Вариант урока по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
учебно-методический материал (литература, 5 класс) по теме

Матюшкина Мария Евгеньевна

Представлена версия урока литературы по фантасмагорической сказке Гофмана.  Варианты проверочных работ даны с учётом дифференцированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_uroka_po_skazke_e.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант урока по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Учитель: Матюшкина М.Е, ГБОУ СОШ № 657 г.Москвы

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА НА ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА ( для «сильного» класса )

  1. Кто такой Щелкунчик? ( заколдованный племянник Дроссельмейр а)
  2. Почему потеряла красоту принцесса Пирлипат? (
  3. Кем оказался Дроссельмейер? ( королевским придворным часовщиком в королевстве кукол )

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

После ответов на эти вопросы учащимся предлагается прослушать три музыкальных фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» ( какие именно это будут фрагменты, решает учитель) и написать, какие эпизоды сказки, по их мнению, иллюстрирует эта музыка ( могут быть разные варианты правильных ответов ).

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: программа балета «Щелкунчик» ( использованы материалы сайта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efd4338c-222a-fd3e-2c7c-7001f671e346/Tcaikovsky_Shelkunchik.htm )


1. Увертюра

Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов «Щелкунчика». Драма разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все миниатюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь много веселой и лукавой игры и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное повторение их (экспозиция и реприза) — такова лаконичная форма увертюры, соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен «Щелкунчика».

Первая тема — быстрый чеканно-легкий марш, в дальнейшем украшенный прозрачными вариационными узорами.Вторая тема более напевна и свободно лирична. Ее соотношение с первой ощущается как выразительный контраст  «действия» и пылкой детской мечты.

Действие первое

Картина I. Гостиная в доме Зильбергауза.

 

2. Украшение и зажигание елки. Сцена подготовки к детскому празднику. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.

Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш  и приступает к раздаче подарков.

3. Марш. Шествие юных гостей, получающих подарки, сопровождается характерной музыкой «детского марша». Здесь, как и в увертюре, чувствуется миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность и мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаются  танцы.

4. Детский галоп и выход родителей. За коротеньким галопом детей следует медленный танец в движении менуэта: выход щеголевато одетых гостей-родителей. После этого исполняется бойкоетанцевальное Allegro в ритме тарантеллы.

5. Выход Дросельмейстера. В зале появляется новый гость — советник Дроссельмейер. Он внушает детям страх. В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети испуганно жмутся к родителям, но вид игрушек, которые принес гость, постепенно успокаивает их.

Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты — это подарок Кларе, из другой — большой пирог, это для Фрица. И  дети и  взрослые удивленно переглядываются. Дроссельмейер улыбаясь велит поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога — солдат. Ожившие игрушки танцуют.

Далее начинается живой и игривый танец в ритме вальса. А в это время Дроссельмейер готовит еще один фокус: приносят  две большие табакерки, и из них  выходят Арлекин  и  Коломбина.

Новые заводные куклы танцуют «дьявольский танец» с музыкой причудливо резкой и немного таинственной.

6. Сцена и танец «Гросфатер». Дети в восторге; Клара и Фриц хотят завладеть новыми игрушками, но Зильбергауз, опасаясь за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей,Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку — Щелкунчика: этим играть можно.

Вальсообразную музыку первой части сцены сменяет грациозная полька, иллюстрирующая игру с новой куклой. Дроссельмейер показывает, как Щелкунчик ловко раскалывает орешки. Новая игрушка особенно нравится Кларе, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Клара с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Клара поднимает своего любимца и старается утешить его.

Теперь музыка польки (ее припев) теряет свой игриво-танцевальный характер,  она  становится  по-детски  жалобной  и сердечной.

Девочка укачивает больного Щелкунчика, напевая ему нежную колыбельную песню, а озорной Фриц с мальчишками то и дело прерывает ее шумом барабанов и труб. В ансамбль, играющий на сцене, входят детские трубы и барабаны. В примечании к партитуре сказано: «Кроме этих двух инструментов, дети в этом месте, а также и в следующем, подобном же, могут производить шум и посредством других употребляемых в детских симфониях инструментов, как то: кукушки, перепела, тарелок и т. п.» (П.    И.   Чайковский.    Полное   собр.   соч.   т.   13 (а),   стр.   131). Эту сцену сопровождает светлая и хрупко прозрачная музыка колыбельной.

Хозяин приглашает гостей-родителей потанцевать. Следует старинный, тяжеловатый немецкий танец «Гросфатер».

7. Отъезд гостей. Ночь. Детям пора спать. Клара просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково-«сонной» музыке звучит тема колыбельной  Клары.

Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Клара хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в гостиную. Ей страшно. Она осторожно подходит к постели куклы, от которой, как ей кажется, исходит фантастический свет. Бьет полночь,  и девочка замечает, что сова  на часах превратилась в советникаДроссельмейера, который насмешливо глядит на нее. Она слышит, как скребутся мыши, и вот вся комната наполняется мышиными шорохами и суетливой беготней. Клара хочет взять с собой Щелкунчика и бежать, но страх ее слишком велик, и она беспомощно опускается на стул. Ночные призраки мгновенно исчезают. Музыка ночных блужданий Клары остро тревожна и призрачна, как мелькающие во сне смутные видения. В ней изображены и неверные, дрожащие на полу блики лунного света, и странное превращение совы в фокусника (тема Дроссельмейера в новом причудливом варианте), и тревожно-суетливая мышиная возня.

Скрывшаяся было луна вновь освещает комнату. Кларе кажется, что елка начинает постепенно расти и делается огромной, а куклы на елке оживают. В музыке, этой сцены — грандиозный подъем звучности, наглядно иллюстрирующий видение Клары. Вместе с тем это и выражение чувств, вначале робких и скорбных, как страстная мольба о свободе, затем все более и более расцветающих, светлых. Главная тема данного эпизода развивается в виде поднимающихся в бесконечную высоту «ступенек».

8. Сражение. Сцена. Война игрушек и мышей. Солдатик-часовой окликает: «Кто идет?» Не услышав ответа, он стреляет. Куклы перепуганы. Часовой будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты, которые строятся в ряды. В мышином войске — оживление. Начинается первая битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик, несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из ящиков выходят и строятся в правильные каре оловянные солдаты. Во главе вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение. На этот раз атаки мышей безуспешны. Их король вступает в единоборство с Щелкунчиком и уже готов убить его, но в этот момент Клара бросает в Мышиного короля башмак, а Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, вонзает  в него  свою шпагу.  Мышиное войско в страхе разбегается.  Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он становится на колени перед Кларой и приглашает ее следовать за ним.

Музыка этой сцены рисует все перипетии игрушечной войны. Звучит окрик и выстрел часового, боевая тревога барабанщиков (барабанная дробь исполняется на двух  tamburi conglii - детском ударном инструменте — «кроличий  барабанчик»), и вот начинается сама баталия, где звуки игрушечных фанфар переплетаются с мышиным писком.

После первой атаки музыка выразительно передает боевые призывы Щелкунчика и появление во главе вражеского войска страшного короля мышей. Далее следует второе сражение, еще более азартное, но внезапно обрывающееся. Светлая концовка рисует чудесное превращение Щелкунчика в принца.

9. Картина   II.   Еловый  лес  зимой. Гномы с факелами выстраиваются под деревьями. Они приветствуют Клару и сопровождающего ее прекрасного юношу. Звучит музыка светлого Andante, напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Клары из предшествующей картины.

10. Вальс снежных хлопьев. Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизодетанцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса.

Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).

Мелодия хора повторяется несколько раз и сопровождается фантастически красочными вариациями оркестра. Колорит музыки все время светлеет и доходит до предельно воздушной звучности в последней вариации с хрустальными звонами треугольника. Вальс завершается широко развитой кодой, где главная тема  проходит уже в мчащемся  ритме галопа.

Действие второе

11. Дворец сластей Конфитюренбург. Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену.

В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Кларой. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.

12. Прибытие Маши и Щелкунчика. Дивертисмент. По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Клара и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. В программе, которой руководствовался композитор, эта сцена описана так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Клара и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Они (дельфины) выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги». Здесь, согласно программе, «музыка ширится  и прибывает, как  бушующие  струи».Гостей встречают маленькие мавры в костюмах из перьев птицы колибри и изумрудно-рубиновые пажи с факелами. Их радостно приветствуют фея Драже со свитой, принцессы — сестры Щелкунчика и мажордом в костюме из золотой парчи. Сцену встречи гостей иллюстрирует новый музыкальный  эпизод:   изящно-приветливый танец  в  движении  вальса.

Щелкунчик представляет сестрам свою спутницу. Он рассказывает о битве с мышиным войском и о своем чудесном избавлении, которым он обязан одной лишь Кларе. Музыка рассказа Щелкунчика  исполнена пылкого воодушевления. В средней части, где вспоминаются события тревожной ночи, вновь звучит тема «войны мышей и солдатиков».

Трубные сигналы возвещают начало празднества. По знаку феи Драже, появляется стол с роскошными яствами. Мажордом распоряжается о начале танцев.

13. Шоколад: испанский танец. Бравурный,    блестящий    танец    в   испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.

14. Кофе: арабский танец. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок. Композитор использовал здесь мелодию грузинской народной колыбельной песни «Иав нана» («Спи, фиалка»), запись которой была им получена от М. М. Ипполитова-Иванова. Это мир «знойной», изысканной и завораживающей лирики медленных восточных танцев. По определению    либреттиста, «сладостная, чарующая музыка».

Сохраняя неизменный басовый фон, композитор обогащает музыку все новыми и новыми красочными подробностями и чудесными мелодическими узорами. В средней части танца появляются изысканные хроматизмы и характерные для восточной музыки тонкие колебания ладовых оттенков. В репризе красиво звучит соединение главной темы (в густом вибрирующем голосе струнных) и томных хроматических ходов гобоя: словно одинокий голос задумчиво импровизирует на тему песни.

15. Чай: китайский танец. Музыка необычайно характерна по подбору тембров и изложению. Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato — все это создает впечатление оригинальной комической игрушечности. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.

16. Трепак: русский танец. Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу — убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.

17. Танец пастушков. По замыслу либреттиста, игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из камыша». Замечательной находкой композитора является главная тема танца: пасторальная мелодия трех флейт. Ее красота неотделима от природы инструмента: будто сама душа флейты вселилась в эту музыку, легкую и подвижную, как ветерок в  «звонких скважинах пустого тростника».

18. Мамаша Гигонь и паяцы. Быстрый и остро ритмованный танец Полишинелей, за которым следует более умеренный по темпу комический танец Мамаши Жигонь с ее детишками, вылезающими из-под юбки;  далее — общий групповой танец на музыке Полишинелей.

19. Вальс цветов. Маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс.

«Вальс цветов» наряду со следующим «Pas de deux», является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика». Вальс начинается вступлением с большой виртуозной каденцией арфы. Главная тема поручена валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса как выражение его основного настроения — пышной и торжественной праздничности,— эта тема служит, однако, лишь первой ступенькой в той лестнице мелодических красот, которую воздвигает здесь фантазия композитора. Уже в середине первой части вальса музыка становится более певучей. Во второй (центральной) части композитор одарит нас новыми, еще более широкими и мелодически увлекательными темами: мелодия флейт и гобоев (в начале этой части) и продолжающая  ее  лирически-насыщенная мелодия виолончелей. После повторения первой части вальса (репризы) следует заключение, где знакомые темы развиваются, приобретая еще более оживленный и бурно-праздничный характер.

20. Танец принца Оршада и Феи Драже. Сцена начинается «колоссальным по эффекту» (М. Петипа) Adagio. Значительность этого Adagio — не только и не столько в его объеме и внешней монументальности звучания, сколько во внутренней эмоциональной наполненности и содержательности, в мощной силе симфонического развития. Только благодаря этим свойствам Adagioдраматургически «побеждает» рядом с пышным и, казалось бы, кульминационным по эмоциональности «Вальсом цветов». Первая тема Adagio — светлая, торжествующая. В средней части звучит мелодия красивой элегической песни. Этот простой лирический напев служит началом новой, наиболее богатой фазы симфонического развития. В процессе развития элегический образ становится все более и более активным и, вместе с тем, скорбно-драматическим.

В суровом звучании труб и тромбонов проходит тема первой части Adagio: теперь она приобретает новый облик, напоминая столь типичные для  Чайковского темы мрачных  и неумолимых «приговоров  судьбы». Третья часть Adagio — повторение первой в новом, еще более светлом и нарядно-праздничном изложении с широким умиротворяющим заключением.

За Adagio следуют две сольные вариации и общая кода.

21. Вариация 1: Тарантелла.  Вариация танцовщика — тарантелла с необычным для этого кипучего танца отпечатком мягкой грусти.

22. Вариация 2: Танец Феи Драже. Вариация балерины — Andante с прозрачным, «тающим» звучанием челесты— одна из самых удивительных колористических находок Чайковского. Замысел этой пьесы отчасти подсказан программой Петипа, который хотел, чтобы здесь слышалось «падение капель воды в фонтанах». У Чайковского образ, как всегда, получился более психологическим, чем изобразительным. Внешняя холодноватость, таинственная приглушенность чувства, а где-то в глубине трепетное волнение, тревожная настороженность — так хотелось бы определить сложное эмоциональное содержание этой лирической миниатюры. В ней, как и во многих эпизодах балета, проявляются богатство, многосторонность замысла «Щелкунчика»: сквозь невинную сказку, детскую идиллию, пестроту театрального зрелища просвечивают глубокие пласты правды жизни — светлую мечту оттеняют первые тревоги, в кипение молодых сил вторгаются скорбь и горечь.

23. Кода – танцуют все участники предыдущей сцены.

24. Финальный вальс  и апофеоз. Общий заключительный танец всех участвующих — «увлекающий и горячий» (М. Петипа).

25. Апофеоз. Вальс переходит в безмятежно светлую музыку апофеоза, завершающего весь-балет.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА НА ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА ( для «слабого» класса )

  1. Кто такие Клерхен и Трудхен? ( куклы Мари, затем принцессы сказочного королевства и сёстры Щелкунчика )
  2. Как Мари спасла Щелкунчика во время великой битвы между куклами и мышами? ( швырнула свою туфельку и убила Мышиного короля )
  3. Как звали принцессу из Сказки о твёрдом орехе? ( Пирлипат )
  4. За что король кукольной страны решил отомстить Мышильде? ( она со своими подданными съела сало для колбас )
  5. Что такое «Кракатук»? ( волшебный орех )
  6. При каких условиях Щелкунчик опять станет человеком? ( если убьёт Мышиного короля и если его полюбит прекрасная дама )
  7. Как принцесса «отблагодарила» юного Дроссельмейера за то, что он вернул ей человеческий облик и красоту? ( прогнала его )
  8. Почему Мари заболела? ( порезала руку стеклом )
  9. Кого Фриц назвал «серым советником посольства»? ( кота )
  10. Как Мари попала в кукольное царство ? ( через рукав шубы отца )

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О ГОФМАНЕ

Родился в Германии в 18 веке. Любил Моцарта и присоединил второе имя великого композитора к своему.

Был великим выдумщиком и мечтателем, подобно Дроссельмейеру  мастерил необыкновенных кукол. Был поэтом, музыкантом, но творчество не сделало его богатым, а слава писателя пришла к Гофману только после смерти. Помимо сказки о Мари и Щелкунчике написал еще несколько замечательных книг: «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Золотой горшок» и др.

РАБОТА ПО ПРОЧИТАННОЙ СКАЗКЕ

Перечислите героев ,которых мы встречаем в первой главе.

- Семья Штальбаум, Мари, Фриц, их крёстный Дроссельмейер.

Кто описывается подробнее всех и почему?

Дроссельмейер. Этот герой в основе завязки сюжета сказки.

Какая игрушка более всего заинтересовала Мари? Как называется глава, в которой об этом говорится? Что так понравилось Мари ?

-Щелкунчик. «Любимец».

А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой ёлки, очутился на виду замечательный человечек. Он вёл себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдёт очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нём был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крёстный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном рединготе и в смешном колпаке, но это не мешает ему быть милым, дорогим крёстным». Кроме того, Мари пришла к заключению, что крёстный, будь он даже таким же щёголем, как человечек, всё же никогда не сравняется с ним по миловидности. Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого же взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белой бумажной штопки, окаймлявшая подбородок, — ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах.

Как она его лечила и заботилась о нём?

 Мари подобрала выпавшие у Щелкунчика зубы; пострадавшую челюсть она подвязала красивой белой ленточкой, которую отколола от своего платья, а потом ещё заботливее укутала платком бедного человечка, побледневшего и, видимо, напуганного. Баюкая его, как маленького ребёнка…

Сравните Мари и Фрица. Какие качества Мари ярче видны на фоне поведения Фрица?

Мари добрее, вежливее брата. Она внимательно относится к людям, не хочет обижать крёстного. Фриц довольно жестоко относится к своим игрушкам, Мари на его фоне выглядит очень заботливой, милосердной и жалостливой. А ещё она очень внимательная ( подмечает сходство Дроссельмейера с Щелкунчиком). Однако Фриц храбрее сестры ( Мари очень пугается Мышиного короля и безропотно выполняет его приказы, а Фриц готов бесстрашно сражаться с любым врагом).

Как появился Мышиный король с комнате Мари? Чего он хочет ? Почему девочка выполняет все его требования?

Прошло немного времени, и как-то лунной ночью Мари разбудило странное постукиванье, которое, казалось, шло из угла, словно там перебрасывали и катали камешки, а по временам слышался противный визг и писк.

