Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"
рабочая программа
Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksperimentalnoy_ploshchadki_1.docx | 441.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
приказом директора МБОУ Леньковской
основной общеобразовательной школы
от ____________________года №
ПРОГРАММА
школьной экспериментальной площадки
Тема:«Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география)»
- Образовательное учреждение (далее ОУ) - соискатель статуса Экспериментальной площадки
Название | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Леньковская основная общеобразовательная школа Нижегородской области, действующая на основании Устава, имеющая лицензию на ведение образовательной деятельности и свидетельство государственной аккредитации. |
Адрес | 606228 Нижегородская область, Лысковский район, с. Леньково, ул. Школьная, д. 1а. |
ФИО руководителя ОУ | Сорокина Марина Александровна |
Телефон,факс | 8 (831) 49- 46- 1- 34 |
len-kovo@rambler.ru |
- Тема программы: «Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география)»
- Сроки реализации программы: 2019-2021г.
- Информация о руководителях, разработчиках программы:
ФИО, должность руководителя программы | Богатова Наталья Николаевна, методист ИКТ Управления образования и молодежной политики Лысковского муниципального района |
ФИО, должность разработчика программы эксперимента | Мазина Татьяна Сергеевна, учитель английского языка МБОУ Леньковской основной общеобразовательной школы, Кунева Марина Евгеньевна, учитель истории, обществознания, географии |
- Условия возникновения экспериментальной деятельности.
Ежегодно в МБОУ Леньковская основная школа проводится мониторинг сформированности универсальных учебных действий. При рассмотрении результатов данного мониторинга за три года реализации ФГОС ООО было выявлено, что уровень сформированности проектной компетентности у учащихся основной школы как фактор формирования УУД очень низкий, либо отсутствует вообще.
Общие итоги мониторинга свидетельствуют о необходимости внедрения проектного метода в урочную и внеурочную деятельность учащихся основной школы, т.к. данный метод учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
- Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил важнейшим результатом современного образования формирование способности и готовности учащихся осуществлять универсальные учебные действия, раскрывающие и детализирующие основные направленности метапредметных результатов. Согласно ФГОС, одним из основных способов получения названных результатов является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Осуществление обучающимися проектной и исследовательской деятельности формирует их проектную компетентность, т.е. способность свободно, легко и уверенно демонстрировать в любой учебной или жизненной ситуации умение решать проблемы, а именно: проанализировав ситуацию определить проблему, на основе проблемы поставить цель и определить ожидаемый результат, спланировать действия по достижению цели, осуществить действия по плану, используя разнообразные предметные знания и способы действия и выстраивая в процессе реализации проекта различного рода коммуникации, получить запланированный результат и оценить его качество.
В системе требований ФГОС ООО к результатам, участие школьника в проектной деятельности неразрывно связано как с предметными результатами (освоение обучающимися умений специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях), так и с метапредметными (формирование «основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы») .
Следует отметить, что в отечественной школе накоплен достаточно обширный опыт, связанный с использованием проектного обучения в образовательном процессе. Достаточная степень применения проектных технологий наблюдается и в предметных областях «История», «Иностранные языки», «География» и других, но большее распространение все-таки эти технологии получили во внеурочной деятельности, учитывая отсутствие жестких временных ограничений, жесткого регламента со стороны образовательного стандарта.
Однако нельзя не заметить, что процесс этот в массовом общем образовании осложняется существенными трудностями, обусловленными существующей внутришкольной организацией (наличие классов, предметно-урочной системы, разделение школьной и внешкольной деятельности, и др.), отсутствием у части педагогов достаточного опыта организации проектной деятельности, недостаточным уровнем создания соответствующих условий для организации образовательного процесса.
В связи с этим, поиск или разработка новых инструментов и методических подходов, интегрирующих в учебный процесс проектную деятельность, становится очень актуальным для современной школы.
На наш взгляд, оптимальным организационно-педагогическим условием формирования и развития проектной компетентности школьников может стать внедрение метапредметных проектов в урочную и внеурочную деятельность предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география).
- Цель: создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов.
Задачи:
- изучить опыт использования метапредметных проектов;
- проанализировать существующее программное обеспечение проектных технологий в области преподавания иностранного языка, истории, обществознания, географии;
- апробировать на своей учебной базе метапредметные проектные технологии, адаптировать их к условиям педагогической практики;
- разработать критерии оценки эффективности применения метапредметных проектных технологий в процессе формирования проектной компетентности;
- осуществлять обработку и систематизацию результатов эксперимента, сформулировать окончательные выводы.
- Объект исследования: метапредметная проектная деятельность учащихся 5- 9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Леньковской основной школы
Предмет исследования: процесс формирования проектной компетентности
- Гипотеза эксперимента: проектная компетентность учащихся будет сформирована в результате внедрения метапредметных проектов в урочную и внеурочную деятельность предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география).
- Ожидаемые результаты.
В результате применения метапредметных проектов в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география) у выпускников основной школы будут сформировны:
- способность к выявлению, к постановке и решению проблем для получения обоснованного проектного продукта
- способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности
- способность регулировать проектную деятельность
- способность к осуществлению коммуникативных действий в проектной деятельности.
- Продукт экспериментальной деятельности: пакет методических материалов по теме эксперимента
- Основные направления экспериментальной деятельности:
- совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом по предмету;
- создание условий для формирования проектной компетентности педагога и учащихся через системное использование метапредметных проектов в урочной и внеурочной деятельности;
- представление и распространение опыта работы;
- мониторинг эффективности реализации эксперимента.
Реализация основных направлений:
Направления | Мероприятия | Сроки |
1. Совершенствование и наполнение информа-ционного пространства школы учебным и информационным мате-риалом, создание инфор-мационной базы данных. | - анализ имеющихся объектов и средств материально- технического обеспечения на уроках иностранного языка, истории, обществознания, географии; - - пополнение банка данных мето-дическими разработками по предметам; - пополнение базы учебно- методических пособий по предметам; | 2019-2020 2019-2021 2019-2021 |
2. Создание условий для формирования проектной компетентности педагога и учащихся через системное использование метапредметных проектов в урочной и внеурочной деятельности.
| - соблюдение санитарных норм и правил при работе с компьютером; - обучение на вебинарах ; - обучение в мастер- классах на учительских порталах в сети Интернет; - проведение уроков, внеклассных мероприятий с применением метода проектов; - организация внеурочной деятельности учащихся с использованием проектных технологий (детское объединение «Музееведение», курсы внеурочной деятельности «Познавательный английский», «Проектная деятельность», проекты «Внеклассное мероприятие», «Этот день в истории», «ПРОФЕССиЯ» ); - подготовка учащимися проектных заданий при подготовке к урокам; - участие учащихся школы в конкурсах различных уровней, семинарах и конференциях. | 2019-2022 2019-2020 2019 2019-2022 2019-2022 2019-2022 2019-2022 2019-2022 |
3. Представление и рас-пространение опыта | -размещение работ на сайте школы, учительских сайтах в сети Интернет; - обобщение опыта на ШМО, РМО. | 2020 - 2022 |
4. Мониторинг эффектив-ности реализации проекта | - мониторинг педагогической дея-тельности учителя - мониторинг проектной компетентности выпускников школы | 2020-2022 |
- Механизм реализации программы
Механизм реализации программы включает несколько этапов:
- диагостико- прогностическая работа;
- информационно- просветительская работа;
- использование проектных технолгий на всех этапах обучения;
- материально- техническое оснащение проекта: оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональные возможности которого полностью обеспечивают реализацию основных этапов программы.
Возможные стратегии достижения поставленной цели:
- проведение диагностики и уровневого тестирования в рамках определения уровня проектной компетентности учащихся ;
- введение активных методов преподавания: проектная методика, интегральные технологии, проблемное обучение;
- использование нетрадиционных форм урока: урок- проект, урок- экскурсия ( путешествие);
- проведение конференций с учащимися;
- использование готовых метапредметных проектов.
- Этапы реализации программы:
Этап | Сроки | Содержание |
1. Подготовительный | 2019-2020 | - анкетирование учащихся ; - анкетирование педагогов школы; - изучение нормативно- правовых до-кументов, санитарных норм и правил использования ИКТ в образовательном процессе; - разработка программы ; - разработка и создание системы заданий для текущих и тематических зачетов, итоговых контрольных работ. |
2. Формирующий | 2020-2021 | - реализация программы по основным напра- влениям; - пополнение знаний по проблемам использования метапредметных проектов в процессе формирования проектной компетентности учащихся; - осуществление промежуточного контроля. |
3. Завершающий | 2022 | - анализ результатов по экспериментальной работе; - представление и распространение опыта. |
- Диагностический инструментарий
Контроль за результатами эксперимента будет проводится в 3 этапа:
1 этап- констатирующий:
- выявление уровня сформированности проектной компетентности;
- анализ степени мотивации и интереса к иностранному (английскому ) языку, истории, географии;
- разработка и создание системы заданий для текущих и тематических зачетов, итоговых контрольных работ.
2 этап- формирующий:
- внедрение системы заданий и отслеживание результатов.
З этап- контрольный:
- выявление уровня сформированности проектной компетентности посредством использования метапредметных проектов;
- анализ результатов;
- формулировка выводов.
- Возможные риски и пути их минимизации
Предполагаемые трудности | Меры, направленные на минимизацию этих трудностей |
1. Отсутствие оборудования для оформления проектов вне школы. | Выделение определенного времени для посещения компьютерного класса |
2. Слабая мотивация учащихся к учебной деятельности. | Введение активных методов преподавания и использование нетрадиционных форм урока |
3. Отсутствие достаточных навыков проектирования. | Оказание помощи в освоении навыков проектирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства
Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным способом создаёт условия деятельности, максимально п...
Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"
Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...
Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной...
Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...
Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Материал выступления на педсовете, посвященному внедрению ФГОС....
Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".
В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории....
Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"
В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....
- Мне нравится (1)