Главные вкладки

    Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"
    рабочая программа

    Кунева Марина Евгеньевна

    Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_eksperimentalnoy_ploshchadki_1.docx441.92 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                        Утверждено

    приказом директора МБОУ Леньковской

                                                                основной общеобразовательной школы

                                                                   от ____________________года №

    ПРОГРАММА

    школьной экспериментальной площадки

    Тема:«Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география)»

    1. Образовательное учреждение (далее ОУ) - соискатель статуса Экспериментальной площадки

    Название

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Леньковская основная общеобразовательная школа Нижегородской области, действующая на основании Устава, имеющая лицензию на ведение образовательной деятельности и свидетельство государственной аккредитации.

    Адрес

    606228  Нижегородская область, Лысковский район, с. Леньково, ул. Школьная, д. 1а.

    ФИО руководителя ОУ

    Сорокина Марина Александровна

    Телефон,факс

    8 (831) 49- 46- 1- 34

    e-mail

    len-kovo@rambler.ru

    1. Тема программы: «Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география)»

    1. Сроки реализации программы: 2019-2021г.

    1. Информация о руководителях, разработчиках программы:

    ФИО, должность руководителя программы

    Богатова Наталья Николаевна, методист ИКТ Управления образования и молодежной политики Лысковского муниципального района

    ФИО, должность разработчика программы эксперимента

    Мазина Татьяна Сергеевна, учитель английского языка МБОУ Леньковской основной общеобразовательной школы,

    Кунева Марина Евгеньевна, учитель истории,  обществознания, географии

    1. Условия возникновения экспериментальной деятельности.

    Ежегодно в МБОУ Леньковская основная школа проводится мониторинг сформированности универсальных учебных действий. При рассмотрении результатов данного мониторинга за три года реализации ФГОС ООО было выявлено, что уровень сформированности проектной компетентности у учащихся основной школы как фактор формирования УУД очень низкий, либо отсутствует вообще.

    Общие итоги мониторинга свидетельствуют о необходимости внедрения проектного метода в урочную и внеурочную деятельность учащихся основной школы, т.к. данный метод учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

    1. Актуальность темы

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  определил важнейшим результатом современного образования формирование способности и готовности учащихся осуществлять универсальные учебные действия, раскрывающие и детализирующие основные направленности метапредметных результатов. Согласно ФГОС, одним из основных способов получения названных результатов является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

    Осуществление обучающимися проектной и исследовательской деятельности формирует их проектную компетентность, т.е. способность свободно, легко и уверенно демонстрировать в любой учебной или жизненной ситуации умение решать проблемы, а именно: проанализировав ситуацию определить проблему, на основе проблемы поставить цель и определить ожидаемый результат, спланировать действия по достижению цели, осуществить действия по плану, используя разнообразные предметные знания и способы действия и выстраивая в процессе реализации проекта различного рода коммуникации, получить запланированный результат и оценить его качество.

    В системе требований ФГОС ООО к результатам, участие школьника в проектной деятельности неразрывно связано как с предметными результатами (освоение обучающимися умений специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях), так и с метапредметными (формирование «основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы») .

    Следует отметить, что в отечественной школе накоплен достаточно обширный опыт, связанный с использованием проектного обучения в образовательном процессе. Достаточная степень применения проектных технологий наблюдается и в предметных областях «История», «Иностранные языки», «География» и других, но большее распространение все-таки эти технологии получили во внеурочной деятельности, учитывая отсутствие жестких временных ограничений, жесткого регламента со стороны образовательного стандарта.

    Однако нельзя не заметить, что процесс этот в массовом общем образовании осложняется существенными трудностями, обусловленными существующей внутришкольной организацией (наличие классов, предметно-урочной системы, разделение школьной и внешкольной деятельности, и др.), отсутствием у части педагогов достаточного опыта организации проектной деятельности, недостаточным уровнем  создания соответствующих условий для организации образовательного процесса.

    В связи с этим, поиск или разработка новых инструментов и методических подходов, интегрирующих в учебный процесс проектную деятельность, становится очень актуальным для современной школы.

    На наш взгляд, оптимальным организационно-педагогическим условием формирования и развития проектной компетентности школьников может стать внедрение метапредметных проектов в урочную и внеурочную деятельность предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география).        

    1. Цель: создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов.

    Задачи:

    - изучить опыт использования метапредметных проектов;

    - проанализировать существующее программное обеспечение проектных технологий в области преподавания иностранного языка, истории, обществознания, географии;

    - апробировать на своей учебной базе метапредметные проектные технологии, адаптировать их к условиям педагогической практики;

    - разработать  критерии оценки эффективности применения метапредметных проектных технологий в процессе формирования проектной компетентности;

    - осуществлять  обработку и систематизацию результатов эксперимента, сформулировать окончательные выводы.

    1. Объект исследования: метапредметная проектная деятельность учащихся 5- 9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Леньковской основной школы

    Предмет исследования: процесс формирования проектной компетентности

    1. Гипотеза эксперимента:  проектная компетентность учащихся будет сформирована  в результате внедрения метапредметных проектов в урочную и внеурочную деятельность предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география).

    1.  Ожидаемые результаты.