— Ай, мыши, мыши, опять тут мыши! — в испуге закричала Мари и хотела уже разбудить мать, но слова застряли у неё в горле.

Она не могла даже шевельнуться, потому что увидела, как из дыры в стене с трудом вылез мышиный король и, сверкая глазами и коронами, принялся шмыгать по всей комнате; вдруг он одним прыжком вскочил на столик, стоявший у самой кроватки Мари.

— Хи-хи-хи! Отдай мне все драже, весь марципан, глупышка, не то я загрызу твоего Щелкунчика, загрызу Щелкунчика! — пищал мышиный король и при этом противно скрипел и скрежетал зубами, а потом быстро скрылся в дырку в стене.

 Мари готова сделать что угодно ради спасения Щелкунчика. Она без колебаний жертвует даже любимыми сахарными куколками.

Изменилось ли отношение Мари к Щелкунчику после того, как она узнала о том, что он заколдованный юноша?

С тех пор как Мари узнала, что Щелкунчик на самом деле молодой Дроссельмейер, племянник советника суда, она перестала носить его и баюкать, перестала ласкать и целовать, и ей даже было как-то неловко слишком часто до него дотрагиваться…

Тем не менее она его по-прежнему любит, уважает и очень хочет помочь.

О чём Щелкунчик просит Мари? Кто помогает ей выполнить эту просьбу?

Достать ему саблю. Фриц.

Как вы думаете, сражение с мышиным войском было правдой или просто приснилось Мари?

Это очень трудный вопрос и предугадать заранее ответы на него невозможно. Ребята говорят о том, что Дроссельмейер превращается в филина и что Мари ,скорее всего, спала. Однако всё дальнейшее прямо указывает на то, что битва кукольного и мышиного войска произошла на самом деле. Взрослые же не верят в рассказ Мари.

Причудливое фантасмагоричное переплетение реальности и волшебства – это одна из особенностей сказочной прозы Гофмана. С подобной «сказочной реальностью» ученики уже встречались при чтении «Майской ночи…» Н.В. Гоголя, когда сон Левко оборачивается абсолютно реалистичным решением проблем героя.

Тем не менее, рассуждения по данному поводу могут подвести учеников к пониманию таких литературоведческих понятий, как «фантасмагория», «правда и вымысел в литературном произведении».

Сравните, как сражались оба войска. (При желании ученики могут приготовить парные пересказы эпизода битвы).

Кто и как разрешил исход сражения?

Мари. Она бросила туфельку и погубила Мышиного короля.

Почему Мари заболела?

Она заболела из-за перенесённого потрясения и ужаса. Никогда ещё этой счастливой и милой девочке не приходилось переживать ничего подобного. Однако она проявила невероятную храбрость и в решающую минуту спасла Щелкунчика и его войско.

В чём особенность сюжета сказки?

События рассказываются автором не последовательно, они словно перемешаны. Так, сначала повержен Мышиный король, и только после мы узнаём историю вражды кукол и мышей , а также историю превращения юного Дроссельмейера в Щелкунчика. Пересказ сказки о твёрдом орехе.

Зачем автору понадобилось в сказку вставлять сказку?

В сказке о Кракатуке объясняется ,кто такие Щелкунчик, Дроссельмейер, как юноша стал куклой. Кроме того, становится понятным, что нужно для спасения юноши.

Как поступила Пирлипат со своим спасителем?

Велела прогнать его, отвергла того, кто ради неё лишился человеческого облика и красоты.

Ребята, какого вы мнения о поступке Пирлипат? Какие сказки напомнила вам эта история?

Несомненно, ученики отметят то, что при внешней удивительной красоте принцесса обладает внутренним безобразием. Подобное несоответствие (внешняя красота и душевное безобразие и наоборот) часто встречается в книгах : Красавица и Чудовище, Гадкий утёнок, Золушка, Принц и Нищий , Царица из « Сказки о Мёртвой царевне…», Снежная Королева, Звёздный мальчик итд.

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД.

Почему Мари удалось спасти Щелкунчика?

Она оказалась достойной этого самоотверженного, любезного, благовоспитанного и храброго героя. Её чуткость, доброта, умение разглядеть истинную красоту под уродливой оболочкой вернули Щелкунчику его прежний облик. Горячая любовь ,искреннее сострадание, отвага оказались сильнее волшебных чар.

Как Мари была вознаграждена ?

Позже она станет невестой прекрасного племянника Дроссельмейера и королевой Кукольного королевства.

Домашнее задание : дать развёрнутный ответ на вопрос « Почему в сказке душу Мари назвали «светлым царством»?

-