей на сайте МБОУ «Михневская СОШ»;

     При государственной поддержке реализация программы развития школы по заявленной проблематике создаст условия для устойчивого развития гражданско-правового пространства школы. Результатом будет являться превращение школы в открытое сообщество для всех участников образовательного процесса и социума, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его.

Литература:

1.Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение // Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб. 2002. С. 15.

2.Антонов В.В. Изучаем права человека.-М.: Вита-Пресс,1996.

3. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? – М.: Сам себе адвокат,2000.

4.Дни воинской славы России. М.: Библиотечка «Военные знания», 2000.

5.Дорофеев В. И. Патриотизм как важнейшая часть политической культуры общества // Проблемы политологии и политической истории. Выпуск 11. Саратов, 2004.

6.Защита Отечества – обязанность каждого гражданина. М.: Библиотечка журнала «Военные знания», 1998.

7.  Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М.: 1989.

8.Ильичев Н. О сущности содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества, 2002, № 3. С . 87.

9.Права ребенка: Нормативные правовые документы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

10.Малинкин А. Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 87- 88.

11. Федеральный закон: Выпуск 10. О воинской обязанности и военной службе. - М.: ИНФРА – М, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".

В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории....

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....