    В результате применения метапредметных проектов в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла (иностранный язык, история, обществознание, география) у выпускников основной школы будут сформировны:

     - способность к выявлению, к постановке и решению проблем для получения обоснованного проектного продукта

    - способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности

    - способность регулировать проектную деятельность

    - способность к осуществлению коммуникативных действий в проектной деятельности.

    1.  Продукт экспериментальной деятельности: пакет методических материалов по теме эксперимента

    1.  Основные направления экспериментальной деятельности:

    - совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом по предмету;

    - создание условий для формирования проектной компетентности педагога и учащихся через системное использование метапредметных проектов в урочной и внеурочной деятельности;

    - представление и распространение опыта работы;

    - мониторинг эффективности реализации эксперимента.

     Реализация основных направлений:

    Направления

    Мероприятия

    Сроки

    1. Совершенствование и наполнение информа-ционного пространства школы учебным и информационным мате-риалом, создание инфор-мационной базы данных.

    - анализ имеющихся объектов и средств материально- технического обеспечения на уроках иностранного языка, истории, обществознания, географии;

    - - пополнение банка данных мето-дическими разработками по предметам;

    - пополнение базы учебно- методических пособий по предметам;

    2019-2020

    2019-2021

    2019-2021

    2. Создание условий для формирования проектной компетентности педагога и учащихся через системное использование метапредметных проектов в урочной и внеурочной деятельности.

     

    - соблюдение санитарных норм и правил при работе с компьютером;

    - обучение на вебинарах ;

    - обучение в мастер- классах на учительских порталах в сети Интернет;

    - проведение уроков, внеклассных мероприятий с применением метода проектов;

    - организация внеурочной деятельности учащихся с использованием проектных технологий (детское объединение «Музееведение», курсы внеурочной деятельности  «Познавательный английский», «Проектная деятельность», проекты «Внеклассное мероприятие», «Этот день в истории», «ПРОФЕССиЯ»  );

    - подготовка учащимися проектных заданий при подготовке к урокам;

    - участие учащихся школы в конкурсах различных уровней, семинарах и конференциях.

    2019-2022

    2019-2020

    2019

    2019-2022

    2019-2022

    2019-2022

    2019-2022

    2019-2022

    3. Представление и рас-пространение опыта

    -размещение работ на сайте школы, учительских сайтах в сети Интернет;

    - обобщение опыта на ШМО, РМО.

    2020 - 2022

    4.  Мониторинг эффектив-ности реализации проекта

    - мониторинг педагогической дея-тельности учителя

    - мониторинг проектной компетентности  выпускников школы

    2020-2022

    1.     Механизм реализации программы

    Механизм реализации программы включает несколько  этапов:

    -         диагостико- прогностическая работа;

    -        информационно- просветительская работа;

    -        использование проектных технолгий на всех этапах обучения;

    -         материально- техническое оснащение проекта: оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональные возможности которого полностью обеспечивают реализацию основных этапов программы.

    Возможные стратегии достижения поставленной цели:

    • проведение диагностики и уровневого тестирования в рамках определения уровня проектной компетентности учащихся ;
    • введение активных методов преподавания: проектная методика, интегральные технологии, проблемное обучение;
    • использование нетрадиционных форм урока: урок- проект, урок- экскурсия ( путешествие);
    • проведение конференций с учащимися;
    • использование готовых метапредметных проектов.

    1.  Этапы реализации программы:

    Этап

    Сроки

    Содержание

    1. Подготовительный

    2019-2020

    - анкетирование учащихся ;

    - анкетирование педагогов школы;

    - изучение нормативно- правовых до-кументов, санитарных норм и правил использования ИКТ   в образовательном процессе;

    - разработка программы ;

    - разработка и создание системы заданий для текущих и тематических зачетов, итоговых контрольных работ.

    2. Формирующий

    2020-2021

    - реализация программы по основным напра-

    влениям;

    - пополнение знаний по проблемам использования метапредметных проектов в процессе формирования проектной компетентности учащихся;

    - осуществление промежуточного контроля.

    3. Завершающий

    2022

    - анализ результатов по экспериментальной работе;

    - представление и распространение опыта.

    1.  Диагностический инструментарий

    Контроль за результатами эксперимента будет проводится в 3 этапа:

    1 этап- констатирующий:

    - выявление уровня сформированности проектной компетентности;

    - анализ степени мотивации и интереса к иностранному (английскому ) языку, истории, географии;

    - разработка и создание системы заданий для текущих и тематических зачетов, итоговых контрольных работ.

    2 этап- формирующий:

    - внедрение  системы заданий и отслеживание результатов.

    З этап- контрольный:

    - выявление уровня сформированности проектной компетентности посредством использования метапредметных проектов;

    - анализ результатов;

    - формулировка выводов.

    1.  Возможные риски и пути их минимизации

    Предполагаемые трудности

    Меры, направленные на минимизацию этих трудностей

    1. Отсутствие оборудования для оформления проектов  вне школы.

    Выделение определенного времени для посещения компьютерного класса

    2. Слабая мотивация учащихся к учебной деятельности.

    Введение активных методов преподавания и использование нетрадиционных форм урока

    3. Отсутствие достаточных навыков проектирования.

    Оказание помощи в освоении навыков проектирования


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

    Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

    Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

    Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

    Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

    В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

    Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

    В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...

    Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Материал выступления на педсовете, посвященному внедрению ФГОС....

    Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".

    В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории....