Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".
материал по истории на тему

Шалагинова Валентина Аркадьевна

В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskoy_kompetentnosti.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

В.А.Шалагинова, учитель истории, обществознания МБОУ СОШ с УИОП №2 г. Котельнича Кировской области

«Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории». (Из опыта работы)

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы над темой «Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории». Я буду рада, если материал из моей методической копилки вызовет интерес и будет вам полезен.

Целью моей работы при организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время является достижение не столько научных результатов, сколько приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формулировать проблему исследования, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги исследовательской работы, оформлять результаты в виде реферата.

Мои выпускники, освоившие навыки исследования, успешно применяют их при обучении в ВУЗе. Именно в этом я вижу актуальность и полезность моего инновационного опыта.

Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы в методическом отношении я считаю момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. На данном этапе неизбежно возникает вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследования?

Переосмысливая опыт своей работы над данной методической темой, я пришла к выводу о необходимости поэтапного формирования исследовательских умений и навыков учащихся. В результате у меня сложилась своя система поэтапного формирования исследовательской компетентности школьников на уроках истории.

В своей работе по данному направлению я выделила 4 этапа. Это путь от мыслительных умений к исследовательским навыкам, который мы должны пройти вместе с ребятами.

На каждом этапе с учетом возрастных особенностей я формирую компоненты исследовательской культуры детей.

К ним относятся:

  1. мыслительные умения и навыки,
  2. умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации,
  3. умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, навыки общения и специальные исследовательские умения и навыки в старших классах.

Несомненно, формирование исследовательских навыков школьников начинается ещё в начальном звене. В 5 класс дети приходят, имея разный уровень сформированности исследовательской культуры. Поэтому, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность по своему предмету  я начинаю с диагностики мотивации и уровня исследовательской культуры.

Так, из 25 учащихся 5 класса на вопрос хотели бы они заниматься исследованием на уроках истории, 16 ответили положительно.

Диагностика уровня сформированности исследовательских умений и навыков учащихся 5 класса показала достаточный уровень мыслительных умений и навыков, умение подбирать дополнительную литературу по теме урока и пересказывать материал параграфа по плану. Однако у учащихся вызвало затруднения заполнение таблиц и составление схем. Далеко не все оказались способны воспринимать и осмысливать проблемную ситуацию, делать правильные выводы. Диагностика выявила проблемы в изложении пятиклассниками более сложного материала.

В 5 классе отмечается высокий познавательный интерес к истории. Ребята охотно работают с дополнительной литературой, готовят сообщения по разным темам курса истории древнего мира.

Что касается трудностей в заполнении таблиц и схем, то эту проблему в 5 классе я попыталась решить, используя технологию коллективного способа обучения.

Кстати, воспринимать и осмысливать проблемную ситуацию коллективно тоже оказалось проще и понятнее.

Например, при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах» учащимся было предложено составить план.

С целью развития речи учащихся я попросила написать домашнее сочинение от имени чужеземца «Как греки управляли своими городами?».

А при изучении темы «В городе богини Афины» ребята проявили творческую инициативу и подготовили виртуальную экскурсию «Прогулка по Акрополю».

Таким образом, через индивидуальную и коллективную работу на уроке и дополнительные домашние задания с использованием фрагментов документов, иллюстраций  я добилась желаемого результата: 90% учащихся 5 класса к концу учебного года без труда составляли простейшие планы, заполняли таблицы и схемы, писали небольшие сочинения.

На втором этапе нашей работы, в 6-7 классах, соблюдая преемственность, я постепенно усложняю деятельность учащихся: даю задания, требующие овладения новыми приемами работы на уроке и дома. Вместо ответа на вопрос – придумывание вопроса, вместо разгадывания кроссворда – его составление, вместо решения теста – создание собственного.

Особенностью моей работы на данном этапе является включение в деятельность учащихся на уроке познавательных задач и обучение детей приемам рецензирования ответов, умению работать со словарями и энциклопедиями.

На уроках истории в 6-7 классах продолжается работа с фрагментами исторических документов, но меняется характер вопросов и заданий. Теперь, чтобы вести диалог, отвечать на вопросы творческого характера, а тем более анализировать проблемную ситуацию, учащиеся должны уметь использовать  любой источник, правильно осуществлять отбор информации, аргументировать свой выбор, видеть положительное и отрицательное в исторических событиях.

Например, в 6 классе при изучении темы «Феодальная раздробленность Руси» мы вместе с учащимися рассматриваем причины, сущность и последствия данного процесса и  оцениваем его «плюсы» и «минусы».

В 7 классе я использую систему проблемных ситуаций. Например, при изучении темы «Россия в правление Петра Первого» мы обсуждаем вопрос «Как Россия, пережив Смуту, многочисленные бунты в XVII веке, будучи крепостной страной, смогла в эпоху правления Петра Первого превратиться в крупную европейскую державу?».

Уже в 7 классе я использую прием проблемного формулирования темы урока или его отдельных вопросов. Например, «Емельян Пугачев – разрушитель или герой?»

Итак, к концу обучения в 7 классе мои ученики не только усваивают учебный материал по предмету, но и приобретают опыт понимания проблем и творческого отношения к жизни.

На 3 этапе в 8-9 классах особенностью моей работы по формированию исследовательской компетентности учащихся является обеспечение широкого применения тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены учащимися в 5-7 классах. Поэтому организация учебной деятельности на уроках имеет практическую направленность.

Одним из приемов исследовательского метода является прием сопоставления документов. На данном этапе я обучаю детей приемам рациональной умственной работы, а именно – анализу и обобщению изучаемого материала на основе собственных исследований.

Усвоение сложного материала по истории XX века в 9 классе облегчает составление развернутого плана – конспекта или тезисов.

На данном этапе важно научить детей прослеживать и устанавливать межпредметные и межкурсовые связи. Их применение помогает учащимся быстрее решать проблемные задачи. Изучение ряда тем в курсе истории 9 класса носит интегрированный характер, поэтому применение межкурсовых связей становится просто неизбежным.

Таким образом, к окончанию 9 класса учащиеся имеют первоначальные навыки работы со всеми видами источников, используют такие виды письменных работ, как развернутый план, тезисы, рефераты, рецензии, используют приемы проблемного изложения материала.

Особенностью 4 этапа работы по формированию исследовательской компетентности учащихся является его творческо-поисковый характер.

Организуя работу со старшеклассниками, я чаще использую следующие формы учебных занятий:

  1. Проблемная лекция, где стараюсь включить учащихся в диалогическое общение.
  2. На проблемном семинаре отдаю преимущество самостоятельной работе учащихся.
  3. Проблемно-исследовательский урок считаю высшей формой применения исследовательских умений и навыков, т.к. на данном уроке учащиеся сами формулируют проблему и сами ищут вариант решения.

Таким образом, учащиеся оказываются в новой для себя интеллектуальной ситуации, когда учебный процесс приобретает исследовательский характер.

По окончании 11 класса мои ученики умеют обобщать, выделять главное, анализировать, применять приобретенные знания, умения и навыки; владеют пересказом, проблемным изложением материала, умеют вести диалог; работают с разными источниками информации; приобретают опыт разработки учебного проекта.

Уважаемые коллеги, те из вас, кто знаком с исследовательской работой, и наверняка ею занимается, знают, что  работа по организации исследовательской деятельности не вмещается в урок. Все приобретенные на уроках знания, умения и навыки дети применяют во внеурочной деятельности.

Ребята пишут рефераты по интересующим их темам, участвуют в олимпиадах, конкурсах исторической и краеведческой направленности, проводят исследования и выступают на школьных и городских научно-практических конференциях исследовательских работ.

Исследовательская работа увлекает меня и моих учеников. Главным результатом нашей деятельности является формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Дети, особо увлеченные историей, интересующиеся родным краем, занимаются краеведческими исследованиями.

Мы с ребятами сотрудничаем с музеями, наша работа по краеведению имеет общественно-полезную направленность. Учащиеся школы принимают участие в создании летописи школы, пополняют материал по истории школы.

За последние три года среди моих учеников есть победитель и призер областной олимпиады по основам православной культуры; 5 победителей и 10 призеров городских олимпиад по истории, праву, обществознанию; 4 победителя и 3 призера городских конкурсов по истории и краеведению; 3 призера городской НПК исследовательских работ учащихся.

В исследовательской деятельности я стараюсь быть примером для своих учеников.

Промежуточные итоги моей работы над темой  были представлены на школьной и областной НПК учителей истории «Актуальные проблемы преподавания истории» по теме «Формирование исследовательской компетентности школьников».

         Результаты  исследований  по темам «Семейная реликвия» и «Военные лагеря Вишкиля» были опубликованы в сборниках материалов краеведческой конференции «Малая родина: история и современность» (2009, 2010 год).

         В информационно-методическом сборнике «Программа образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество-земля Вятская» (2010 год) опубликована программа школьного объединения «Краевед», по которой я занимаюсь со своими детьми.

Мне нравится заниматься исследованием. Работая с детьми, я пришла к выводу, что главное – пробудить интерес к творческой деятельности, быть самому творческой личностью, тогда совместная работа с детьми на уроке и вне его принесет огромное моральное удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Материал выступления на педсовете, посвященному внедрению ФГОС....

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"

Введение.         Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода»

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевыхкомпетентностей на уроках иностранного языка в условияхперсонифицированного подхода»...

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"

Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....